ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


В Государственной Думе прошел круглый стол по вопросам глобализации

23.05.2001

Круглый стол "Цифровая идентификация личности (ИНН, личностные коды и др.) как основа глобализационного процесса, ее оценка общественными и религиозными организациями" провел 22 мая в Государственной Думе России думский Комитет по делам общественных объединений и рели-гиозных организаций, сообщает агентство "Благовет-инфо". В итоговых документах круглого стола - обращении к депутатам Госдумы и письме Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II - отмечается, что глобализационные процессы подрывают основы духовной и религиозной самобытности России.

Открыл встречу председатель подкомитета Госдумы по делам религиозных организаций Александр Чуев, который определил глобализацию как "программу всемирного объединения, цель которого - консолидировать власть в руках определенных сил". Неприятие рядом общественных и религиозных организации России цифровой идентификации продиктовано, по мнению Александра Чуева, их стремлением отстоять "неприкосновенность частной жизни, несогласием с попытками отделить человека от его имени". Как сказал депутат, "в Священном Писании указано на возможность" глобализационных процессов, подобных современным.

"Идет необъявленная третья мировая война, - заявил депутат Александр Шульга, последовательно выступающий против законопроектов о цифровой идентификации граждан. - Каждой стране в результате глобализационных процессов будет от-ведена своя роль". Депутат обратил особое внимание на "засекреченность" и "таинственность" как программы цифровой идентификации, так и процессов глобализации в целом. Он призвал применять всю информацию о человеке только с его согла-сия и при строгом общественном контроле за теми, кто располагает такой информацией.

Обозреватель Православного радио Санкт-Петербурга Валерий Филимонов рассказал о нравственных аспектах глобализации, активисты движения "За право жить без ИНН" - о технических и правовых проблемах, связанных с цифровой идентификацией граждан, а главный редактор обозрения "Святая Русь" Константин Гордеев - о мондиализме как "религии глобалистов". Альтернативную точку зрения озвучил лидер Общественного движения "Земля" Виктор Щекочихин, который выступил против, как он выразился "огосударствления православия" и за выработку "основ теории всемирной философии землян".

О сложностях, которые испытывает московский приход храма святителя Николая на Берсеневке, отказавшийся от принятия идентификационного номера налого-плательщика (ИНН), сообщил его настоятель игумен Кирилл (Сахаров), а священник Олег Стеняев, руководитель Центра реабилитации пострадавших от нетрадиционных религий, посвятил свое выступление библейскому восприятию глобализации. На круглом столе также выступили писатель Алексей Яковлев-Козырев, глава Союза "Христианское возрождение" Владимир Осипов, обозреватель газеты "Завтра" Юрий Юрьев, насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Симеон и эксперт Православного медико-просветительского центра "Жизнь" Ирина Медведева.

Окончательные варианты итоговых документов круглого стола, как сообщили его организаторы, будут опубликованы позже.

Страна.Ру


На Украине и в России Папу Римского ждут не только католики

22.05.2001

Предстоящий визит Папы Римского Иоанна Павла II на Украину имеет в России не меньший резонанс, чем на самой Украине. В России тоже есть сторонники и противники папского визита, причем не в церковной среде и даже не в околоцерковных кругах, а в нецерковном обществе.

Наиболее благодатной почвой для разного рода дискуссий о том, стоит или не стоит Папе ехать на Украину, является, конечно, интеллигенция. При том, что Украина - частный случай в том смысле, что за всеми этими дискуссиями просматривается другой вопрос: а в Россию мог бы Папа приехать? Поскольку большинство тех, кто относится к интеллектуальной и культурной элите современной России, имеет, как правило, самое смутное представление о том, чем отличаются католики от православных, вопрос о визите Папы сразу же переносится из области религиозной полемики в сферу общегуманитарных размышлений.

Направление подобных размышлений определяется тем, что в глазах российского интеллигента Папа Римский - олицетворение Запада в наиболее возвышенном и, так сказать, рафинированном смысле слова. Не того Запада, который связывается в сознании с небесспорной "массовой культурой" со всеми ее составляющими, а того Запада, в котором хорошо живется и свободно дышится (именно к такому образу Запада апеллировал в своей предвыборной кампании Союз правых сил с его вопросом-лозунгом: "Ты что, хочешь жить как на Западе? - Да!"). Папа Римский - высокий гость из "страны святых чудес", как называл западноевропейский мир славянофил Алексей Хомяков.

Что к Папе располагает? Он похож на человека открытого и нелицемерного, на церковного деятеля, всерьез воспринимающего свое призвание. Он, наконец, просто симпатичный человек. "И вообще на него приятно посмотреть: без бороды, не в черном, а в белом облачении!" - говорил мне о Папе… профессор одного из столичных вузов. Те же, кто читал книги Папы Иоанна Павла II, продающиеся в любом крупном московском книжном магазине, убеждаются, что он говорит с паствой на простом и доступном языке, который в то же время выдает в авторе человека образованного, культурного, владеющего слогом.

Кроме того, традиционно настороженное отношение интеллигенции к контр-пропаганде придает облику Папы Римского дополнительную привлекательность. Если его так единодушно ругают, то что-то, значит, в нем есть: такова логика восприятия контр-пропаганды.

Есть и еще одно, значительно более серьезное обстоятельство, превращающее Папу Иоанна Павла II в фаворита российской интеллигенции. Отказ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от встречи с Папой и критические высказывания как самого Патриарха, так и других иерархов против него формируют у людей, совершенно далеких от проблем церковной дипломатии или, тем более, богословских проблем, представление, что Патриарх избегает этой встречи, поскольку ему нечего сказать. Или, что еще хуже, утверждается мнение, что Патриарх уклоняется от встречи с Папой под предлогом нерешенных проблем во взаимоотношениях православных и католиков - вместо того, чтобы эти проблемы решать на высшем церковном уровне. В таком контексте не позиция Папы представляется наступательной, а позиция Патриарха - капитулянтской.

Справедливым представляется в этой связи такой сценарий развития событий, при котором Папа и Патриарх при помощи личных контактов улаживают все самые острые вопросы, являющиеся предметом противостояния. Как при Карибском кризисе. Создается "горячая линия" - и личное общение выводит из тупика кризисную ситуацию.

При этом может признаваться не вполне альтруистический характер папского стремления попасть на Украину или в Россию. Даже абсолютно неискушенному в церковной проблематике человеку очевидно, что католики в истории - это крестовые походы, религиозные войны, унии, церковно-дипломатические союзы. Но и в этом случае в сознании интеллектуальной и культурной элиты образ Папы Римского не становится образом отрицательным. "Да и вообще кому нужны эти споры православных и католиков, Бог-то все равно один!" - такова логика тех, кто узнает что-либо о претензиях католиков на православные храмы, об их активности среди православного населения, об активизации их деятельности там, где исторически их никогда не было.

Надо сказать, что очевидная малоэффективность православной церковной политики в отношении католического присутствия в России и особенно на Украине создает исключительно благоприятный климат для формирования положительного образа Папы в нецерковном общественном мнении. Кто из людей образованных и профессионально подготовленных, но не являющихся членами Православной Церкви, может сказать, что усилиями православных церковных проповедников, миссионеров или богословов ему были надлежащим образом разъяснены исторические, политические и богословские причины негативного отношения православных к возможности появления Папы Римского на украинской или российской земле? Не удивительно поэтому, что складывается впечатление будто бы на Украине ничего чрезвычайного не происходит - при том, что православные христиане Украины почему-то - для среднестатистического россиянина вовсе не очевидно почему! - считают себя брошенными и неприкаянными и упрекают священноначалие Православной Церкви в недостаточно последовательной защите их интересов и прав.

Наконец, для простого россиянина может быть непонятно, почему в случае с визитом Папы отменяется правило непременного русского гостеприимства. Как часто говорят в этой связи, "он же к нам по-доброму"…

Вместе с тем, в СМИ реакция на папский визит на Украину, как и вообще восприятие его активности в православных странах, формируется не в последнюю очередь либо церковными публикациями на эту тему, либо аналитическими статьями православных авторов. Все же при всем добром отношении лично к Папе российским элитам свойственно воспринимать Украину как "свое", как бесспорную зону стратегических интересов России. Планы вступления Украины в НАТО, дикуссии о "плане Бжезинского", рассуждения о том, Кучма или Ющенко более ориентированы на стратегическое патрнерство с Россией, - все эти и многие другие вопросы обсуждаются российскими политиками и интеллектуалами ревниво, с явной заинтересованностью в том, чтобы Украина не дрейфовала где-то в общеевропейском политическом и экономическом пространстве, а была рядом - не только в политическом, но и в культурном, социальном и религиозном отношении. Если прибавить к этому неразрывность повседневно-бытовых, семейных и имущественных связей, осложненных, но продолжающих существовать между Россией и Украиной, антипапские материалы православных СМИ попадают в благоприятный контекст и могут активно способствовать распространению критического отношения к визиту Папы Римского в тех социальных группах, которые относятся к самому Папе отстраненно-положительно.

Только на интеллектуальную и культурную элиту современной России выступления православных СМИ теперь вряд ли могут серьезно повлиять, поскольку их симпатии и антипатии, закрепленные более или менее четкими ценностными и мировоззренческими мотивациями, тяготеют к значительно большей устойчивости, чем симпатии и антипатии менее искушенных читателей и телезрителей.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU