Брачные дела под контролем Церкви
08.04.2003
В Санкт-Петербурге вышла в свет занимательная книга - "Курс церковного права". Такой курс на рубеже XVIII-XIX вв. читался в Императорском московском университете, ныне МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автором столь экзотических сегодня университетских чтений был известный русский канонист профессор Алексей Степанович Павлов. Церковное право "имеет своим предметом исключительно дела и отношения чисто церковные, хотя бы оно произошло не только от церкви, но и от государства". Такое определение давал сам Павлов. (Его даты жизни - 1832-1898.)
Среди наиболее интересных положений церковного права, существовавших в разное время на Руси, были, к примеру, "брачные дела". Изначально их признали "чисто церковными". Только во времена Петра I, в 1702 году, светская власть издала закон, который отменил так называемый брачный сговор, заключаемый родителями жениха и невесты с назначением неустойки, и предоставил возможность даже обрученным церковью отказываться от вступления в такой союз.
С тех пор соблюдение условий брака, форма его совершения, расторжение брачного союза или признание его недействительным стало вотчиной церковного права.
Были и возрастные ограничения для желающих вступить в брак. Например, в 1744 г. Святейший синод признал недействительными браки 82-летних мужчин: "Брак от Бога установлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющегося за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковыя лета не плотоугодия устроивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало".
Был в России и церковно-криминальный суд. Вот один из основных принципов криминального суда церкви, который действует и сегодня, уже в уголовном праве светского государства: "ни одно, даже самое крайнее наказание церковное не может быть исключительно карой преступника, т.е. воздаянием злом за зло. Церковь должна подчинять преступную человеческую волю закону Божию, исправлять ее, а не уничтожать, и ни в каком случае не должна отказываться от этой своей цели".
В ведении церковно-криминального суда находились преступления против веры и церкви - совершение христианами языческих обрядов, святотатство, богохульство, волшебство, отступничество от веры, ересь, раскол; преступления против общественной чистоты нравов - блуд, изнасилование, противоестественные плотские грехи (содомия, скотоложство); преступления против союза семейного и против церковных оснований брачного права - многоженство, кровосмешение, своевольный развод, жестокое обращение мужа с женой, родителей - с детьми; некоторые случаи смертоубийства и изгнание плода.
Сущность церковных наказаний сводилась к лишению всех или некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви - полное или неполное отлучение. Было и известное великое отлучение - анафема. Духовный регламент Петра Великого так говорил о великом отлучении: "Чрез анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением подобен есть взятому под арест".
Многие положения старейших русских уставов, уложений трансформировались в нашу сегодняшнюю жизнь. Поэтому знакомство с трудами профессора А.С. Павлова может быть полезно не только с точки зрения истории, но и для анализа российской реальности начала XXI века.
Парламентская газета
Т. Поливода
Русская линия
08.04.2003 [21:05]
добавил: bpv
;
<< Следующая новость |
Предыдущая новость >> |
Сегодня |
Архив |