Вопросы и ответы о духовном выборе в пользу Православия


ВОПРОС:

Вы говорили о Католической церкви как об отступниках, и говорили, что Христос сказал "Созижду Церковь мою и врата адовы ее не одолеют", но вы, батюшка, наверно забыли, что Христос сказал "Ты Петр и на тебе созижду церковь мою..." и так далее. Так вот, Петр был епископом Рима, и сейчас Рим есть престол св. Петра, а отсюда и Вселенской Церкви. Разве Москва это третий Рим? Отсюда можно сделать вывод, что Российская Православная Церковь является раскольнической и к тому же неканонической!!!
Артем

ОТВЕТ:

Отвечает : иеромонах Амвросий (Ермаков)

Ну почему же сразу - Москва? Если следовать вашей "логике", то в первую очередь "раскольнической и неканонической" является Константинопольская Церковь. Вы, наверное, забыли, что Константинополь именуется до сих пор Новым (вторым) Римом? А раз с Русской Церковью состоят в Евхаристическом общении и Иерусалимская, и Александрийская, и Антиохийская, и Греческая, и Грузинская, и Болгарская, и Сербская, и прочие Поместные Церкви, то, следуя вашим рассуждениям, и их следует признать "раскольническими и неканоническими". А если еще утверждать, что они не имеют никакого отношения к ап. Петру, то тогда уж точно единственной и неповторимой "нераскольнической" является Римская кафедра с ее Петровым преемником - "викарием Христа на земле", папой. Что там Иерусалимская Церковь с Гробом Господним, Фавором и Гефсиманией?..
Приведенные вами, уважаемый Артем, слова Господа, сказанные св. ап. Петру, мы помним. Только понимаем их не так, как желаете интерпретировать их вы. Мы стремимся понимать их в контексте всего Священного Писания и Предания Церкви. Кстати, не странным ли вам кажется то, что, считая себя приверженцем католицизма, вы пользуетесь типично протестантскими приемами, вырывая слова из контекста Нового Завета? Впрочем, ничего здесь странного. Ведь не случайно протестантизм является прямым порождением самой "вселенской" церкви в мире - католической.
Итак, о тексте из Евангелия от Матфея (Мф. 16, 13-19). По римско-католическому толкованию, без Петра нет истинной Церкви. И это действительно верно, но в том смысле, что не состоявшие в общении с ап. Петром находились вне Церкви, но точно так же, как не являлись членами Церкви и те, которые не состояли в общении с ап. Иаковом, ап. Иоанном Богословом и другими апостолами; точно так же, как находятся вне Церкви и теперь те, которые не состоят в общении с законными апостольскими преемниками - православными епископами. Петр постольку является основанием Церкви, поскольку он сам находится в общении с самой Церковью и принадлежит к лику апостолов. Мы ведь не называем Церковь "петровой". Мы называем Ее Единой, Святой, Соборной и АПОСТОЛЬСКОЙ. "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца" - говорится в Откровении ап. Ионна Богослова (Откр. 21,14). "Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою" - сказал Господь. Так вот под словом "камень" большая часть святых отцов понимает веру, исповеданную ап. Петром:"Ты еси Христос, Сын Бога Живаго". "На этом основании, как на камне, построена Церковь. - говорит блаженный Августин. - Вера Петра есть основание Церкви".
Иногда святые отцы слово "камень" относят к Самому Христу. Тот же блаженный Августин рассуждает: "Он (Христос) не сказал: "Ты еси камень, а ты еси Петр, камень же был Христос... и на этом камне, который ты познал... Я созижду Церковь Мою"
Христос в лице ап. Петра обращается ко всему лику апостольскому, поскольку вопрос "За кого почитают Мя человеки?" был обращен ко всем апостолам. И Петр отвечает от имени всех. Но сила и законность этого ответа зиждется на его союзе со всеми апостолами, со всей Церковью. Среди апостолов Петр действительно занимал первенствующее положение. Но это было первенство чести. Петр не повелевает апостолам. Напротив, апостолы посылают его в Самарию (Деян. 8,14), а Павел даже "лично противостал" Петру (Гал. 2,14).
Так что слова, сказанные Христом ап. Петру, относятся вовсе не к Римской Церкви во главе с папой, а к Соборной и Апостольской Церкви Христовой, Единой во множестве Поместных Церквей, среди которых осуществляет дело спасения людей и Русская Православная Церковь.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

Уважаемые православные участники Форума!
Меня в процессе обсуждения на Форуме всё больше интересует вопрос - почему человеку следует быть именно православным христианином - мне кажется, что если человек не православный, а тем более не христианин - то он здесь часто подозревается в какой-то внутренней нечистоплотности, нечестности.
Какие существуют аргументы, причины того что единственный правильный выбор на своём духовном пути человек должен сделать в пользу Православия?
Хотелось бы, чтобы Вы приняли во внимание позицию человека, который не является православным - т.е. нужны аргументы именно в пользу ПРИНЯТИЯ православия. Например, это означает, что ссылки на христианские писания и православное предание само по себе для него авторитетом не является или может не являться.
Рад буду Вашим ответам.

ОТВЕТ:

Отвечает : Азов Павел Георгиевич

Уважаемый Максим.
У каждого свой путь к Православию, Единственной Истинной Вере. Постараюсь не утомлять тебя догматикой, в коей и сам не силен, а представлю свой набор логических аргументов.
1. Судя по ФИО ты русский, и если это так, то ты обладаешь тем набором рецессивных (к сожалению) генов, коими обладали и твои деды, прадеды и т.д. И все они , (не менее чем 99%) были православными. Следовательно , для русского это вполне обусловлено исторически.
2. Только наш Символ Веры юридически и хронологически непоколебим. Только он законен. Все остальные - ереси, не выдерживающие элементарной проверки на законность.
3. Институт прозелитизма, т.е. пропаганда и маркетинг в Православии не приветсвуются, поскольку невозможно рекламировать Истину. Все остальные еретики (католики, протестанты и проч.) только этим и занимаются, ибо знают насколько они исторически и юридически несостоятельны, вот и впаривают неликвиды бедным неграм да индейцам.
4. Чисто эстетически. Ну посмотри на православного батюшку или митрополита. Статного, с бородой, в черном, почтенный, красивый, и сравни его с каким -нибудь берлинским викарием в смешной шапченке и в очках. А уж папина разлетайка - вообще смех вызывает, а не уважение к сану.

Форум диакона А.Кураева



ВОПРОС:

Многие считают, что Православная Церковь узурпировала спасение, так как со всей категоричностью утверждает, что только православные спасутся, а другие, даже искренне верующие, нет.

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Может ли клетка тела жить отдельно от организма? Может ли ветка дерева, отломившаяся от него, плодоносить и существовать сколько-нибудь долго? Конечно, если в баночку поставить, листья могут и распуститься, но долго жить она все равно не будет. Нельзя забывать, что Церковь - это не человеческий институт и не товарищество, дающее исключительное право на спасение. Это Тело Христово, то есть сообщество людей, соединенных в Церкви невидимым, мистическим единством во Христе. Евангелие свидетельствует, что верующий спасен будет, а неверующий - осужден, что те, кто будут участвовать в евхаристии, причащаться Тела и Крови Сына Божия, будут наследниками Царства Небесного. Те, кто утверждают, что вне Православия нет спасения, лишь свидетельствуют о том, во что верили изначально всегда и везде православные христиане - члены древней неразделенной Церкви. Теперь встает вопрос о границах Церкви. Историческое бытие церковного христианства подводит нас к признанию важной двуединой истины: с одной стороны, Церковь признает источником спасения только себя и зовет всех в свою ограду; с другой стороны, она не смотрит на окружающий христианский мир как на нечто, одинаково пoгpуженное во тьму. Об этом на протяжении более чем полутора тысячелетий церковной практики свидетельствует наличие трех чинов приема в Церковь инославных людей: 1) через крещение - для признаваемых ложно носящими имя христиан (например, для "Свидетелей Иеговы", "Церкви Христа" и др.); 2) через миропомазание - для тех, у кого сохранились основы древней церковной веры, но многое утрачено, в первую очередь священство, идущее от апостолов (лютеране, кальвинисты и другие традиционные протестанты); 3) через покаяние - для тех, у кого большинство церковных таинств признаются действительно совершившимися (католики и представители древних восточных церквей). Так что нельзя говорить о католиках, армяно-григорианах, коптах, даже о традиционных протестантах как о людях, полностью чуждых Церкви и, значит, пути к спасению. Однако их свидетельство о себе как об истинной Церкви Христовой не может быть нами принято.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

А если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер - что же, для него нет спасения?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

С нашей стороны было бы немыслимой дерзостью брать на себя роль того единого Судии, в руке Которого находятся души всех людей. Поэтому нам стоит помнить о другом: что если кто из нас, православных, уйдет вдруг "на страну далече" и начнет искать какой-то новой духовности или в эре Водолея, или в очередном сектантстве, то уж точно уйдет от пути к спасению. В прошлом веке святитель Феофан Затворник на вопрос одной дамы, спасутся ли католики, отвечал: "Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь". И в нашем сердце должно быть не осуждение других, но искреннее желание, говоря словами одного древнего церковного учителя, "возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас". И если нет этого желания, но есть некое самодовольство, что, мол, только мы спасемся, а миллионы людей в этом мире, лежащем во зле, погибнут, - это уже верный признак сектантской психологии.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

Почему сегодня Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Церковь не только сегодня, но и всегда проповедовала о едином на потребу и предостерегала от религиозного индифферентизма. Сейчас ей приходится еще и объяснять, почему непросто спастись одним сбором гуманитарной помощи и отчислением религиозного налога, как то происходит в благоустроенных европейских государствах. Иисус Христос говорил: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Я думаю, для того, чтобы не смущаться так называемой религиозной нетерпимостью Православной Церкви, прежде всего необходимо честно ответить себе, веришь ли ты в единственный предложенный Господом путь спасения, и если да, то соотносишь ли ты свою жизнь с изначальным опытом христианской церковности, а потом уже и решать, можно или нельзя прилепляться душой к другого рода традиционным или нетрадиционным религиозным воззрениям. Теперь верность в вере объявляется нетерпимостью. Скорее всего, это связано с тем, что в последние годы утвердившееся в нашей стране общественное мировоззрение все больше ориентируется на образцы западного секуляризованного гуманизма, одним из главных постулатов которого является то, что человек не имеет права настаивать ни на каких своих взглядах и не должен быть ни в чем до конца уверенным. Ему может лишь казаться, что так нужно жить, так чего-то нельзя делать, а так хорошо бы верить. Но упаси Бог ему на этом настаивать. Такое размывание ощущения абсолютного и единого, свойственное западному сознанию, сейчас начинает прививаться и у нас. И Церковь этому противостоит. Это верно.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

В чем кардинальное различие между христианством и другими религиями?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Признавая за остальными религиями их относительную ценность, нельзя не видеть, что христианское откровение о Боге уникально. Ни в какой иной религии нет того преодоления пропасти между Богом и тварным миром, когда Бог становится человеком и когда Его крестная жертва дает каждому путь к спасению. И эта раз и навсегда преодоленная пропасть между Творцом и творением позволяет стать идее обожения конечной целью жизни человека и является исключительной чертой именно христианства.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

В мире существуют разные религии, и каждая провозглашает какую-то истину?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Я думаю, мы должны оценивать нехристианские религии с позиции трезвой религиозности. С одной стороны, некоторая доля истины, определяющая тот или иной этап на пути духовного развития человеческого рода, есть и во многих нехристианских религиях. Конечно, очень часто она весьма относительна, предельно замутнена и замешана с неправдой, с внесенными лукавым плевелами. В древнем язычестве, к примеру, есть некоторое памятование о первоначальном богообщении человека. Мусульманство хотя и в искаженном виде, но содержит значительную часть книг Ветхого Завета и некоторое повествование, восходящее к писанию Завета Нового. В древнекитайской религии или в традиционных индуистских культах есть определенного рода этика и определенного рода аскетическая норма, воспитывающие в человеке самоограничение ради ближнего, ради высшей духовности. И все это нужно трезво констатировать и признавать как некое положительное начало внехристианских религий, как некий отблеск того первоначального богопознания, которое так или иначе сохраняется в человеческом роде.

С другой стороны, при всем уважении к индуизму как религиозной культуре индусов, сформировавшей цивилизацию Индостана на протяжении более чем полутора тысячелетий, при всем уважении к исламу, к мусульманской письменности, архитектуре и т. д. и т. д., нельзя забывать, что как только эти религии входили в соприкосновение с христианством, то все относительно возвышенное и истинное, что в них было, опускалось куда-то глубоко на дно и обнажалась откровенная стихия демонической злобы, неприятия, борьбы с благовестием Христовым, с той абсолютной истиной, которая в полноте своей пребывает только в Церкви. Наиболее яркий тому пример - античная цивилизация. Как вещь в себе относительно значимая, возвышенная, гармоничная и прекрасная, она во многом определила развитие всей европейской литературы, архитектуры, изобразительного искусства. И вместе с тем из житий святых, из исторических хроник, повествующих о первых трех доконстантиновских веках бытия Церкви Христовой, мы знаем о поистине сатанинской истерии гонения на христиан. Греко-римский языческий мир, как соперник христианского, был демоничен по своей природе, и феномен Ерошки лукавого тоже отчетливо проглядывает оттуда.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

В чем разница между антисемитизмом и антииудаизмом?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Для антисемитов критерием является некий закон крови, этническое происхождение человека невзирая на его личные качества, устроение души, вероисповедание, что, собственно, и определяет в нем образ и подобие Божие и о чем отчетливо говорил апостол Павел: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Отношение же Церкви к иудаизму, отличное от отношения к другим религиям, основано на том, что иудаизм - это не просто религия, остановившаяся на почитании определенных книг Ветхого Завета. Это религия, подчеркну, не еврейского народа, а только его части, разделяющей мнение той толпы, которая две тысячи лет назад кричала на площади перед дворцом Понтия Пилата: Распни Его!.. нет у нас царя, кроме кесаря (Ин. 19, 15). И согласие это с тем мнением толпы выражается доктринально и в Талмуде, и в других священных книгах иудеев, в которых о Божией Матери говорится как о блуднице, а о Христе как об ограниченном и невежественном лжепророке и многое другое, что просто не подлежит цитации. Если бы сейчас нечто подобное опубликовать в общественной прессе, то это было бы равносильно разжиганию религиозной розни. Иудаизм - это религия живого и действенного непризнания в Иисусе из Назарета того обетованного Мессии, воскресением Которого и опытом веры в Которого вот уже две тысячи лет живет христианская Церковь. Отсюда и все трагическое противостояние не Церкви иудаизму, но иудаизма Церкви, ведь первые гонения на христиан были инициированы иудеями, о чем сказано и в апостольских Деяниях, и в Житиях святых. Позднее ересь жидовствующих была сознательным отвержением всего того пути, который к шестнадцатому столетию прошла Русская Церковь, русский народ и русское государство.

Яркий пример последних дней - протесты иудеев против установления крестов на могилах христиан в Освенциме. И в этом смысле нужно отчетливо понимать, что один из последних мифов современной западной историософии и культуры о так называемой иудо-христианской цивилизации не подлежит усвоению в православном сознании. Нет и не может быть иудо-христианской цивилизации, как нет и христианско-атеистической, как нет и христово-антихристова комитета. А ежели он когда и будет создан, то явно во времена непосредственно близкие к пришествию антихриста. И когда нам сегодня пытаются доказать, что Евангелие и Талмуд в основе своей едины, это точно такая же уловка, как утверждение, что черное и белое - один и тот же цвет. И здесь нужно быть просто честным.

Однако никогда и ни при каких обстоятельствах христианин не должен иметь никаких этнических пристрастий и впадать в осуждение конкретных людей за их национальность. Что же касается антииудаизма, то христианин как никто другой всегда обязан делать различие между человеком заблуждающимся и собственно заблуждением.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

Сейчас многие говорят о близости христианства и иудаизма. Есть для этого какие-то основания?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Не думаю, что так говорят многие. Говорят, скорее, некоторые, производящие при этом изрядный шум. Близость христианства и иудаизма - вещь надуманная, никак из Предания Церковного не выводимая. Не вдаваясь в тонкости исследования Талмуда и различных течений иудаизма - хасидского, так называемого ортодоксального и каких-то иных, часто враждующих друг с другом, - надо признать, что за иудаизмом стоит по сути один основополагающий тезис: неприятие Христа Спасителя как того Мессии, о Котором говорит весь Ветхий Завет. И в этом смысле к убежденным иудаистам относятся слова Христа Спасителя, сказанные Его современникам о том, что если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5, 46). Вот это средостение стояло и стоит между христианством и иудаизмом две тысячи лет. Поэтому можно утверждать, что иудаизм есть антихристианство, то есть религия непризнания Христа Мессией, и всякого рода тезисы о иудо-христианском происхождении западноевропейской цивилизации есть или не вполне добросовестная мифологизация, или же сознательная тенденция, опасная и неприемлемая для нас.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

Батюшка, ответьте пожалуйста, в чём концептуальные отличия нашей веры и католической и их следствия в каноне православной жизни, молитвы и дел? Спасибо!
Иван

ОТВЕТ:

Отвечает : Иеромонах Пимен (Цаплин)

Догматические отступления римо-католиков:

а) Учение о Святом Духе:

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, - так преподал нам, Церкви Своей, Сам Христос, так засвидетельствовали самовидцы Слова, Апостолы, утвердили Вселенские Соборы.
Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух "от Отца и Сына исходит": в Никео-Цареградский Символ Веры, даже не обсудив вопроса на Вселенском Соборе, односторонне, римский епископ внес добавку "и от Сына".

б) Учение о первородном грехе:

Извратили римо-католики и учение о первородном грехе. В то время, как Православная Кафолическая Церковь искони УЧИТ, ЧТО - "Бог сотворил человека безгрешным по естеству и свободным по воле; безгрешным не потому, что он был недоступен для греха, ибо одно лишь Божество грешить не может; но потому, что согрешить зависело не от его природы, а от его свободной воли. При содействии благодати Божией, он мог быть и преуспевать в добре; при своей свободной воле, при попущении Божием, мог отвратиться от добра и быть во зле" (преп.Иоанн Дамаскин), а РИМО-КАТОЛИКИ учат, ЧТО Бог, создав человека из двух противоположных и потому не могущих не противоборствовать одна другой частей (из души и тела, разума и чувственности), устранил этот дуализм тем, что, особым от творения актом, сообщил праотцам сверхъестественный дар "благодатной праведности", который, до падения, и удерживал душу и тело в их гармонии, устраняя между ними естественный раздор.

в) Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии:

Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества "сверхъестественного дара благодати", привело к догмату о "непорочном зачатии Девы Марии". Этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века. Римо-католики учат: - чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения - "привилегии", была освобождена, при зачатии Своем, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар "первобытной праведности", и была тем уподоблена Еве до ее грехопадения. Будучи всецело, и душою и телом, дщерью Адама, оставаясь причастной первородному греху, - ибо он неотделим от природы человеческой, - Дева Мария сделала первородный грех в Себе лично бесплодным, чем и посрамила дьявола. Возможность оснований для догмата "непорочного зачатия" отвергается и словами апостола Павла: - "единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тако смерть во вся человеки вниде, в нем бо вси согрешиша" (Рим.V,12). Не имеет оснований этот догмат и в тех местах Священного Писания, на которые ссылаются римо-католики.

г) Римское учение о папе и о Церкви:

Особое ударение вкладывается римскими богословами в учение о папе и о папской власти. Здесь с особой силой выявлена печать законнического понимания, понимания юридического, благодати и сущности Церкви. Извращение Христова, Апостольского, Вселенских Соборов и святоотеческого учения о Церкви особенно отчетливо и решительно отделяет Рим от Православного вероучения.
Учение о папской власти, о видимом главе Церкви, "заместителе и наместнике Христа", подчас заслоняющем невидимого Главу - Христа, является фундаментом всего учения, всей догматики римо-католичества. Но это учение противоречит основам Евангельского и Апостольского учения и о Церкви, и о жизни Ее, и о познании Истины. Допущены Римской Церковью отступления от древней традиции и в совершении таинств, в частности: Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Елеосвящения.

(Из книги Протоиерея Митрофана Зноско-Боровского "Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство" Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992 года.)

Следствия или, скорее, последствия явились в жизни не Православной Церкви, а в Католической, так как Православная Церковь сохраняет неизменно Священное писание и Священное предание. Об этих последствиях подробно можно прочитать в книге священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) "Без Церкви нет спасения" (Издание Сретенского монастыря 1999г.) в статье "Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве", где он для сравнения психологии католика и члена Церкви избрал покаяние - сущность христианской жизни.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

Чем отличается общественная роль Папы Римского от общественного служения Патриарха Православной Церкви?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Общественная роль римских первосвященников по крайней мере последних полутора столетий, начиная с 1870 года, с образования независимой итальянской государственности, когда папы перестали быть правителями территории, занимавшей до этого всю середину Аппенинского полуострова, характеризуется тем, что они претендуют на некий универсализм, на то, чтобы отражать интересы всех католиков и во всех странах, где исповедуется католицизм. Исторически Православие шло иным путем. Будучи универсалистской религией по сути, тем не менее оно принципиальным образом существует как сообщество поместных, то есть преимущественно национально-государственных, Православных Церквей, каждая из которых духовно реализуется в истории своего народа, своей культуры, своего государства - Румынии, Греции, Грузии, России, Белоруссии, Кипра и других православных стран. Хотя, конечно, на определенных этапах исторического бытия в это сообщество входили и иные народы, включались иные территории, а иной раз и небесконфликтно, рождались новые Поместные Церкви. Таким образом, глава каждой Поместной Церкви, в том числе и Патриарх Московский и всея Руси, есть хранитель и выразитель этой историко-религиозной, историко-культурной традиции Православия. Он является, с одной стороны, символом ее единства и неразрывности, а с другой, вместе со всеми предстоятелями Православных Церквей, - символом такого единства, какое было у апостолов, собранных вокруг Христа. И ныне предстоятели Поместных Церквей собраны вокруг невидимого Главы нашей Церкви. Поэтому таким значимым и дорогим для всех православных людей явилось совместное служение всех православных патриархов на Рождество 2000 года в граде Вифлееме в пещере Рождества Христова. Вот он, образ единства Православия, олицетворенный не единой персоной главного епископа, а семьей собранных вокруг Христа народов и их иерархов.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

Как Вы считаете, объединение Православия и католичества в принципе возможно?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Да, возможно, если католики откажутся от двух своих кардинальных заблуждений: от учения о примате, то есть абсолютном главенстве, римского епископа, о даре его непогрешимого учительства, и от учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына - иными словами, откажутся от ложной триадологии. Если это произойдет, то не будет никаких непреодолимых препятствий для воссоединения Католичества с Православием, точнее, Римской кафедры, Римской Церкви со Вселенской Церковью Христовой. Можно богословски точно рассуждать не о Католичестве, а именно о Римской Церкви, некогда отделившейся от полноты пребывания во Вселенском Православии, но сохранившей основы древнецерковной веры - иерархическое священство и многие признаки богослужебной церковности. Откажется ли какой-либо из пап от папского примата о непогрешимости? Об этом можно скорее молиться и этого желать. Но вряд ли такое может быть достигнуто на богословских переговорах и политических собеседованиях.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

Как православному человеку надо относиться к так называемым эзотерическим наукам, той же астрологии, хиромантии, которые за свою тысячелетнюю историю накопили не только ошибочные, но и какие-то истинные и, быть может, даже полезные знания?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Есть такие области знаний, в которых уже невозможно отделить добрые зерна от плевел. Это касается и астрологии - даже там, где она перемешана с астрономией, и хиромантии - даже там, где она перемешана с медицинским познанием о материи и всеединстве человеческого организма. Невозможно заниматься астрологией из чисто научных побуждений, потому что человек, уверенный, что определенное сочетание материальных предпосылок неизбежно приведет к определенному ими духовному следствию, будет зависеть от этого "знания" всю жизнь. Вспомним Пушкина и предсказание ему смерти от высокого красивого блондина. И это предсказание гадалки, это давление собственной памяти прошло через все его последние годы.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что только Бог источник истинных пророчеств. Астрологические же предсказания сбываются лишь для тех, кто прилагает к ним свою веру. Не верь, и они не будут иметь над тобой никакой власти, потому что человек выделен из всего тварного мира тем внутренним свойством свободы, которая ставит его выше всякой детерминированности. Человек - образ и подобие Божие - получил в дар свободу, которая в конечном итоге делает его независимым от совокупности материальных причин. И конечно, мы во всех случаях жизни должны исходить из этого главного памятования. Самые же сложные и как бы ушедшие от религиозной практики знания - астрологические, нумерологические - все же низводят человека в пусть и очень утонченную, но все же цепь причинно-следственных зависимостей, тем самым погружая его в тварный мир, делая подобным всем иным существам, не имеющим тех свойств, которые есть у человека.

Источник: Православие.ru



ВОПРОС:

А как следует относиться к святым, признаваемым таковыми в других религиях?

ОТВЕТ:

Отвечает : Протоирей Максим Козлов

Думается, что прежде всего мы должны разобраться с термином святости. Ведь для православных святой - это не просто достойный, героический человек. Таковыми могут быть самые разные люди, даже не принадлежащие ни к одной из разнообразных религиозных конфессий. Много примеров верности, героизма, любви к Отечеству, самопожертвования дает нам античная цивилизация. Не случайно все эти добрые нравственные опыты были адаптированы и восприняты христианским миром. И византийская школа, а впоследствии и западная, а потом и наша российская, начиная с XVIII века, не чурались тех высоких этических образцов, которые даны миру языческой античностью. Но мы не назовем ни Перикла, ни Одиссея, ни Октавиана Августа cвятыми. Потому что cвятость - это причастность человека миру горнему, это его воцерковление, его вхождение в бытие Бога вне тех преград, которые существуют в отделении от Церкви, а с полной открытостью, данной нам через крещение и последующие церковные таинства.

Святой - это не тот, кто был лучше по нравственным качествам, чем тот, кто пребывал вне ограды Церкви. Это тот, кто обрел этот бесконечно тяжелый, бесконечно счастливый и возвышенный путь жизни во Христе. И для нас есть только одна cвятость - Христова, и за ее проявление мы называем человека cвятым как причастника этого света. Поэтому никого, кто в собственном смысле слова не пребывает в церковной ограде, нельзя именовать святым.

Источник: Православие.ru



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.


Сваебойный молот

В продаже - молот, цены ниже! Неликвидные остатки

molot-str.ru