ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ
о. Александр Ельчанинов
Отец Александр Ельчанинов -- известный пастырь в
Зарубежной Руси в Париже. Скончался в 1933 г. Эта работа была опубликована
на эл. страницах Русской православной церкви в Балтиморе, США под
заглавием «Демонская твердыня».
Содержание: Часть 1 - отличительные свойства гордыни;
Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь; Как распознать
в себе гордость?
Часть 1 - отличительные свойства гордыни
Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак
Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того,
кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя,
тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя
и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость,
и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность,
чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности
на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два:
тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и
хлеб, как начало и конец.
Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение
упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование
на других - что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие
издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми,
легкомысленных - серьезными, рассеянных - сосредоточенными, обжорливых -
воздержанными, и т.д. - все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой
на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается
незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все..... только мелкие
грехи..... никого не убил, не украл».
Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник,
видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше
пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для
утаения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии.
Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду,
тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану - тщеславием обладаюсь, соблюдаю
молчание - еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все
станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму
чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется
тщеславная оглядка на себя, и вот - драгоценнейшие движения души исчезают,
тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит - благодаря
тщеславию - умирает лучшее, что есть в нас, значит - мы убиваем себя
тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.
Усилившееся тщеславие рождает гордость.
Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением
всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией
помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом
(Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком
грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти,
сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости
подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не
могут» («Лествица»).
Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем
питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам
можно узнать ее?
Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит
своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот
не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня,
отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты,
чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»
Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения,
если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все
- несомненно признаки гордости.
В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое
место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание
божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность
гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был
Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел
и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию -
созерцание самого себя.
В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и
«самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде
могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в
душевной нашей жизни.
Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или
продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости
часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим
горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие,
например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.
Часто это - так называемый «темпераментный» человек,
увлекающийся, страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся
гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к
нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует,
кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает
полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими
людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом
опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть
уравновешены полной, глубокой духовностью.
В случаях обратных, в переживаниях горя - тот же
результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и
меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме
как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за
единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.
Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих,
покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и
эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию,
эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых
разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание
обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера
навязчивых идей, манией преследования или манией величия.
Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и
от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и
обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.
Священник Александр Ельчанинов
Часть 2 - Как проходит эта духовная болезнь
Попробуем наметить главные этапы развития гордости от
легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной
гибели.
Вначале это только занятость собой, почти нормальная,
сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие.
Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает
пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить;
проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается
по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный
интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я
вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или
«у меня обыкновение...», или «я придерживаюсь правила...».
Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в
зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и
скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид
эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом
возрасте.
Счастье человеку, если на этой стадии встретят его
серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или
пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига,
увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого
не случится, болезнь развивается дальше.
Является искренняя уверенность в своем превосходстве.
Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое
болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой -
услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не
уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый
человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост,
дебатировать вопрос: что выше - добрые дела или молитва.
Уверенность в себе быстро переходит в страсть
командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания
на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл
и нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все
вмешивается.
На этой стадии настроение гордого портится. В своей
агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является
раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не
понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец
окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).
Душа становится темной и холодной, в ней поселяется
надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра
и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не
моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе;
его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет
известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он
монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных
путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное
стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если
есть талант - на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему
напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.
Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с
Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает
себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии
ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние
души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее
убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время,
как черные крылья мчат его к гибели.
Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от
помешательства.
Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной
изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит
того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его
взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он
злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих
он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих
похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для
объективного.
Характерно, что наиболее распространенные формы душевной
болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из
«повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых,
забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни
(паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной
личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности
приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не
критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен
окружающими людьми и условиями своей жизни.
Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна
Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».
Гордый терпит поражение на всех фронтах:
Психологически - тоска, мрак, бесплодие.
Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.
Физиологически и патологически - нервная и душевная
болезнь.
С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая
смерть телесную, геена еще при жизни.
В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с
болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути?
Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых - смирение; затем -
послушание, по ступенькам - любимым людям, близким, законам мира,
объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание
Закону Божию, наконец - послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее
таинственным воздействиям. А для этого - то, что стоит в начале
христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».
Отвержется... и отвергается каждый день; пусть каждый
день берет человек свой крест - крест терпения обид, поставления себя на
последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия
поношения, полного безоговорочного послушания - немедленного,
добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.
И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего
смиренномудрия, которое истребляет все страсти.
Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает
благодать, - слава.
Священник Александр Ельчанинов
Как распознать в себе гордость?
На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков,
архиепископ Нижегородский, пишет следующее:
«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя
чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему,
вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко
исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то
знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах
тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле
Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд
и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам
других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде
неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде
неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд
глубоко. Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих
недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны,
восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в
себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то
это тоже признак гордости. Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:
«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится
слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по
справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих
научить не возноситься».
И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том,
что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
См. также:
Публикации:
Что такое гордыня / миссионерский листок
Из писем к молодежи / Священник Александр Ельчанинов
Источник текста: «Церковь Преображения Господня» в г. Балтимор, штат Мериленд, США / Эл. стр. "Дорога домой"
[ главная | библиотека | новости | родителям ]
|