ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


На переговорах с Константинопольским Патриархатом достигнута тактическая победа.

24.04.2001

Свое мнение о закончившихся 20 апреля переговорах делегации РПЦ с представителями Константинопольского Патриархата высказали в Союзе православных граждан.

По мнению СПГ по эстонскому вопросу стороны остались при своих позициях. На прошлых переговорах в Берлине, а также в результате действий русской церковной дипломатии было принято решение о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата как правопреемницы Эстонской Церкви довоенного времени, что означало бы фактическое вытеснение созданной в последние годы Константинопольским Патриархатом неканонической структуры в Эстонии. Естественно, что Синод Константинопольского Патриархата дезавуировал подписанное в Берлине его же представителями соглашение с Москвой о согласии Константинополя на регистрации Эстонской Церкви Московского Патриархата (несмотря на то, что 90% верующих принадлежат ЭПЦ Московского Патриархата, она до сих пор не зарегестрирована и это вопиюще антиправовая политика эстонских властей). Как утверждают источники в Московской Патриархии, даже президент Эстонии согласился на регистрацию, однако решение Стамбульского синода сорвало ее.

Насколько можно понять из коммюнике ОВЦС Московского Патриархата, константинопольская сторона обещала утвердить берлинские постановления после того, как свое мнение выскажет структура Константинопольского патриархата в Эстонии, не поддерживаемая православными верующими, но искусственно созданная властями при поддержке Варфоломея. Навряд ли эта "структура" поддержит берлинские соглашения т.к. они фактически сводят на нет всю ее деятельность. Таким образом, позицию Константинопольской делегации на переговорах можно считать очередным обманом, выражаясь народным языком, "навешиванием на уши лапши". Если одобрения Синодом Константинопольского Патриархата берлинских соглашений не произойдет, а скорее, всего, это так и будет, дальнейшие переговоры между Патриархатами потеряют всякий смысл, зато будет иметь смысл самая жесткая позиция России по отношению к эстонскому государству. Несмотря на то, что формально Русская Православная Церковь отделена от государства, подавляющее большинство русских Эстонии - ее прихожане, и вопрос защиты их прав, безусловно, входит в компетенцию Российского государства. В этом вопросе необходимо добиться главного - регистрации ЭПЦ Московского Патриархата как правопреемницы довоенной Эстонской Православной Церкви с соответствующими имущественными последствиями. После это Константинопольскому патриархату будет нечего делать в Эстонии, что бы он не заявлял.

Следует отметить, что все эти переговоры происходят по причине вынужденного признания политической реальности-поддержки эстонских раскольников властями (не только эстонским)и Константинопольским патриархатом, руководство которого строго действует в парадигме политики Ватикана и США и ,следовательно, не может уже считаться православным. С церковно-канонической точки зрения нет никакой "церковной структуры" Константинопольского Патриархата в Эстонии, а есть группа раскольников, и есть Каноническая Православная Церковь Московского Патриархата - с чисто канонической позиции и говорить то не о чем.

Вторым пунктом повестки дня цюрихских переговоров стояла ситуация на Украине. Стороны приняли решение послать на Украину делегацию двух патриархатов, состоящую из клириков не в архиерейском сане, "для изучения обстановки и проведения консультаций на месте со всеми, кто заинтересован в этой стране поддержать действия, которые два Патриархата намерены предпринять в ближайшем будущем для восстановления там церковного православного единства.".

Что это означает? То, что если Константинопольский патриархат выполнит эти условия, то Русская Православная Церковь получает крупный тактический выигрыщ во времени. Дело в том, что на май месяц был назначен визит патриарха Варфоломея в Киев, во время которого он должен был признать раскольников де-юре (с канонической точки зрения это было недействительно) и провозгласить "Украинскую поместную церковь" на "объединительном соборе" двух раскольнических группировок - "Киевского Патриархата" и "УАПЦ". Исходя из этих соглашений - ни визита, ни "объединительного собора" раскольников не будет. Это серьезное достижение. Второе серьезное достижение - это предельно низкий представительский уровень посылаемой совместной делегации, которая не будет включать ни одного епископа) и предельно низкий уровень ее полномочий - провести ряд встреч и отчитаться начальству.

Однако в обмен на эту крупную тактическую победу и выигрыш во времени московская сторона была вынуждена подписаться под формулировками, явно написанными рукой стамбульской стороны (о совместных действиях двух Патриархатов на Украине для установления церковного единства), которые означают признание Московским Патриархатом прав патриархата Константинопольского на какие-либо действия на Украине. В связи с этим создается впечатление о ловушке, поставленной константинопольской делегацией. Патриарх Варфоломей и те политические силы, которые стоят за проектом отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата - визит Варфоломея и легитимация раскольников переносятся на некоторое время, а из Москвы выбиваются "хасавюртовская" формулировка, в которой она признает право Константинопольского Патриархата действовать на территории Украины. В этом и состоит стратегия Варфоломея - сначала делаются резкие шокирующие заявления (типа - "в случае упорства Москвы я в одностороннем порядке решу украинский вопрос" или "Эстония - каноническая территория Константинопольского Патриархата"), затем предлагаются формулировки, на фоне предыдущих кажущиеся более умеренными, но в которых присутствует самое главное - возможность "ни мытьем, так катаньем" проникнуть на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Но что же делать с этими злосчастными, и, опять же, неканоничными, формулировками о "совместных действиях двух Патриархатов на Украине"? Да все очень просто. В недавней церковной истории был такой случай - по дипломатическим соображениям представитель Московского Патриархата подписал неудовлетворительное с догматической точки зрения соглашения с восточными христианами -монофизитами и Священный Синод и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви не ратифицировал эти соглашения. Делегация по переговорам с Константинопольским Патриархатом - это не церковной Собор и ее постановления не имеют веса соборных, мало того, требуют ратификации церковным Собором. Последний Архиерейский Собор Русской Православной Церкви приял по отношению к Украине однозначное, твердое решение, которое сводится к тому, что Украина является канонической территорией Русской Православной Церкви, автокефалии не будет так подавляющее большинство церковного народа против, раскол преодолим только путем покаяния его адептов и возвращение их в лоно Русской Православной Церкви. Кроме того, Собор принял Основы социальной концепции РПЦ, согласно которой Церковь может отказать в лояльности государству, действия которого смущают верующих. Вмешательство украинского государства в дела Церкви, искусственное навязывание автокефалии, безусловно, являются таким поводом. Таким образом, Русская Православная Церковь сможет легко выпутаться из хомута формулировок о совместных с Константинопольским патриархатом действиям на Украине, хотя бы сославшись на приоритет решений Собора 2000 года. А вот выигрыш во времени, связанный с отменой майского визита Варфоломея, необходимо максимально использовать для укрепления позиций УПЦ Московского Патриархата. Пресловутой "комиссии двух патриархатов" должно быть убедительно продемонстрировано:

а) тот очевидный факт, что проблема раскола на Украине сильно преувеличена. 90% православных принадлежат канонической УПЦ Московского Патриархата и не желают никакой автокефалии. Для этого достаточно повторить и творчески преумножить опыт подготовки к Московскому Архиерейскому Собору 2000 года, когда епископат, духовенство и миряне УПЦ МП единодушно высказались против отделения от Русской Церкви и вмешательства Константинопольского Патриархата, против автокефалии было собрано огромное количество подписей, проходили массовые крестные ходы и митинги, и все это - без всякой поддержки Москвы. А если оказать элементарную поддержку малороссийским единоверцам, то масштаб кампании будет значительно более мощным.

б) убедительно продемонстрировать, что в рядах раскольнических группировок сильны противоречия и две ветви раскола весьма далеки от объединения. Мало того, каждая из них может распасться еще на несколько частей. Так, очередной конфликт возник в УАПЦ. Один из ее неформальных лидеров - откровенный униат и сторонник полного подчинения Стамбулу Игорь Исиченко с пафосом исполняет панегирики папе римскому и его визиту на Украину, то формальный глава УАПЦ "митрополит" Мефодий Кудряков выступил против этого визита. Конфликт между Кудряковым и Исиченко имеет давние корни. Еще при "патриархе" УАПЦ Дмитрии Яреме Кудряков пытался низложить его и вообще ликвидировать должность "Патриарха", превратив УАПЦ в конфедерацию "самостийных" епархий. Исиченко тогда фактически спас Ярему. Аналогичная ситуация наблюдается в "Киевском Патриархате", где в декабре 2000 года "епископов" во главе с львовским "митрополитом" Андреем Гораком пытались низложить Филарета Денисенко. Такова логика раскола- отделившись от тела Церкви, где действует благодать Святого Духа, врачующая и личные грехи и недостатки членов Церкви, раскольнические сообщества превращаются в катящиеся прочь от церковности группы, в которых превалирует энтропийное начало. Достаточно вспомнить историю обновленчества двадцатых годов или старообрядчества, расколовшегося на немыслимое количество толков и согласий. То же самое и украинский автокефалистский раскол, где личное противостояние может привести к возникновению новой "автокефальной церкви" или "патриархата".

Заигрывания Константинопольского патриарха с подобного рода публикой, к тому же замешанной в политическом терроризме - захватам храмов, поддержке террористических организаций типа УНА-УНСО навсегда способно уничтожить итак подмоченную репутацию патриарха Варфоломея.

Кроме того, складывающая в православном мире ситуация дает новые козыри Московскому Патриархату. Так, после Пасхи Святейший Патриарх Алексий II принял делегацию Сербской Православной Церкви из Черногории. Логично, что они обратились именно к Патриарху Московскому. Сепаратистский режим Джукановича уже начал борьбу с Сербской Церковью и по украинскому сценарию создана раскольническая "Черногорская автокефальная церковь", боевики силой захватили более двадцати православных храмов. Естественно, сербские иерархи, опасаются что Варфоломей может и туда вмешаться "помочь преодолеть" искусственно созданный раскол и обращаются к Московскому Патриарху как к гаранту церковного единства. Кстати, каноничный Черногорский митрополит Амфилохий в сложившихся политических условиях является главным пророссийским политиком в Черногории. Второй козырь Москвы - это преодоление разделения с Русской Зарубежной Церковью, к власти в которой пришли сторонники единения с Московским Патриархатом. Третий - только Россия может помочь Элладской Автокефальной Церкви в борьбе с пронатовским правительством, которое объявило ей войну и пригласило римского папу, четвертый - это ситуация в Болгарии, где пронатовские власти также подавляют Православную Церковь. Став в тесном союзе с государством защитницей Канонического Православия в мире, Русская Православная Церковь может и должна стать его лидером, а униатсвующий патриарх Варфолмей будет попросту отброшен на обочину церковно-политической жизнь. Так что есть реальные и конкретные возможности решить украинский и эстонский кризисы в пользу Русской Православной Церкви, воспользовавшись полученной короткой передышкой, перейти в контрнаступление, задействуя все имеющиеся возможности. И государство должно пойти на самый серьезный диалог с РПЦ внутри страны, ибо любые выступления против РПЦ в России, любые попытки столкнуть Церковь и государство подрывают имидж нашей страны как центра православной цивилизации.

Проварфоломеевская сторона на Украине начала активную подготовку к приезду вышеупомянутой комиссии - Исиченко заявил, что " необходимо готовить почву для вмешательства Варфоломея де-юре". Очевидно, что раскольники из УАПЦ готовят свои маршруты для этой комиссии. Также очевидно и то, что США и их ставленник Варфоломей не хотят видеть Филарета Денисенко во главе "незалежной церкви". Он, как и Кучма, столько много сделавший для американцев, им более не нужен. США стремятся, чтобы все важнейшие посты, в том числе и в религиозных организациях, занимали граждане США - глава униатов Гузар имеет американское гражданство, глава днепропетровских хасидов Кременецкий- аналогично.

Так что за океаном, скорее всего, ставят на "митрополита" Константина(Багана) - главы "Украинской Православной Церкви в США"Константинопольского Патриархата, чье епископство не признано Русской Православной Церковью.

Когда атеисты и апологеты раскола утверждают, "что ваши московские анафемы не действуют - Филарет жив -здоров несмотря на них", им в пору ответить - еще как действуют -предав Церковь-мать, Филарет оказался ненужным и новым хозяевам.

Последние факты, сообщаемые источниками с Украины, свидетельствуют, что Константинопольский патриархат готов нарушить и последние цюрихские соглашения. Со ссылкой на "епископа" Даниила (Чекалюка) утверждается, что Варфоломей посетит Украину, но только после визита папы и что 12 мая в Киев должен прибыть митрополит Халкидонский Мелитон (Константинопольский Патриархат). Впрочем, к этому нужно быть готовым. Путь все равно один - только бескомпромиссное, основанное на св. канонах, отстаивание своей канонической территории. В конце концов, в двадцатые годы, когда во власти в Константинопольском Патриархата пришли сторонники "радикальной реформации", они встали на сторону большевиков, признали обновленцев и требовали низложения Святейшего Патриарха Тихона. Тогда, будучи на грани уничтожения, Русская Церковь не пошла ни на какие компромиссы и победила - где теперь эти обновленцы?

См. также: В Цюрихе состоялись переговоры официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов.

Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU