Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

ОБЩЕСТВО
Нравственность
Оценка событий
Острые проблемы
Церковь и молодежь
Церковь и общество

ПОДРУБРИКИ
Интересные факты
Советы, рекомендации
Вера и жизнь
Местные новости
Семья, воспитание
Товары и услуги
Дом и ремонт
Интернет, технологии
Прочие темы

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
 :: ИНФОРМАЦИЯ >> Вера и жизнь

Очень серьёзное дело

20.08.2014 г.

Бытует выражение: «Война – чересчур важное дело, чтобы поручать его военным». Этот афоризм приближён к действительности, но, чтобы он прозвучал наиболее правдиво, необходимо добавить «только военным». Так же достоверно будет звучать: «Здоровье – слишком весомое дело, чтобы возложить его только на плечи врачей». И экономика – чрезвычайно серьёзное дело, чтобы связывать его только с деньгами.

На обывателя, сидящего перед телевизором с чашкой кофе или чая, ежедневно сходят лавины информации, в которой он, при всём желании, разобраться не сможет. Слыша об инвестициях, вертикальных слияниях, паутинообразной модели рынка, ценах на нефть и газ, золото и платину, доставке грузов из Китая, обыкновенный человек ощущает себя заложником в крупной игре, у которой он находится во власти, и на которую абсолютно не влияет. Сложное и неприятное чувство от сложившейся ситуации вынуждает кое-что прояснить в интересах простого и неискушённого человека.

Понимаем ли мы (все те, кто не сиживал на финансово-экономических лекциях университетов) что-нибудь в экономике? Должны иметь представление, если мы вообще способны хоть что-то понимать.

К примеру, обусловлена ли экономика государства такими качествами, как настойчивость и усердие? Безусловно. Но трудолюбие и старательность – категории не экономические, а, скорее, этические. Честность – тоже нравственный фактор, и он также влияет на экономику. И дисциплинированность, и аккуратность, и трезвая голова – это составляющие здоровой хозяйственной жизни любой страны и региона. Чтобы осознать сие, не обязательно иметь диплом экономиста.

Если в какой-нибудь воображаемой стране (назовём её У) доминирующим видом будет выступать бездельник и аферист, или авантюрист и пьяница, то не имеет смысла заниматься финансовыми вычислениями – никакие валютные капельницы эту страну не поднимут. Заливайте в решето цистерны воды, позвольте бедняге Сизифу бесконечно толкать под гору внушительный камень, который всё равно окажется внизу. Эти безуспешные занятия сродни инвестиционному допингу для государства, в котором на каждом шагу можно встретить вора, лодыря или выпивоху.

Хочется сказать несколько слов о внутренней взаимосвязи между тремя вышеупомянутыми типами.

Вор, конечно, может быть талантливым человеком, в своём роде. Но, заметим, именно «в своём роде». А бездельник – это вор в силу сложившихся обстоятельств. Из всех лежебок только Емеле повезло со сказочной щукой. Остальным приходится время от времени слазить с печи или кровати – голод не тётка. Заглянув в пустой холодильник, оболтус выйдет во двор посмотреть – а всё ли там под присмотром? То, что плохо лежит, он умыкнёт и, скорее всего, пропьёт, ведь «жизнь такая короткая, и нужно успеть взять от неё побольше». Так лентяй незаметно превращается в пьяницу.

Они притягиваются друг к дружке, как магнитом. Жулику с напёрстками, как глоток воды в пустыне, нужны лоботрясы, мечтающие разбогатеть «на халяву». Пока второй витает в мечтах, первый набивает карманы, и эта схема актуальна везде, где существует идея «мгновенного заработка без видимых усилий». Потом облапошенный идёт заливать горе водкой, а облапошивший – обмывать удачное дельце.

Духовно испорченному человеку невозможно помочь материально. Он будет постоянно недоволен, сравнивая себя с теми, кто «побогаче», будет бубнить, завидовать и кусать кормящую руку. Мир вечно будет видеться ему недобрым и несправедливым, и перечень своих претензий он рискнёт предъявить даже Создателю этого мира.

Сказанное об отдельной личности в полной мере имеет отношение и к отдельным народам.

Необходимо изменить внутренний, невидимый глазу мир, чтобы ощутимо преобразить окружающую нас действительность. Нужно заниматься нравственным воспитанием, и внешние старания перестанут походить на заполнение бездонной бочки. Хозяйственные реформы, законотворчество и сложности с выбором модели экономики наталкиваются грудью на тесак лени и воровства, теряя при этом кровь и силы. В теории всё гладко, но «человеческий фактор вытесняет любую теорию».

У стран, живущих благополучнее нас, имеется своя многовековая история. Там было и самоотречение, и большое терпение, не говоря уже о временах бедности и разрухи. Там есть место для напряжённой работы мысли, долгому вынашиванию идей и болезненному их рождению. Негоже завидовать соседнему дому, не зная его истории и не желая в неё вникнуть.

Человек из последних сил преодолел марафонскую дистанцию, выиграл награду высшей пробы, а некий болельщик с беляшом в руках просит у него медаль «поносить на время». Нехорошо.

Хотим жить лучше? Что ж, желание законное и безгрешное. Думается, лучше начать с признательности и умеренности. Апостол Иаков просил у Господа хлеба, чтобы поесть, и одежду, чтобы прикрыть наготу. Не правда ли, странная просьба? Ведь каждому понятно, что хлеб кушают, а одежду одевают. К чему такие извилины речи? Видимо, к тому, что у иных такое количество одежды, что её впору жевать, и столько разнообразнейшей еды, что ею можно обмотаться, как новомодными тряпками - с головы до ног. Достойный человек просит только о необходимом, и если через определённый промежуток времени Бог даст ему богатство, то у этого эффекта будут духовные корни. Такой человек не станет гордым и испорченным.

Нынешний культ потребления несёт угрозу ресурсам Земли и окружающей среде. Не за горами то время, когда «воздержание» и «умеренность» станут для ведущих финансовых аналитиков синонимами выживания и одними из главных принципов развития человеческого общества. Производство материальных благ должно быть уравновешено с их потреблением. Это и будет вторжением нравственности в экономику.

Мы пока не нашли себя – ни своего лица, ни места под солнцем. Работу стоит продолжать, и это не научный труд, доверенный кучке специалистов. Эта лямка - для всех, причём нам предстоит решить самую сложную задачу – выразить свой этический абсолют, на основании которого можно создать добротную экономику.




[ главная | библиотека | новости | родителям | информация | предложения ]

Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU