ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


В ЭПЦ считают отказ в регистрации политичеким актом.

26.04.2001

Пресс-секретарь митрополита Корнилия, главы ЭПЦ МП, протоиерей Леонтий Морозкин дал интервью Стране.Ru.

Он отметил, что очередной отказ в регистрации ЭПЦ обусловлен чисто политическими мотивами. Власти Эстонии поддерживают Константинопольскую юрисдикцию, в частности не скрывает этого и президент Эстонии Леннарт Мери. О. Леонид напомнил, что во время своего визита в Эстонию патриарх Варфоломей имел ряд встреч с руководством Эстонии. Кроме того, он наградил президента Эстонии Мери церковным орденом и сам получил государственную награду. Президент Эстонии Мери еще несколько лет назад обратился к патриарху Варфоломею с просьбой принять в свою юрисдикцию всех православных Эстонии. С этого времени, сказал о. Леонтий, не прекращается политическое давление в отношении ЭПЦ МП с целью заставить ее перейти в юрисдикцию Константинополя. Однако в ЭПЦ МП твердо насторены сохранять верность Матери-Церкви и не имеют никакого желания переходить в Константинопольский Патриархат.

"Нашу Церковь все время провоцируют регистрировать как новообразованную структуру, но мы считаем себя частью той Церкви, которая здесь была зарегистрирована до войны, а вторая часть - это Константинопольская юрисдикция. Бывает, что у какого-то имущества два наследника". Отец Леонтий подчеркнул, что ЭАПЦ также может считаться правопреемницей довоенной ЭПЦ: "Мы не считаем, что только мы являемся правопреемниками, а ЭАПЦ - нет". О. Леонтий считает, что ЭАПЦ поступает по отношению к ЭПЦ МП не по-братски, когда зарегистрировалась с помощью властей и стремится стать собственником всего имущества.

Отец Леонтий отметил, что в настоящее время ЭПЦ МП храмы и другое имущество находится во владении государства, а ЭПЦ МП только пользуется им, "в советское время храмы принадлежали государству, так они государству и принадлежат в настоящее время". О. Леонтий не исключил того, что храмы и имущество, находящееся во владении ЭПЦ МП постепенно переоформляется государством на ЭАПЦ. Так, например митрополит Стефан, глава ЭАПЦ не раз публично требовал от митрополита Корнилия покинуть здание церковного управления в Таллине, на том основании, что оно формально принадлежит ему. Однако пока не было случаев, чтобы православных юрисдикции МП не допускали в свои храмы, но, отметил о.Леонтий, не может не огорчать газетная пропаганда, говорящая о том, что якобы ЭПЦ является "русской" и "оккупационной" Церковью, об этом же не устает повторять митрополит Стефан.

"Уже семь раз за эти годы мы подавали на регистрацию - и уже семь раз мы получили отказ, но на этот раз начальник департамента по делам религий МВД Эстонии сообщил митрополиту Корнилию, что наш устав не противоречит закону, значит нет формальных оснований не регистрировать нас",- сказал о. Леонтий.

ЭАПЦ и власти Эстонии стараются представить дело так, как будто ЭПЦ МП вовсе нет. "На самом деле если в Эстонии есть Православие, то - это только наше Православие, даже внешне это видно. На пасхальные службы в кафедральный собор св. Александра Невского пришло около 50000 человек. А в кафедаральный храм ЭАПЦ пришло всего несколько человек".

Около одной трети духовенства ЭПЦ - это эстонцы, много эстонцев и среди прихожан. В соборе св. Александра Невского некоторые службы совершаются на эстонском языке для прихожан эстонцев. В настоящее время ЭПЦ МП принадлежит 29 храмов, а ЭАПЦ -54, но при этом число прихожан ЭАПЦ - ничтожно мало, их храмы стоят пустыми, так как ЭАПЦ имеет всего около 3000 прихожан, на фоне того, что ЭПЦ имеет около 100000.

О. Леонтий сообщил также, что на завтрашнем заседании Св. Синода ЭПЦ будет принято специальное заявление по этому вопросу.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


Православие в Эстонии объявлено вне закона.

26.04.2001

Как стало известно Стране.Ru из источников в ЭПЦ МП, 23 апреля митрополит Корнилий (Якобс), возглавляющий Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата, получил официальное уведомление об отказе в регистрации от МВД Эстонии. Заявление о регистрации ЭПЦ МП было подано в МВД Эстонии 24 января 2001 года.

Формальным поводом для отказа послужило то, что заявление о регистрации было подано в форме заявления о возобновлении регистрации, а не от имени вновь организованного религиозного объединения. Эстонские власти указали на то, что в заявлении отсутствуют нотариально заверенные подписи, как это требуется в заявлении о первоначальной регистрации. Власти Эстонии отказываются считать правоприемницей Эстонской Православной Церкви, образованной в 1919 г., ЭПЦ МП, признавая это право за так называемой "Эстонской Апостольской Православной Церковью", входящей в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Особо цинично в документе, который получил митрополит Корнилий, выглядит цитата из Священного Писания: "Одна паства и один пастырь", которая не в коей мере не может относиться к данному случаю.

"Объединение православных, которое в 1920 году было оформлено в Эстонскую Православную Церковь, а в 1923 году в Эстноскую Апостольскую Православную Церковь в юридическом смысле является целостным объединением, которое восстановило непрерывность своей деятельности в 1993 году и устав которой был перерегистрирован 11 августа 1993 года, поэтому согласно действующим правовым актам организация может называть себя частью этого целостного объединения ЭАПЦ, только на основе разрешения ЭАПЦ", - говориться в документе.

Власти Эстонии требуют от ЭПЦ МП также изменить историческое название, так как оно, по их мнению, совпадает с названием ЭАПЦ.

Власти Эстонии настаивают на том, чтобы ЭПЦ МП, к которой принадлежат подавляющее большинство православных верующих в Эстонии, подала бы заявление о регистрации как вновь образованная структура, что просто-напросто противоречит здравому смыслу.

По мнению юристов Московского Патриархата, речь в данном случае не в коей мере не может идти о новой регистрации, потому что ЭПЦ образовалась в 1919 году и существует до сегодняшнего дня.

Противостояние между властями Эстонской Республики и Эстонской Православной Церковью - автономной канонической юрисдикцией Московского Патриархата в Эстонии - продолжается уже более семи лет.

Эстонская Православная Церковь образовалась в 1919 г., в этом же году Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви признали Эстонскую Православную Церковь автономной впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским Церковным Собором. В октябре 1920 г. епископом Ревельским и Эстонским Автономной Православной Церкви в Эстонии (АПЦЭ) избрали священника Преображенского храма в Пярну (Пернов) Александра Паулуса, которого хиротонисали во епископа Ревельского и Эстонского. Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа.

Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган - Синод, в который кроме архипастыря вошли клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Таким образом, автономия Православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия.

В 1993 году в Эстонии была проведена регистрация церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата, называющей себя "Эстонской Апостольско-Православной Церковью" (ЭАПЦ), осуществленная без участия подавляющего большинства православных верующих страны. Тогда же судебным решением этой зарегистрированной структуре передано все церковное имущество. Несмотря на все протесты и неоднократные обращения в Министерство внутренних дел Эстонии канонической Эстонской Православной Церкви, ей отказали в регистрации в качестве такой же правопреемной структуры, навязывая статус новообразованной Церкви. Таким образом, приходам Эстонской Православной Церкви было отказано в юридических правах на свою историческую собственность - храмы, церковные дома, другое имущество.

ЭАПЦ Константинопольской юрисдикции в Эстонии получила поддержку государственных структур. Глава Эстонской Республики обратился к Константинопольскому Патриарху с просьбой о принятии в юрисдикцию Константинополя эстонского православия.

Руководство ЭАПЦ неоднократно заявляло, что Эстонская Православная Церковь Московской Патриархии образовалась во время и благодаря советской оккупации, а довоенная Православная Церковь Эстонии якобы перестала действовать на ее территории и в 1944 году переместилась "в изгнание", в Швецию, где продолжала существовать.

Однако эти утверждения противоречат историческим фактам. ЭПЦ образовалась в 1919 году, и ее приходы продолжали действовать на территории Эстонии в те годы, когда на Эстонскую Церковь обрушились репрессии со стороны властей после присоединения республики к СССР. Тысячи священнослужителей Эстонской Православной Церкви были расстреляны.

Митрополит Корнилий (Якобс) - глава ЭПЦ МП, неоднократно обращал внимание на то, что регистрация ЭАПЦ в 1993 году была осуществлена вопреки Закону о государственных регистрах. Кроме того, архиепископ Корнилий заявил, что не считает произведенную регистрацию законной также и потому, что была зарегистрирована структура, которая не возглавлялась епископом, тогда как Церковь в понимании Закона о Церквах и приходах является епископальной структурой.

Эстонская Православная Церковь заявила о своем нежелании присоединиться к зарегистрированной ЭАПЦ, так как это бы означало юридическое подчинение ее правлению, находящемуся в Константинопольской юрисдикции.

Патриарх Константинопольский Варфоломей, который в октябре 2000 года посетил Эстонию, немало сделал тогда для того, чтобы вопрос о регистрации ЭПЦ в Эстонии был решен именно таким образом. В этом году патриарх Варфоломей также обратился с письмом к президенту Эстонии Леннарту Мери, в котором также затрагивался этот вопрос. Немалую активность в этом вопросе проявил и глава ЭАПЦ митрополит Стефан. Он, начиная с момента подачи заявления ЭПЦ МП, без конца обивал пороги чиновников и политиков, выражая свою "озабоченность намерениями Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата зарегистрировать свои приходы как преемников автономной православной церкви в Эстонии. При этом митрополит Стефан упорно именует Церковь, возглавляемую митрополитом Корнилием, "русской" и отказывает ей в праве на церковные здания и имущество. Так на встрече с лидером Центристской партии Эстонии Эдгаром Сависааром в феврале митрополит Стефан "обратился за помощью и поддержкой".

По итогам беседы Эдгар Сависаар тогда заявил, что в вопросе о церковном имуществе государство должно придерживаться законных вариантов решения проблемы. "Законным" до сего момента считалось передать все имущество Константинополю.

Во время своего визита в Эстонию 27 октября 2000 г., в эстонской газете "Постимээс" была опубликована статья Патриарха Варфоломея, где он заявляет, что Цюрихские соглашения 1996 года о распределении приходов в Эстонии между двумя юрисдикциями: Московского и Константинопольского Патриархата - "неправильно понимаются" Москвой. Патриарх Варфоломей утверждает, что в Эстонии не должно быть двух параллельных юрисдикций, а должен быть один первоиерарх, то есть он сам.

Особая болезненность ситуации для Патриарха Алексия II заключается в том, что он родился, вырос и начинал свое служение именно в Эстонии, кроме того, ему принадлежит книга "Православие в Эстонии", в которой он детально изучил историю эстонского православия, начиная с его зарождения. Патриарх неоднократно высказывался по эстонской проблеме: так 6 марта 2001 года он напомнил, что первые приходы Русской Церкви появились на эстонской земле еще в XII веке и все они духовно окормлялись русскими священниками. Только в 1923 году большинство приходов были вынуждены временно перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, но к 1940 году все они вернулись в юрисдикцию Матери-Церкви. Те несколько лет, когда эстонские приходы находились в юрисдикции Константинополя, они были фактически брошены своим новым священноначалием, а возвращение в юрисдикцию Москвы воспринималось как возрождение церковной жизни.

Патриарх подчеркнул, что Константинопольский Патриархат "палец о палец не ударил для утверждения православия в Эстонии" и потому не имеет морального права посягать на православные приходы Русской Церкви. Возможность своего визита в Эстонию Патриарх увязал с государственной регистрацией Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и передачей ей всего церковного имущества, законно принадлежащего именно этой юрисдикции.

Едины с Патриархом м Поместные Православные Церкви, которые все, кроме Константинопольской, отказываются признавать ЭАПЦ.

Решение эстонских властей означает, что единственная каноническая Православная Церковь Эстонии - ЭПЦ МП не будет иметь право владеть каким-либо имуществом, и не будет обладать правами юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями, что безусловной ущемляет права десятков тысяч православных эстонцев и русских, живущих в Эстонии, которые хотят сохранить верность Матери-Церкви, и является актом откровенной дискриминации по отношению к ним. Эстонские власти при поддержке Константинопольского Патриархата взяли курс на окончательное вытеснение канонического православия с территории Эстонии.

Как сообщили Стране.Ru в епархиальном управлении ЭПЦ МП в Таллине на пятницу намечено заседение Священного Синода ЭПЦ, на котором будет обсуждаться этот вопрос.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU