ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
НОВОСТИ
КРОХОТКИ
О САЙТЕ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

ТУРИЗМ И ПАЛОМНИЧЕСТВО

Людмила ИЛЬЮНИНА, Православное обозрение "Радонеж", № 17-18 за 2001 год

"Туризм и паломничество - что между ними общего и чем они отличаются друг от друга" - такой вопрос напрашивался сам собой при посещении Международной туристской выставки, устраиваемой вот уже десятый раз в выставочном комплексе "Ленэкспо" в Гавани. В этом году на выставку впервые пригласили Санкт-Петербургскую епархию и предложили ей принять участие в работе стенда, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга.

Спору нет, в нашем городе и в области, которая входит в состав епархии, не мало храмов и монастырей - памятников архитектуры. И у наших соотечественников, и у иностранных туристов в последнее время явно заметно стремление посещать православные святыни, и именно действующие монастыри и храмы. Некоторые монастыри в летнее время буквально наводнены этим потоком "любителей старины". И настоящие паломники - верующие люди - буквально теряются среди "отдыхающих" туристов. Кто-то воздыхает: "Бедные монашествующие, убежали они от мира, а мир врывается к ним, да еще и с таким шумом и суетой, какую некоторые из теперешних насельников монастырей не видели никогда в своей жизни прежде. Шугануть нужно всех этих праздношатающихся и дать инокам возможность спасаться". Но, когда мы разговаривали с игуменами монастырей, то они утверждали, что, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание, - они открывают для многих людей "мир веры".

И действительно на собственном опыте (когда приходилось водить экскурсии в Александро-Свирском монастыре) убеждалась: люди жаждут соприкосновения со святыней. Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем "миром веры", к которому они приближались с такой опаской.

Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастырей большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом. Это не значит, что организаторы паломничеств должны, прежде всего, думать о "духовной программе", материальное обустройство группы, пустив на самотек. Нет, люди не должны испытывать какие-то непосильные для них тяготы, - например, три ночи подряд, а то и более, спать в салоне автобуса, а потом в храме на полу или на холодном чердаке или подвале.

Нельзя людей "душить акафистами", читаемыми в микрофон часами, и пугать бесконечными наставлениями о том, "как надо жить". Но, все-таки по пути в монастырь не лишним будет рассказать, в чем состоит цель паломничества, как и зачем ездили русские люди в прежние времени по святым местам.

Монастыри в идеале должны работать с теми турфирмами, которые возят к ним туристов не только на уровне "расчетных счетов", но и помогать экскурсоводам методически. Помогать подготовить текст, который будет звучать на пути к обители. Но в самом монастыре, опять-таки в идеале, должны водить экскурсии только его насельники или, в крайнем случае, люди, которые не один раз проверены (прослушаны), и есть уверенность, что они воспринимают свое дело как монастырское послушание, а не как повод к самоутверждению, когда человек начинает прежде всего поучать стоящих перед ним людей.

Честно говоря, немножко тревожно от той ситуации, в которую мы сейчас входим: понятно, что светские организации, коммерческие турфирмы будут стараться использовать наши православные святыни для своей выгоды. Как они признаются: сейчас уже не так модно стало ездить за рубеж, многие любители путешествий выбирают туры по своей родине и многие стремятся приобщиться именно к "местной экзотике" (а для так называемых "новых русских" это именно так) - то есть побывать в старинных церквях и монастырях. Ведь недаром же наш стенд Казанского собора на выставке был со всех сторон окружен турфирмами из Сингапура, Мальты, Кипра, Турции и других стран, которые рекламируют "красивую жизнь" и возможность "новых ощущений". А ведь и паломничество к святыне можно преподнести всего лишь как вариант получения "новых ощущений". Как прочитала я в одном рекламном издании: "Прикоснуться к прошлому, встретиться и побеседовать со священнослужителями, исцелиться душой и телом в старинных монастырях". А дальше о "чудесной рыбалке, прогулках в сказочном лесу, отличном обслуживании".

Конечно же, мы не можем не пускать людей к святыням, но, думается, нужно не бояться разъяснять позицию Церкви: святыня не должна быть средством наживы, благоговение к святыне нельзя нарушать даже ради благой цели просветительства. Святыня - по самому значению слова - это избраннность, превознесенность над земным миром. И нельзя ставить в один ряд "мироточивые мощи" и рыбалку, "беседу со священником" и пикник в лесу. Отцами Церкви предсказано, что в последние времена христианство будут стараться приспособить под комфорт мира сего. На Западе это уже давно произошло. Не дай Бог, чтобы это случилось и у нас в России.

Источник: Православное обозрение "Радонеж"


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU