18 апреля - память преподобного Марка Афинского
18.04.2003
Преподобный Марк подвизался в Ливийской пустыне на горе Фраческой. Вот как он сам рассказывал о своей жизни старцу Серапиону, которого Бог прислал к нему в последний день его жизни: “95 лет живу я в этой пустыне и не видел ни человека, ни зверя, ни птицы.
Первые тридцать лет были особенно тяжелы для меня: одежды я не имел и страдал то от холода, то от зноя; голод утолял иногда землей, а жажду – морской водой. Одинокое и безлюдное место наводило на меня тоску и томление; не раз переносился я мыслью в мир, со всеми его удобствами и удовольствиями. Но больше всего я страдал от бесов: ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя убить, утопить в море или разорвать на части. После тридцати лет я удостоился великой Божией милости: плоть моя изменилась, на теле выросли волосы, которые защищали меня от холода и зноя; начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня”.
После этого преподобный Марк спросил Серапиона: “Есть ли в мире ныне святые с такой чудодейственной верой, что, по слову Христа, могли бы передвигать и горы со своих мест?”. Как только он это вымолвил, Фраческая гора двинулась с места и пошла в море. Тогда преподобный остановил ее. После он пригласил Серапиона помолиться: “Велик для меня нынешний день, ибо душа моя разлучается от тела и идет в обители небесные”. С неба вдруг раздался голос: “Принесите Мне из пустыни верного Моего раба, совершенного христианина. Иди и почий, Марк”. Тут же преподобный испустил дух и старец Серапион видел душу его, возносимую на небо ангелами.
Преподобный Марк, как мы видели, избрал не широкий жизненный путь, исполненный потворства своей чувственной природе, стре-млениям к праздности и удовольствиям. Он выбрал узкий путь, с его трудами, голодом и холодом, постом и бдением. И этот путь привел его в Царство Небесное, тогда как другой неизбежно должен был привести в место вечных мучений. Пути, по которым совершает человек свое странствование на земле, разнообразны и многочисленны. Но по своему свойству их, собственно, всего два: путь греха и порока и путь добродетели.
Первый называется в Евангелии широким, пространным (Мф. 7, 13). Он привлекает людей благами и сокровищами земли, обо-льщает удовольствиями, манит всем тем, что льстит чувственности и испорченному сердцу. По этому пути идут те, кто дают простор своим страстям, своей воле, свергая с нее “благое иго” (Мф. 11, 30) заповедей Христовых; все не покоряющиеся Церкви и ее уставам, не повинующиеся властям, противящиеся родителям. На этом пути находятся и “блудники, …идолослужители, …прелюбодеи, …во-ры, …лихоимцы, …пьяницы, …злоречивые, …хищники” (1 Кор. 6, 9-10). На этом пути сластолюбцы, “их бог - чрево” (1 Фил. 3, 19) и соблазнители, которые “прельщают неутвержденные души” (2 Петр. 2, 14), и клятвопреступники, и убийцы. Здесь не только явные нечестивцы, но все фарисействующие христиане, “имеющие вид благочестия” (2 Тим. 3, 5), но на самом деле “подавляющие истину неправдой” (Рим. 1, 18). Этот путь так просторен, что вмещает всех грешников.
Другой путь называется тесным (Мф. 7, 14), по множеству препятствий, которые встречаются на нем, трудностей, которые необходимо преодолеть, жертв, которые неизбежно нужно принести. Чтобы вступить на этот путь, необходимо “отвергнуться себя” (Мк. 8, 34), чтобы идти по нему, нужно стеснить, ограничить, смирить себя во всем: подчинить свой ум вере Христовой, волю – закону Божию, сердце – обетованиям Евангельским, всю духовную деятельность – руководству Православной Церкви. Нужно вести непрерывную брань с врагами нашего спасения, и для этого постоянно трезвиться, бодрствовать и молиться “всякой молитвой во всякое время духом” (1 Петр. 5, 8; Еф. 6, 10-18). Нужно благодушно, с христианским мужеством переносить многие скорби, напасти и всякого рода гонения, которыми усеян этот путь от начала до конца (2 Тим. 3, 12). Нужно быть готовыми прощать все обиды и любить самих врагов наших (Мф. 5, 44).
Каждый из нас может определить, по какому пути идет. Если шествуем путем широким, то должны знать, что он, по слову Спасителя, “ведет в погибель” (Мф. 7, 13), туда, где “червь их не умирает, и огонь не угасает” (Мк. 9, 48), где будет “мука вечная” (Мф. 25, 46), “плач и скрежет зубов” (Мф. 8, 12). Если же мы на тесном пути – будем радоваться и благодарить Господа – этот путь ведет “в жизнь” (Мф. 7, 14), ведет ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному, где нет “ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти” (Откр. 21, 4), а откроется для праведников вечное наследие и вечная слава (Евр. 9, 15; 2 Кор. 4, 17).
"Православная газета", г. Екатеринбург
18.04.2003 [09:14]
добавил: bpv
;
<< Следующая новость |
Предыдущая новость >> |
Сегодня |
Архив |