ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Прот. Всеволод Чаплин о предстоящем визите Папы Римского на Украину.

11.05.2001

Секретарь Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, недавно побывавший на Украине, прокомментировал для Страны.Ru ситуацию которая складывается там в связи с подготовкой предстоящего визита Папы Римского в эту страну.

- Отец Всеволод, какая ситуация сложилась на сегодняшний день со Свято-Владимирским храмом во Львове? Была информация, что этот храм, на который претендуют представители т.н. Киевского Патриархата, будет закрыт или уничтожен?

-Дело в том, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата оказалась лишена права на земельный участок, на котором стоит этот храм. Эти права переданы общине так называемого Киевского Патриархата, и в итоге это может означать, что с этим храмом в любой момент могут сделать все, что угодно, тем более, что противники канонической Православной Церкви выражали обеспокоенность тем, что этот храм находится в месте, которое должен посетить Папа Римский. Рядом там находится униатская церковь, в которую по некоторым данным должен приехать Папа. Это все размещается на одном месте. Это место было названо городской площадью, но это не совсем площадь, это место находится в одном из новых районов Львова, там есть униатская церковь, и ожидается посещение этой церкви Папой. Некоторые националистически настроенные круги высказывают обеспокоенность тем, что там находится приход Украинской Православной Церкви, считая, что этот приход может быть очагом акции протеста православных верующих против визита Папы. И именно поэтому храм вновь оказался под угрозой. И самая главная проблема остается, она заключается в том, что без разрешения властей земельный участок, на котором находится этот храм, передан находящейся рядом общине так называемого Киевского Патриархата. При этом православной канонической общине было отказано даже в праве выкупить этот участок.

-Отец Всеволод, как бы Вы прокомментировали заявление властей Львова о том, что у них не было планов разрушать этот храм и мэр города Львова поручил своим подчиненным разобраться в ситуации?

-Ну, дело в том, что речь идет не только о том, планируют ли власти разрушить этот храм, но о том, что для этого созданы все условия постольку, поскольку было принято решение передать участок земли, на котором он стоит, так называемому Киевскому Патриархату, т.е. судьба этого храма, благодаря решению властей, полностью находится в руках раскольнической общины: что они решат сделать, то они и могут теперь сделать.

Хочется надеяться, что это разбирательство будет совершено по справедливости и что решение отдать земельный участок общине т.н. Киевского Патриархата будет пересмотрено и права общины канонической Украинской Православной Церкви будут соблюдены, несмотря на какие бы то ни было визиты. Я не слышал о том, чтобы было принято решение местных властей снести этот храм. Но сохраняется такая опасность в связи с тем, что передан т.н. Киевскому Патриархату участок земли, где этот храм стоит.

- Отец Всеволод, как бы Вы прокомментировали заявление главы Украинской Греко-Католической церкви кардинала Любомира Гузара о том, что УГКЦ обеспокоена негативным отношением Православной Церкви к визиту Папы на Украину. А также его слова о том, что"поведение православных выглядит плохо и мир это осуждает", и что "православные ведут себя "не по-человечески"?

-В принципе Священноначалие Украинской Православной Церкви не призывало к бурным акциям протеста, но в то же время надо иметь в виду, что большое количество священнослужителей и верующих относятся к визиту Папы крайне негативно, особенно это касается людей, живущих в западных областях Украины, где после событий начала 90-х годов каноническая Православная Церковь оказалась в крайне стесненном положении.

Это странное заявление, что тут сказать. Очевидно, что кардинал считает, что греко-католики, которые в начале 90-х годов силой выкидывали православных из храмов, вели себя по-человечески. Если это так, то это очень странно.

Я только что вернулся из поездки на Украину и видел, как в целом ряде областей при поддержке местных органов власти, депутатов местных рад, националистических партий и т.д. каноническую Православную Церковь подвергли самым настоящим гонениям. В частности, я был в Луцке, там большинство верующих принадлежит к канонической Православной Украинской Церкви, и, тем не менее, главный собор города оказался при поддержке местных властей и при поддержке националистов передан общине так называемого Киевского Патриархата. Православный канонический митрополит Луцкий и Волынский Нифонт вынужден ютиться в маленьком приходском доме Покровской церкви города Луцка. Волынская Духовная семинария, возрожденная в начале 90-х годов, долгие годы вообще не имела никакого помещения. У канонической православной общины остался только один маленький старый храм в епархии. И она была вынуждена построить ангар и там устроить храм, который полон молящимися, которым часто приходится молиться на улице. Также есть еще несколько помещений, оборудованных под молитвенные дома, люди молятся там. К сожалению, эта ситуация закрепилась, к ней стали привыкать, но это только подчеркивает несправедливость. Можно вспомнить, что все эти акции, направленные на захват храмов сопровождались грубым физическим насилием. На митрополита, тогда епископа, Нифонта было устроено покушение, ему причинили телесные повреждения, избиением подверглись многие клирики Лукой и Волынской епархии. Как известно, в Ивано-Франковской, Тернопольской и Львовской областях каноническая Православная Церковь была лишена почти всех своих храмов. Там местные власти передали определенное количество храмов раскольникам, сторонникам так называемой Украинской Автокефальной Православной Церкви, и так называемого Киевского Патриархата. Все это делалось при одобрении и при поддержке некоторых кругов украинской Греко-Католической церкви. О том, как относиться в этом контексте к визиту Папы очень интересно сказал митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Когда мы у него были, он сказал примерно следующее: визит Папы сегодня является верхом цинизма постольку, поскольку это тоже самое, как если бы тебя ограбили разбойники, выгнали бы тебя из дома, после этого пришли бы, стали бы обниматься, сказали бы: "давай вместе сфотографируемся, заснимемся на телекамеры, чтобы все видели, что ты нам сам все отдал". Очень, по-моему, правильные слова.

- Отношение Церкви не изменилось к визиту Папы после покаяния, которое Папа сделал в Афинах?

-На эту тему достаточно ясно, по-моему, высказался Святейший Патриарх Алексий. Ну, и можно добавить, что это заявление нельзя не оценить положительно, но, в то же время, нужно иметь в виду, что покаяние должно иметь определенные плоды, и если действительно священноначалие Римской Католической Церкви решило отказаться от политики экспансии по отношению к Православной Церкви, то это должно быть претворено на практике в частности в изменении той политики прозелитизма, которая, к сожалению, продолжается в России и в ряде других стран СНГ. Если действительно исчезнут миссионеры, которые пытаются всеми правдами и неправдами обратить в католицизм людей, крещенных в православие, людей связанных с православием своими историческими, духовными, культурными корнями, если перестанут использоваться в миссионерской деятельности методы скрытности, методы использования затруднительного материального положения людей, если прекратится прозелитическая деятельность в той же России, в странах СНГ католических монашеских орденов, вот тогда, может быть. и можно будет оценить плоды этого покаяния.

-Батюшка, а можно сейчас уже как-то предполагать, каковы последствия будут этого визита прежде всего для Православной Церкви?

-Я думаю, что это вряд ли добавит конструктивности в отношения и между двумя Церквами постольку, поскольку, боюсь, что многих православных верующих на Украине это только еще больше огорчит, если иметь в виду, что Священноначалие Украинской Православной Церкви достаточно ясно призвало Папу отложить визит. Если этой просьбе Ватикан не внемлет, если на фоне продолжающихся стагнирующих проблем будет заявлено, что мир и согласие уже достигнуты, это будет неправдой, это очень серьезным образом может огорчить православных верующих Украины. Хочу отметить очень мудрую, очень взвешенную позицию Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, он находится в центре взаимоотношений с государственной властью Украины, в том числе по этому поводу. Он прилагает серьезные усилия для того, чтобы были уврачеваны расколы или, по крайней мере, чтобы они не распространялись, он несет действительно подвижническое служение. Ему приходится вести нелегкий диалог с государственной властью и с различными представителями украинского общества на эту тему. И хочется только пожелать ему помощи Божией в очень нелегких трудах.

-Можно ли говорить, что в связи с подготовкой визита Папы натиск на Православную Церковь усилился?

-Очень многие западные круги, очень многие средства массовой информации, как на Западе, так и у нас, особенно испытывающие симпатию к Римско-Католической церкви, а также рассуждающие на тему христианства со светских, поверхностных позиций усилили, конечно, давление на Православную Церковь, высказывая те поверхностные непонимания той озабоченности, которую испытывают православные верующие, в частности на Украине и по всюду в мире, относительно попыток католической экспансии. Людям, которые нас обвиняют за излишние страхи, следует понять простую вещь: мы не боимся католической экспансии. Она имеет весьма посредственный успех. Особых свершений в деле обращения православных в католичество за последние десять лет в общем-то сделано не было. Силовые акции на Западной Украине даже и миссионерством сложно назвать это были действия, связанные в основном с той волной национализма, которая поднялась на Западной Украине. Католическая миссия не имела того успеха, на который рассчитывали ее организаторы, но проведение прозелитических акций дает очень многим православным право утверждать, что на фоне прозелитизма говорить о мире и дружбе между двумя Церквами не приходится. Для православного человека самое страшное - это потерять свою веру, это потерять веру спасительную, ведущую в вечную жизнь, и именно поэтому люди с особой болью воспринимают любые попытки прозелитизма, и когда эти попытки совершают, не может идти речь о братских отношениях и об объятиях перед телекамерами, и об утверждении о том, что между двумя Церквами нет проблем. И эту озабоченность верующих уже, эти их абсолютно естественные чувства не должны игнорировать те же средства массовой информации, которые часто пытаются выдать за истину гуманистический взгляд на религию, дескать, Бог один и нет разницы между религиями - и что вы устраиваете между собой некие войны. На самом деле для верующего человека вопрос о сохранении веры является самым важным в жизни. Он гораздо более важен, чем собственно земная жизнь или любые земные дела, и все, в том числе светские журналисты и политики, должны увидеть этот взгляд верующих людей. Я думаю, что верующие люди имеют право на уважение этого взгляда.

Есть определенное количество людей, которые воспринимают эту религию с исключительно с секулярных позиций и в этом ключе пытаются оценивать действия православных верующих, заявления наших иерархов, греческих иерархов и т.д. Тем не менее, надо все-таки наверно призывать и прессу, и политиков, чтобы они попытались все-таки понять чувства верующих, все-таки относились бы к ним с уважением, учитывая, что это голос очень глубокого религиозного чувства, голос страдания, голос боли, особенно в том, что касается Западной Украины.

Хочу добавить, что Почаевская Лавра продолжает испытывать сложности с местными органами власти Тернопольской области и местными националистическими кругами. Положение усугубляется тем, что здания Лавры находятся в государственной собственности, и любые ремонтные работы в ней требуют тщательных согласований. Сохраняются публично высказываемые претензии на Лавру со стороны греко-католиков.

Многие священнослужители и верующие на Украине высказывают обиду, что в России мало интересуются их жизнью и проблемами. Видится важным усиление информационного обмена снашими епархиями, монастырями и приходами на украине, особенно в Западной области, где верующие канонической Православной Церкви по прежнему испытывают гонения и притеснения. Наверное, стоит расширить практику паломничества российских священнослужителей и верующих к святыням на Украину, особенно в Киево-Печерскую и Почаевкую Лавры. Надо бы больше участвовать и в различных церковных съездах, конференциях, православных общественных мероприятиях проводимых на Украине, и, соответственно, приглашать наших братьев и сестер оттуда в Россию.

-На Украине была недавно опубликована интересная статистика агентства Социс, согласно которой 34% верующих принадлежит к т.н. "Киевскому Патриархату" и только 18% к УПЦ Московской Патриархии…

- Я думаю, что это очень сильное преувеличение. Достаточно взять статистику религиозных объединений, достаточно сказать о том, что в большинстве южных и восточных областей Украины присутствие филаретовцев клонится к нулю, есть только отдельные общины, как правило, не имеющие храмов, и представляющие из себя только набор учредительных документов. Может быть, какие-то маленькие группы верующих. Так что, я думаю что это - очень сильное преувеличение.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


Львовские власти решили снести православный храм.

05.05.2001

3 мая перед зданием Городской рады Львова прошел митинг протеста православных верующих против планирующегося разрушения одного из двух остающихся в городе храмов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сообщает служба коммуникации ОВЦС.

Намерение городских властей снести маленький деревянный Свято-Владимирский храм удивительным образом совпало с тем обстоятельством, что он находится на городской площади, которую должен будет посетить папа Римский Иоанн Павел II в ходе своего пребывания во Львове.

Храм расположен на земельном участке, на который претендует община так называемой "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата", которую возглавляет отлученный от Церкви Филарет Денисенко. Мэр Львова Василий Куйбида постановил переоформить участок на эту общину, храм которой находится поблизости. Канонической же православной общине действующего Свято-Владимирского храма было отказано в возможности выкупить землю, на которой он стоит.

Таким образом, возникла реальная опасность уничтожения в любой момент православного храма, в котором за богослужением собираются до 300 верующих.

В июле прошлого года прихожане и настоятель Свято-Владимирского храма обращались с письмами с просьбой помочь в их тяжелой ситуации к президенту Украины Леониду Кучме и Президенту России Владимиру Путину, в последнем обращении, в частности, говорилось:

"На протяжении восьми лет нам приходится бороться и отстаивать свое право быть верующими УПЦ и защищать свой храм. В 1991 году нашей общине выделили земельный участок, где мы построили храм, который у нас отобрали сторонники УПЦ КП, возглавляемые печально известным анафематствованным лжепатриархом Филаретом. Уже на протяжении семи лет мы молимся в маленьком деревянном храме, который в этом году решили реконструировать ввиду его ветхости. Однако наше решение вызвало яростное сопротивление сторонников УПЦ КП, которые воспрепятствовали строительным работам вместе с членами известной своими экстремистскими выходками организации УНА-УНСО. Они избивали людей, засыпали землей, оскорбляли. Наш храм они пообещали сжечь, а один из них пообещал даже взорвать его вместе с верующими. Возглавлявший группу унсовцев Петро Коник заявил, что "наши прихожане - москали, и пусть Путин забирает их в Россию, ибо во Львове русскую церковь все равно уничтожат".

Наши обращения к правоохранительным органам и исполнительной власти остаются "гласом вопиющего в пустыне". Власти игнорируют наши обращения, поощряя раскольников. Мы неоднократно обращались к президенту Украины, однако "воз и ныне там". Создается впечатление, что во Львове иные законы, чем в Киеве, и в вопросах свободы вероисповедания решения президента в рамках существующего законодательства не обязательны к исполнению местными властями.

Мы обращаемся к Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, как к главе православного государства. Гонения на нашу общину опасны тем, что конфликт из религиозного перерастает в плоскость националистически-религиозного. Верующих УПЦ сейчас отождествляют с русскоязычным населением, и этот факт наряду с призывами во Львове к расправе над русскими вызывает тревогу и обеспокоенность. Вначале: "Вон русских!", сейчас: "Вон русских и православных!". Как далеко зайдет этот процесс - неизвестно, но простым людям становится страшно, ибо эта проблема из словесного противостояния перерастает в плоскость силового решения.

Мы искренне просим Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, возвысить Ваш голос в защиту православных в г. Львове. Сегодня слово "православный" для местных экстремистов является синонимом слова "русский".

Мы также просим Вас обратиться и к президенту Украины, ибо, к сожалению, наши обращения к нему не доходят.

К нашему обращению мы прилагаем подписи наших прихожан, а также прихожан Свято-Георгиевской церкви в г. Львове. Это два храма во Львове, куда может православный человек пойти помолиться, однако сегодня нас хотят лишить и этой возможности.

Надеемся, что Вы не останетесь безучастным к нашей судьбе, и будем искренне благодарны за помощь.

С пожеланиями Божией помощи в Вашем ответственном служении народу России и укреплении братских взаимоотношений наших стран".

Рубеж 80-90-х гг. был отмечен вспышками насилия на Западной Украине. Насилие было направлено на разгром православных общин на Западной Украине.

Это насилие, естественно, не вызвало одобрения в Ватикане. Ватикан рассматривает каноническую территорию Московского Патриархата как зону для активной прозелитической деятельности. Против визита папы на Украину, запланированного на июнь нынешнего года, выступила Украинская Православная Церковь (МП), но ее голос не был услышан в Ватикане. Особенно тяжела ситуация на западе Украины, где три православные епархии (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская) практически полностью разгромлены униатами с санкции папы. На поддержку папы рассчитывают и украинские раскольники: филаретовцы и автокефалисты.

Православные епархии на Западной Украине оказалась в этих областях фактически разгромленными усилиями греко-католических общин и националистических движений, есть большие города, в которых нет ни одного православного храма, приходится собираться и молиться в не приспособленных помещениях.

Глава Львовской епархии УПЦ МП архиепископ Августин (Маркевич) сейчас может совершать богослужения только в двух храмах во Львове - в Свято-Георгиевской церкви, и в этом деревянном храме,который прокатолические власти Львова пытаются уничтожить.

Православные жители Львова намерены продолжать акции протеста по спасению храма.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


Збигнев Бжезинский приедет на Украину вместе с Папой Римским.

05.05.2001

Иван Рудницкий, исполнительный директор оргкомитета по вопросам подготовки визита Папы Римского во Львов, сообщил, что в город прибудет до 200 почетных гостей.

Среди прочих приглашение послано почетному гражданину Львова - американскому политологу Збигневу Бжезинскому.

Збигнев Бжезинский - американец польского происхождения, родился в 1928 году. Занимал должность советника по национальной безопасности президента США Дж. Картера с 1977 по 1981 год. В настоящее время является консультантом Центра стратегических и международных исследований и профессором американской внешней политики в Школе современных международных исследований Пола Х.Нитце при Университете им. Джона Хопкинса в Вашингтоне, округ Колумбия. Его ученица - бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт.

Он автор книг "Вне контроля", "Великая неудача", "План игры", "Власть и принцип", "Великая шахматная доска". По инициативе Бжезинского США продавали афганским моджахедам самое современное оружие, поставки которого оплачивал миллиардер Усама бен Ладен.

Бжезинский - автор концепции, в соответствии с которой Украина (в отличие от Росиии) рассматривается как часть Западной цивилизации. При этом в доктрине Бжезинского Украине отводится роль буфера между Западом и Востоком. В связи с этим, согласно точке зрения Бжезинского, Украина должна быть взята под патронат Запада, и с 2010 г. должен начаться процесс вовлечения Украины в европейские и евроатлантические структуры. Как отмечали аналитики Страны.Ru, "план Бжезинского" включает в себя, в частности, формирование постоянного управляемого конфликта между Россией и Украиной. В этой связи формирование религиозного конфликта между Россией и Украиной, деятельность, направленная против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата является органичной частью этого плана. Бжезинский известен как русофоб и ненавистник Православной Церкви.

Визит Папы Римского в "плане Бжезинского" играет немаловажную роль. После провала той части "плана Бжезинского", которая включала плавное перетекание власти от президента Кучмы к бывшему премьеру Ющенко, визит Папы Римского для группы Бжезинского становится особенно важен. Скорее всего, Бжезинский примет это приглашение и приедет на Украину для того, чтобы лично содействовать реализации своего плана.

Напомним, что окончательный срок визита на Украину Папы Римского Иоанна Павла II назначен на 23-27 июня сего года. Особую заинтересованность в приезде Папы проявляют некоторые представители руководства Украины.

Теперь уже бывший вице-премьер Николай Жулинский отметил, что "визит Папы Римского направлен на взаимопонимание и примирение, осознание необходимости возобновления отношений Православной Церкви с Римской Католической Церковью". Однако с какой Православной Церковью будет устанавливать отношения Папа Римский? В письме членов Священного Синода Украинской Православной Церкви говорится, что "ни один из клириков нашей Церкви не примет участия в программе визита".

Под "Православной Церковью" некоторые представители властных структур Украины понимают раскольнические группы Филарета Денисенко (УПЦ КП) и автокефалистов (УАПЦ).

В последнее время этот лжепатриарх организовал вокруг себя группу политически обанкротившихся деятелей из так называемого национал-демократического лагеря, которые постоянно носятся с пугалом "московской угрозы" и согласны использовать любые средства для достижения своих целей. Один из таких деятелей, Игорь Юхновский, высказал мнение, что в 2001 году "в Украине будет единая Поместная церковь... В дальнейшей перспективе вижу также объединение Православной Церкви с Греко-католической".

Визит Папы Римского на Украину нельзя расценивать иначе как провокацию, вмешательство во внутренние дела Православной Церкви с целью вытеснения канонического Православия из Украины. Папа своим авторитетом пытается поддержать прокатолические и националистические силы Украины в их борьбе за то, чтобы Украина окончательно вошла в орбиту влияния Запада. Визит Папы должен способствовать также насаждению униатства - греко-католицизма, который пока распространен лишь на Западе Украины. Визит Папы Римского естественно лежит в русле политики, на протяжении столетий проводимой Ватиканом - экспансии католицизма на Восток. Но Украина, несмотря ни на что, была и остается в большинстве своем Православной. Тем не менее некоторые представители властных структур, видимо, готовы сдать Украину хоть Ватикану, лишь бы увести ее "подальше от Москвы".

Иван Рудницкий также сообщил, что самые большие зарубежные делегации ожидаются из Польши - около 200 тыс., и Литвы - 10 тыс. человек. Около 50 официальных лиц приедет во Львов по приглашению городского головы. Кроме того, официальные делегации и почетные гости будут прибывать по приглашению председателя облгосадминистрации и иерархов Украинской Греко-католической и Римо-католической церквей.

Среди почетных гостей будут мэры городов-побратимов и городов-партнеров, городские главы областных центров Западной Украины, почетные граждане Львова, приглашение направлено, в частности, главе "Конгресса украинских националистов" Славе Стецько.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU