ТРАДИЦИИ ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ
Мария Свешникова
[ См. также: Великий пост | Страстная седмица | Пасха ]
Последние десятилетия XVII века - времена царствования Алексея Михайловича - для Православной Руси были наполнены весьма важными событиями. Однако 1666 год оказался знаменательным еще и тем, что вместе с Александрийским патриархом Паисием и Сирийским Макарием Россию посетил диакон Павел Алеппский, полюбивший нашу страну и описавший наши традиции в своих дневниках.
На Страстную Пятницу очень интересным был чин омовения святых мощей. Этот удивительный обряд существовал, очевидно, только на Руси.
Патриархи (Никон, Паисий и Макарий) и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора. Затем торжественным крестным ходом они направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста и животочное миро. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор, где после чтения часов и поучений на каждый час совершалось великое водоосвящение с пением тропаря "Во Иордане...".
При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху Никону, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и затем снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх Никон сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. С особой торжественностью переносился патриархом ковчежец с ризой Господней: он нес его на главе. В это время звонили во все колокола. Ковчежец, полуоткрытым, также погружали в воду.
По окончании обряда вода, оставшаяся от омовения мощей в сосудах, как великая святыня раздавалась архиереям, священству и знатным лицам, ею кропились все люди. Многотысячные толпы людей окружали собор, и каждый человек окроплялся этой святой водой. После чего сразу совершался чин выноса плащаницы Спасителя, затем вечерня, и после нее торжественный крестный ход, на котором все мощи вновь переносились в Благовещенский собор. С вечера четверга служба шла непрерывно и заканчивалась вечером под субботу.
В субботу рано утром, еще до восхода солнца, звонили в колокола, и все вновь собирались в Успенском соборе. Патриарх Никон кадил лежавшие на аналое иконы праздника, изображавшие Распятие Господа и снятие Его со Креста, затем плащаницу, алтарь, предстоящих; и, войдя вновь на кафедру среди храма, окадил весь народ на все стороны. То же делали и другие архиереи попарно, обходя с каждением каждую половину храма.
Затем все шли в алтарь, разоблачились и выходили, становясь у столпов храма в хоросе. На утрени после пения "Святый Боже" все входили в алтарь и вновь облачились. Патриарх Никон кадил престол, выйдя из алтаря, кадил плащаницу и, взяв Евангелие (малое), вынес плащаницу через северные двери алтаря.
Начался большой крестный ход вокруг Успенского собора с пением "Святый Боже". Плащаницу обходили один раз и вновь клали перед алтарем на прежнее место. После этого все архиереи поочередно, начиная с патриарха Никона, кадили плащаницу, алтарь, весь храм и весь народ, как и в начале службы. Затем, по прочтении паремии, Апостола и Евангелия (на престоле), совершали отпуст. Служба заканчивалась при восходе солнца.
Спустя совсем немного времени начиналась литургия, от которой выходили только к вечеру. И вскоре же ударяли в колокола к молитве на сон грядущий.
Страна.Ру
[ Великий Пост ] [ Страстная Седмица ] [ Пасха ] [ на главную ] [ в библиотеку ]
|