Постный день: я не знаю, кому и зачем это нужно...
Здравствуйте, уважаемые издатели журнала "ФОМА"!
Надеюсь, что фраза "православный журнал для сомневающихся" не является лишь украшением вашей обложки. Если это так, вероятно, именно вы мне и нужны.
Я - простая москвичка 26 лет, у меня маленький сын. Меня крестили в детстве, сына покрестила я недавно. Отношений с церковью не было никаких, но когда крестили сына, священник сказал, что необходимо ходить с ребенком в храм, причащать его и воспитывать в вере.
Я никогда не считала себя атеисткой, а теперь серьезно задумалась. Ведь я сама крещеная и если хочу воспитывать ребенка “в вере”, то и сама должна ходить в церковь, соблюдать обряды. Вот тут и начались вопросы, на которые я хотела бы получить нормальные ответы, то есть нормальным русским языком, а не по типу "ибо сказано…
Во-первых, я не понимаю смысла постов. Мне объяснили, что пост облегчает тело и очищает душу, но если честно, то для меня это только слова. Каким таким образом очистится моя душа, если я не съем в среду котлету или салат со сметаной? Потом, я конечно знаю, что наличие поста в определенные дни недели или времена года - это церковная традиция, связанная с определенными событиями, но опять же, если речь идет о душе, то разве она может очищаться только в эти дни? А что с нею происходит в другие?
Я, например, однажды в пятницу пришла в гости к своим родителям. Они стали собирать на стол. а я в связи с постным днем попросила, если возможно, сделать для меня исключение, т.е. постную пищу. Тогда папа стал распрашивать, зачем мне это нужно. Я рассказала об очищении души. а он спросил: 'Ну хорошо, но, может быть, ты почистишь душу завтра, в субботу?" Я не нашлась, что ответить.
И действительно, так ли важно доскональное следование традиции, если этим вносится напряжение в конкретные человеческие взимоотношения? Ведь родители в лучшем случае воспринимают это как какую-то блажь.
А многодневные посты? Два самых длинных из них приходятся на зиму и весну - время, когда организм человека и так ослаблен, требует полноценного питания. Я с ужасом думаю даже не о себе, о сыне. Он пойдет в школу, и что же. в дни напряженнейших занятий я ему дам с собой картофелину с луком? Ведь даже маслом хлеб нельзя намазать. Почему? Объясните мне, какой в этом грех?
Возможно, на эти вопросы должны отвечать не вы. а служители церкви - священники. Опять проблема: где мне, простому человеку, найти священника, который бы согласился вести со мной разговоры? И спросить, конечно, хочется не только о еде, есть проблемы и поважнее...
НАТАЛЬЯ Н., учительница, г.Москва
Отвечает: Священник Иоанн КЛИМЕНКО, кандидат богословских наук, настоятель Боголюбской церкви, г.Пушкино
Через апостола Павла сам Господь говорит нам: "Едим ли мы что, ничего не приобретаем, и не едим ли мы что, ничего не теряем". Важно не то. хороша наша пища или плоха, обильна или скудна. Главное - это наше духовное состояние, не воздержание в пище. а воздержание как таковое.
Не столь существенно, что человек ест или не ест. Важно, что человек воздерживается. И воздерживается, прежде всего, от того. чего ему больше всего хочется. Хочется, скажем, мясо или рыбу есть. - надо от этого и воздерживаться. Не оттого, что это вредно здоровью, а для того, чтобы усмирить тело, дать свободу Духу, и тем самым, по возможности, восстановить утраченную после грехопадения гармонию.
Когда человек постится, приходит понимание других людей. Мы начинаем понимать, почему люди грешат: им тоже чего-то очень хочется, как постящемуся скоромного, и они не справляются со своими желаниями. Т.е., постигая человеческую слабость, мы учимся любить и не осуждать людей, учимся той любви, о которой говорил нам Господь, - любить ближнего и прощать грехи его.
Если человек постится со смирением, с целью освобождения Духа, с благословления Церкви, для Бога постится, то все то, чего не хватает в физическом питании, восполняется благодатью Божьей.
Что же касается телесного, то известно, что организм наш должен очищаться. При питании мясной, молочной пищей, животными жирами, в организме в специальных "депо" наливаются аминовые радикалы, которые являются ядами организма. Постящийся человек потребляет много клетчатки, которая имеетсвойство выводить из организма аминорадикалы и кроме того, выводит из нервных клеток жиры, что приводит к омоложению всего организма. Но, повторяю - главная цель поста - это не здоровье физическое, а здоровье духовное.
По поводу поведения в гостях есть вполне конкретное определение Церкви: если постишься и пришел в гости, ешь что дают. Угощают мясом в Великий Пост, значит ешь мясо, не заикайся о том, что постишься. Говоря, что постишься, тем самым, как бы других, непостящихся, попрекаешь. И впадешь в еще более тяжкий грех - грех гордыни. Любая добродетель должна быть целомудренной, должна скрываться.
Если мы постимся демонстративно, то в таком посте нет никакого смысла. Господь говорит: "Не постись как фарисеи”, которые на каждом углу взывают, а умойся, приведи себя порядок и пост твори так, чтобы правая рука не знала, ч делает левая".
То же самое и пост в супружеских отношениях. В Священном Писании говорится, что если один супруг хочет поститься, другой не хочет, то надо поступать по желанию того, кто поститься не хочет.
Пост не относится к беременным и кормящим женщинам, детям, к людям больным и тем, кто занимается тяжелым физическим трудом.
Пост - дело исключительно добровольное. Поэтому, если ребенок, увидев, что родители искренне постятся, тоже захочет поститься, то не надо ему препятствовать. Если же ребенка заставляют поститься родители, то от такого поста больше вреда,чем пользы.
Мы очень ценим свое мнение. Мы часто пытаемся навязать свое мнение другим. А пост - это воздержание не столько даже в пище, сколько воздержание душевное, обуздание чувств самолюбия, гордыни.
В человеке сбалансировано два естества - духовное и физическое. Дух есть высшая часть человека. Тело, которое смертно, которое само по себе не жизнеспособно, - часть низшая. Высшее, более совершенное, должно управлять менее совершенным. В грехопадении эта иерархия была нарушена, и смертное тело стало вести дух к смерти.
Если слепой ведет зрячего, то оба упадут в яму. Господь Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы искупить человек. от этого, но искупление дается не насильно, а добровольно Бог свободу воли человека не нарушает, т.е. если человек сан того хочет, он приобщается искупительным заслугам Иисус. Христа, а хочет - отвергает это...
Приобщение к освобождению, к искупительной жертве Христа, дается нам через таинства. Но и мы сами тоже должны принять какие-то меры к своему совершенствованию Православие - это религия, в которой человек стремится к Богу а Бог идет навстречу человеку.
ОТ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА "ФОМА":
Многие скажут в ответ на эти слова О.Иоанна: "Ну вот! Опять вместо конкретного ответа поповские проповеди о "высшем" и "низшем". Но задумайтесь, насколько мы действительно духовно несвободны в нашей жизни!
Человек покупает телевизор и думает, что будет включать его, когда захочет. А в результате, каждый вечер "прилипает" к экрану, переключает с канала на канал, пересматривает все сериалы подряд! Так кто кем обладает: человек телевизором или наоборот? Вот вам и пример "зависимости, диктуемой снизу". Или курение. Заядлые курильщики согласятся с тем, что после многих лет курения бросить становится настолько сложно, что жизнь человеческая кажется уже неполной без сигарет. Еще одна, сильнейшая зависимость, жестко диктуемая телом.
Мы этим сами тело разрушаем! Но, одновременно, парадокс когда мы холим и лелеем тело наше (бегаем по врачам, простаиваем длинную очередь, находим сумасшедшие деньги, чтобы заплатить за зубную пломбу), никому не приходит в голову смеяться над нами или возмущаться. Все лишь сочувствуют. И это нормально и правильно. Но как только речь заходит об исцелении души (а ведь в этом высший смысл поста!), тут все сразу на дыбы: зачем, почему?!...
Но ведь, если мы идем в церковь не "за компанию" или чтобы поставить свечку перед экзаменом, а чтобы вылечить душу - то тут придется потрудиться. Чтобы сбросить лишний "греховный" вес, надо садиться на "диету". И не только духовную.
Чтобы стать олимпийским чемпионом, приходится много и упорно работать, обуздывая свою плоть и тренируя волю.