ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Визит Архиепископа Христодула как успех московской церковной дипломатии

15.05.2001

Визит главы Элладской Православной Церкви Архиепископа Христодула в России вызвал большой интерес в обществе. Подводя итоги визита, на наш взгляд, можно выделить ряд основных вопросов, которые призван был решить этот визит. Среди них можно выделить следующие: отношение двух Православных Церквей к политике прозелитизма, которую проводит Римо-католическая церковь на канонической территории обеих Церквей, отношение к деятельности патриарха Константинопольского Варфоломея на канонической территории Московского Патриархата в Эстонии и на Украине, вопрос отношения двух Церквей к процессу европейского объединения и процессам глобализации, а также вопрос укрепления братских связей двух Церквей.

Между Русской и Элладской Православными Церквами издавна существовали братские связи. Во времена турецкого господства поборники освободительного движения возлагали свои надежды на помощь православной России. Одна из крупнейших тайных освободительных организаций "Фелики этерия" (дружественная гетерия) обосновалась в Одессе. Ее руководитель - греческий эмигрант, князь Александр Ипсиланти - в 1820 году возглавил основной центр тайных обществ. В Одессу же было доставлено русскими моряками тело мученика - Патриарха Григория V. Несколькими днями раньше здесь нашел убежище другой греческий патриот - пресвитер Константин Экономос, который на похоронах Григория V произнес вдохновенное надгробное слово. При братской поддержке единоверных русских людей он совершенствовался в богословских науках, став впоследствии одним из выдающихся знатоков патрологии.

Первым президентом Греции был избран популярный национальный деятель Иоанн Каподистрия, находившийся с 1809 года на русской службе. Его избрание явилось наглядным свидетельством глубоких симпатий греческого народа к русскому. К сожалению, вскоре, 9 октября 1831 года, он был убит при входе в церковь агентами реакционера Маврокордато, сторонника англо-французской, антирусской ориентации.

На всем протяжении автокефального бытия Элладской Церкви Русская Православная Церковь поддерживала с ней отношения братской любви. В прошлом они выразились, в частности, в содействии развитию богословских наук в Элладе.

После Первой мировой войны общение между двумя единоверными Церквами несколько уменьшилось, но не прекращалось. В то время Русская Православная Церковь вела трудную борьбу одновременно с внутренними и внешними раскольниками. То, что Элладская Церковь не входила в общение с представителями этих расколов, являлось для священноначалия Русской Патриаршей Церкви большой поддержкой.

В 1948 году по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I делегация Элладской Церкви во главе с митрополитом Филиппийским Хризостомом принимала участие в юбилейных торжествах по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

В связи с избранием митрополита Иоаннинского Спиридона на кафедру Архиепископа Афинского Святейший Патриарх Алексий I направил ему благожелательное приветствие. В своей известительной грамоте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия Блаженнейший Архиепископ Спиридон выразил надежду Элладской Церкви на братское содействие ей со стороны Русской Православной Церкви.

В 1958 году на юбилейных торжествах в Москве по случаю 40-летия восстановления патриаршества в России присутствовала делегация Элладской Церкви с митрополитом Аттикийским Иаковом.

В ноябре 1959 года в связи с 600-летием преставления святого Григория Паламы в церковных торжествах в Салониках принимала участие делегация Русской Православной Церкви. Посланцы нашей Церкви пользовались тогда гостеприимством Архиепископа Феоклита и при его содействии получили возможность после торжеств совершить паломничество на Святую Гору Афон и посетить другие священные и достопримечательные места древней Эллады.

В конце 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в сопровождении иерархов Русской Православной Церкви во время своего второго паломничества по странам Ближнего Востока посетил и Элладскую Церковь. Блаженнейший Архиепископ Феоклит со свитой архиереев встретил на аэродроме высокую делегацию Русской Церкви, а затем в кафедральном соборе в приветственной речи, выразив глубокую радость по поводу прибытия столь дорогих гостей, заявил, что эта встреча будет содействовать еще большему укреплению единства и любви между Церквами. Доброе внимание и братскую любовь Архиепископ Феоклит оказал представителям Русской Православной Церкви и в сентябре 1961 года, когда они принимали участие в работе Всеправославного Совещания на острове Родос. Братские контакты имели посланцы нашей Церкви с иерархами и богословами Церкви Эллады и в 1963, и в 1964 годах во время Второго и Третьего Всеправославных Совещаний на острове Родос.

В мае-июне 1962 года Русскую Православную Церковь посетила группа профессоров Богословского факультета Афинского государственного университета во главе с ученым мировой известности профессором Гамилькаром Аливизатосом. Целью посещения было ознакомление с русской православной богословской наукой, поэтому главное внимание уделялось жизни и работе наших духовных школ. Во время пребывания делегатов Эллады в Ленинградской Духовной Академии было проведено собеседование о современном православном богословии.

В 1962 году в связи с причислением к лику святых Русской Православной Церкви святого Иоанна Русского, исповедника (127 мая 1730), мощи которого находятся в городе Неон-Прокопи-он (Греция), между Московской и Элладской Православными Церквами состоялся обмен посланиями.

В юбилейных торжествах в Москве по поводу 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия I (1963) принимала участие делегация Элладской Церкви во главе с митрополитом Арголидским Хризостомом.

Осенью 1964 года Святейший Патриарх Алексий I по приглашению короля Греции Константина посетил Элладу и участвовал в торжествах его бракосочетания с датской принцессой Анной-Марией. Во время пребывания в Греции Святейший Патриарх Алексий встречался с Архиепископом Афинским Хризостомом и находившимися на торжествах Патриархами: Александрийским Христофором, Антиохийским Феодосией VI, Иерусалимским Венедиктом, Сербским Германом и главой Кипрского государства и Кипрской Церкви Архиепископом Макариосом.

В октябре 1964 года по приглашению Московской Духовной Академии, праздновавшей свое 150-летие со дня перемещения в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Москве находилась делегация профессоров Салоникийского университета во главе с профессором Канонического права архимандритом Иеронимом Коцонисом (впоследствии Архиепископ Афинский).

В октябре-ноябре 1966 года в Салониках в связи с юбилейным празднованием 1100-летия апостольской деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия находилась делегация Русской Православной Церкви. На торжествах были представлены также Церкви: Константинопольская, Александрийская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская и Чехословацкая.

В конце мая - начале июня 1971 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, единодушно избравшем нового Предстоятеля-Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Элладская Православная Церковь была представлена делегацией во главе с митрополитом Митилинским Иаковом.

В октябре "1972 года в связи со вступлением на Московский Патриарший престол Святейший Патриарх Пимен вместе с высокими делегатами Русской Православной Церкви нанес официальный визит Элладской Православной Церкви (тогда же были посещены Сербская и Румынская Церкви). Деятели Русской Православной Церкви совершили паломничество к мощам святого Иоанна Русского в городе Неон-Прокопион на острове Эвбея, посетили Богословский факультет Афинского университета, ряд храмов, монастырей, школ и учреждений Элладской Церкви, поклонились святыням Горы Афон, имели на Афоне общение с братией русского монастыря святого великомученика Пантелеймона.

В июне 1976 года Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Серафим посетил Русскую Православную Церковь с ответным визитом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену.

Предстоятели двух Православных Церквей -Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший Архиепископ Серафим - встречались в марте 1992 года в Стамбуле (об этой встрече подробнее. говорится в других главах). А в июне 1992 года Святейший Патриарх Алексий II нанес официальный визит Блаженнейшему Архиепископу Серафиму. Оба Предстоятеля заявили "о необходимости противостоять и осудить деятельность раскольнических групп, где и кем бы эта деятельность ни осуществлялась, в том числе действия униатов в Западной Украине и в иных местах, в результате которых попираются законные права православных"45. Богословский факультет Афинского университета почтил Его Святейшество присуждением ему степени почетного доктора.

Одной из важнейших задач которую предстояло решить в ходе визита Московской Патриархии - это заручиться поддержкой Архиепископа Христодула в споре с Константинопольским Патриархатом, который продолжает попытки утвердиться на канонической территории Московского Патриархата в Эстонии и на Украине. В ходе переговоров с Патриархом Алексием II этот вопрос поднимался и обсуждался. В итоге Архиепископ Христодул занял ту же позицию, что и Патриарх. На пресс-конференции 11 мая он заявил о поддержке усилий Русской Православной Церкви в борьбе за сохранение канонических структур Московского Патриархата в этих республиках, а также дал понять, что действия патриарха Варфоломея являются нарушением церковных канонов. "Церковные вопросы должны решаться церковным способом на основе священных канонов Церкви", - сказал Архиепископ. На этой же пресс-конференции митрополит Кирилл (Гундяев) довольно резко осудил действия Константинополя в Эстонии. Он сказал, что Константинопольский Патриархат растоптал все берлинские договоренности по Эстонии, сославшись на то, что митрополит Стефан, возглавляющий юрисдикцию Константинопольского Патриархата в Эстонии, якобы является главой самостоятельной церкви и не подчиняется Варфоломею.

В вопросе о споре с Константинополем, в котором Московский и Константинопольские Патриархаты стоят на грани разрыва церковного общения, особенно важно не оказаться в изоляции среди других Поместных Православных Церквей, среди которых Элладская - одна из самых крупных, поэтому достижение единства с этой Церковью в этом сложном вопросе следует признать победой церковной дипломатии Московского Патриархата.

Именно вопрос о Константинополе, а не вопрос о Римском Папе следует признать главным из всех обсуждавшихся в ходе визита, так как действия Константинопольского патриарха, который стремится взять под свой амофор Украину и Эстонию представляют для Московского Патриархата гораздо большую угрозу, чем прозелитическая деятельность католиков и предстоящий визит Папы на Украину. Очевидно Московский Патриархат, заручившись поддержкой Элладской Церкви, готовится перейти к более решительным действиям в отношении Константинополя, который нарушил договоренности, достигнутые в ходе сложнейших переговоров в Берлине и Цюрихе. Необычно резкий по отношению к Константинопольскому Патриархату тон выступления на пресс-конференции председателя ОВЦС митрополита Кирилла, который крайне редко делает резкие заявления, стараясь придерживаться осторожной дипломатической тактики, говорит о том, что Московский Патриархат не намерен больше спокойно сносить бесконечные обманы патриарха Варфоломея, и в этом он теперь имеет поддержку Архиепископа Христодула, который, кстати, сам страдает от вмешательства патриарха Варфоломея в епархиях на так называемых "Новых территориях" - "Нэон Харон" в Греции, на юрисдикцию над которыми претендует патриарх Варфоломей. Вместе с тем следует отметить, что абсолютной поддержки в этом вопросе Москве Архиепископ Христодул все же не оказал, а повел себя осторожнее, ограничившись общей фразой о необходимости соблюдать церковные каноны, не осудив при этом прямо действия патриарха Варфоломея.

Вторым важным вопросом, по которому было необходимо достичь единства - это вопрос о Папе Римском. Как известно Архиепископ Христодул в целом поддержал позицию Патриарха Алексия II. Отвечая на вопрос на пресс-конференции 11 мая Архиепископ сказал, что "Папа, если он посетит Украину по приглашению украинского правительства, должен следовать такой политике, которой следовал и в предыдущих случаях. Он должен спросить мнение Церкви, которая находится того или иного государства. То же самое мы делали в Греции. Но мне кажется, что он не хочет сообразовываться со своей тактикой при посещении Украины. И поэтому я думаю и считаю, что каноническая церковь этой страны будет совершенно игнорировать этот визит".

Он проинформировал Патриарха Московского по всем вопросам, которые касались визита Папы Римского в Грецию. Архиепископ подробно проинформировал Патриарха Алексия II обо всем о том, что произошло между ним и Папой в ходе их встречи, и в том числе об общем коммюнике. Архиепископ выразил солидарность с той позицией, которую выразил Патриарх о том, что просьба о прощении, которую Папа сделал в Афинах должна претворяться в дела, а не оставаться голословным утверждением. Однако и в этом случае следует признать, что позиция Архиепископа Христодула в этом вопросе гораздо более сдерженная, чем Патриарха Алексия II: он воздержался от открытого осуждения папского визита на Украину и прозелитической деятельности католиков на канонической территории Московского Патриархата, как это делал Патриарх Алексий II.

Еще одним предметом переговоров было отношение Церквей к процессу европейского объединения. Стороны заявили о готовности сотрудничать во имя сохранения христианских ценностей в объединенной Европе.

Патриарх Алексий П также высказал озабоченность теми усилиями, которые прилагают некоторые европейские деятели с тем, чтобы обесценить роль Православной Церкви на европейском континенте и вывести религию за рамки социальной истории под предлогом борьбы за права человека и его свободу.

В ходе беседы 11 мая Патриарх и Архиепископ обсудили участие Православных Церквей в процессе европейской интеграции и достигли "принципиального соглашения" о сотрудничестве представительств своих церквей в Брюсселе, где находится штаб квартира ЕС. Выражая свое отношение к этой проблеме, митрополит Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции 11 мая сказал: "Мы глубоко убеждены, что настало время серьезного диалога Православных Церквей в объединяющейся Европе, и здесь для нас очень важен тот факт, что православная Греция уже является частью этой объединенной Европы. Объединенная Европа должна остаться Европой, в которой сохранятся христианские Церкви. И обе наши Церкви ясно понимают свою ответственность за сохранение христианских ценностей в жизни Европы". Оба Предстоятеля выразили также свою озабоченность продолжающимся процессом глобализации.

Другой важной задачей, которую пытались решить стороны в ходе визита, было укрепление связей обеих Церквей. В частности и в вопросе общеправославного сотрудничества. Митрополит Кирилл, отвечая на вопрос одного из журналистов, который предложил создать общеправославный рабочий орган под председательством патриарха Варфоломея, сказал:"Я думаю, что нужно смело голосовать за любой рабочий орган, который бы мог стать органом действительно подлинного сотрудничества и координации. Вот сегодняшняя дискуссия показала, насколько важно обмениваться братской информацией этих проблем, которые существуют. Православная Церковь нуждается в усилении межправославного взаимодействия и сотрудничества. И лично я бы приветствовал создание такой комиссии, под любым председательством, в том числе и под председательством блаженнейшего архиепископа Христодула".

В ходе переговоров было высказано желание сделать более регулярными контакты Церквей более тесными и укрепить сотрудничество по многим областям. Патриарх Алексий II перечислил те пункты, по которым и Русская Православная Церковь и Элладская Церковь должны сотрудничать для укрепления этого единства. Было признано, что отношения Церквей переходят к более высокому уровню сотрудничества.

Архиепископ Христодул выразил мнение, что "Русская Православная Церковь сейчас находится в очень хорошем положении так называемой мирной революции, которая сочетается с религиозным и культурным расцветом в этой церкви и в этой стране".

Патриарх Алексий II, провожая сегодня Архиепископа Христодула в аэропорту, подчеркнул, что визит Архиепископа Христодула "укрепил традиционные дружеские отношения между нашими Церквами и народами". Как сказал Святейший, "большую часть населения наших стран составляют православные христиане, и это особо сближает наши народы". Визит Архиепископа Христодула , сказал Патриарх, "способствовал укреплению общности Русской и Греческой Православных Церквей". В ходе переговоров было также решено увеличить обмен студентами духовных академий двух стран, предоставить им стипендии и признавать дипломы друг друга на взаимной основе.

Кроме того, нельзя не учесть роль визита в укреплении связей российского и греческого народов. Как отметил Президент Путин в ходе своей встречи с Архиепископом Христодулом "межцерковные отношения являются важным составляющим элементом российско-греческих связей". Владимир Путин при этом высоко оценил заслуги главы Греческой Православной церкви, а также Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в деле укрепления отношений двух народов.

В ходе визита Архиепископа Христодула, который длился беспрецедентно долго и охватывал не только Москву, что также уникально для визитов глав Поместных Православных Церквей, в целом удалось достигнуть тех целей, которые ставили перед собой его организаторы. Вряд ли стоило рассчитывать на абсолютную поддержку главы Элладской Церкви в вопросе о патриархе Варфоломее и визите Папы на Украину, поэтому уже то, что Архиепископ, который вынужден постоянно оглядываться на позицию греческого правительства, в целом поддержал позицию Московского Патриархата, следует признать успехом переговоров. Главное, чего удалось достигнуть - это частично ликвидировать угрозу изоляции, в которой Московская Патриархия может оказаться в случае полного разрыва с Константинопольским Патриархатом, который последует, если последний не откажется от своей неканоничной политики в Эстонии и на Украине.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


Валентин Лебедев: "Я не исключаю политической подоплеки своего задержания"

15.05.2001

12 мая после окончания шествия протеста против визита Папы Римского на Украину сотрудниками ОВД "Китай-город" был задержан главный редактор журнала "Православная беседа", председатель Союза Православных граждан Валентин Лебедев. Он был доставлен в ОВД "Китай-город", где ему было предъявлено обвинение в организации несанкционированного митинга. Лебедев назвал это обвинение абсурдом. Как сообщил Стране.Ru пресс-секретарь СПГ Кирилл Фролов: "В действительности около 2 тысяч православных христиан шли в колонне ЛДПР и по договоренности с организаторами, регистрировавшими шествие, и властями, ЛДПРовцы шли на свой съезд в Колонный зал Дома Союзов, православная колонна дошла до Манежной площади и начала расходится". Союз православных граждан, который выступил как один из организаторов шествия не подавал заявку на регистрацию шествия и воспользовался регистрацией ЛДПР, и когда представители этой партии отделились от колонны православных и тогда у милиции появился формальный повод предъявить претензии Союзу православных граждан. Однако сам Валентин Лебедев указал на то, что "почти двухтысячная колонна не могла рассосаться в одночасье". По мегафону было объявлено, что мероприятие закончено и чтобы люди расходились. Все и стали расходится, как неожиданно задержали Лебедева, которому было предъявлено обвинение в организации несанкционированного митинга. На 14 мая был назначен суд.14 мая утром Валентин Лебедев с адвокатом и свидетелями явился в назначенное время в ОВД Китай-город, где находился около часа. Затем прибыли представители МВД и заявили, что не имеют к Лебедеву никаких претензий и принесли соответствующие извинения. В связи с данным инцидентом Валентин Лебедев сделал специальное заявление в котором не исключил политической подоплеки своего задержания, ибо "кому-то не нравятся активные протесты православных христиан против экспансии католицизма на Украине". "Наше шествие с хоругвями по главной улице столицы могло вызвать также неудовольствие тех, кто хотел бы загнать Православие на обочину общественной жизни, кому "костью в горле" стала активность православных мирян. Именно эти силы препятствуют утверждению государственного стандарта "Теология" в ВУЗах, ставят "палки в колеса" миссии Церкви в системе образования, поливают ее грязью в некоторых СМИ", - заявил Валентин Лебедев.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


Каким будет православное телевидение?

14.05.2001

В Москве в гостинице "Даниловская" в понедельник открылся фестиваль-семинар "Православие на телевидении". Фестиваль посвящен теме: "Русская Православная Церковь на пороге третьего тысячелетия" - итоги Юбилейного Архиерейского Собора 2000г."

Цель фестиваля-семинара - дать возможность создателям телефильмов и телепрограмм православного содержания обменяться опытом, принять участие в конкурсе и получить профессиональную оценку своих работ.

В оргкомитет фестиваля поступили 87 работ из 69 региональных государственных и негосударственных телекомпаний России, а также Украины, Белоруссии и Литвы. В программе форума планируются просмотры конкурсных работ, мастер-классы, круглые столы, встречи с видными деятелями российской культуры и представителями духовенства Русской Православной церкви. Лучшие телепередачи и фильмы, заявленные на конкурс, будут удостоены специальной премии благотворительного фонда "Славянский дом у истоков трех великих рек - Волга-Днепр-Западная Двина".

Фестиваль проводится Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания под попечительством и при деятельном участии Московской Патриархии и активной поддержке Фонда духовного, культурного, экологического возрождения "Славянский Дом у истоков трех великих рек Волга - Днепр - Западная Двина". За годы своего существования фестиваль перерос рамки конкурса телефильмов и телепрограмм на православную тему и стал еще и семинаром, собирающим вместе известных богословов, Священноначалие Русской Православной Церкви, видных деятелей российской культуры и представителей телекомпаний. Основная цель нынешнего фестиваля - повышение профессионального уровня тележурналистов, работающих с религиозной тематикой, разъяснение принятой социальной концепции Церкви.

Фестиваль открылся приветственным словом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который напомнил, что журналисты должны помнить об огромной ответственности за влияние телевидения на молодое поколение.

По словам Святейшего Патриарха, этот, уже седьмой по счету, фестиваль "демонстрирует возрастающий уровень православного телевидения". "Журналисты, которые пишут о Православии, должны руководствоваться социальной концепцией Русской Православной Церкви", - добавил Патриарх.

В оргкомитет фестиваля поступило 87 работ из 69-ти региональных государственных и негосударственных телекомпаний России, Украины, Белоруссии, Литвы и Молдавии. Цель данного фестиваля - дать возможность журналистам, всем создателям телефильмов и телепрограмм православного содержания не только поучаствовать в конкурсе, но и обменяться опытом.

Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU