Я не чувствую, что в церкви это происходит

ПИСЬМО:

Родители крестили меня в младенчестве, в школьные годы я иногда заходила в церковь -было просто интересно...

Когда я уже была замужем, в семье случилось несчастье - и это был активный период, когда я действительно обратилась к Богу. Потом постепенно все во мне стало затихать.

Не могу сказать, что у меня нет такой потребности. Просто я не чувствую, что в церкви что-то такое происходит. Что именно здесь - место общения с Богом. Ведь богообщение может происходить в любом месте. Скорее даже - в любом другом месте. Я честно ходила и старалась что-то в себе пробудить, но нет, не то место.

Сама служба очень замысловатая, непонятно, для чего все так сложно, когда нужно основное, и его можно выразить простыми словами.

Присутствие людей тоже мешает общаться с Богом - мне всегда казалось, что это дело интимное. Как добрые дела надо делать не на виду, а чтоб никто не знал.

Вообще не могу сказать, чтобы я совсем не старалась и быстро все попытки бросила. Я и службу стояла, и причащалась, но никакого ощущения все равно не появлялось.

Но я знаю людей, которые очень исправно в церковь ходят и все соблюдают по форме и от других требуют, а по сути они так далеки от христианства!..

Вообще мне кажется я к Православию уже не вернусь, все эти попытки остались позади навсегда. Не то чтобы мне не хотелось иметь такое место, куда можно придти и душу открыть... Каждому хочется, наверное. Но как представишь себе: ну приду я - и что?

Ольга, г. Москва.

ПОСЛЕ СВАДЬБЫ

Отвечает: Наталья, г. Москва

Лев Толстой говорит где-то, что писатели обычно завершают дело свадьбой, словно тут и кончается вся драматическая часть сюжета. Уже имевший к тому времени опыт семейной жизни, он утверждает, что бросить молодую чету в такой ответственный момент - все равно, что оставить их в пещере людоеда. Потому что драматическая часть сюжета тут именно и начинается.

Точно так же люди нецерковные воспринимают приход в Православие (крещение или воцерковление) как некий завершающий момент, как свадебку, после которой можно жить-поживать и добра наживать. Но люди православные и церковные, если у них, конечно, все всерьез, отлично знают, что тут-то все и начинается. Что там, за дверью, не концертный зал, где ты наслаждаешься божественными звуками (хотя и это бывает), а, грубо говоря, спортзал, где ты постигаешь приемы самбо. И регулярно бываешь бит, часто разочарован, обессилен. И хочется найти виноватого: тренер плохой, товарищи неудачные попались, свет в глаза бьет и вообще ты может быть попал не в ту секцию.

У каждого из нас и без того есть тысяча и один повод не ходить в храм. Мы можем, например, искать себе приход по душе. Выбирать его, как разборчивая невеста жениха, мечтать о каком-то необычайном, задушевном, благоустроенном и прекрасном приходе. В деревне в голову никому не придет в чужой храм ходить - которого звон слышишь, тот и твой. Это чисто городское искушение. Очень хочется на готовенькое. Знаю, сама такая. Свой-то храм в руинах, хор никудышный, батюшка читает с ошибками - так где бы найти получше. До того неохота все эти проблемы и нестроения на свои плечи принимать..! Слава Богу, есть посмелее люди, пришли и приняли без разговоров. Уже заметно лучше стало.

С батюшкой и ошибками вообще беда. Не создает молитвенного настроения - ну что ты будешь делать!

Единственный способ - службу знать хорошенько, да и читать ее внутри себя как следует. Интересно, все те люди, которые вокруг стоят - они на память знают или совсем не слушают? Если совсем не слушать - трудно достоять до причастия. А разбирать слова на слух, не зная наперед - да на славянском, да дикция плохая, да акустика неважная...

Первое, что в свое время я разобрала (услышала) во время службы, была просительная ектенья. Даже дух •перехватило, до того это было здорово! "Ангела мирна, верна наставника... у Господа просим". "Христианской кончины живота своего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде..."

Молиться, конечно, и дома можно. Как говорит Феофан Затворник: "Найдите место в сердце и там беседуйте с Ним. Это - приемная зала Господня. Кто ни встречает Господа - там встречает Его. И иного места он не назначил для свиданий..."

Но только дома-то у нас какая будет молитва? "Господи, дай мне то и это, исцели, сохрани...", редко-редко "наставь на путь", почти никогда - "Благодарю Тебя, Господи?' О "богохранимой стране нашей", "о плавающих и путешествующих" или о тех, которые в темницах, в голову не придет помолиться - успеть бы собственные нужды изложить.

Служба-то церковная - она нам навырост скроена. Да и все Православие нам очень сильно навырост. Именно поэтому о нем по нас судить не стоит. Ни по мирянам, ни по священнослужителям, ни по монахам.

В том-то его и сила, что мы Православие под себя перекроить не можем. А то бы уже давно искромсали да маленьких кафтанчиков нашили. Каждый не прочь себе что-нибудь поудобнее смастерить.

Но оно так устроено, что никак не перекраивается и не упрощается. Потому и стоит тысячу лет.

Источник: Журнал Фома


E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.


Iclebo o5 wifi

на iClebo есть на нашем сайте

icleborus.ru