Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

НАВИГАЦИЯ
  • В начало
  • Церковь - официальное
  • Церковь - разное
  • Негативные тенденции
  • Религии и конфессии
  • Общество
  • Ирак - США - террор
  • События в мире
  • Разное
  • Новости за сегодня
  • Архив

    Поиск в разделе:

    :

    :



    Зарегистрироваться
  • ПОСЛЕДНИЕ
    НОВОСТИ
    30.04.2003 - В Дивеево приостановлены работы по восстановлению Богородичной Канавки
    30.04.2003 - Сегодня память священномученика Симеона, епископа персидского
    29.04.2003 - В Иерусалиме верующие наблюдали схождение Благодатного Огня
    18.04.2003 - 18 апреля - память преподобного Марка Афинского
    17.04.2003 - 17 апреля - память преподобного Иосифа Песнописца

    ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
     :: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, МНЕНИЯ

    Брачные дела под контролем Церкви

    08.04.2003

    В Санкт-Петербурге вышла в свет занимательная книга - "Курс церковного права". Такой курс на рубеже XVIII-XIX вв. читался в Императорском московском университете, ныне МГУ им. М.В. Ломоносова.

    Автором столь экзотических сегодня университетских чтений был известный русский канонист профессор Алексей Степанович Павлов. Церковное право "имеет своим предметом исключительно дела и отношения чисто церковные, хотя бы оно произошло не только от церкви, но и от государства". Такое определение давал сам Павлов. (Его даты жизни - 1832-1898.)
    Среди наиболее интересных положений церковного права, существовавших в разное время на Руси, были, к примеру, "брачные дела". Изначально их признали "чисто церковными". Только во времена Петра I, в 1702 году, светская власть издала закон, который отменил так называемый брачный сговор, заключаемый родителями жениха и невесты с назначением неустойки, и предоставил возможность даже обрученным церковью отказываться от вступления в такой союз.

    С тех пор соблюдение условий брака, форма его совершения, расторжение брачного союза или признание его недействительным стало вотчиной церковного права.
    Были и возрастные ограничения для желающих вступить в брак. Например, в 1744 г. Святейший синод признал недействительными браки 82-летних мужчин: "Брак от Бога установлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющегося за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковыя лета не плотоугодия устроивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало".

    Был в России и церковно-криминальный суд. Вот один из основных принципов криминального суда церкви, который действует и сегодня, уже в уголовном праве светского государства: "ни одно, даже самое крайнее наказание церковное не может быть исключительно карой преступника, т.е. воздаянием злом за зло. Церковь должна подчинять преступную человеческую волю закону Божию, исправлять ее, а не уничтожать, и ни в каком случае не должна отказываться от этой своей цели".

    В ведении церковно-криминального суда находились преступления против веры и церкви - совершение христианами языческих обрядов, святотатство, богохульство, волшебство, отступничество от веры, ересь, раскол; преступления против общественной чистоты нравов - блуд, изнасилование, противоестественные плотские грехи (содомия, скотоложство); преступления против союза семейного и против церковных оснований брачного права - многоженство, кровосмешение, своевольный развод, жестокое обращение мужа с женой, родителей - с детьми; некоторые случаи смертоубийства и изгнание плода.

    Сущность церковных наказаний сводилась к лишению всех или некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви - полное или неполное отлучение. Было и известное великое отлучение - анафема. Духовный регламент Петра Великого так говорил о великом отлучении: "Чрез анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением подобен есть взятому под арест".

    Многие положения старейших русских уставов, уложений трансформировались в нашу сегодняшнюю жизнь. Поэтому знакомство с трудами профессора А.С. Павлова может быть полезно не только с точки зрения истории, но и для анализа российской реальности начала XXI века.

    Парламентская газета
    Т. Поливода


    Русская линия

    08.04.2003 [21:05] добавил: bpv


    Нет комментариев
    This item is closed, it's not possible to add new comments to it or to vote on it
    ;

    | | | |


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]




    Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU