ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Прот. Николай Балашов: отказ в регистрации - политический акт.

23.05.2001

Министерство внутренних дел Эстонии окончательно отказало 21 мая в регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Основанием для отказа эстонские власти указали то, что название Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) "не является четко отличающимся от названия зарегистрированной в Эстонии другой православной церкви - Эстонской Апостольской Православной Церкви". Препятствиями к регистрации, по мнению МВД Эстонии является также возможность "неоднозначного толкования" представленных ЭПЦМП фактологических доказательств ее автономии и преемственной деятельности и несоответствие приложенных к заявлению о регистрации протоколов соборов требованиям постановления о регистре.

И.о. секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным связям протоиерей Николай Балашов прокомментировал для Страны.Ru ситуацию, которая складывается в Эстонии.

-Отец Николай, не могли бы Вы прокомментировать по поводу окончательного отказа МВД Эстонии в регистрации. Можно ли этот отказ оценивать как политический акт, юридически не обоснованный?

-Да, у нас складывается именно такое убеждение. Дело в том, что этот устав, который был официально представлен на регистрацию 22 января этого года, является результатом длительного диалога Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с Министерством внутренних дел Эстонской республики. Когда было отказано в регистрации устава, представленного после июльского Собора Эстонской Православной Церкви, в сентябре поступил тогда отказ из МВД, несколько месяцев продолжался процесс консультаций относительно приемлемых для министерства формулировок, и Синод Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата пошел на значительные шаги к компромиссу ради положительного решения вопроса. И тот текст, который был представлен в январе, предварительно обсуждался с представителями МВД. И ими было сказано, что такой текст МВД устраивает. Потом в самый последний момент возникли вопросы по названию, но речь шла только о порядке слов в названии, и было предложено, и у меня хранится этот документ, подписанный директором департамента по делам религиозных организаций МВД Эстонской республики господин Ильмо Ау?. Он представил такую справку, что на основании лингвистической экспертизы и на основании заключений, представленных эстонскими учеными, в частности представителями Института эстонского языка, по-эстонски нельзя сказать "Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата", а надо говорить "Московского Патриархата Эстонская Православная Церковь". И поскольку это изменение не имело принципиального характера и поскольку оно действительно обосновано какими-то прецедентами в официальном эстонском словоупотреблении, было изменено название в соответствии с пожеланиями правительственной стороны. При том, что в русском языке название остается прежним - Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, соответственно также и в других языках. И вот уже с этими коррективами устав был представлен 22 января для регистрации министру внутренних дел. И министерство со своей стороны, принимая устав для регистрации, выражало свое удовлетворение.

-Илмо Ау, ведь и публично говорил, что название МВД вполне устраивает…

-Да, и в частности господин Ау публично комментировал этот вопрос и сказал, что нет препятствий для регистрации данного устава - юридического характера. Так же и в разговоре со мной он говорил, что препятствий юридического характера для регистрации устава, он в настоящее время не усматривает. Таким образом, складывается впечатление, что речь идет, конечно, о политической акции эстонских властей, что очень печально. Потому что это прямым образом затрагивает законные права более чем 100 тысяч православных верующих в Эстонии. И, конечно, мы убеждены, что это решение на самом деле не на пользу эстонскому народу и эстонскому государству, потому что, конечно, не останется и не остается без внимания, в том числе и европейских организаций, в которые так хочет вступить Эстония, такое вопиющее положение с правами человека в этой стране, когда крупнейшая после Евангелической лютеранской церкви религиозная организация существует вне рамок закона в течение уже длительного времени. И когда ее верующие лишены законных прав. Конечно мы не оставим без внимания эту ситуацию. Мы знаем, что российская дипломатия также очень озабочена этой ситуаций. Существует ряд выступлений посла России в Эстонии господина Провалова, в которых он говорит о том, что существующая гуманитарная проблема вызывает обоснованное беспокойство у десятков тысяч жителей Эстонии и у миллионов православных верующих в России, омрачает атмосферу взаимоотношений между нашими странами и значительно сокращает возможности сотрудничества между ними.

-Отец Николай, можно на Ваш взгляд усматривать влияние Константинопольского патриарха Варфоломея за этим решением?

-Мы можем во всяком случае говорить о том, что тут очевидно влияние митрополита Стефана, потому что этому есть подтверждение. В частности и его собственные высказывания.

-Планируются ли переговоры с представителями Константинопольского Патриархата, на которых может быть затронут этот вопрос?

-Конкретно назначенных на определенное время переговоров по эстонскому вопросу с Константинопольским Патриархатом в настоящее время у нас не запланировано. Но я думаю, что эта тема будет оставаться предметом обсуждения между представителями обоих Патриархатов. Конечно, позиция митрополита Стефана вызывает у нас сожаление. И еще большее сожаление вызывает, конечно, тот факт, что Эстония, будучи светским государством, в котором согласно конституции религиозные организации отделены от государства и государство не отдает предпочтение каким-либо из них, и граждане равны перед законом вне зависимости от принадлежности к той или иной религиозной организации. Жалко, что, несмотря на это, представители эстонских властей осуществляют грубое вмешательство во внутрицерковные вопросы, потому что решение вопросов канонического характера о способе сосуществования двух юрисдикций на территории Эстонии, характер взаимоотношений между ними не является вопросом, лежащим в сфере компетенции светского государства.

-Батюшка, после того, как Константинополь фактически дезавуировал берлинские соглашения, какие-то шаги предпринимались в отношениях Константинопольской Патриархией?

-Не было того, что Константинополь, как Вы выражаетесь, дезавуировал берлинские соглашения. Речь идет о другом, о том, что как было отмечено в коммюнике последних наших переговоров в Цюрихе, константинопольская сторона считает необходимым получить ответ на выработанные нами соглашения от главы своей церковной структуры в Эстонии митрополита Стефана. Насколько нам известно, такой до сих пор не получен, и константинопольская сторона информировала нас в частности недавно о том, что направлено новое письмо митрополита Стефана с просьбой поспешить с ответом.

- Как бы Вы прокомментировали слова главы ЭАПЦ митрополита Стефана, которые он сказал в интервью газете "КоммерсантЪ": "В чем суть нынешнего раскола? - Извините меня за то, что я скажу, но проблема заключается в том, что кое-кто в России не может принять реалии сегодняшнего дня. Они не признают независимость Эстонии и продолжают считать страну частью империи, а эстонскую православную церковь - частью русской. - Что вы предлагаете для урегулирования ситуации?

Лично я сделал одно очень ясное и конкретное предложение. Есть два варианта. Первый (я считаю, лучший) - признать существование одной автономной православной церкви в Эстонии и работать всем вместе. Второй вариант - создать на территории Эстонии епархию Московской патриархии и зарегистрироваться в соответствии с законом. После этого я готов искать решение всех вопросов, связанных с собственностью. Более того, я готов продать Русской церкви часть храмов за чисто символическую плату. Но только после того, как она зарегистрируется, и только после того, как Московская патриархия признает нашу автономию".

-Такого рода требования со стороны митрополита Стефана выдвигались и раньше. Наша позиция заключается в следующем. У нас есть цюрихские соглашения 1996 и они, к сожалению, до сих пор остаются нереализованными, там была договоренность о совместном представлении ситуации перед эстонскими властями с той целью, чтобы все православные не зависимо от их юрисдикционной принадлежности получили в Эстонии равные права, в том числе и имущественные. Наша позиция такая, что с начала мы должны реализовать цюрихское соглашение, а следующим этапом могут стать наши переговоры относительно канонического статуса этих юрисдикций в Эстонии.

-Возможно ли принятие предложений, которые выдвигает митрополит Стефан в цитированном интервью?

-Они представляются заведомо неприемлемыми. Я думаю, что митрополит Стефан должен хорошо это понимать. Выдвижение такого рода условий представляется для нас неприемлемым. И, кроме того, конечно, мы решительно отвергаем эти упреки митрополита Стефана в том, что мы не признаем государственный суверенитет Эстонии, и упреки касающиеся нашего отношения к Эстонской Православной Церкви. Мы прекрасно помним и знаем, что это святой Патриарх Тихон даровал автономию Эстонской Православной Церкви. И мы знаем, что независимость управления Эстонской Православной Церкви в 1992, потом в 1993 году были подтверждены Святейшим Патриархом Алексием и Священным Синодом Русской Православной Церкви. При этом речь шла именно о подтверждении того статуса, который был ранее предоставлен, в 1920 году, Святейшим Патриархом Тихоном. И никакой речи об изменении статуса Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата под давлением митрополита Стефана, возглавляющего на самом деле лишь малочисленную группировку, лишь малую часть православных верующих в Эстонии, конечно, мы на такого рода изменения статуса не пойдем. Это совершенно неприемлемо для Эстонской Православной Церкви, и ее главы, и ее Синода.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


Что стоит за отказом в регистрации Эстонской Церкви?

23.05.2001

21 мая МВД Эстонии официально отказало в регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. 23 апреля митрополит Корнилий, глава ЭПЦ МП получил письмо из МВД, которое уже фактически означало отказ в регистрации, но юридически отказ бы л оформлен только сейчас. Этому события предшествовала длительная история, которая тянется с 1993 г., когда в Эстонии была зарегистрирована созданная тогда же юрисдикция Константинопольского Патриархата в Эстонии под названием Эстонская Апостольская Православная Церковь. С этого времени глава этой юрисдикции митрополит Стефан в союзе с эстонскими властями начал политику по полному вытеснению Московского Патриархата с территории Эстонии и установлению здесь полного господства Константинополя, в своей политике он руководствуется указаниями патриарха Константинопольского Варфоломея. В своем интервью Стране.Ru пресс-секретарь ЭПЦ МП протоиерей Леонтий Морозкин назвал отказ в регистрации политической акцией. Справедливость этих слов видна хотя бы из следующего обстоятельства. Одним из главных аргументов для отказа в регистрации эстонские власти считают якобы имеющее место совпадение названий ЭПЦ МП и уже зарегистрированной ЭАПЦ Константинопольского Патриархата, об этом же постоянно твердят и представители ЭАПЦ. Так недавно константинопольцы придрались к тому, что на плакатах проходившего в начале мая в Эстонии фестиваля духовной музыки организаторы обозначили Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата. О своем недовольстве этим обстоятельством заявил первый секретарь митрополита Стефана священник Мелитон Ульм, который гневно заявил о том, что ЭАПЦ протестует против регистрации этих приходов под данным названием, считая, что сходство названий вызовет неразбериху и углубит противостояние как в эстонском обществе, так и в православном мире. ЭАПЦ кажется оптимальным вариант регистрации приходов как епископата Московского Патриархата. Однако в таком случае православные приходы будут считаться приходами заграничной Церкви со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Но самое интересное в том, что начальник отдела по делам религии МВД Эстонии Ильмо Ау не согласился с ЭАПЦ, он сообщил, что нет никаких препятствий для регистрации православных приходов под названием Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, поскольку такое название отличается от наименования уже зарегистрированной в Эстонии Православной Церкви. "И под таким названием мы готовы зарегистрировать эту Православную Церковь", - подтвердил Ау. "Хотя согласно церковному канону на территории одного государства может действовать лишь одна автономная Православная Церковь, мне кажется, следует исходить из законов государства. Законодательство Эстонии в данном случае не запрещает регистрацию нескольких автономных Православных Церквей", - сказал Ау эстонскому агентству BNS.

Таким образом, для юридически обоснованного отказа в регистрации у эстонских властей нет оснований, речь может идти только о политической акции, направленной на то, чтобы сделать ЭАПЦ единственной православной церковью на территории Эстонии, вытеснив на обочину ЭПЦ МП. В этом вопросе интересы нынешних эстонских властей и Константинопольского Патриархата совпадают. Эстонские власти, которые всячески демонстрируют свою приверженность Западу, планируют стать частью единой Европы и войти в НАТО тяготит присутствие ни их территории Церкви, подчиненной Москве, к которой к тому же принадлежит более 100 тысяч жителей Эстонии. Для Константинополького Патриарха, который действует и в Эстонии и на Украине в соответствии с интересами Запада и, прежде всего, США, крайне важно воспользоваться этой ситуацией и включит в свою юрисдикцию территорию Эстонии, пользуясь любыми доступными средствами. Как непосредственно, так и через подчиненного ему митрополита Стефана, Константинополь приложил немало усилий для того, чтобы склонить эстонские власти отказать ЭПЦ МП в регистрации. Постоянно выступая с нападками в отношении ЭПЦ МП, митрополит Стефан старается представить дело таким образом, что ЭПЦ МП сама виновата в том, что ей отказывают в регистрации.

В сегодняшнем номере газеты "КоммерсантЪ" помещено интервью митрополита Стефана, в котором он предложил свое решение проблемы, он сказал: "Лично я сделал одно очень ясное и конкретное предложение. Есть два варианта. Первый (я считаю, лучший) - признать существование одной автономной православной церкви в Эстонии и работать всем вместе. Второй вариант - создать на территории Эстонии епархию Московской патриархии и зарегистрироваться в соответствии с законом. После этого я готов искать решение всех вопросов, связанных с собственностью. Более того, я готов продать Русской церкви часть храмов за чисто символическую плату. Но только после того, как она зарегистрируется, и только после того, как Московская патриархия признает нашу автономию". Иными словами, лучшим выходом из ситуации ему кажется полное переподчинение приходов ЭПЦ МП его, митрополита Стефана, власти. И это при том, что ЭПЦ МП как автономная Церковь фактически существует с 1920 г. и насчитывает более 100 000 верующих, а ЭАПЦ образовалась в 1993 году и имеет около 3000 верующих, хотя и занимает в два раза больше храмов, чем ЭПЦ МП. Очевидно, что это неприемлемо для митрополита Корнилия, главы ЭПЦ МП. Второе предложение митрополита Стефана не менее "привлекательно" для ЭПЦ МП: он предлагает этой Церкви отказаться от своей многовековой истории, всех храмов и церковного имущества и признать себя приходами зарубежной церковной юрисдикции, а уже после этого, митрополит Стефан снизойдет и, может быть, продаст несколько ненужных ему храмов. Это при том, что до 1993 г. практически все храмы принадлежали ЭПЦ МП, а Константинопольской юрисдикции в Эстонии еще не существовало вовсе. Думается, что в этом случае митрополиту Стефану будет, что продавать, ведь имея 54 храма при 3000 прихожанах, он рассчитывает получить еще 29 храмов, находящихся сейчас в пользовании ЭПЦ МП, в этом случае то, что храмы ЭАПЦ стоят пустыми станет еще более явным фактом, ведь даже сейчас на пасхальное богослужение в кафедральный храм ЭАПЦ собирается несколько десятков человек, это на фоне 50000, которые пришли на Пасху в этом году в кафедральный собор св. Александра Невского, где служил митрополит Корнилий. Поражает тот факт, что митрополит Стефан предлагает в этом случае не передать, о продать несколько храмов для более чем 100 000 эстонских граждан, пусть и "русскоязычных" в своей массе, не забывая и о пополнении кармана.

Необходимо признать, что действия государственной власти для спасения Православной Церкви в Эстонии более решительны, чем действия Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, который предпочитает придерживаться осторожной тактики в отношениях с Константинопольским Патриархатом, рассчитывая "вразумить" патриарха Варфоломея и уговорить его оставить Московскому Патриархату хотя бы часть приходов.

Так 16 мая состоялась встреча посла России в Эстонии Константина Провалова с министром внутренних дел Эстонской Республики Тармо Лоодусом. С российской стороны в качестве основной темы беседы была поставлена проблематика регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Было заявлено, что дальнейшее затягивание эстонскими властями решения этого вопроса не может не сказаться и уже сказывается на общей атмосфере российско-эстонских отношений. "Мы не можем с безразличием наблюдать за ситуацией, когда в цивилизованной европейской стране, стремящейся в Евросоюз, грубо нарушаются основополагающие права более 100 тысяч православных верующих", - сказал посол. Российский посол выразил также надежду на то, что проблема Православной Церкви в Эстонии будет в ближайшее время решена в соответствии с эстонским законодательством и на основе общепринятых норм международного права.

Вопрос о регистрации ЭПЦ МП постепенно становится одной из главных проблем развития эстоно-российских отношений на государственном уровне. Сейчас в Эстонии активно обсуждается возможность подписания экономического договора с Россией (и, следовательно, приобретения Эстонией режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией) на ближайшем заседании межправительственной комиссии, намеченном на июнь. Однако, по словам посла Константина Провалова, решение вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата является необходимым условием для создания подходящей атмосферы в Госдуме, которая должна ратифицировать договор. Ставя подписание экономического договора с Эстонией в зависимость с регистрацией ЭПЦ МП, т.е. соблюдением элементарных человеческих прав более чем 100 000 человек в Эстонии, государственная власть реально может рассчитывать на изменение позиции эстонских властей по этому вопросу.

Между тем, действия церковных дипломатов вызывают все большую критику даже в церковной среде. Так редактор журнала "Ревнитель православного благочестия" игумен Алексий (Просвирин) в интервью газете "Советская Россия" в частности сказал:

"Я имею в виду неспособность ОВЦС обеспечить защиту законных интересов Русской Церкви. Возьмем, к примеру, эстонскую проблему. Она возникла в начале 90-х годов, когда русофобское правительство эстонских националистов отказалось зарегистрировать "оккупационную Церковь" - Эстонскую Православную Церковь юрисдикции Московского Патриархата. Вместо этого в спешном порядке была создана карликовая раскольническая группировка со штаб-квартирой в Стокгольме, которая и получила все юридические права, в том числе и право на церковное имущество: здания, богослужебные предметы и т.п. Сперва, на волне развала СССР и демократической эйфории, ОВЦС вообще не занимался этой проблемой - мол, разбирайтесь сами. Затем, когда дело стало принимать нешуточный оборот и раскольников официально поддержал константинопольский патриарх Варфоломей, митрополит Кирилл приступил к бесконечным переговорам. Переговоры шли, а в Эстонии "под шумок" раскольники продолжали свою пагубную деятельность.

Наконец, после многих лет переговоров, в феврале этого года в Берлине митрополит Кирилл громогласно заявил, что конфликт исчерпан и стороны пришли к соглашению. Соглашение было сомнительное - за раскольниками оставалось все то, что они успели награбить к тому времени - но лучше что-то, чем ничего. Так вот, после этого не прошло и месяца, как патриарх Варфоломей официально отверг все берлинские договоренности и подтвердил свои прежние претензии на свой полный контроль над Эстонской Церковью!

А митрополит Кирилл сказал, что он "ошеломлен" таким вероломством... Это все равно, как если бы японцы явочным порядком захватили у нас спорные Курильские острова, а потом даже отказались вести переговоры на эту тему. А министр иностранных дел России делал бы вид, что ничего особенного не произошло - так, временное непонимание...".

Следует отметить, однако, что реакция митрополита Кирилла не ограничилась словами о том, что он "ошеломлен". Так на пресс-конференции 11 мая во время визита в Россию Архиепископа Христодула, митрополит Кирилл, в частности, сказал: "В Цюрихе было сказано, что обе Церкви совместно должны добиваться равного положения в Эстонии двух юрисдикций. Нам удалось только часть этих цюрихских соглашений осуществить. Мы распределили приходы между двумя юрисдикциями, но мы не достигли самого главного: до сих пор юрисдикция Московского Патриархата не зарегистрирована властями, до сих пор по политическим причинам, православные которые принадлежат Московскому Патриархату, дискриминируются властью, и до сих пор не выполнен второй пункт цюрихских соглашений: обе Церкви - Константинополь и Москва - совместно не действуют, и не работают вместе, чтобы обе юрисдикции получили одинаковые права. Причина, почему это имеет место в том, что митрополит Стефан отказывается от сотрудничества с нами, он выдвигает определенные условия, и таким условием является признание со стороны Москвы его, Стефана, в качестве главы единственной Эстонской православной церкви. Мы, конечно, не можем признать его главой единственной Эстонской православной церкви, мы не можем признать, что единственной Православной Церковью в Эстонии является церковь юрисдикции Константинополя. Но мы признаем митрополита Стефана каноническим православным архиереем, который возглавляет юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Мы отказываемся сейчас решать вопрос о статусе, как Константинопольской, так и Московской юрисдикции до тех пор, пока не будет исчерпан мандат Цюриха. Мы считаем, что вопрос о статусе двух юрисдикций должен будет решаться в будущем".

Митрополит Кирилл также выразил тогда свой протест против несоблюдения Константинополем условий Берлинского соглашения, когда Константинополь заявил, что все договоренности по Эстонии должны быть утверждены его юрисдикцией в Эстонии, которая якобы является самостоятельной церковной структурой.

Думается, однако, в ситуации, когда Константинополь демонстративно нарушает практически все договоренности с Московским Патриархатом, необходимы решительные церковно-дипломатические меры, направленные на то, чтобы заставить Константинополь уважать каноническую территорию Московского Патриархата и не вмешиваться, нарушая церковные каноны и собственные обещания на ее территорию. Представляется, что изменить ситуацию к лучшему возможно было бы, если бы церковные дипломаты прислушались к словам прот. Димитрия Смирнова, которые он сказал в интервью Стране.Ru: "Образумиться умный человек не может. Варфоломей - умнейший и образованнейший человек, один из самых умнейших и самых образованных. Я думаю, такого уровня образования ни один русский иерарх не имеет, ну, может быть, кроме владыки Антония (Блюма). Патриарх, говорящий на стольких языках, свободно читающий на них, столько прочитавший книг за свою жизнь и т. д. Поэтому это все не глупость и не недоумение, это очень серьезная, целенаправленная антирусскоцерковная политика. Тут речь не о вразумлении, и даже невозможно взывать к каким-то христианским чувствам, типа: есть ли у тебя совесть? Эти понятия здесь совершенно неуместны. Нужно, чтобы было такое адекватное сопротивление в рамках допустимого, как методы церковной политики, чтобы, как теперь любят у нас в России говорить, мало не показалось. Тогда не то, что он возьмется за ум или попросит прощения, скажет, что, мол, я больше не буду,- нет, он просто перестанет это делать. Он все поймет, потому что умному человеку, образованному, что-то объяснять - просто невежливо. Он и так все прекрасно понимает. Это все равно, что рассказывать ему, что Волга впадает в Каспийское море. Дипломатия не в этом заключается. Дипломатия - это торг: если ты сделаешь это, мы сделаем это, если ты сделаешь это, мы сделаем это и т.д. Больше ничего".

Рассчитывать на то, что Константинополь станет выполнять цюрихские соглашения 1996 г., когда он нарушил уже и соглашения этого года в Берлине, несколько не дальновидно. Совершенно очевидно, что Константинополь и не думает выполнять договоренности пятилетней давности, вся его политика со всей очевидностью это демонстрирует.

Откдладывание решения вопроса о статусе двух церковных юрисдикций до тех пор "пока не будет исчерпан мандат Цюриха" фактически может привести к тому, что ЭАПЦ, чувствуя свою безнаказанность, перейдет от слов к делам и начнет при поддержке властей захват храмов и имущества, которое пока находится в пользовании ЭПЦ МП и часть которого уже сейчас властями Эстонии переоформляется на ЭАПЦ, продолжая политику, направленную на вытеснение ЭПЦ МП из Эстонии. Положение ЭПЦ МП в этой связи представляется критическим, ситуация требует принятия срочных и решительных мер прежде всего со стороны тех, кому сам Бог судил этим заниматься - церковных дипломатов.

Нынешняя же церковная дипломатия в этом вопросе напоминает предвоенную дипломатью СССР, которая привела к сокрушительным поражениям первых военных лет. Не может не удивить также тот факт, что в Эстонии до сих пор нет представителя ОВЦС, который бы работал там на постоянной основе, защищая интересы ЭПЦ МП.

Дальнейшая "политика уговаривания",(а между прочим, даже она сейчас не проводится: на обозримое будущее не запланировано никаких встреч и переговоров с делегацией Константинополя,так что справедливее говорить даже о бездействии церковных дипломатов в этом вопросе), может привести к тому, что через несколько лет, когда Эстония и Украина, окажутся для Московского Патриархата потерянными, церковным дипломатам останется только разводить руками и выражать свое недоумение.

Страна.Ру


Эстонская Православная Церковь не согласна с решением МВД Эстонии.

23.05.2001

Министерство внутренних дел Эстонии окончательно отказало 21 мая в регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Основанием для отказа эстонские власти указали то, что название Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) "не является четко отличающимся от названия зарегистрированной в Эстонии другой православной церкви - Эстонской Апостольской Православной Церкви". Препятствиями к регистрации, по мнению МВД Эстонии является также возможность "неоднозначного толкования" представленных ЭПЦМП фактологических доказательств ее автономии и преемственной деятельности и несоответствие приложенных к заявлению о регистрации протоколов соборов требованиям постановления о регистре.

Пресс-секретарь главы ЭПЦ МП митрополита Корнилия протоиерей Леонтий Морозкин прокомментировал для Страны.Ru последние события, связанные с отказом в регистрации:

-Отец Леонтий, как бы Вы могли прокомментировать претензии МВД Эстонии по названию Эстонской Православной Церкви?

Это для нас неприемлемо, название установил последний наш собор, это компетенция собора, мы не согласны с возражениями по названию. Недавно, около месяца назад, в эстонских газетах начальник департамента по делам религии МВД Эстонии отвечал как раз на этот вопрос. Он подтвердил, что наше название закону не противоречит, и странно почему министр МВД не прислушивается к этому мнению. Претензия по названию, она как раз идет от союза Константинопольской юрисдикции и высоких эстонских чиновников, и Константинопольская юрисдикция немало занималась пропагандой в последнее время, того, что это название для нас не годится, что они против этого названия. Но мы с этим ни в какой мере не согласны.

-Как бы Вы прокомментировали мнение МВД Эстонии о том, что представленные ЭПЦ МП фактологические доказательства ее автономии и преемственной деятельности являются недостаточными?

-Я думаю, что вопрос о доказательствах нужно решать в суде. Мы как раз и размышляем об этом. Судя по всему, все-таки судебная дискуссия неизбежна. Хотя Синод еще не принял решение о судебном решении этого вопроса. Странно, что министерство возвращается к этим темам и идет на поводу у Константинополя и укрепляет недружественные тенденции со стороны Константинопольской юрисдикции к нам.

-Отец Леонтий как бы Вы прокомментировали слова главы ЭАПЦ митрополита Стефана, которые он сказал в интервью газете "КоммерсантЪ": "В чем суть нынешнего раскола? - Извините меня за то, что я скажу, но проблема заключается в том, что кое-кто в России не может принять реалии сегодняшнего дня. Они не признают независимость Эстонии и продолжают считать страну частью империи, а эстонскую православную церковь - частью русской. - Что вы предлагаете для урегулирования ситуации?

Лично я сделал одно очень ясное и конкретное предложение. Есть два варианта. Первый (я считаю, лучший) - признать существование одной автономной православной церкви в Эстонии и работать всем вместе. Второй вариант - создать на территории Эстонии епархию Московской патриархии и зарегистрироваться в соответствии с законом. После этого я готов искать решение всех вопросов, связанных с собственностью. Более того, я готов продать Русской церкви часть храмов за чисто символическую плату. Но только после того, как она зарегистрируется, и только после того, как Московская патриархия признает нашу автономию".

Это угрозы, с которыми он постоянно обращается к нам. Прокомментировать это можно таким образом: нас совершенно не интересует митрополит Стефан, наша жизнь совершенно от митрополита Стефана не зависит. Нашей Церкви принадлежит огромное большинство верующих, мы заняты служением в наших храмах и мы политикой не занимаемся, а митрополит Стефан занимается политикой. Он укрепляет политический союз с эстонскими чиновниками, и, конечно, у нас с ним не может быть никакого единодушия.

Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU