ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

Архиепископ Христодул обсуждает в Москве православный ответ Папе Римскому.

08.05.2001

Визит архиепископа Христодула в Русскую Православную Церковь имеет все основания восприниматься как церковно-дипломатический знак. В ситуации, когда не успели остыть страсти по поводу посещения Греции Папой Римским Иоанном Павлом II, архиепископ Христодул, только что пообщавшийся с Папой, приезжает в Русскую Православную Церковь, каноническую территорию которой Украину намеревается вскоре посетить Папа Римский.

Это выглядит как обмен опытом и одновременно демонстрация единства православных перед лицом объективно сложной задачи - выработки взвешенной, четкой и единой реакции всего православного мира на усиливающуюся активность Католической церкви на канонических территориях Православной Церкви.

Ситуация напоминает 1848 год, когда в то время только что избранный Папа Пий IX обнародовал энциклику In suprema Petri sede, в которой призывал православных воссоединиться с Католической церковью. Спустя пять месяцев Патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский откликнулись на папскую энциклику Окружным посланием ко всем православным христианам с изложением основ православной веры и богословской полемикой с католическим вероучением. Как это бывало и раньше в церковной истории (например, в эпоху Вселенских Соборов IV-VIII вв.), необходимость развернутого и систематизированного догматического ответа об исповедании православной веры была спровоцирована активностью неправославной стороны (в ту давнюю эпоху - активностью ариан и прочих еретиков, в XIX в. и ныне - письменными выступлениями католиков).

Если сегодня о богословской полемике общецерковного уровня речи не идет, то попытки координации усилий практического характера между отдельными Поместными Церквами (как принимать Папу Римского, если его визит невозможно предотвратить?) предпринимаются постоянно. И приносят свои плоды. Реакция Православных Церквей на визиты Папы перестает быть публицистически задиристой, а становится богословски-уравновешенной.

В этой связи обращает на себя внимание речь архиепископа Христодула, обращенная к Папе Римскому при посещении последним Афинской архиепископии. Ситуацию сложнее и деликатнее трудно себе представить. В каком-то смысле во время произнесения этой речи архиепископ Христодул был призван явить чудо четкости православного церковного сознания, поскольку именно он в тот момент олицетворял собою ответ Вселенского Православия на вызов Римского престола.

"Ваше Святейшество, - сказал архиепископ Христодул, обращаясь к Папе Римскому, - оправданно большая часть верующих Элладской Церкви противится Вашему присутствию, несмотря на то, что Святой Марк Эфесский, выражая наше предание, сказал, приветствуя в Ферраре в 1438 году Папу Евгения IV: "Не переносит Глава Христос Бог… союз любви с нами постоянно отвергающего". Однако, не является достоинством игнорирование противящихся, равно как рассудительностью - замалчивание их убеждений.

Желаем объяснить реакцию народа, так как Ваш визит в Афины действует как замечательный катализатор "повторного очищения церковной памяти" от ранящих переживаний, от небратолюбивого поведения христианского мира Запада по отношению к Православным народам за весь, с Великой Схизмы (1054), период второго тысячелетия. Эта реакция выражает не только явное осуждение недопустимого насилия в ущерб православным народам, но и требование православной совести официального осуждения совершенных в разные времена христианским Западом несправедливостей, которое упростило бы продвижение духа конструктивного диалога в наших двусторонних отношениях. Православный народ Греции в своем церковном сознании и национальной памяти переживает напряженнее, чем другие православные народы, болезненный опыт прошлого, поскольку остаются до сих пор кровоточащими те раны, которые были нанесены на его цветущее тело, как известно всем, губительной манией крестоносцев и латинским правлением, как и аморальной деятельностью латинской Унии. И однако же, ни одно слово с просьбой прощения не было услышано до настоящего времени!" (Текст цитирован по публикации на интернет-сайте Православие.ru)

Архиепископу Христодулу не понаслышке известна история и современное положение Римско-Католической Церкви: в его интервью журналу "Вимагазино" мы находим такое признание: "Вас никогда не смущал тот факт, что вы учились в католической школе? - Она повлияла на меня положительно. В лице католических монахов, которые составляли администрацию школы, я видел преданных своему делу людей". Поэтому нельзя считать случайным намек архиепископа Христодула на ставшую в последние годы повсеместной практику испрашивания Папой Римским прощения за исторические грехи римско-католической иерархии. Папа Римский просил прощения у иудеев и мусульман, просил прощения у протестантов, попросит ли он прощения у народа православной Греции.

Нельзя не заметить, что архиепископ Христодул сделал филигранный ход. Причем ход, вызвавший недовольство греческого правительства. Ведь теперь, независимо от того, планировал Папа Иоанн Павел II просить прощения у греков или нет, - то, что он попросил у них прощения после выступления архиепископа Христодула, ставит последнего в выигрышное церковно-политическое положение. Как бы это ни было неожиданно, в этой ситуации первый ход - за Предстоятелем Элладской Церкви.

Визит архиепископа Христодула к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в этом контексте не менее показателен. Он указывает на четкую логику развития предложенного Поместным Православным Церквам сюжета. Если Папа все же приезжает в православные страны, то первоиерархи Поместных Церквей в этих странах должны и непременно будут обсуждать друг с другом и выверять все нюансы своей догматической реакции на любое значительное выступление или действие Папы Римского.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру


Папа Римский молился в мечети.

07.05.2001

Папа Римский Иоанн Павел II обратился сегодня к народам Ближнего Востока с посланием о мире и терпимости. Он призвал мусульман и христиан планеты к сближению, осудил насилие и угнетение. Это произошло на стадионе у площади Аббасидов в Дамаске, где собралось около 50 тыс. человек. Месса проходит на импровизированной сцене на латинском, греческом и арабском языках. Речь Папы слушали через гигантские телемониторы сотни тысяч жителей сирийской столицы.

"На этой Святой земле я призываю христиан, мусульман и иудеев творить, создавать и смело, с чувством доверия друг к другу, приближать день, когда законные права людей будут уважаться, и они смогут жить в мире и взаимопонимании", - сказал понтифик на проповеди. "Стремление народов Ближнего Востока к мирному сосуществованию обязано воплотиться в жизнь, страх должен смениться чувством доверия", - считает Папа Римский.

Прибывший накануне в Сирию глава Римско-католической церкви провел переговоры с президентом Башаром Асадом, который встречал его в аэропорту. В своем первом выступлении он призвал к диалогу как средству достижения урегулирования конфликта между арабами и евреями, а также подчеркнул, что "настало время восстановить международную законность на Ближнем Востоке, выполнить резолюции ООН и соблюдать Женевскую конвенцию".

Президент Сирии подарил понтифику бронзовую статую римского императора Филиппа Аравийского (244-245). Этот правитель был родом из сирийского города Шахба (Филиппополис) и первым прекратил гонения на христиан. Кроме того, Башар Асад вручил понтифику брошюру с портретами восьми римских прелатов, которые были родом из Сирии. Последним из них был Святитель Григорий III (ум. в 741 году).

Иоанн Павел II, как ожидается, проведет сегодня встречи с представителями Антиохийской Православной Церкви и Ассирийской церкви. Во второй половине дня понтифик впервые в истории папства перешагнул порог мечети. Он посетил одно из "чудес света" - Омейядскую мечеть VIII века, в которую был переделан мусульманами храм Иоанна Крестителя после завоевании ими Сирии. Папа Римский поклонится святым мощам Предтечи, они хранятся в небольшом мавзолее внутри мечети.

Вечером после встречи с Башаром Асадом Иоанна Павла II провезли по узким улицам старого Дамаска, где 2 тыс. лет назад ступала нога Савла - будущего апостола Павла. Сирийское правительство потратило сотни миллионов долларов на реконструкцию и прихорашивание этих улиц в преддверии исторического - первого в современной истории Церкви - визита главы Ватикана в Сирию.

Вечером в субботу Иоанн Павел II посетил церковь Св. Девы Марии, где он встретился с главами христианских общин Сирии. На встрече присутствовали глава Антиохийской Православной Патриархии Игнатий IV, глава Католической Патриархии Григорий III и глава Сирьякской Православной Патриархии Закка I.

На встрече понтифик выразил надежду, что различные Церкви, существующие сегодня, "найдут адекватные пути, которые приведут их к полной общности". Он выступил также за скорейшую унификацию пасхального календаря для того, чтобы христиане, принадлежащие к различным Церквам, могли бы праздновать Пасху вместе.

"Только несколько недель назад мы все были рады отметить Пасху в один и тот же день. Я рассматриваю это совпадение как настойчивое приглашение Провидения, адресованное всем Церквам", - сказал Папа Римский.

Иоанн Павел II отдал также должное Сирии как стране, где христиане всегда находили убежище от преследований. "Во все времена, особенно в начале XX века, христианские общины были вынуждены покидать свои родные города и деревни, спасаясь от насилия и преследований, и именно Сирии дала им приют, мир и безопасность", - заявил понтифик.

Христиане составляют более 10% из 17 млн. населения Сирии. Подавляющее большинство из них принадлежит Православной Церкви.

Страна.Ру


Патриарх Алексий II и Архиепископ Христодул прокомментировали визит Папы в Грецию.

06.05.2001

В субботу Патриарх Алексий II и члены Синода Русской Православной Церкви встретили Архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула в столичном аэропорту Шереметьево-1.

В аэропорту Патриарх Алексий II и Архиепископ Христодул ответили на вопросы журналистов, в частности, на вопрос о том, как бы он прокомментировал то, что Папа Римский в Афинах попросил прощение за то зло, которые католики причинили православным, Патриарх Алексий II сказал:

"Во-первых, надо видеть это заявление Папы, насколько мне известно, в основном оно относилось к крестовым походам, и нужно посмотреть как это прощение будет проявляться на деле. Сейчас в связи с подготовкой визита Папы на Украину была попытка снести, взорвать один из православных храмов во Львове и только общественность, выступившая против этого предотвратила этот акт разрушения православного храма. Я думаю, что нужно поделам судить, пока это декларация, посмотрим, как она будет претворяться в жизнь".

Архиепископ Христодул на вопрос о том, как он оценивает результаты своей встречи с Папой, ответил:

"Папа предпринял эту паломническую поездку по тем, местам которые были связаны с проповедью Апостола Павла и он в частности посетил и Аэропаг и город Афины. Он был приглашен греческим правительством и в то же время он совершал паломническую поездку. Когда нас спросили, как мы будем реагировать на этот визит, то мы ответили, что мы ничего не имеем против этого визита, но, в то же время, мы оставили за собой право напомнить о тех сложностях, которые храктеризуют наши отношения и мы использовали этот момент, когда принимали Папу, и напомнили ему о том, что Римская церковь наносила нам глубокие раны. Мы также упоминули в этих беседах о той эпохе франкократии, от которой страдала Греция. А также мы затронули вопрос политики прозелитизма, которую проводит Ватикан. Мы также коснулись многих вопросов, которые касались нашей истории и просили римского понтифика, чтобы он просил прощения не только у греков, но и у всех православных, что он и сделал".

Покаяние является важной чертой служения Папы Иоанна Павла II: ранее он каялся за религиозные войны, крестовые походы и костры инквизиции; церковные расколы; "презрение, акты враждебности и умолчания" по отношению к евреям; насильственную евангелизацию Америки; дискриминацию женщин, некоторых рас и наций; за проявления социальной и экономической несправедливости и, наконец, отход от самого духа Евангелия.

Страна.Ру


Папа Римский впервые посетил Грецию

05.05.2001

Впервые в истории Папа Римский приехал в Грецию. Этот визит планировался еще два года назад, но тогда он не состоялся из-за бурных протестов православных греков, на этот раз римская курия протестами решила пренебречь. Тогда планировался официальный визит, Папа должен был приехать как глава Римо-католической церкви, на этот раз он вынужден был приехать в Грецию как паломник.

Это было первое посещение Греции Папой Римским. В истории Церкви был случай, когда Папа Римский посетил Константинополь, сейчас это территория Турции. На территорию же Эллады нога римского понтифика еще не ступала.

В Греции, где официальной религией является Православие, до начала визита множество представителей православного духовенства и мирян выступили активно против этого визита. Хотя 7 марта этого года Синод Элладской Православной Церкви и согласился с визитом Папы, однако множество епископов, не входящих в Синод, выразили свое несогласие с решением Синода, эти иерархи требовали созыва Архиерейского собора для решения вопроса о визите Папы и выражали глубокую разочарованность позицией Священного Синода. Мнение относительно желаемого созыва Архиерейского собора для пересмотра вопроса приезда Папы официально выразили митрополит Фтиотисский Николай (Протопапас), митрополит Навпакта и Святого Власия Иерофей (Влахос), митрополит Китросский, Катерининский и Платамонский Агафоник (Фатурос). "Деятельную сдержанность" относительно готовящегося визита понтифика выразили митрополит Арголидский Иаков (Пахис), митрополит Идрасский, Спетский и Эгинский Иерофей (Цандилис). Эти иерархи подчеркивали, что они выражают не столько свое личное мнение, сколько мнение церковного народа.

Особо резкий протест против папского визита выразил Кинот Святой Горы Афон, неоспоримый духовный авторитет которой признается всей Православной Церковью. "Папа является как несущий оливковую ветвь, не вынув, однако, свой меч из тела Святого Православия. В нашу материалистическую эпоху преобладает мнение, что все должны быть восприняты всеми. Это менталитет "Новой Эпохи". "Все религии одинаково хороши, следовательно, нет места фанатизму и нетерпимости!" Возможно ли, однако, чтобы мы присоединились к этим новомодным и панрелигиозным взглядам? Не лучше ли разочаровать людей, чем Господа славы?", - говорилось в заявлении представителей всех двадцати афонских монастырей.

К ним присоединились многие иерархи, духовенство, которые, по их словам, не забыли, сколько вынесли от Ватикана Православие и Византия. В конце всего этого списка можно было бы поставить и греческих старостильников, которые вышли из церковного общения с Элладской Православной Церковью. Старостильники обещали создать помехи при выходе Римского понтифика из аэропорта, созвать символическую демонстрацию возле его гостиницы и подготовить торжественный "прием" с обращенными к Папе спинами - вдоль улицы, по которой он будет проезжать. Афинская архиепископия старого стиля послала телеграммы премьер-министру Греции К. Симитису и Блаженнейшему Архиепископу Христодулу, где было выражено глубокое недовольство их действиями в отношении приглашения Папы и его приема в Афинах.

Ранее сообщалось, что по прибытии в афинский аэропорт Папа не сможет поцеловать священную греческую землю, как это он делает во время визитов в зарубежные страны, против этого активно выступили представители Элладской Церкви. Однако Папе Иоанну Павлу II все-таки удалось совершить обряд целования греческой земли, что произошло незаметно и в обход установленного Грецией церемониала встречи понтифика. Этот факт подтвердил пресс-секретарь Ватикана Наварро Вальс, а также лица из близкого окружения Иоанна Павла II. Согласно итальянскому информагентству АНСА горсть земли из монастыря Святого Креста была поднесена Папе монахиней сестрой Анной.

Пока неизвестно, является ли этот монастырь православным или католическим, как и неизвестна конфессиональная принадлежность сестры Анны. Как передает АНСА, Папе удалось поцеловать землю еще до того, как ему были преподнесены цветы со специально обрезанными корнями, что должно было исключить малейшую возможность прикосновения главы Римо-католической церкви к греческой земле. Вероятно, подношение земли было организовано заранее римской курией. Папа, таким образом, пренебрег пожеланием Греции не целовать греческую землю, ведь этот обряд выполняется при официальных визитах Папы, а в Грецию он приехал как простой паломник. В то же время ни одного высокопоставленного представителя Греческой Православной Церкви в аэропорту не было.

Затем состоялась встреча с президентом Греции Стефанопулосом, по приглашению которого Папа и прибыл сегодня в Афины. Как передает корреспондент РИА "Новости", поблагодарив президента за приглашение, Папа в своей приветственной речи говорил о Европе. Он подчеркнул, что все еще остались нерушимыми преграды, разделяющие Восточную и Западную Европу по религиозному принципу. Предстоит еще много сделать, как заметил Папа, для религиозной гармонии Европы, чтобы "церковь могла вздохнуть обоими легкими".

Известно, что согласно официальной доктрине Римской церкви существует только одна, единая Церковь с большой буквы - это Римо-католическая церковь, все же остальные церкви - это церкви, отпадшие от этого единства, которые должны, по мысли Ватикана, вернуться в лоно "истинной Церкви". Так, 4 сентября 2000 г. была обнародована подготовленная Конгрегацией вероучения декларация "Dominus Iesus" ("О единстве и всеискупительной жертве Иисуса Христа и Церкви"). Документ был утвержден Папой. Его цель - "еще раз изложить католическое учение о вере… и указать на некоторые основные проблемы…, а также дать отпор определенным точкам зрения как ошибочным и двусмысленным" (см. § 3). Его суть сводится к тезису, что "вне Римо-католической Церкви нет спасения". Поэтому призыв Папы сокрушить преграды между Церквами является, по сути, выражением все той же доктрины, согласно которой Ватикан стремится к тому, чтобы христианские Церкви вернулись в лоно Римо-католической церкви, в этом случае действительно никаких преград не будет, но тогда не будет и Православия.

Во время беседы с президентом Греции он цитировал Платона, Сократа и Эсхила, говорил о важности греческих Олимпийских игр и подчеркивал ценность эллинистического наследия для христианства.

Затем состоялась встреча Папы с главой греческой Православной Церкви Архиепископом Христодулом, а также греческими митрополитами. Встреча носила личный характер и проходила на французском языке. Архиепископ Христодул по поручению греческого Синода напомнил Папе о накопившихся за века претензиях православных христиан к Римо-католической церкви. Папа, как сообщают мировые информагентства, "попросил Бога простить католиков за прегрешения перед "православными братьями и сестрами", совершенные ими после церковного раскола 1054 года". Он упомянул не только о прошлых грехах, например, разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году, но и о нынешних, прося Бога "даровать нам прощение, о которым мы умоляем Его". Встреча, по отзывам наблюдателей, носила формальный характер.

Иоанн Павел II не является первым римским первосвященником, выступившим с публичным покаянием. Его предшественниками были папы Адриан VI (1522-1523) и Павел VI (1963-1978).

Адриан VI (Адриан Флоренс), голландец по национальности, был последним перед Иоанном Павлом II Папой - не итальянцем. Избранный на начальном этапе Реформации, он пытался добиться ограничения влияния идей Лютера. Другой проблемой была турецкая опасность. Папа надеялся получить поддержку немецких князей в борьбе венгров с турками.

С этой целью Адриан VI посылает на имперский рейхстаг 1523 г. в Нюрнберге своего легата, который должен был получить согласие на введение в жизнь постановлений Вормского рейхстага (1521) с осуждением Лютера и обещание выступить против турок. Взамен Папа пошел на неслыханный шаг. Глава Католической Церкви брал на себя ответственность за допущенные Церковью ошибки и перед Богом и людьми исповедовал покаяние грехов и обещал исправление ошибок.

Второе покаяние было произнесено на Втором Ватиканском Соборе в речи при открытии второй сессии Собора (29 сентября 1963 г.), новоизбранный Папа Павел VI подтвердил совместную с другими Церквами ответственность Католической церкви за церковные расколы. Не раз публично каялся и сам Иоанн Павел II: за религиозные войны, крестовые походы и костры инквизиции; церковные расколы; "презрение, акты враждебности и умолчания" по отношению к евреям; насильственную евангелизацию Америки; дискриминацию женщин, некоторых рас и наций; за проявления социальной и экономической несправедливости и, наконец, отход от самого духа Евангелия. Так что очередное публичное покаяние Папы не является сенсационным. Это формальный акт, за которым вряд ли последуют реальные действия, например, отказ от прозелитической деятельности на канонической территории Православных Церквей, которая активно ведется Ватиканом, или возвращение к наименованию Православной Церкви Церковью-сестрой, от которого недавно отказался Ватикан.

Напомним, что основными причинами, по которым произошло церковное разделение в 1054 году, было учение Рима о примате, т.е. верховенстве Папы над всеми епископами всех церквей, и еретическое, с точки зрения православной догматики, римо-католическое учение об исхождении Духа Святого от Отца. Расхождение между Церквами еще более усиливалось с течением веков, на протяжении которых римо-католики проводили агрессивную политику по отношению к Православным Церквам. Первый Ватиканский собор 1870 г. своим учением о непогрешимости Папы еще более увеличил пропасть между католиками и православными.

И хотя во время встречи Папы Павла VI и Патриарха Константинопольского Афинагора анафематствования 1054 года были сняты, на деле этот шаг ни к чему не привел, да и не мог привести. Как известно, анафема кардинала Гумберта не имела силы, потому что он не получил разрешения Папы ее произносить, а анафема Патриарха Михаила относилась только к Гумберту, а не к католикам в целом.

Страна.Ру


Папе Римскому не удастся поцеловать греческую землю

05.05.2001

Представители Элландской Православной Церкви решительно выступают против традиционного целования земли, которым сопровождаются иностранные визиты папы Римского Иоанна Павла II. Об этом сообщает агентство ANSA со ссылкой на публикации в сегодняшней греческой прессе, посвященные предстоящему 24-часовому визиту римского понтифика в Афины 4 мая. Как отмечают греческие СМИ, "целование греческой земли" главой Римско-католической церкви является "плевком в лицо" многочисленным православным верующим. Поэтому когда Иоанн Павел II прибудет завтра в греческий аэропорт Спата, расположенный в 28 км от Афин, ему вручат лишь букет цветов и оливковую ветвь, но не поднесут горсть священной греческой земли для целования. Таким образом Греция хочет продемонстрировать Римскому папе неприятие этой страной католицизма. По мнению греческого богослова Георгоса Металлиноса, "настойчивость, с которой папа придерживается традиции целования земли, не более чем фарс, при помощи которого Ватикан пытается распространить свою верховную власть на весь христианский мир".

Глава Элландской Православной Церкви архиепископ Христодул недавно перенес свой визит в Москву с 29 апреля на 5 мая, так что его визит совпадет по времени с визитом папы в Грецию, таким образом пока не ясно состоится ли встреча архиепископа Христодула с папой Римским. Ранее сообщалось, что архиепископ Христодул встретит папу в аэропорту и сразу же вылетит в Москву.

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]


Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU