ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
НОВОСТИ
КРОХОТКИ
О САЙТЕ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100
ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Кижах готовятся к храмовому празднику - Преображению Господню

17.08.2001

Сегодня во второй половине дня в музей-заповедник Кижи должен приехать Президент России Владимир Путин. Как сообщили корреспонденту Страны.Ru никакой специальной программы сотрудниками музея не планируется.

Музей-заповедник Кижи возник на небольшом практически пустынном одноименном острове на Онежском озере. Он был создан в 1966 году на базе Кижского филиала Государственного краеведческого музея Карельской АССР. Указом Президента РФ в 1993 году музей-заповедник "Кижи" внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Некогда здесь располагалось крупное поселение "Спасский Кижский погост", упоминаемое уже в новгородских писцовых книгах. Кижский - по названию острова, Спасской была церковь на погосте острова.

Слово "погост" (не путать с кладбищем) предполагает некую значительность поселения. Так называли крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей, и непосредственно ее главное поселение, то есть административный центр.

Упоминается о заонежских погостах и в писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева 1582-1583 годов: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы".

В 1714 году, в разгар Северной войны в погосте возводится новая многоглавая Преображенская церковь. По преданию строительство Преображенской церкви напрямую связано с личностью Петра I. Дескать, Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно просты. В их основе лежит традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. Рядом с Преображенской церковью стоит зимняя теплая Покровская церковь, один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера.

Несомненно, что архитектурный ансамбль Рижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение ансамбля, построенное в 1874 году (когда расцвет народного деревянного зодчества уже миновал). Новая колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и создавалась по ее подобию. Архитектура ее хотя и далека от традиций народного зодчества, однако, имеет особую ценность, поскольку некоторым образом воспроизводит формы старой шатровой колокольни, восполняя традиционную типичную для архитектуры северных погостов часть ансамбля. Рижский погост был окружен не сохранившейся до наших дней бревенчатой оградой, остался только каменный фундамент

Три часовни и маленькая Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатами музея, построены намного раньше гражданских зданий, собранных в Кижах. Для северных деревень вообще была характерна и такая разновидность христианских зданий как часовни. В них нет алтаря, и размеры их обычно невелики.

Лазаревская церковь была перевезена на остров из Муромского монастыря, построенного новгородцами на юго-восточном берегу Онежского озера в конце XIV столетия. В 1867 году, при перестройке Муромского монастыря, Лазаревская церковь была заключена внутрь нового большого храма, утратив при этом свой западный придел. Однако в Рижском музее-заповеднике этот миниатюрный памятник древнего зодчества был полностью воссоздан.

По концентрации объектов (70 памятников традиционной народной архитектуры) Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Вместе с памятниками, сохранившимися на месте своего происхождения и вывезенными из различных районов республики, здесь представлены основные тенденции традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских, расположенный более, чем на 1500 кв.м экспозиционной площади.

В 1998 году был возобновлен фрагмент заонежской свадьбы "Вывод невесты за столы". Ведется работа над воссозданием причети - жанра, уже не встречающегося в современной жизни.

В августе того же года прошло перезахоронение останков, вымываемых дождем на кладбище погоста, и тех, что были найдены в связи с реставрационными работами на церквах. На братской могиле установлен крест.

Возрожденные праздники Заонежья наполнились особым смыслом с открытием в 1997 году Кижского прихода и назначением его настоятелем священника Николая Озолина, который, по его собственным словам "Сюда приехал навсегда". Отец Николай родился в Париже, а духовное образование получил в Свято-Владимирской семинарии в Америке В Карелии живет уже больше пяти лет.

"Каждый имеет свой путь. Я был подростком, рос в Париже и был обыкновенным молодым человеком, я хочу сказать, не было ничего сверхъестественного, играл в футбол, у меня были друзья, как и у всех. Я ничем особенным не выделялся, но любил Церковь. И где-то всегда думал: дай Бог, если я смогу служить Церкви, хотя я никогда не знал, в какой форме", - поделился отец Николай в интервью журналу "Мир Божий".

15 августа 1997 года вышел указ о назначении иерея Николая настоятелем Кижского православного прихода, и ту же первое задание - престольный праздник - Преображение Господня, который до него праздновался тут 23 августа, поскольку на Преображение владыка ездил на Валаам. В храме нет электричества, все службы при свечах. "Постепенно я начал служить по субботам, воскресеньям, по праздникам, и так до другого престольного праздника - Покрова Богородицы. Лето в том году было очень жаркое, мы начали крестить людей прямо в озере, это было необычно для местных жителей, но, тем не менее, они принимали крещение", - вспоминает батюшка.

В том же году произошло не менее торжественное событие - венчание старших сотрудников музея, приехавших в Кижи на работу в 60-е годы.

Когда в Петрозаводске был создан музей, там построили маленькую часовню во имя Святого Духа. Владыка Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский, обратился к администрации музея с просьбой, чтобы эта часовня стала действующей церковью. Так Отец Николай стал настоятелем еще одного храма. Однако там нужно было все делать заново. Сейчас, после Покрова весь приход перебирается из Кижей в город, где и проходят службы, вплоть до Духова дня - престольного праздника храма.

"Храм есть определенное духовное пространство, существующее рядом с физическим пространством, и оно, это духовное пространство, осуществляется иконами, присутствием святых, и это есть исполнение соборности Церкви. Священник выходит с кадилом и кадит храм, но, если не выражена эта соборность, тогда литургического смысла в каждении нет. Можно кадить людей, можно кадить то физическое пространство, в котором совершается молитва, но иконы должны быть обязательно.

Свечи должны быть, это тоже обязательно, это уже жертвоприношение каждого из нас. Есть такие моменты, которые обязательны в богослужении, чтобы их правильно понимать в литургическом смысле. Испокон веков в этих храмах были свечи, и кадило было, и иконы, и все это должно быть, как и в прежние времена. Все было естественно, и главное, отношение было благоговейное. За этим стояла культура, которая, увы, утратилась.

Мы начинаем абсолютно с нуля. Конечно, большая ответственность быть служителем в Кижах, как и в любом другом месте, но тут есть свои особенности, потому что есть своя некая общность из людей, которые живут и трудятся в таком очень необычном месте, где по-настоящему им все уже дано для духовной жизни. Все эти сокровища, о которых мы с вами говорим, они имеют перед глазами и всю жизнь они жили возле этого. Им нужно просто понять истинную функцию этих храмов, смысл всего этого осознать, воцерковляться нужно. И за этот процесс я, конечно, отвечаю, и мы стараемся воцерковить их. Тут требуется очень много терпения, но я хотел бы обязательно добавить, что это большая привилегия - быть здесь священником - и большая духовная радость.

Место, как принято говорить, намолено, и тут очень много лилось крови мучеников. Священник, который был до меня, о. Алексий Русанов, был расстрелян большевиками в 1937 году, а в 1997 году, когда прошло 60 лет, был назначен новый священник. Это знаменательно. Так получилось абсолютно само собой. Что от музея требовать, когда люди были воспитаны на другой лад и все-таки они делают очень большие усилия. Любое воцерковление человека, который совсем не знаком с Церковью или мало знаком, требует усилия себя ломать.

Мы сами знаем, что не любим это делать, что это очень больно, притом нужно себя ломать очень сильно. Это тяжело, и потому это происходит постепенно. Я думаю, что вы согласитесь, главное - это проявление любви. Моя главная задача, помимо всего остального, это проявлять христианскую любовь, терпение, именно любовь к каждому из них, они все очень разные.

Очень помогает музей, который здесь является экономическим двигателем: он предоставляет многим людям работу, привлекает туристов, добивается финансовых вложений. В новой России каждый понимает, что священник должен быть, что люди умирают, рождаются, нужно венчать, крестить, провожать в вечность.

Замечательно, что музей стоит у истоков возобновления всех местных духовно-культурных традиций, устраивает праздники часовен, по островам, по деревням. На престольный праздник музей заказывает "комету", которая идет по деревням, собирает бабушек, чтобы они были на службе. Определенные усилия музей сделал, потому что он понял, что он - наследник огромного духовного богатства, что он многое может, и что у него историческая роль теперь в том, чтобы духовно развивать население.

Музей спас то, что он мог спасти в обстоятельствах, которые были ранее. И теперь то, что спасли, принимает прежний облик и способствует духовному возрождению населения. У нас нет трений на фоне тех сложностей, которые, мы знаем, есть в других местах России, потому что жизнь не дает нам этих трений: мы необходимы друг другу. В наших условиях, в нашем быту, тут на острове и в окрестностях мы должны дружить ради друг друга.

Тут замечательное исключение в том, что это приход, и как приход он тут является духовным маяком. В старые времена, когда паломники плыли на Соловки для поклонения тамошним святыням, они останавливались в Кижах, это был этап, где отдыхали и снова дальше плыли на Соловки.

Мое присутствие в Кижах объясняется присутствием людей: нет смысла тут быть, если людей нет. И сейчас каждый имеет здесь свое место: и пожарный, который следит за безопасностью храма, и милиционер, который тоже отвечает за безопасность и порядок на острове, и тот человек, который собирает мусор, и плотник, и научный состав музея, - каждый нужен, и их дети нужны, и приходская жизнь такова, что каждый имеет свое место. И потому тут все очень гармонично получается.

Это совсем другое, чем вопрос о том, успевает ли каждый воцерковляться, становиться церковно-грамотным. Конечно, в этом они отличаются друг от друга, но это нормально, каждый идет своим темпом, и тут давить не надо, но в целом все осознают, что нужно, чтобы служба была, что церковная жизнь - это часть нашей жизни на острове и в окрестностях острова, тут уже абсолютно ясно, что так и должно быть.

Если человек долго не живет в доме, дом начинает умирать. Так же и в храме, если отсутствует молитва, храм умирает".

Страна.Ru


[ вернуться к списку новостей ] [ на главную страницу ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU