НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Прот. Всеволод Чаплин: Воскресение Христово - это торжество жизни.
13.04.2001
[См. также: Пасха - Светлое Христово Воскресение ]
На вопросы Страны.Ru отвечает глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин:
- Почему Пасха - главный праздник для православного человека, ведь Пасху называют "праздников праздник и торжество из торжеств"?
- Естественно, это главный праздник, это "праздников праздник и торжество из торжеств", потому что Православная Церковь - это Церковь Христа Воскресшего. Апостол говорит, что если Христос не воскрес, то наша проповедь тщетна, тщетна и вера христиан, постольку поскольку воскресение Христово - это торжество жизни, это основание нашей надежды на вечную жизнь, на то, что Господь спасает нас, если мы принимаем Его крестную жертву, если мы со Христом живем и духовно обновляемся под действием Его благодати, подаваемой в Церкви. Вся жизнь Православной Церкви, весь строй ее жизни исполнен пасхальной радостью, мы ликуем, зная, что воскресший Христос и нас, православных христиан, возводит к воскресению, и духовному, возводит нас к вечной жизни, и этот праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас. Потому что Воскресение Христово, искупление им падшего мира - это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы ни была сложна наша жизнь, как бы ни обуревали нас житейские невзгоды, ужасы, которые мы испытываем от людей, от несовершенства окружающего мира, - все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дается Воскресением Христовым.
- Как нужно и как правильно духовно подготовиться к празднику Св. Пасхи?
- Весь богослужебный год длится от Пасхи до Пасхи. Именно от Пасхи до Пасхи выстраивается круг богослужебных чтений, песнопений Октоиха, и не случайно Пасхе предшествует Великий Пост, Страстная седмица, время покаяния и время особо углубленного размышления о наших грехах, о том, как нам приступать к общению с Богом. Великопостное богослужение имеет особую глубину, оно отличается от остальных богослужений годичного круга через очень углубленное духовное размышление, через сугубую молитву, через воздержание от скоромной пищи, от увеселений, христианин готовится к духовному празднованию Пасхи.
Естественно, время Страстной седмицы отличается особым молитвенным настроем, а Великая суббота - это время священного молчания, это время, когда богослужения возносится песнь "Да молчит всякая плоть…". Великая Суббота - время, когда Церковь вспоминает, как Христос находился во гробе, это время, когда христианину надлежит в священном молчании ждать того, как откроются царские врата, символизируя тот момент, когда открылся гроб Христов, и из него воссияло пречистое, преображенное Тело Христово. Именно поэтому до начала пасхального богослужения, пасхальной утрени неуместна подготовка к празднику в том смысле, в каком мы ее часто по-житейски понимаем, т.е. преждевременное как бы празднование Пасхи, которое, к сожалению, у нас становится достаточно популярным. Довольно странно видеть людей, которые приходят еще до начала богослужения в храм уже так или иначе "отпраздновавшими" праздник, это неправильно, это довольно странная традиция. Я думаю, что эта традиция порождена семидесятилетним временем безбожия. Естественно, люди готовятся к пасхальной трапезе, естественно, люди готовятся к тому, чтобы нарядными прийти в храм, но это не должно быть никак связано с преждевременным отмечанием праздника.
- Отец Всеволод, помните ли Вы Вашу первую сознательно и церковно отмеченную Пасху? Когда и как это было?
- Я пришел к Церкви, когда мне было 13 лет, и свою первую Пасху отмечал, будучи оглашенным. Покойный отец Вячеслав Марченков, будучи клириком Богоявленского Патриаршего собора, в 1981 году прочел надо мной молитвы оглашения, и уже после Пасхи я окрестился. Тогда мне довелось присутствовать на пасхальном богослужении, молиться за пасхальным богослужением, которое совершал в Богоявленском соборе покойный патриарх Пимен.
Конечно, на меня оказала очень глубокое воздействие эта служба, и тогда такие юношеские впечатления были во многом связаны с тем, что было впечатляюще видеть неподдельную радость людей, видеть то, что люди глубокой ночью, во время достаточно длительного богослужения не устают, не жалуются на ноющие ноги, а их сердца и их души полны радости, они по-особому общаются друг с другом во время и после пасхального богослужения, отступают прочь человеческие разногласия, обиды, ссоры, отчужденность людей друг от друга. Вот этот дух Пасхи, который я первый раз почувствовал, будучи еще оглашенным, мне доводилось потом переживать каждую Пасху, где бы я ни находился, в России ли или где-то в другом месте, в Москве или в другом городе. И именно этим духом особого общения, особой открытостью сердец характерно православное празднование Пасхи, и я думаю, что этот дух не исчезает, а только укрепляется в нашей Церкви сегодня.
- Многие люди, которые не ходят в церковь и не считают себя верующими, приходят в храм в пасхальную ночь. Что-то влечет их туда. Как им - людям нецерковным - объяснить смысл праздника Пасхи?
- К сожалению, действительно приходится видеть, как люди приходят в пасхальную ночь, чтобы просто посмотреть на крестный ход. Многие, к сожалению, воспринимают это как какое-то внешнее для себя действие, они больше нацелены на то, чтобы этот праздник обратить в некое подобие светского торжества, некоторые уже на крестный ход приходят выпивши, поют песни, разбрасывают около храма еду, еще что-то такое. Конечно, это все коробит священнослужителей, коробит верующих людей. Конечно, нам нужно больше объяснять и через СМИ, и в храмах назначение праздника Пасхи.
Людям, которые все-таки желали более глубоко постичь смысл этого праздника, хотелось бы посоветовать две вещи. Первое - все-таки прийти в храм не только на крестный ход, а начать ходить в храм хотя бы в Великий Четверг, в Великую Пятницу, утром Великой Субботы, чтобы хотя бы таким минимальным участием в постном подвиге подготовиться к празднованию Пасхи. И самое главное, хотелось бы посоветовать увидеть и понять, открыв свои духовные очи, что этот праздник - это не нечто внешнее, этот праздник касается каждого из нас, ибо каждого из нас касается искупительная жертва Христова. Христос умер на кресте за нас и своим воскресением подводит нас к вечной жизни. Если увидеть и понять, что то, что происходит в храме на Пасху и до Пасхи, относится к нашей духовной жизни и нашей судьбе здесь и в вечности самым прямым образом, то все-таки, наверное, изменится и станет более серьезным отношение к пасхальному богослужению.
Конечно, Церковь никого не отвергает, если люди приходят даже без особого духовного настроя в храм в пасхальную ночь, это, может быть, как-то их изменит, и дай Бог, чтобы это произошло, но все-таки нужно помнить о том, что Пасха - это не просто повод отпраздновать что-то с друзьями, это не просто красивое действо, это таинственная реальность, которая касается каждого из нас. Хотя, действительно, часто бывает так, что Господь самого вроде бы не имевшего серьезных духовных намерений человека может возвести к познанию себя. Я помню случай: в прошлом году я праздновал Пасху в сельском храме, пришел человек к концу пасхальной литургии ночью, сильно выпивший, встал около царских врат, под амвоном внизу, размашисто крестился, естественно, его стали выводить из храма и вывели, но через некоторое время он пришел абсолютно в ином состоянии, я его исповедовал, и оказалось, что человек пришел в храм практически случайно, шел мимо, но тем не менее почувствовал какую-то внутреннюю перемену в душе, и потом он стал ходить в храм регулярно. Так что не надо отгонять даже тех, кто ведет себя не очень достойно и не очень серьезно.
- Что бы Вы пожелали читателям Страны.Ru - церковным и нецерковным - в дни Святой Пасхи?
- Мира во всем мире, мира в стране, мира в наших семьях, мира там, где мы трудимся, и самое главное - мира внутри, потому что каждому из нас и нашей стране сегодня нужен мирный дух, чтобы мы могли посреди бушующих волн житейского моря хранить незамутненными свои духовные очи, чтобы различать добро и зло, чтобы отличать истину и ложь, чтобы не растерять, а приумножить то духовное богатство, которое дает нам Церковь, которое дает нам благодать Божия.
Страна.Ру
[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]
|