Вопросы и ответы о семье, воспитании детей, супружеских отношениях.
ВОПРОС:
Мой друг считает, что в стремлении приблизиться к образу жизни Спасителя истиный христианин должен отказаться от продолжения рода. Т.е. деторождение он относит к одному из самых страшных грехов, аргументируя это тем, что сам Спаситель (чей жизненый путь для нас образец для подражания) был бездетен, и тем, что отказываясь от рождения ребенка, мы, таким образом, не умножаем зло и страдания на земле. Прав ли он?
Наталия
ОТВЕТ:
Отвечает : иеромонах Амвросий (Ермаков)
Абсолютно не прав. Одно из апостольских правил говорит о том, что если кто будет презирать брак, да будет ему анафема.
Источник: Православие.ru
ВОПРОС:
В апостольском послании есть такая фраза: "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно..." (Евр. 13, 4). Но ведь речь идет о браке, как же ложе будет непорочно? Разве интимная близость - не главное в супружеской жизни?
ОТВЕТ:
Отвечает : настоятель самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, канд. педагогических наук протоиерей Евгений Шестун
Про интимную сторону брака говорить особенно не принято, потому что главное в браке все же духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения. В особо благочестивых семьях муж с женой разделяли ложе только для того, чтобы зачать новую жизнь, для рождения детей. Во время постов дети никогда не зачинались. Когда жена была беременна, муж не прикасался к ней. И во время кормления тоже. Сладострастие, которое сейчас развивается и поощряется на основе интимной супружеской жизни, - это есть греховное состояние, потому что Богом были установлены такие отношения мужчины и женщины, чтобы умножать род человеческий, рождать детей. В благочестивых семьях муж и жена жили как брат с сестрой, когда считали, что количество детей уже достаточно, а под старость лет принимали монашество. Не разжигали страсти и старались себя смирить, так как всегда положено жить смиренно.
Источник: Вопросы из книги "Православная семья"
ВОПРОС:
Может ли один из супругов отказывать другому в интимной близости?
ОТВЕТ:
Отвечает : настоятель самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, канд. педагогических наук протоиерей Евгений Шестун
Если и муж, и жена являются благочестивыми, верующими людьми, то таких проблем и не возникает. Они знают, когда такая близость возможна, а когда нет. Но все же святитель Иоанн Златоуст советует: когда в семье один из супругов неверующий, ради хранения мира, если это может привести к разладу в семье, уступать ему даже во время поста.
Источник: Вопросы из книги "Православная семья"
ВОПРОС:
Если нет гармонии в интимных отношениях, можно ли за помощью обращаться к психологам, сексологам, другим специалистам в этой сфере?
ОТВЕТ:
Отвечает : настоятель самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, канд. педагогических наук протоиерей Евгений Шестун
Проблема гармонии в интимных отношениях - это тоже порождение физиологичности, когда есть стремление найти в них еще что-то, кроме деторождения: удовлетворение своих сластолюбивых, страстных наклонностей. Когда человек искажает эту сторону своей жизни, он начинает испытывать неудовлетворение. В благочестивых семьях, где живут на основе духовного единения и где людей объединяют не только интимные отношения и главным образом не они, подобных проблем не возникает.
Источник: Вопросы из книги "Православная семья"
ВОПРОС:
Переходит ли грех православных родителей - хоть в малейшей степени- на ребенка, зачатого в Великий пост?
ОТВЕТ:
Отвечает : священник Дионисий Толстов, «Благовест»
Конечно, следствие греха отражается на детях, но хочу вас утешить: это не абсолютный закон. Подобный оборот дело принимает лишь тогда, когда родители закоснели в грехе и не хотят его замечать, вот тогда Господь, наказывая ребенка за грех родителей, призывает их к покаянию, а значит, и к исправлению, изменению самих себя. Все в воле Божией, во всем Его благой Промысел. Если ребенок зачат в Великий пост, это не значит, что он навсегда потерян для Бога. Перед Богом все дети благословенны, благословенно и это чадо. Его теперь надо воспитывать в вере, благочестии и благодарить Бога за то, что Он вам его дал.
Источник: Амвон
ВОПРОС:
Много я в жизни совершила грехов, согрешала и детоубийством - делала аборты. Как-то моя знакомая рассказала, что в Хабаровске она брала очистительную молитву у батюшки и пояснила, что все женщины, имеющие детей или совершившие аборт, должны брать эту молитву. Без нее и в храм ходить нельзя, это скверно перед Богом. Но священник в нашем храме на мою просьбу прочитать надо мной такую молитву ответил, что со времени рождения детей прошло уже слишком много лет и молитва эта мне не нужна. Да, это было более сорока лет назад, но однако же я в свое время эту молитву не брала, потому что не было церквей, да и узнала я о молитве, когда мне перевалило за шестьдесят лет. Вот я и думаю: принимает ли Господь наше пение и молитвы, если мы не принимаем очистительной молитвы?
Вера Шевцова
ОТВЕТ:
Отвечает : священник Дионисий Толстов, «Благовест»
Молитву матери (или, как вы ее назвали, очистительную молитву) священник читает над женщиной на сороковой день после рождения ребенка, когда пройдет полагающееся время очищения. В этой молитве содержится прошение ко Господу об очищении матери от всякой скверны и о благословении рожденного чада.
Как же быть, если прошло уже много времени? Надо обязательно подойти к священнику и попросить его прочитать над вами молитву матери, чтобы уже очищенной входить в храм - Дом Божий, где нет места ничему нечистому.
Если у женщины случился выкидыш, то над нею читается другая молитва -«Егда извержет жена отроча». Речь здесь идет именно о выкидыше, но не о сознательно загубленном чаде. Над женщиной, сделавшей аборт, вышеназванных молитв не читают. Осознавшей всю тяжесть содеянного греха женщине необходимо принести покаяние на исповеди и уже после этого самой ежедневно келейно (то есть дома, не в храме) читать молитву «О чадах, убиенных во чреве». Эту молитву читают после утренних молитв каждый день. Известен и Покаянный акафист жен, загубивших своих чад. А очищение от греховной скверны достигается лишь глубоким, чистосердечным раскаянием и молитвой о убиенных детях.
Источник: Амвон
ВОПРОС:
Мой муж не знает, был ли он крещен в детстве. Он не возражает против того, что у нас в доме стоят иконы, я отмечаю православные праздники, на Пасху он помогает мне красить яйца и мы вместе ходим освящать кулич. Иногда он даже сам признает, что Бог есть, и старается жить по-православному, но укрепиться в вере не может. Я хотела бы спросить, может ли человек в таком состоянии маловерия креститься, или обязательно нужна сильная вера. Дело в том, что мы не венчаны, а мне очень хочется обвенчаться, и муж не против, но для этого нужно сначала решить вопрос о крещении.
Светлана
Как быть, если я не уверен в том, что был окрещен? Моя мать утверждает, что бабушка крестила меня втайне от моего отца (он атеист и был членом парткома), когда я был трехлетним ребенком. Как ни жаль, но верить ее словам полностью я не могу, так как мама не вполне психически здорова. Бабушка давно умерла, а отец полагает, что меня не крестили, раз ему об этом ничего неизвестно. Я считаю себя христианином, но не знаю, имею ли на это право. И что мне делать, ведь дважды креститься нельзя!
Виктор
ОТВЕТ:
Отвечает : священник Дионисий Толстов, «Благовест»
Постараюсь ответить сразу на оба последние вопроса. Мы уже не раз писали о том, что в тех случаях, когда есть сомнения в том, было ли совершено таинство крещения, надо обратиться к священнику и все подробно рассказать ему. И если у вас нет полной уверенности в том, что вас окрестили в храме, батюшка совершит крещение по формуле «…аще не крещен…» Только после этого можно венчаться, исповедоваться и причащаться, участвовать во всех церковных таинствах. Ну а сомнения, может ли креститься человек, недостаточно укрепившийся в вере, надо отвергнуть как искусительные. После крещения, а затем и венчания у вас начнется полноценная духовная жизнь.
Источник: Амвон