ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Всеволод Чаплин о проблемах, связанных с экспансией католицизма на Украине

31.05.2001

Секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин рассказал о проблемах, связанных с экспансией католицизма на Украине:

- Отец Всеволод, как бы Вы обозначили основные этапы усиления влияния Греко-католической церкви на Западной Украине в последнее десятилетие? Где истоки нынешнего положения?

- Если говорить о росте греко-католической церкви в начале 90-х годов, то это был естественный процесс. Естественно, часть людей, формально принадлежавших к Православной Церкви, но по сути бывших потомственными униатами, вновь перешла в унию, а какие-то католические общины, которые были лишены храмов в течение длительного времени, вновь в них пришли, но надо иметь в виду такую вещь: было бы ошибкой считать, что на Украине в 1991 году было ровно столько греко-католиков в процентном отношении, сколько в 1946 году, и что греко-католическими после 1991 года стало такое же количество храмов, каким оно было в 1946 году до начала притеснения лиц, относившихся к греко-католической церкви. Действительно так называемая ликвидация греко-католической церкви в 1940-е годы шла под сильным политическим давлением тоталитарной власти, но после 1946 года очень многие верующие новых поколений стали искренними православными христианами. В начале 1990-х годов, когда началась легализация греко-католической церкви и восстановление ее прав, отнюдь не 100% верующих Западной Украины пожелали "возвращаться" из православия в греко-католицизм. Большое количество людей желали оставаться православными, сохраняя при этом возможность молиться в храмах. Между прочим, большое количество храмов даже во Львове и в некоторых других городах западных областей Украины так и не было возвращено, так и не было передано греко-католической церкви, но под давлением местных властей и разного рода политических организаций эти храмы оказались переданы раскольническим группировкам - так называемой украинской православной церкви и киевскому патриархату. Это произошло из-за того, что националистически настроенные политики требовали передачи этих храмов не так называемой "московской церкви", а тем "православным" организациям, которые ставили во главу угла отрицательное отношение в России и к союзу с ней. Таким образом отнюдь не все храмы были переданы греко-католической церкви постольку, поскольку людей, идентифицирующих себя с православием сейчас на Западной Украине в процентном отношении гораздо больше, чем было в 1946 году. Но, к сожалению, большинство этих людей оказалось под влиянием раскольников из-за политического давления, которое на них оказывалось.

И в этой связи возникает очень серьезный вопрос к Ватикану. С одной стороны наша Церковь понимает, что большинство храмов восточного обряда на Западной Украине должно было вернуться к греко-католикам после легализации их общин. С другой стороны, сегодня православные, относящиеся к канонической Церкви, имеют гораздо меньше храмов, чем им реально нужно. И если Ватикан признает канонической Церковью только Украинскую Православную Церковь, входящую в Московский Патриархат, а именно такова вроде бы должна была быть позиция Ватикана, то почему подчиняющаяся Ватикану греко-католическая церковь стала активной поборницей передачи православных храмов раскольникам, а не канонической Церкви, и почему многие греко-католики в начале 1990-х годов отказались от того, чтобы мирно, путем переговоров решить вопрос об использовании храмов и прибегли к насилию, к тому, чтобы любой ценой и любыми средствами, не стесняясь никаких агрессивных акций, изгнать канонические православные общины из храмов. Так что естественно эта ситуация очень сложна, нельзя воспринимать ее столь упрощенно, чтобы говорить, что в 1946 году мы отняли все храмы у униатов, пользуясь покровительством Сталина, в 1991-ом униаты отняли все у нас, а теперь мы требуем все эти храмы обратно.

Не стоит забывать, что само возникновение униатства связано с польским политическим влиянием. Оно было связано с насилием не в меньшей мере, чем так называемая ликвидация греко-католической церкви в 1946 году. Бесспорно, эта ликвидация также являлась во многом следствием политического давления. Однако и до 1946 года и после на Западной Украине было большое количество верующих людей, которые искренне стремились к воссоединению с Православной Церковью. Мотивы сталинского решения в 1946 году при всей их политизированности также нельзя назвать однозначными. Ведь не секрет, что значительная часть руководства Греко-католической украинской церкви в годы войны оказывала прямое содействие Гитлеру и немецкой оккупации. Тоже ведь факт. Так что, конечно, это очень сложная история, но нужно чтобы со всей ответственностью люди к ней подходили, перестав распространять эти половинчатые исторические мифы о том, что все храмы Западной Украины всегда были сугубо униатскими. Западная Украина долго не была и сейчас не является монолитной греко-католической областью. Очевидно, что надо все-таки вести речь не об урегулировании имущественных вопросов как радикальной интерпретации истории, а о том, чтобы реально существующие общины верующих могли бы спокойно молиться в достаточном количестве храмов. Но в то же время Ватикан должен проявить большую ясность в том, какую все-таки церковь он считает канонической, и если он считает нормальным то, что храмы были переданы раскольникам, то это удивляет.

-Отец Всеволод, сегодня архиепископ Гузар заявил, что греко-католики считают всех едиными, направили приглашения главам всем трех церквей. Папа будет встречаться с ними. Ну, естественно, митрополит Киевский и всея Украины Владимир не приедет на эту встречу. Можно ли расценивать планирующуюся встречу Папы с Филаретом Денисенко и с автокефалистами можно расценивать как вмешательство в дела Православной Церкви?

- До сих пор всегда вроде бы речь шла о том, что Католическая церковь признает в качестве канонической церкви только 15 Поместных Автокефальных Православных Церквей и три Автономные Церкви, имеющиеся в православных диптихах, будет более чем странно, если наряду со священноначалием этих церквей будут устанавливаться отношения с лидерами раскольнических группировок, которые, по крайней мере, до сих пор не воспринимались, насколько я знаю, Ватиканом в качестве канонических церковных структур.

- Глава внешнеполитического ведомства Ватикана архиепископ Торан сделал заявление, что Папа приезжает на Украину, чтобы решить проблемы католиков и решить проблемы, которые существуют в православном мире на Украине, он заявил также, что храмы на Западной Украине были не захвачены, а просто "были возвращены законным владельцам". Как бы Вы прокомменировали эти слова?

- Относительно проблемы храмов на Украине действительно все ясно. Нас зря обвиняют в том, что мы требуем обратно все те храмы, которые принадлежали Русской Православной Церкви на Украине до 1990 года, но и утверждать, что канонических православных на Украине практически не осталось и не нужны храмы, потому что все верующие Западной Украины, исключая этнических русских, перешли в Греко-католическую церковь, это тоже, мягко говоря, упрощение.

-То есть говорить о том, как говорит архиепископ Торан, что храмы были все просто возвращены законным владельцам, все-таки нельзя?

-Факт остается фактом. Очень многие верующие, в процентном отношении гораздо большее количество верующих, чем до 1946 года, желали и желают оставаться в Православной Церкви. Другое дело, что их под политическим давлением причислили к раскольническим организациям. И на самом деле во Львове достаточно большое количество храмов сейчас находятся в руках людей, идентифицирующих себя с православием, будь то даже сторонники УАПЦ или даже филаретовцы, но отнюдь не все храмы были возвращены униатам, потому что до 1946 года православных храмов на Западной Украине было очень немного. Их были единицы. После 1946 года все храмы Западной Украины были переданы Православной Церкви. Но за время с 1946 по 1990 год количество людей, которые хотели оставаться православными, которые не хотели возвращаться в греко-католическую церковь, значительно увеличилось, это число реально возросло. Тем более, что еще в 30-е годы, без всякого Сталина, в греко-католической церкви на Западной Украине было движение за воссоединение с Православной Церковью. Естественно, за время с 1946 по 1990 год многие люди действительно стали православными и не желали возвращаться в греко-католическую церковь. Но впоследствии не без поддержки греко-католических кругов эти люди оказались подвигнуты на то, чтобы оказаться в лоне одной из двух раскольнических групп, потому что им говорили: "если вы будете в московской церкви, вы враги народа".

-Архиепископ Тадеуш Кондрусевич сказал, что католики в России не занимаются прозелитизмом и не обращают в веру православных. Мы этот термин не принимаем, говорит архиепископ Кондрусевич, потому что в соответствии с решениями Второго Ватиканского собора католики признали действительность таинств, совершаемых в Православной Церкви.

- Вроде бы надо считать, что Католическая церковь признала Церковь Православную такой же благодатной как и она сама. То есть в принципе это должно означать, что для католика обращение православного в католичество теряет всякий смысл. Если это такая же благодатная церковь, значит, с точки зрения католика, обращать православного в католичество, это должно быть тем же самым, как если бы он хотел обращать члена одного прихода в другой приход. Потому что по идее Второго Ватиканского собора не должно было бы быть разницы для спасения по тому признаку, являешься ли ты католиком или православным. Но на деле мы видим, что эта логика для многих католических миссиионеров не действует. Они работают с людьми, крещенными в Православной Церкви или связанными с Православием своими историческими и культурными, духовными корнями. Особенно это касается католических монашеских орденов, в первую очередь женских. Они берут на воспитание маленьких детей, крещенных в Православной Церкви, воспитывают их в католическом духе, приглашают их участвовать в католическом богослужении, причащают их у католического священника и подспудно либо объясняют им, что между Католической церковью и Православной Церковью якобы нет никакой разницы, хотя с точки зрения Православной Церкви это не так, либо пытаются опорочить Православную Церковь, утверждая, даже может быть и не словами, а какими-то примерами, что, дескать, у нас лучше, чем у православных. Этот миссионерский подтекст особенно присутствует в той деятельности католических организаций, монашеских орденов, которая связана с благотворительностью и с работой среди детей. Достаточно вспомнить большое количество паломничеств на Запад, организованных на бесплатной или льготной основе, где людей приглашают исповедоваться и причащаться, участвовать в богослужении, забывая при этом напомнить, что у Православной Церкви с Католической церковью нет евхаристического единства, а приглашают очень часто крещенных верующих православных людей. Про работу с детьми я уже говорил, ну и в качестве примера могу рассказать такую историю. Однажды я, будучи в Италии, в поезде разговорился с двумя католическими монахинями, которые, как выяснилось, работают в России. Они мне увлеченно рассказывали о том, что они ведут благотворительную работу среди детей, организуют детский приют, умело обходя попытки давления со стороны православного епископа и местных органов власти. Они говорили, что у них есть и православные дети, что они их воспитывают, что их воспитывает католический священник и что они готовят этих детей для того, чтобы в будущем иметь в одном из провинциальных русских городов своих монашествующих и свой клир. Я был одет в гражданскую одежду, разговаривали мы по-английски. Когда они меня спросили, чем я занимаюсь и откуда я, я честно ответил, что я православный священник из России. Они в ужасе сбежали. Проблема в том, что в Католической церкви определенное оскудение кадров. И через создание благотворительных учреждений, в первую очередь для детей, идет работа по формированию нового поколения клира и монашеских орденов. Но, наверно, было бы более честно формировать эти новые поколения из языческих народов или из "номинальных" католических верующих в разных странах мира - последнее было бы еще честнее, - а не распространять эту деятельность на детей, крещенных в православной вере или имеющих православные семьи, семьи с православными корнями.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU