ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Почему архиепископ Христодул приехал на православный молодёжный съезд

14.05.2001

См. также: Материалы Съезда православной молодежи

В открытии съезда православной молодежи принял участие Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул. С протокольной точки зрения его присутствие там было несколько не по чину: обычно Предстоятели Поместных Православных Церквей личным участием подобные мероприятия не отмечают. Однако Архиепископ Христодул - явное исключение из правил.

На пресс-конференции, проведенной накануне съезда, главный организатор молодежного съезда архиепископ Костромской и Галичский Александр подчеркнул, что Архиепископ Христодул был приглашен принять участие в работе молодежного съезда не случайно. Он является одним из основных идеологов молодежной работы в Элладской Церкви.

По словам Архиепископа Христодула, "торговцы наркотиками, идеалами и живым товаром стремятся завладеть молодежью и миллионы молодых людей становятся их жертвами". Вместе с тем Архиепископ Христодул выразил убеждение, что "придет время,когда этому наступит конец". "Во время кризиса современного общества Церковь - это единственное, что может дать смысл жизни общества",- подчеркнул Предстоятель Элладской Православной Церкви на открытии московского съезда.

Социологический опрос, проведенный недавно министерством просвещения Греции, показал, что 87 % учащихся греческих гимназий и 77 % учащихся лицеев доверяют прежде всего Церкви. Греческая Церковь, сказал Архиепископ Христодул далее, "с любовью обнимает паству других православных Церквей". Она "предоставляет стипендии для обучения на богословских и других факультетах университетов, организует церковные лагеря, созывает православные конференции для противостояния ересям и мессианству различных сект, оказывает поддержку страждущим православных народам, всеми силами борется, чтобы ответить на запросы времени".

В интервью журналу "Вимагазино", опубликованном Службой коммуникации ОВЦС МП незадолго до приезда Архиепископа Христодула в Москву, элладский Первоиерарх рассказывал о методах миссионерской работы с молодежью, используемых лично им в его пастырской деятельности:

"В своем миссионерском деле Церковь всегда использовала те средства, которые имела в своем распоряжении. Чтобы спасти душу человека, мы используем все средства. Чтобы и мне быть "с беззаконными как беззаконный", как сказал апостол Павел. Другими словами, вместе с нарушителями и я стал нарушителем, с ворами и я стал вором.

- Это именно то, что вы делаете при посещении провинции, скажем, в кафетерии и баре?

- Да. И знаете, какой резонанс это имеет? Мы приехали во Флорину. Помню однажды вечером, закончив официальные дела, я спрашиваю священников: "Где здесь собирается молодежь?" Мне указали улицу, и мы отправились в первый бар. Я увидел ребят, которые сидели, пили, разговаривали... Как только они увидели меня, сразу встали. Я вошел, сел рядом, начали беседовать. Они слушали меня разинув рот и с таким вниманием, что у меня иногда слезы наворачивались на глаза. Знаете, когда видишь этих детей, понимаешь, что они словно овцы без пастыря. Поскольку мне нужно было идти и в другое место, я попрощался с ребятами. Однако они покинули бар и пошли вслед за мною, и мы все вместе пришли в другой бар. Вся эта толпа молодежи меня ждала снаружи. Я вошел внутрь вместе с пятью-шестью из них и, выходя, "опустошил" и этот бар, и все, кто в нем был, присоединились к тем, что на улице. В конце концов можно было наблюдать такую картину: я шел впереди по улице, а следом вся улица была заполнена молодыми людьми, которые вышли из баров. Многие из них приняли участие во всех дискуссиях, которые мы провели в тот вечер. Так и должна поступать наша Церковь, чтобы приблизить к себе молодежь".

Данное свидетельство Архиепископа Христодула говорит о понимании им необходимости первостепенного внимания не к внешним формам организации молодежной работы (к каковым относятся и официальные мероприятия наподобие нынешнего московского съезда), а к живому общению пастырей с теми, кто еще не осознает себя православной паствой, но может ею стать.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру


Кириенко - не хаббардист

14.05.2001

См. также: Материалы Съезда православной молодежи

Ответьте, пожалуйста, как вы совмещаете мировоззрения дианетики Хаббарда с мировоззрением Православной Церкви?

- Я ничего не могу сказать по поводу дианетики Хаббарда, поскольку никогда его последователем не являлся и не являюсь в настоящее время.

Я, кстати, могу вернуть вопрос, в достаточно жесткой форме.

Потому что действительно, в период когда я руководил Нижегородским отделением коммерческого банка, часть сотрудников банка проходила обучение в Хаббард-колледже, только не в религиозной системе, а на курсе, связанном с основами управления. Более того, я сам записался на этот курс, но меня успели предупредить, и я его не прошел.

Но обратите внимание, меня предупредил не представитель Православной Церкви, меня нашел мой институтский преподаватель философии. На мое счастье, что именно в этот период он стал заниматься этой проблемой сект, и прочитав какие-то работы и узнав, что я собираюсь пройти этот курс в колледже, он принес их ко мне в папке, и сказал: "Ни в коем случае этого не делай. Я тебе сейчас про них все расскажу, что это на самом деле такое".

А если бы он не пришел? И, простите меня, давайте я задам все-таки вопрос: "Где была Православная Церковь? Кто следил за ними, когда они привлекали огромное количество людей, огромное количество предприятий? За рекламой, семинарами, которые они проводили по повышению квалификаии и по менеджменту, за котрыми стоят на самом деле гораздо более серьезные вещи."

Серьезный вопрос, не правда-ли? Это вопрос к оппозиции, если хотите. Потому что, если мы говорим "свято место пусто не бывает", то как в Уголовном Кодексе: "действие равно бездействию".

Христос Воскресе!

Страна.Ру


Сергей Кириенко: государство ничего не сделает за Церковь.

14.05.2001

См. также: Материалы Съезда православной молодежи

Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко в интервью Стране.Ru размышляет о проблемах православного молодежного движения:

Сергей Владиленович, по своей работе мне много приходилось общаться с организациями, работающими с молодежью. И я вижу, что молодежь крайне вяло реагирует на все старания церковных и общественных структур сотрудничать сними. Вы действительно верите в то, что мы можем привлечь молодежь к Церкви, к работе, да и просто к жизни?

- Да, конечно. Вы знаете, я не зря сегодня свое выступление начал с проблем "вызова будущего". Ведь все время возникает проблема идентичности - кто мы? Кто же мы в этом мире? На что мы опираемся? Проблемы нравственной опоры, национальной идентичности, культурной идентичности - они существуют. И нам либо придется заимствовать чужую этику: деловую этику, нравственную этику, либо будет существовать своя, опирающаяся на наши традиции.

На самом деле я очень доволен сегодняшним днем. Я всерьез опасался, что выступлю неким возмутителем спокойствия, потому что, насколько я понимаю, в среде церковной, многие вещи, о которых я говорю, далеко не всегда вызывают согласие. И я был очень рад, когда услышал от выступающего передо мной владыки Иоанна похожие вещи: "Нельзя говорить на языке XIX века с молодежью XX века", или нам надо закрыть эту тему, и больше к ней не возвращаться.

То есть мы должны стать рокерами, рэперами, байкерами?

- Нет, мы не должны ими становиться, мы должны уметь говорить на их языке и понимать его, но не надо ими становиться.

Ну, например, ключевое для меня понятие - молодежь хочет быть успешной. И это нормально. И если мы им даем только такой стандарт, что Православная Церковь считает возможным развитие только областей социальной защиты или социальной стратегии Церкви - это хорошо, но это только какая-то часть молодежи, причем очень небольшая ее часть. В основном молодежь говорит: "Если мне взаимодействие с Церковью не дает возможности быть успешным, я пойду искать себе что-то другое". Но ведь дело обстоит совсем не так.

Но ведь на самом деле, я знаю очень большое количество людей воцерковленных, православных, которые очень успешны в бизнесе, очень успешны в управленчестве. Но Церковь не обнародует эти примеры - где они? А ведь это кардинальный перелом политики и позиции.

Или проблема языка. Ведь в Церкви давно назрела проблема современного русского языка. Или проблема, - которую мы сегодня поднимали - Интернета. Ведь вот оно, пространство. Ведь сегодня мы имеем огромное количество молодежи, с которой мы можем разговаривать на этом языке. Можно сколько угодно разговаривать с ними на этом, абсолютно доступном всем языке.

А государство поможет?

- Я считаю, что да. Другой вопрос, что государство ничего не сделает за Церковь. Потому что, с точки зрения государственного чиновника, я отвечаю за соблюдение закона и равенства условий и возможностей для всех. Свобода совести у нас гарантирована Конституцией Российской Федерации. Поэтому я могу вместе с Синодальным молодежным отделом рассуждать об этой проблеме, понимая, что это зона нашего сотрудничества, - но у каждого есть своя мера ответственности. Государство за Церковь не сделает то, что она должна делать. Да и, слава Богу, что не сделает. Потому что есть зоны ответственности, которые государство не должно брать на себя.

Страна.Ру


Православное молодёжное движение вчера и сегодня

14.05.2001

См. также: Материалы Съезда православной молодежи

Всю работу с молодежью координирует в Русской Православной Церкви Отдел по работе с молодежью, созданный определением Священного Синода в декабре 2000 года. Раньше подобной структуры не существовало.Но работа с молодежью - в той или иной форме - всегда проводилась.

Возглавляющий синодальный отдел по работе с молодежью архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) и прежде занимался молодежными проблемами, с января 1991 г. был председателем Всецерковного православного молодежного движения (ВПМД). В своих публичных выступлениях Архиепископ Александр постоянно подчеркивал значение работы с молодежью для оживления церковной жизни, для придания ей новизны и динамизма.

ВПМД на сегодняшний день объединяет самые разные православные молодежные движения, занимающиеся самыми разными видами деятельности. Среди них:

- молодежные паломнические группы для совместного посещения православных святынь;

- центр "Реставрос", объединяющий добровольцев, желающих помогать в восстановлении разрушенных храмов, в том числе отдаленных сельских;

- Федерация православных следопытов (30 лагерей общей численностью свыше трех тысяч человек);

-"Русские витязи" - православное объединение скаутского типа.

Как отмечал в публичных выступлениях Архиепископ Александр, при всей важности этой централизованной работы она имеет мало смысла, если ничего не делается для молодежи в приходах. "Вся молодежная работа в Православной Церкви, - говорил владыка Александр на II Всецерковном съезде епархиальных миссионеров в ноябре 1999 г., - должна строиться в приходской общине... В ней подросток или юноша должны найти ответы на самые сокровенные вопросы, получить опыт общения и в том числе навыки решения практических жизненных вопросов... обрести реальный опыт церковной жизни, выразить себя в диаконическом (социальном - Ф.Т.) служении, найти друзей среди единомышленников".

В московской приходской практике известны разные формы молодежной работы: издание силами молодых прихожан приходских листков, газет и журналов; создание дискуссионных клубов (так, при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке не первый год работает воскресный семинар для молодых прихожан "Наша вера") и групп по изучению православного богословия; работа юношей и девушек в антисектантских центрах; преподавание в воскресных школах для детей; создание молодежных церковных хоров и школ церковного пения; обучение молодежи иконописи и т.п.

Значительный опыт молодежного церковного движения заимствуется у молодежных организаций Русского зарубежья. Это чуть ли не единственный источник подобного опыта, так как в советское время ни о какой молодежной работе в Церкви не могло быть и речи. Как вспоминала настоятельница московского Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа), православные девушки, в 1970-е гг. приходившие в свой приходской храм, расходились после службы строго поодиночке, чтобы через пять минут снова встретиться, но уже в метро, где никто не мог заподозрить по их юбкам и платочкам, что это православная молодежь. Если бы заподозрили, то пострадали бы не только они сами, но и их духовники, настоятель и староста их храма, их родители, давшие им христианское воспитание.

На Западе в этом смысле дышалось свободно. С начала 1920-х гг. православная эмигрантская молодежь год за годом создавала массовые сообщества молодых православных христиан. В 1924 г. в Пшерове под Прагой на 1-м Молодежном съезде было создано Русское студенческое христианское движение (РСХД), существующее до сих пор. Религиозное воодушевление участников Пшеровского съезда было так велико и необычно, что участники съезда стали называть свое учредительное собрание "пшеровской пятидесятницей" (в Пятидесятницу на св. Апостолов был ниспосланы дары Святого Духа, укреплявшие их в апостольском служении). В условиях русской эмиграции студенческое православное движение вело работу поистине апостольскую: РСХД создавало миссионерские школы и православные лектории, направляло молодежь в больницы и приюты, помогало в открытии православных храмов и становлении приходов русского рассеяния. В большой мере благодаря РСХД "русское рассеяние, - как говорил старейший иерарх Русской Православной Церкви, сам принимавший участие в 1920-е гг. в молодежном движении, Митрополит Сурожский Антоний (Блум), - стало спасительным сеянием православной веры в странах Запада". Постоянное общение православной молодежи с представителями инославных (католических и протестантских) молодежных организаций, - например, из знаменитой YMCA (Христианской ассоциации молодых людей) и др. подобных центров, - позволяли не только русским юношам и девушкам обогащаться инославным опытом, но и для многих западных христиан впервые во всей красоте раскрывало православие. Тем более что у истоков православных эмигрантских молодежных организаций стояли выдающиеся богословы и священники русского зарубежья - протоиерей Сергий Четвериков, священник Александр Ельчанинов, профессор (а впоследствии протоиерей) Василий Зеньковский и др.

Весь этот прежний опыт несомненно поучителен и важен для современной России. Но, увы, уже небезусловен. Если для русской заграничной молодежи 1920-х гг. христианская вера была отчасти забытой, но все же не утраченной, а потому легко вновь воспринятой и углубленной, то молодежь рубежа XX-XXI вв. уже не христианская в своем большинстве. Ей уже недостаточно христианскую веру объяснять - в нее теперь необходимо обращать, растолковывая при этом каковы ценности и заповеди, каковы традиции и обычаи, каково содержание этой веры. Своего рода христианский "инстинкт", который был у той молодежи, едва ли наличествует у этой. Наркомания и разврат, апатия и безрассудство стали общим явлением в молодежной среде так давно, что говорят об этом уже вяло и без интереса. Хотя очевидно, что "волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребностям молодежи, к ее интересам и сущностным основам ее жизни, - говорит Архиепископ Александр. - На смену идеалам Чапаева и Котовского пришел образ нового русского криминального авторитета".

Вероятно, интересным будет для современного православного молодежного движения в России опыт других Православных Церквей: например, Американской Православной Церкви, где существует великое множество форм работы с молодыми православными, или Польской Православной Церкви, в которой ежегодно проводятся молодежные крестные ходы (с проведением во время них семинаров и встреч по интересам)к чудотворной Ченстоховской иконе Божией Матери.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU