Страсти вокруг «Страстей Христовых» Мела Гибсона

Страсти Христовы

Несколько комментариев по поводу фильма "Страсти Христовы" Мела Гибсона. Комментируют протоиерей Максим Козлов, А.Данилин (Радонеж), диакон А.Кураев.

Протоиерей Максим Козлов о фильме «Страсти Христовы»

Интервью газете «Известия» с о. Максимом Козловым:

Один из первых отечественных зрителей "Страстей Христовых" настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов отвечает на вопросы Елены Лахтиной.

- Вы будете рекомендовать "Страсти Христовы" вашим прихожанам?

- Я шел на этот фильм с довольно большим внутренним предубеждением, с одной стороны, опасаясь неадекватности трактовки евангельского повествования - булгаковщины или толстовщины, с другой - смещения акцентов в духе западной политкорректности, поскольку уже был наслышан о том, что по требованию "прогрессивной общественности" Гибсон исключил из фильма евангельский текст "Кровь Христа на детях наших". Но должен сказать, что фильм преодолел эти предубеждения и сомнения. Он почти удивителен для современного состояния кинематографа и общественного сознания - я не ожидал, что в западном обществе возможно такое глубокое и искреннее обращение к основам нашей веры. Крестная жертва Христа, его страдание за нас, предательство Иуды, жестокость римлян, малодушие Пилата, слезы Девы Марии - все это возвращает нас к изначальным реалиям христианства. В этом смысле очень для многих этот фильм может оказаться полезным подспорьем в более непосредственном и приближенном восприятии самих основ нашей веры. Мне кажется, что "Страсти Христовы" - уже не факт истории кино, а факт религиозной истории христианства.

- Мне показалось, что Гибсон сознательно отбросил все последующие трактовки и попытался приблизиться к исходному тексту Нового Завета. Так ли это?

- Это то, что более всего ценно в его фильме. Трактовки в духе "я и Евангелие" для христианина по определению кощунственны. Прочтение евангельского текста в его изначальной чистоте и адекватное его донесение средствами того вида искусства, с помощью которого он реализуется (будь то иконопись, литература, драматургия или - как сейчас - кинематография), - вот что важно и нужно для Церкви.

- Тем не менее в фильме используются визуальные приемы, которые можно назвать чисто голливудскими. Например, изображение дьявола и ада...

- Да, конечно, там есть некоторые расширения евангельского повествования. Возможно, это вопрос дискуссионный, но я бы сказал, что они не противоречат духу и сути Евангелия. Например, несколько продолженная линия Пилата и его жены. Но мы знаем из других источников, что жена Пилата впоследствии уверовала и даже стала христианской мученицей. Есть флэш-бэки, возвраты в детство Иисуса (мне, кстати, меньше всего понравился эпизод, в котором он делает стол). Для лукавого тоже нужно было найти какой-то яркий изобразительный образ, представляющий силу зла. Мне понравилось, как Гибсон это сделал: дьявол у него андрогин, мужчина-женщина, - существо вполне отвратительное. Нет столь вредной, столь соблазнительной эстетизации зла в духе, например, "Мастера и Маргариты" или "Фауста". Дьявол в "Страстях Христовых" ближе к трактовке Достоевского, который описывал ад как "баню с тараканами". В этом смысле интерпретация Гибсона соответствует христианскому пониманию. Мне очень понравилось, как было показано самоубийство Иуды: его одолевают помыслы, представленные в виде злобных и страшных в своей злобе детей, а лукавый указывает на веревку - хочешь избежать муки, вот тебе выход... Чисто изобразительно - это очень сильно.

- Как вы объясняете, что "Страсти Христовы" вызвали такой интерес и отклик во всем мире?

Кадр из фильма Страсти Христовы - Это тоже удивительно. С одной стороны, мы знаем, что Гибсону никто не хотел давать денег, ни одна серьезная голливудская компания не стала его финансировать. Потом его заставили сделать политкорректные вырезки из евангельского текста (о них можно поскорбеть, но в целом адекватность этих фрагментов сохранилась). Вывод напрашивается такой: сколько бы нам ни пытались представить современное общество как постхристианское и обезбоженное, на самом деле во многих миллионах простых человеческих сердец христианство является вполне живой верой. Тяга людей к фильму Гибсона говорит как раз об этом. Совершенно разные вещи - то, каким мир и общество хотят представить и каким оно на самом деле является.

- Интерес к Новому Завету, вызванный фильмом Гибсона, может иметь разные последствия: человек, который захочет углубиться в предмет, найдет в открытом доступе не только христианские источники, но и тексты людей, иначе смотрящих на проблему зарождения религии.

- Для меня принципиально важно, чтобы люди задумались над вопросами "я и вечность", "я и Бог", "я и нравственная ответственность за свою жизнь". В этом смысле христианину нечего бояться. Человек, который задумается и прочитает Евангелие, - найдет правильный путь.

/ Протоиерей Максим Козлов /

А.Данилин: Страсти по "Страстям"

Недавно вышедший на широкие экраны фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы", уже завоевал неслыханную популярность и продолжает собирать огромные кинозалы. Одновременно с этим ведутся горячие дискуссии (как и всегда при появлении произведения подобного рода и силы): быть или не быть, бить (Гибсона) или не бить, и вообще - имеет ли такой фильм право на существование, а добрый христианин - право его поглядеть. В том, что фильм появился на свет, нет ровным счетом ничего удивительного. Евангельские сюжеты вот уже почти 2000 лет являются предметом особого внимания со стороны светского искусства. Образ Христа пытались воплотить художники разных времен и народов и практически во всех областях человеческого творчества.

Надо сказать, что попытки эти ни разу не увенчались полным успехом, да и не могло этого случиться, потому что задача сама по себе из разряда невыполнимых. Бог изначально невидим и неизобразим и печально было бы для христианства, если бы образ Богочеловека в полной мере отражался бы в творениях человеческих рук. Ведь ни одно слово не может вобрать в себя Божественный Логос, но лишь отразить Его сияние. Чтобы сияние это не рассеивалось, образ не должен уводить от Первообраза, замыкать на себе, а напротив - сосредоточить внимание зрителя на Том, Кто явлен через картину, фильм, музыку, книгу. Нельзя забывать, что Иисус был образом Отца, и Его человеческая природа пронизана Его Божественной сущностью. И задача художника, дерзающего браться за этот сюжет - сделать свое произведение окном в мир горний. Отказавшаяся от натурализма христианская икона есть максимально возможное для человека решение этой проблемы (приближение к описанию неописуемого). В иконе значительно более, чем в живописи, в форме символа дано адекватное направление познания невидимой, непостижимой природы Божества.

Безусловно, единственно идеальным повествованием о Христе является Евангелие - подлинная икона в словах. Одна из самых распространенных претензий, предъявляемых к Евангелию - это то, что в нем мало (практически ничего) не рассказывается о детстве, отрочестве и юношестве Христа, о деталях Его жизни. На этой почве возникали многочисленные апокрифы, отвергнутые Церковью. А четыре признанных Евангелия фокусировали внимание на том главном, для чего совершилось Воплощение. Для христианского искусства в целом Евангелие является единственным и неповторимым критерием Истины, и чем дальше художник в своем творчестве отступает от традиций Евангелия, тем более блеклый и неполный образ он создает. Более того, совершенная по исполнению картина может не только ущербно отобразить Евангельский смысл, но и исказить его до полной неузнаваемости. Недаром князь Мышкин говорил о картине Гольбейна "Христос в гробу", что глядя на это «можно и веру потерять». Вряд ли евангельский сюжет, как он описан, скажем, у Иоанна, подразумевал такую реакцию.

Образ Христа на экране воспринимался и воспринимается неоднозначно. Конечно, наиболее спорным является вопрос, смеет ли актер играть Христа, смеет ли сценарист вкладывать в уста Иисуса и других евангельских героев "неевангельские" слова. Художественные возможности киноискусства невероятно велики; волей-неволей, евангельский текст расширяется дополнениями, нюансами игры актера, и смысл может быть легко искажен.

Фильм М. Гибсона "Страсти Христовы", повествующий о последних 12 часах земной жизни Иисуса, на наш взгляд является достойным результатом весьма добросовестной работы мастера с евангельским материалом, и Мел Гибсон, безусловно, - талантливый художник современности. Да, фильм нельзя назвать легким. Но всякое время имеет то искусство, которое заслуживает. Искусство формируется в недрах общественного сознания и его отражает. Очевидно, жестокость и ненависть так преисполнили наш мир, что стало возможным столь жесткое прочтение Евангелия средствами кино.

В фильме звучит арамейская и латинская речь, что придает действию неожиданную глубину. Картина чрезвычайно корректна в отношении евангельского повествования: приятно, что Гибсон не ставил своей целью самовыразиться, чем, к несчастью, страдают многие художники, писатели, режиссеры, отчего их творческие поиски на библейскую тему носят явно искажающий тему характер, горделиво называемый "авторской точкой зрения". Почему-то принято считать, что самоуверенные слова "я так вижу" дают карт-бланш на любое непотребство (как не вспомнить печально известное "Последнее искушение Христа" Мартина Скорцезе). Но Гибсон сознательно отвергнул сомнительную возможность самовыражения за счет Евангелия. Задачей фильма было явить зрителю (в той мере, в какой это вообще возможно) величайшую трагедию и величайшую радость мира.

Но при том, что фильм, как уже было сказано, чрезвычайно деликатен в обращении с текстом, он не стал просто иллюстрацией к Евангелию, как стал, на наш взгляд, фильм Франко Дзеффирелли "Иисус из Назарета". Не похож он и на нагоняющую скуку картину Пазолини "Евангелие от Матфея". Возможно, это связано с тем, что в отличие от Дзеффирелли и Пазолини, Гибсон не посягал на совершение непосильных задач - дотошное отображение всего евангельского текста, а ограничился столь коротким и важным отрывком Его жизни (последние 12 часов жизни Христа, распятие, Воскресение), в изображение которого художник вложил свое мастерство, все свое умение. Отсюда глубина и многомерность фильма, которые держат зрителя в постоянном напряжении.

Да, пожалуй, единственное, в чем действительно можно упрекнуть Гибсона – это чрезмерный натурализм. Видимо, Гибсон в какую-то минуту усомнился, что сама евангельская история способна удержать внимание зрителей, и в фильме, наряду с подлинной трагедией и болью, появляются акцентированные физиологические подробности: кадры, не раскрывающие новые грани смысла, но режущие глаз и нервы. Вероятно, Гибсон таким образом хотел "подхлестнуть" зрителя, чтобы тот не расслаблялся, но эффект вышел обратный - охая от очередного шокирующего фрагмента невольно отвлекаешься от главного: ужас совсем не в том, что ворона выклевывает глаз преступнику, пусть это и показано со всеми вызывающими дрожь подробностями, подлинный ужас - на соседнем Кресте происходит Богоубийство. А потоки крови, вызывающие у зрителей потоки слез, заставляют забыть о самом главном - "немногие капли крови воссоздают целый мир" (свт. Григорий Богослов).

Кадр из фильма Мела Гибсона Страсти Христовы Недаром православная икона, изображая крестные страдания Христа, акцентирует внимание не на боли и муках Сына Человеческого, но на том, что Крест - это Победа Добра над злом, и смертью попирается смерть. Православное распятие прозревает будущее – Воскресение Христово. Впрочем, здесь Гибсона сложно упрекать: он всего лишь следует ближайшей для него религиозной традиции искусства(живопись Дюрера, Ван Эйка и др.). Тема Распятия в Католической церкви всегда отличалась подчеркнутой и детально разработанной натуралистичностью. А католические святые, в частности, Франциск Ассизский (не говоря уж о блаженной Анжеле), утверждали, что степень святости праведника напрямую определяется степенью его страданий при виде распятого Христа. ("Цветочки", гл. 44)

Мы далеки от того, чтобы рекламировать подобный подход к Евангелию и утверждать его, как единственно верный. Более того, не следует и призывать к массовому просмотру этого фильма (далеко не для всех он будет полезен, далеко не все смогут вырваться из плена собственных болезненных эмоций и увидеть Победу). Но с уверенностью можно сказать, что фильм Гибсона войдет в сокровищницу мирового кино и займет достойное место во всемирной истории искусств.

/ А. Данилин / Радонеж

Андрей Кураев: Евангелие на экране

Фильм мне не глянулся. Во-первых, было ощущение, что на меня давят, хотят из меня вытянуть «слёзку».

Во-вторых, порой бывает невыносимо слушать любимое стихотворение даже в исполнении великого декламатора – не потому, что декламатор плох, а потому, что стихотворение слишком «своё», слишком интимно-дорогое.

В-третьих, не обошлось без авторской корректуры Евангелия. Самая резкая из них – это начало фильма. Гефсиманское борение Христа. Согласно Лк 22,43, в эту минуту «явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его». Но в фильме Гибсона приходит сатана, и приходит, конечно, не для укрепления, а для искушения Иисуса.

Если же фильм оценивать как фильм, а не как богословское произведение, то самым живым в нём выглядит Понтий Пилат. Каждому из остальных персонажей подарено только по одному выражению лица, которое они послушно проносят через всё пространство фильма.

Хуже всех получилась Мать. О Матери у Креста всё, что можно сказать, сказала Анна Ахматова: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел». Гибсон посмел. Но в его обойме актёрских кандидатур не было нашей Екатерины Васильевой. В итоге эта линия в фильме оказалась провальной.

Актёрской и режиссёрской удачей можно посчитать подбор архиереев, судящих Христа. Очень узнаваемо.

Гениальный кадр – слеза Бога Отца, падающая с неба на Голгофу.

Что меня удивило в этом фильме – так это то, что последним полностью проигнорировано существование синдологии – научной программы исследования Туринской Плащаницы (от слова sindone – плащаница). Именно синдология допустила соприкосновение христологии и патологоанатомии (пресловутый «натурализм»). На Туринской Плащанице отпечаталось тело распятого человека, а потому научное исследование этого отпечатка дало представление о том, что происходит с человеческим телом на Кресте. Сегодня известно, каким именно бичом били Распятого. Известно, какого роста были палачи. Известно, что гвозди вбивались в запястье, а не в ладони (если гвозди вбиваются в ладони, то они разрывают кисть, и тело падает с креста). Известно и то, что при распятии смерть наступает от удушья, а Человек с Плащаницы умер от разрыва сердца (простите за ненаучный термин).

Но фильм я бы советовал посмотреть – особенно читателям «Литературной газеты». Фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы потом не допускать легковесной игры словами «всякий художник распят»; «я на кресте творчества», «критики распяли великого поэта»...

Теперь о теме, которая отчего-то оказалась в центре дискуссий по поводу «Страстей Христовых». В США многие критики охарактеризовали картину тремя словами: «Натурализм, фашизм, антисемитизм». При этом очевидно, что слово, стоящее в приговоре последним, на самом деле является первым и определяющим всё остальное.

Речь идёт об очень серьёзном праве человека. Есть ли у нас право цитировать классические произведения литературы, если эти произведения не соответствуют нынешним стандартам «политкорректности»? Имеют ли эти самые политкорректные законы и стандарты обратный ход?

Гомер и все греко-римские авторы невысокого мнения о «варварах» (само это слово по своей оценочной насыщенности не менее смачно, чем старославянское «немец» или английское «негр»). Будем править? Издавать с купюрами? Переписывать по рецептам оруэлловского «Министерства правды»?

А в классических текстах еврейской культуры (то есть в Библии) немало весьма решительных и крайне негативных оценок соседних народов как таковых. В прокуратуру Республики Коми ещё два года назад поступило исковое заявление по этому поводу. Некий гражданин обвинял Сыктывкарскую епархию Русской православной церкви в том, что она распространяет Библию. И приводил те места Ветхого Завета, которые казались ему разжигающими межнациональную рознь…

От себя Гибсон ничего не добавил. Он ставил фильм по Евангелию. А в Евангелии ясно говорится, что иудейские первосвященники (а не Понтий Пилат) настаивали на казни Христа и что толпа коренных жителей Иерусалима (а не сходка римских легионеров) кричала «Распни Его!». Если бы Гибсон ставил учебный фильм по материалам конференции «Богословие после холокоста», то акценты и сюжеты могли бы быть совсем другими. Получился бы ремейк в стиле «Иисус Христос суперзвезда»: апостолы в джинсах, легионеры на танках…

Но Гибсон подчёркнуто буквален. Даже персонажи его фильма говорят не по-английски, а на забытом арамейском языке. Так что все претензии к его фильму сильно смахивают на попытку инициировать изгнание Евангелия из современной культуры. И, честно говоря, видя, с какой страстью, какими средствами и кем поносится гибсоновский фильм, начинаешь доверять и самому фильму: да, именно так и именно те требовали Распятия Христа.

Фильм Страсти Христовы В последнее десятилетие сформировалась уже традиция в мировой прессе: накануне христианской Пасхи новостные ленты начинают пестреть сообщениями о том, что некий учёный уже окончательно доказал, что Христа распяли римляне, а еврейская власть и толпа пытались его защитить… Ссылки идут на некие «древние источники и Талмуд». Но древнейший не-христианский источник о событиях на Голгофе – письмо сирийца Мары бар Серапиона к сыну, датируемое концом I века, говорит: «Что доброго стяжали афиняне, убив Сократа, или иудеи, казнив мудрого Царя своего?». И собственно талмудические тексты вполне однозначно инициативу гонений на Христа приписывают именно еврейским старейшинам (см. Толедот Иешу, 9).

Так что не только литературных, но и исторических оснований для корректировки евангельского сценария у Гибсона не было. И критика в его адрес – это очередная гримаса госпожи цензуры.

Но я и сам готов сказать слово предостережения тем, кто собирается просмотреть «Страсти Христовы». Просто кино – это очень агрессивное искусство. Так когда-то отец Павел Флоренский делил искусства по степени их агрессивности, не-диалогичности. Самое диалогичное искусство – музыка. Музыка даёт некую общую тему, а чем ты наполнишь предлагаемую тебе грусть или мечту – зависит от тебя. Самое жёсткое, навязчивое, не поддающееся зрительской интерпретации искусство – это скульптура. В этой шкале книга ближе к полюсу свободы, чем кино. Слишком много подробностей кино навязывает, впечатывает в сознание зрителя. Поэтому кино «про Христа» мне вообще не нравится. Лицо актёра подменяет собою Лик. До сих пор мы говорим Тихонов – подразумеваем Штирлиц, говорим Штирлиц – подразумеваем Тихонов. Так что перед началом киносеанса на евангельскую тематику уместно напомнить: Христос нашей молитвы и Христос фильма – не одно и то же. Икона своим нарочито искусственным языком помогает избежать этой ловушки. И потому возможна безобразная молитва перед образами. От киновпечатления защититься и избавиться будет сложнее.

Но одно из средств защиты могу предложить прямо сейчас: выходя из кинозала, посмотрите в лица другим людям, улыбнитесь и скажите им два слова: «Христос воскресе!»

/ Диакон Андрей КУРАЕВ / Литературная газета
22 июня 2010, 15:59
№ 1Страсти вокруг :Страсти Христовы:Мела Гибсона
Уважаемый господин Кураев я с глубоким почтением люблю наше Православие и знаю что ни один познавший истинного Бога принявший себя за слугу божьего не будет поносить критикой других не православных Вселенскую Единую Церковь враждой в то что Мел Гибсон Католик и значит Фильм не истинен в отношении вашего видения.
Я знаю Бог будет судить нас по любви насколько в человеке Христа настолько примирения и прощения через Этот фильм многие пришли к Богу с сокрушением своих грехов своей нечистой совести Бог созидает этот мир и дает возможность людям передать трагедию через кино видения распятия Христа Для того чтобы в этом безумном мире человек обратился к Богу
Мне страшно подумать где бы я была если бы не Спаситель и потому политика и раскол вещь разрушительная она не несет плоды примирения творчества созидания а лишь критику ксенофобность в отношении инакомыслящих насаждает авторитарность не Божью
Читаю ваши статьи. Простите за высказанную мысль.
Пишу впервые
И также знаю что суд уже есть перед Подателем жизни Идет война за души людей и в этой войне от какого духа кто воюет Когда я работала в операционной опытный хирург говорил -не стой над душой если знаешь что можешь сделать лутше стань на мое место и сделай Я считаю этот фильм удачным за последнее время что мре пришлось увидеть так как был момент еще до его выхода а это случилось за три года во сне я увидела сцену одного из эпизодов которая вышла потом на экран и это в какой-то момент сыграло отправную точку в моей жизни Спасибо Да сохранит вас Бог для вечной жизнь во спасение вам вашим родным и близким Господь трудиться и заботиться над каждой душой и мы к тому прилагаем наше творчество во спасение или на разрушение ведь Слово это оружие посильнее ножа
Наталия
03 февраля 2011, 21:01
№ 2Я остался под глубоким впечатлением
13.04.2004 [15:14]
Посмотрел я фильм и сразу скажу – понравился. Я остался под глубоким впечатлением.
Мне кажется, перед просмотром этого фильма лучше вообще не читать никаких комментариев, ни плохих ни хороших. Достаточно знать, что фильм христианский, максимально приближен к Евангелию и Гибсон действительно здесь занимался не самовыражением, а проявил свою искреннюю веру.
Даже в положительных комментариях, как мне показалось, люди просто стеснялись или слегка опасались прямо сказать – фильм великолепен как с христианской точки зрения, так и с кинематографической. Возможно это связано с тем, что во-первых, большинство критиков смотрело фильм до того, как он вышел в массовый прокат и не было еще сколько-нибудь выраженного общего мнения и, во-вторых, многие шли с внутренним предубеждением, что Голливуд в принципе не способен снять что-либо духовное. Этот фильм оказался приятным сюрпризом.
Что касается натурализма. На мой взгляд все было в меру. В фильме вовсе нет смакования над жестокостью, как это бывает в боевиках или триллерах. Все достаточно умело художественно обставлено. Тут и музыка, мимика, дыхание, реплики – все это придавало фильму духовность, а не жестокость. Особенно это хорошо заметно при просмотре в хорошем современном кинотеатре. Самые жестокие моменты были показаны вскользь, буквально в несколько секунд, за исключением, может быть, избиения плетьми. Но все это не главное. Главное, и в фильме это хорошо показано, это смирение и прощение с которым эту жестокость воспринимал Христос. Выражение лица, интонация в голосе (в оригинале, перевод там титрами) гасили эту жестокость. В результате фильм вовсе не возбуждает в людях чувства мести, жестокости, а, я бы сказал, возникает чувство стыда. И потом, ведь, примерно так оно все и было. Почему мы боимся хотя бы визуально пережить то, что пережил Христос!?
Не соглашусь с мнением уважаемого мной о. Андрея Кураева о том, что в фильме «на меня давят, хотят из меня вытянуть «слёзку»». Слезы фильм действительно вызывает. Только я не вижу в этом ничего плохого. Евангелие тоже слезы вызывает. Лично во мне фильм встряхнул те старые полузабытые чувства, которые возникли при первом серьезном прочтении Евангелия.
Не соглашусь и на счет «постных» лиц всех главных героев кроме Пилата. Лица мне показались весьма выразительны и чувственны, чего я не ожидал от голливудских актеров. А сделать что-то большее с лицом Божией Матери Гибсон все же не посмел, поэтому, наверное, отцу Андрею эта линия в фильме и показалась провальной. Хотя возможно это вопрос личного восприятия.
Что касается антисемитизма фильма – это лицемерное притягивание «за уши» того чего нет. Люди, которые пытаются прилепить к фильму этот ярлык чем-то мне напоминают тех колоритных архиереев, судивших Христа, которые аналогично «за уши» притягивали вину на Него.
В заключении соглашусь с комментарием о. Максима Козлова , что «"Страсти Христовы" - уже не факт истории кино, а факт религиозной истории христианства».
03 февраля 2011, 21:02
№ 3Простые люди вообще не увидели никакого сюжета
13.04.2004 [16:26]
Я фильм не смотрела, зато слышала комментарии людей, которые его смотрели. "самый плохой фильм из всех, что я видел. Сначала Христа бьют, потом распинают, и все это в натуральных подробностях, жестокость, насилие и кровь. Не ходи смотреть, - ничего хорошего." Выводы? Простые люди вообще не увидели никакого сюжета. И смысла тоже не увидели. И к тому же ничего не поняли.
Инесса
03 февраля 2011, 21:03
№ 4шоковое впечатление
15.04.2004 [20:55]
Посмотрела фильм около 2 месяцев назад и хочу сказать что на меня он произвёл шоковое впечатление.
Я не могла даже плакать, единственной мыслью было "скорее бы этот ужас закончился", потом несколько недель не могла взять Евангелие в руки, потому что Господь, которого я знаю и которому я молюсь - Он другой.
Теперь, по- прошествии времени, я могу оценить свои чувства - это как перед глазами ребёнка распинают его мать, и даже если потом этот ребёнок видит что мать воскресла- он не может вымолвить ни слова от потрясения. Поэтому я согласна с мнением д.Андрея Кураева. Кино действительно агрессивное искусство, я бы тоже советовала смотреть этот фильм избранно, возможно кто- то найдёт для себя в нём ответ и станет верующим человеком, возможно для кого- то этот фильм оставит глубокий след от жестокости и насилия, показанного в нём.
Елена.
03 февраля 2011, 21:08
№ 5В угоду политкорректности я бы отнес и изображение римлян
19.04.2004 [10:14]
В угоду "политкорректности" я бы отнес и изображение римлян. Трудно назвать иначе как пьяным сбродом истязателей (по фильму) Господа, в противовес к вооруженным исполнителям воли первосвященника. А ведь римские легионеры были отличными воинами, составлявшие слаженные и управляемые подразделения. Согласен, что Христа били по приказу Понтия Пилата римляне, сомневаюсь, что с остервенением, тем более после ограничительных указаний наместника. Уверен, что кровь Господня не на римских легионерах, которые, кстати в большинстве своем и римлянами то не были. Тем не менее, следует признать, что Мел Гибсон совершил удивительно смелый для своего окружения поступок - показал свою любовь к Иисусу Христу, показал всему окружающему его миру свою веру в чудесное Воскрешение Господа и возможность всеобщего спасения.
03 февраля 2011, 21:09
№ 6Это поражает до невероятных глубин!
26.04.2004 [14:24]
Выйдя из кинотеатра, я просто не мог говорить, обсуждать увиденное. Это поражает до невероятных глубин! Нынешнее христианство за пылью веков и стеной мировых и частных проблем фактически превратилось в миф. Сладенькую сказку, да простит меня господь. Мы все склонны помнить хорошее и быстро забывать боль. Наверное, это не плохо. И каждый раз, когда нам становится так невыносимо больно, что страх и отчаяние застит глаза, мы подчас думаем, что совершенно одни, и в нашем горе мало, кто может помочь. Мы отчуждаемся ото всего и чувствуем исключительное одиночество своего горя и боли, и, к сожалению, выскакивают из уст вопрос: «за что мне это?»...
... и вчера, будучи "вроде бы христианином" я ВСПОМНИЛ, что это не так! Лень души, страх перед ответственностью, так же когда проходишь мимо чьей-то боли и думаешь ,что эта боль сторонняя и тебя вроде и не касается. А когда вспоминаешь о нечеловеческих страдания ТОГО в кого веришь, к КОМУ идёшь за помощью - становиться ТАК больно, так стыдно за свою забывчивость и неверие но… всё таки, уже не так страшно.
А рассуждения о достоверности тонких деталей, некоторых несоответствий, движения камеры, выставленного света, планов и прочей несущественной суеты, для меня это, простите, на данный момент - цинизм.
Да хранит нас Бог!
03 февраля 2011, 21:10
№ 7У меня было тяжелое чувство после просмотра...
21.06.2004 [16:00]
У меня было тяжелое чувство после просмотра... Но тем более, смотря на что Господь пошел ради нас, Его страдания и терпение, хочется подражать Ему, любя обижающих до смерти, и кажется все в жизни мелко и неважно..Ведь Он показал, что Он "победил мир.."
Ирина
03 февраля 2011, 21:11
№ 8Этот фильм приблизил меня к Православию
23.06.2004 [09:10]
Этот фильм, как ничто другое приблизил меня к Православию, что бы о нём не говорили даже такие авторитеты, как сами знаете кто...
Олег
03 февраля 2011, 21:11
№ 9я испытала некоторое разочарование
23.06.2004 [23:01]
После просмотра фильма я испытала некоторое разочарование, потому что ожидала некоей жизнеутверждающей и в некотором смысле радужной проповеди Евангелия. А увидела - кровь, муки, страдание, слезы, жестокость, оголтелость толпы, очерствение сердец, человеческое безумие, надменность фарисейства... надо ли ещё перечислять.
Даже последние кадры с Воскресением не создали впечатление облегчения и надежды... И я сказала себе, что фильм снят не так, как надо бы... зачем столько крови... хорошо бы добавить проповедей, радости Воскресения...
Но это было первое впечатление. Как-то подспудно, постепенно, этот фильм стал до меня "доходить". Доходить во всем трагизме человеческого пути Спасителя.
Не знаю, почему Гибсон пошел по пути такого натурализма, но думаю, иначе нас уже не пронять. Всё хорошее нам уже сказано в Евангелии, но мы так к нему привыкли, что уже не замечаем. Требуется шок.
Хочу сказать всем, кто ругает фильм. Можно по-разному к нему относиться. Но следует признать только одно - это ЧЕСТНЫЙ, ИСКРЕННИЙ фильм. Фильм, снятый не из коммерческих интересов, не на потребу толпы. Это просто исповедание веры христианина Гибсона. То, что автор предельно честен с собой, по-моему, видно и доказательств не требует. Уже за это надо признать фильм достойным, в наше изолгавшееся время такая честность - редкость.
Что же до мистики, сопровождавшей съемки (в смысле молний, обрушивавшихся на исполнителя главной роли)... Я не верю в её Божественное происхождение. Молния вообще - символ кары Божией... Что хотел сказать враг таким приемом - понятно... "Не смотрите это кино, не верьте ему".
Татьяна
03 февраля 2011, 21:12
№ 10Гибсон показал свою любовь к Господу
02.07.2004 [07:33]
Хороший фильм. Гибсон показал свою любовь к Господу Нашему Иисусу Христу. Это редко в жизни удается преуспевающим людям, особенно сейчас. Это фильм-икона, написанная верующим человеком - Гибсоном. Это фильм-молитва Христианина Гибсона Господу Нашему Иисусу Христу. Фильм по своему смыслу не противоречит ни Апостольскому, ни Никейскому Символу Веры , поэтому он подарок всем Христианам.
Спаси Вас Господи, Господин Гибсон .
Владимир
03 февраля 2011, 21:14
№ 11О недостатках фильма
07.07.2004 [15:05]
Я совсем не ставлю под сомнение большое значение фильма "Страсти Христовы". Его достоинства неоспоримы и, если кому-то он поможет осознать цель страданий нашего Господа, то слава Богу, почет и уважение автору.
Но, тем не менее, я полностью считаю, что фильм имеет ряд недостатков. То, что фильм художественный, никак не оправдывает исторических ошибок, которые там есть, это просто не совсем профессиональный подход, но еще не самое страшное.

Также и с оценкой домыслов нужно быть по аккуратней. Ведь фильм все-таки не о подвигах Астерикса и Обеликса, а о Господе Боге Вседержителе. Не всякая интерпретация на такую тематику имеет право на существование. Не будем далеко ходить за примером - возьмем тотже скандально известный фильм "Последнее искушение Христа". Нельзя же оправдать такого вида "творчество" художественным домыслом? А ведь своего рода тоже интерпретация. Но и это еще не главный недостаток.

Некоторые критики обвиняют фильм в излишнем натурализме, при показе страданий Христа и в этом есть своя доля истины. Я знаю людей, которые просто не могут смотреть на кровь и мясо, поэтому и фильм они не смотрят, и вырабатывается некоторое негативное отношение к этим событиям. Впрочем, меня это не касается, и в этом пункте дейсвительно справедлив тот аргумент, что фильм на любителя, и если не нравиться, то не смотри.

Но действительно существенным недостатком, по моему мнению, является то, что в фильме не совсем правильно расставлены акценты: не на воскресении, а на смерти.
Я прекрасно понимаю, что фильм специально снят о страстях, но все же центральное событие в жизни Церкви и вообще человечества это воскресение ,победа, а не смерть и поражение Христа. Самый главный и величественный праздник - Пасха, которую мы празднуем не только раз в году, но и каждое воскресение, празднуем в о с к р е с е н и е, а не смерть. И чего греха таить, этот важнейший аспект обыгран очень слабо. Думаю, что мало кто из неверующих вообще придали хоть какое-то мало мальское значение последним кадрам, после шокирующих сцен истязания. Вообще, я так понял, что это болезнь всех американцев - задумка и начало отрясающие, но почти всегда все портит концовка: то хэпи энд не в тему
вставят, там где он вообще не к месту, а там, где нужно показать ХЭПИ ЭНД рода человеческого, обходятся слабыми намеками.

То что я (на первый взгляд) полностью раскритиковал фильм, не означает, что он мне не понравился. Жаль просто, что не сделали еще лучше. Могли бы создать действительно шедевр и произведение исскуства, а получился очередной кассовый голливудский бесцеллер.
03 февраля 2011, 21:16
№ 12Объективный фильм об Иисусе Христе еще не поставлен
14.10.2004 [05:16]
Правдивый , т. е. объективный фильм об Иисусе Христе еще не поставлен. Надеюсь все же, что он будет создан, хотя поставит его не столько христианин, иудаист или мусульманин, а прежде всего хороший историк-исследователь, руководимый не религиозным чувством (т. е. предубеждением), но, как говорил Арнольд Тойнби, «движимый единственно чувством бесконечного любопытства к этой личности».
Фильм Мэла Гибсона конечно же про-христианский или даже сугубо христианский. Он не только скрупулезно воспроизводит евангельскую традицию, вплоть до умывания Пилатом рук по иудейскому обычаю (что исторически совершенно невероятно), но даже позднейшие церковные рассказы, — в частности, эпизод с платом Вероники (последняя — персонаж апокрифической литературы IV в.). Вообще, в фильме присутствуют все традиционные «станции» Виа Долороза, и паломники, идущие этим маршрутом, могут быть вполне довольны.
Я посмотрел «Страсти Христовы», наверное, одним из последних, да и то случайно: попалась на руки видеокассета. Надо сказать, что фильм отнюдь не вызвал во мне того отторжения, какое обычно вызывали другие фильмы про Христа. Фильм сделан добротно, на хорошем художественном уровне, и, главное, со знанием исторических реалий. Можно сказать, это лучшее, что до сих пор я смотрел из «евангельского сериала». Уже то, что Гибсон попытался передать известный текст на подлинном родном языке евангельских героев — евреев и римлян — немалого стоит. Историк всегда оценит такого рода работу. Так что с этой стороны Гибсон и иже с ним провели своего рода исследование. Хотя, замечу тут же, такого рода «восстановление» — т. е. перевод греческого оригинала Евангелий на как бы «первоначальный арамейский» — по большей части пустое гадание, ибо отсутствуют какие-либо раннехристианские документы на арамейском языке, и нам не на что опереться. По сути дела мы так и не знаем, как именно разговаривал Иисус, — вплоть до того, называл ли он себя «Бар энош» или «Бар наша». Оба эти арамейских выражения означают «Сын человеческий».
Возвратимся к фильму. Конечно же, Гибсон перегнул по части натурализма: кажется, что он просто-таки смакует истязания и муки Христа (и предлагает это делать нам). Однако, стоит заметить, что Гибсон тут вовсе не оригинален. Смакование крови Христа имеет в христианстве давнюю традицию, особенно в среде аскетов и вообще в аскетическом и экстатическом движении. Средневековые паломники переходили от одной «станции» Виа Долороза к другой, про каждую из которых рассказывали леденящие кровь предания, со множеством и прямо-таки изуверских подробностей, едва ли десятая часть которых воплощена в «Страстях Христовых». Прежде чем ругать Гибсона за чрезмерный натурализм, стоит обратиться к этой традиции. Я даже подумал, а не сделал ли режиссер это в пику всем желающим уподобиться Христу самоистязателям и мазохистам — гладите, мол, все ваше жалкое подражание — ничто в сравнении с тем, что Христос претерпел на самом деле.
О некоторых героях. Пилат вполне натурален, так же как и его жена. Характеры их обрисованы так же, как я обрисовал их в своей повести «Пилат», опубликованной еще в 1996 году. Мы с Гибсоном даже называем жену Пилата одинаково — Клавдия (то есть в данном случае пользуемся одними и теми же источниками). Только вряд ли Пилат так хорошо знал арамейский язык и непосредственно общался с Иисусом, — в фильме это опять же дань традиции.
Магдалина нереальна. Как и большинство богословов на Западе Гибсон ошибочно отождествляет ее с грешницей из Евангелия от Луки и блудницей из Евангелий от Иоанна. Об образе Богоматери ничего не скажу, — само присутствие ее в Иерусалиме — спорный вопрос. Поведение Иуды передано с необыкновенной убедительностью, и если он существовал на самом деле (есть исследователи, сомневающиеся и в этом), то должен был быть именно таким. Иудейские старейшины, первосвященник и озлобленный на Иисуса народ показаны нормально. Зря евреи обижаются на Гибсона, — тут он точно следует первоисточнику, и если надо обижаться, то не Гибсона. Он, кстати, и не обобщает: в толпе мы видим немало людей, сочувствующих Иисусу, плачущих женщин, того же Симона Киринеянина. Даже некоторые из извергов-римлян в конце концов проникаются сочувствием к казнимому. Довольно реалистично.
В целом же, повторюсь, фильм «Страсти Христовы» воспроизводит традиционную церковную трактовку событий и, не смотря на некоторые особые пристрастия режиссера (тоже, как оказывается, вполне традиционные в церкви), может быть расценен однозначно как фильм христианский.
Борис Деревенский, историк, автор нескольких работ по истории раннего христианства, исследователь еврейской версии жизни Иисуса Христа, впервые опубликовавший перевод на русский язык «Тольдот Иешу». http://derew.ru
03 февраля 2011, 21:17
№ 13нет в картине никакого натурализма
14.10.2004 [15:33]
А по-моему, нет в картине никакого натурализма. Все эти люди, что зверствовали, малодушничали, сомневались - это ведь все мы с вами. Просто Гибсон - человек честный и искренний.
И еще. Разве последняя минута фильма - не истинное торжество Жизни?
03 февраля 2011, 21:17
№ 14Странно, что вы не заметили в фильме никакого натурализма
15.10.2004 [03:07]
Странно, что вы не заметили в фильме никакого натурализма, Sestra. То есть вас, человека несомненно и искренне верующего, нисколько не коробят эти долгие и детализированные сцены всяческого глумления, побоев и издевательств над Господом Богом вашим? Вы считаете, что это честно и искренно? И даже примериваете это ко всем нам, всем людям?
Я заметил, что смакование крови и мучений Христа не только издавна присутствовало в церкви, но вполне присуще и многим нынешним христианам. Может быть, вы как раз и есть одна из них?
Это не упрек, поверьте. Мне просто любопытно.
Derew
03 февраля 2011, 21:18
№ 15фильм бесспорно великолепный
28.12.2004 [21:53]
фильм бесспорно великолепный, а те, кто так переживают за свою психику наверняка знали на что идут.Этот фильм снял человек, который сам стоял одной ногой в могиле...думаю многим известно , как безнадежно был болен Гипсон,и толко после его смирения с волею Божей, после его обещания самому себе в случае выздоравления снять фильм про Христа-он чудесным образом пошел на поправку.На все воля Божья! И на этот фильм в том числе. Люди настолько привыкли жалеть себя любимых,что перестали задумываться о таких жизненных ценностях как сострадание, сопереживание .... Такой фильм даже самого черствого сухаря не оставит равнодушным,ну а тем ,кто вышел после просмотра без эмоций могу сказать-вы потеряны для общества! Варвары никому не нужны!А слезы- это признак человечности и не надо этого стыдится!
03 февраля 2011, 21:19
№ 16первое впечатление было неоднозначным
11.01.2005 [00:41]
Я фильм смотрел давно и первое впечатление было неоднозначным. С одной стороны вроде бы все есть, а с другой не хватает чего-то, а точнее изображена лишь внешняя сторона...конечно, можно говорить, что сняли-то америкосы, но раз взялись снимать на такие эпохальные темы, то постарайтесь уж изобразить не только физические мучения, ведь под страстями подразумеваются не побои, а духовные страдания. Возможно, это и трудно было отразить, но я говорю только о результате. В целом фильм неплохой...может даже хороший, но поднимаемая тема настолько сложна, что вряд ли можно дать однозначную оценку такому проекту.
Mark
03 февраля 2011, 21:19
№ 17Мне страшно от одного только описания фильма

19.01.2005 [00:56]
Мне страшно от одного только описания фильма (его я не смотрела). Хотя при этом я прохожу мимо лежащих на земле бомжей. Такое вот вырождение...
03 февраля 2011, 21:20
№ 18Фильм очень сильный
24.01.2005 [15:22]
Фильм очень сильный. Главная мысль, высказанная женой Пилата Клавдией (Хотя не помню чтобы о ней в Евангелии упоминалось хоть каким-то боком): "Если ты не хочешь услышать Истину- тебе ее никто не скажет" (приб-лиз.) Иисус очень колоритен и, я думаю, способен вызвать переживание и сочувствие даже у атеистов. Иуду совсем
не жаль: туда ему, сволочи, и дорога. Пилат в некоторой степени вызывает понимание, хорошо показаны его сомнения
и желание просто по-человечески помочь,
в конце концов Пилат все же не такой вы
родок как его солдаты, правда все-таки не хватило у него решительности. Да и насчет "политкорректности" упрекнуть фильм не в чем; там как раз говорится человек сам определяет, добрым ему быть
или злым и от национальности это не зависит, ведь "положительные" среди евреев- Иисус, Мария, Петр, а среди римлян только Клавдия и Лонгин. Просто они сильнее своих темных сторон, а у Марии и Иисуса вообще темных сторон нет
хоть они и изображены как обычные люди.
В общем хорошее пособие по самовоспита-
нию и Библии, правда все же надо быть готовым к потрясениям. Все же наша жизнь не сахарный сироп. По этому фильму можно попытаться научить прощать
ведь по сравнению с муками Христа после
которых он все же простил своих мучите-
лей, все наши обиды гроша ломаного не стоит. Я например уже ни на кого не в обиде.....
03 февраля 2011, 21:21
№ 19жестокости и натурализма в фильме хватает!
31.01.2005 [15:17]
чего чего, а жестокости и натурализма в фильме хватает! ето я пишу сейчас отойдя от первого впечатления, когда фильм смотрел больным гриппом и мне от него еще хуже стало. Несколько ночей потом вобще спать не мог! Кровь и мясо! Мясо и кровь! На етот фильм действительно должно быть строгое ограничение: детям до 18 лет и лицам со слабой психикой его смотреть категорически должно быть запрещено! И уж по телевизору такой фильм само собой не стоит показывать! Перед тем как его посмотреть хорошо подумайте! Фильм дейтвительно очень жесток, возможно ето один из самых жестоких фильмов в истории кинематогрофа! Притом вся жестокость показанна с какимто мазохистким смакованием! Ну я конечно великий експериментатор фильм посмотрел, но даже мне после него было физически плохо и неприятно! Никаких светлых емоций етот фильм не несет! С другой стороны если вы любите смакование сцен садизма и кровопролития и являетесь поклонником натурализма вам фильм без сомнения покатит! В целом весьма неоднозначные мнения он вызывает. С одной стороны- кроваво, мясно и красиво, с другой уж слишом много мазохизма в етом всем! А я уж лучше боевики буду смотреть!
wladimir
03 февраля 2011, 21:22
№ 20почему в фильме нет фразы народа: Кровь его на нас и на наш
09.02.2005 [04:18]
Не понял, почему в фильме нет фразы народа: "Кровь его на нас и на наших детях!" Наводит на мысль,-по чьему заказу делался фильм, а также ещё много несоответствий, которые уже рассматривались.
Дима
03 февраля 2011, 21:23
№ 21смотри и виждь...
20.02.2005 [22:14]
То, что больше всего поражает душу во время просмотра - это та ответственность, которую каждый из нас православных понесет за то, если все это окажется лично для нас всуе. То есть все эти страсти - это лично для каждого из нас - для меня, для тебя лично. Некий вопль в наши уши.
Как в апокалипсисе написано: "Се, стою при дверях и стучу, кто отворит Мне..." Вся эта кровь ради нас, эта Жертва. Хорош фильм хотя бы тем, что снимает огромный слой пыли с глаз, как бы - смотри и виждь... "Что может быть больше той любви, если кто душу свою положит за други своя". Понравились вставки из детства. Образ Христа - человека во всем подобного нам, кроме греха - это ведь столь важно. И вставки из Евангельской проповеди и Тайной Вечери, все вовремя и о главном. Еще не согласен с отцом Андреем на счет исполнения роли Богородицы. Мне впервые так открылось, Кто Она, и что понесла. И сыграно ведь хорошо, без приторности. И на счет постановки воскресения - ведь трудно было еще что добавить, то есть не нужно даже - дальше как бы обращение к зрителю: дальше снимайте, продолжайте историю сами... своей собственной жизнью.
Anton
03 февраля 2011, 21:25
№ 22Без темы
13.09.2008 [20:38]
ЛЮДИ! Что же это за глупости. Только представте,что вашего отца или вашу мать ,прошедших допустим, через такие издевательства, страдания, насмешки стали бы показывать по телевизору (пускай даже в исполнении актёров), да ещё с такой жестокостью (это у Гипсона получилось особенно блестяще), что бы вы сказали тогда?!!
Простите,но увидев,только один кадр из фильма я не мог дальше смотреть. Даже сам факт постановки этих событий актёрами мне кажется кощюнственным.
Я, конечно, не Андей Кураев и у меня нет столь блестящего образования, но я никому бы не советовал смотреть как убивают ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
Достаточно нам и одного предания.
vlad1669
03 февраля 2011, 21:25
№ 23Без темы
30.12.2008 [17:54]
Данилину,
"Последнее искушение Христа" Скорсезе - это не "я так вижу", а экранизация известного романа знаменитого греческого писателя Никоса Казандзакиса. "Печально известныи" и "непотребством" фильм обьявили лишь на основании одного эпизода - предсмерного видения-искушения Христа, насланного дьяволом, в котором он сходит с креста и живет тихой семейной жизнью с множеством детей (да, сопряженного с легкой эротической сценой, из-за которой и поднялся весь сыр-бор и которая современным фарисеям важнее всех мыслей "Искушения...": о преодолении собственного страха, о том что, "жить - значит постоянно отращивать крылья")и который Христос преодолевает. А потом, неся чушь, вообще убрать с телеэкрана.
Пазолини, я, например, не перевариваю, но аттестовать один из наиболее известных фильмов режиссера такого уровня только как "нагоняющий скуку" нельзя.
Кураеву,
не понимаю почему Кураеву понадобилась комедийная актриса на роль Богоматери у креста? Лишь бы не играла еврейка?
Что, касается так усиленно защищаемого "права Гибсона против политкорректности" (назовем, его так), то когда кричащих "Распни" евреев изображает просто художник - одно дело, а когда это же делает человек, который лениво отмахивается, на предложение как-то прокомментировать слова своего отца, о том Холокост "фальшивка евреев", а журналисту осудившему его отца, заявляет - "я хочу убить его. Я хочу повесить его внутренности на палке" - совсем другое.
Желательно также, чтобы Кураев не ссылался бы как на исторический документ на Туринскую плащиницу, которую даже Католическая церковь, во владениях которой она находится, признала рукотворным творением тринадцатого - четырнадцатого веков.
Yolia
03 февраля 2011, 21:43
№ 24ПРОСТО ГЕНИАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ!!!!
10.04.2009 [10:52]
Здравствуйте! может быть и поздновато для комментариев этого фильма - ему уже 5 лет , но всё же хочу сказать - ни один режиссер кроме Мэла Гибсона не отважился снять эту Историю, он - думаю - был готов и к нападкам и к похвалам и к жесткой критике , и конечно , он понимал какой вызовет резонанс в мировом сообществе. Просто гений ! Умница ! Да , может быть не всё достоверно , может быть не так как видели многое , но я не приемлю критиков вообще - потому что никто бы из них вообще бы не отважился снять подобное - и организовать такую сложнейшую работу . А просто посидеть пару часов потом перед экраном и сказать - слишком много крови ... просто глупо и смешно по меньшей мере. да , много крови , а я подозреваю , что в ТЕ времена её ещё больше было. И правильно Гибсон сделал что передал всё то , через что пришлось пройти Иисусу ради всех нас - и каждый, кто этовидел на экране - ощутил почти физически всё Его страдание. Я сама мать двоих детей , я начала плакать с момента когда Мать вспоминает маленького Иисуса , как тот бежит и падает , и проводится паралелль с тем как Он падает уже под крестом .... и до конца фильма уже не смогла успокоится. и бросьте вы все эти ваши , а вот в Евангелие так - а не эдак , а вот перевод не верный , а лица не те - Дорогие мои - ПРОСТО ГЕНИАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ!!!!
inno4kin
20 апреля 2011, 19:55
№ 25Не напрасная жертва
Визуально фильм заставляет прочувствовать все страсти Христовы на себе и даёт лучше понять за что и как пострадал Иисус Христос. Каждый удар по Нему по Господу Богу нашему, каждая Его капля крови и Его вздох ощущаешь на себе, передаёт больше силы и больше веры, больше крепости духа, больше почтения, что эта жертва Любви была принесена не напрасно. Это осталось отпечатком на сердце и уже свои беды переносишь более мужественно, помня сколько за меня пострадал Христос, чтобы мне ( нам) жилось хорошо. Это осталось в сознании, вся Его кровь ( увиденная в фильме), чтобы никогда не отрекаться от Христа, ради каких-то искушений ( начиная хотя бы с тяжёлых). Это должно остаться в памяти и всегда напоминать, в нашем развращённом мире, как был заклан невинный агнец, видимо уже в такой визуальной форме, чтобы проняло и отрезвило.
22 ноября 2011, 18:48
№ 26А как Вы себе это представляли?
Мне нравится этот фильм. Он, на самом деле, заставляет иначе относиться к своим бедам и страданиям. Ощущение, которое не покидает меня после просмотра фильма (а прошел уже не один год): не надо жалеть себя, надо жалеть ближнего. Я думаю, что те, кто пишут об «излишнем натурализме» слишком пожалели СЕБЯ: «Ах, я не могу на это смотреть». Безусловно, что эти события тяжелы для восприятия. Но ведь вся дохристианская и христианская история пронизана болью. Вспомните Маккавеев, Адриана и Наталию, Татиану, Екатерину, Веру, Надежду, Любовь, Софью, Георгия Победоносца, Апостолов Петра и Павла и т.д… Как можно узнавать об их мученичестве и не почувствовать ужас.
Я бы не стала писать, если бы не прочла этот комментарий выше: «потом несколько недель не могла взять Евангелие в руки, потому что Господь, которого я знаю и которому я молюсь - Он другой»..
Простите, если я буду резка, но… Вы Евангелие с Талмудом не перепутали? Какой другой? Никакого другого нет. Есть Тот, Который за нас принял страдания и Крестную смерть. Извините, если это было неэстетично. А как Вы себе это представляли?
И еще.. Я не думаю, что целью этого фильма была математическая точность передачи хода событий и фраз. Важна суть происходящего. Воплощенный Бог, Любящий и Помогающий, Самый важный из живущих людей, безвинно и страшно страдает не за свои грехи. Когда я, посредством этого фильма, переношусь в то время и место, какая мне разница, по еврейскому ли обычаю Понтий Пилат «умывает руки»? Я скорблю и хочу быть сопричастной Христу во всем – и в страданиях и в Жизни Вечной.

р.Б. Ксения
08 января 2013, 03:37
№ 27Страсти вокруг «Страстей Христовых» Мела Гибсона
Вот уж правда :"Кто-то глядя в лужу видит грязь, а кто-то отраженное в ней небо". Кого-то шокировал натурализм в этом фильме, а у меня были слезы (а не "слезки", как говорит г-н Кураев) и чувство очищения, и стыда за то, что многие из нас вспоминают о Пасхальных событиях только во время Пасхи, о том, что притупляется осознание великой жертвы, принесенной Христом. Конечно, Его Воскресение - великая радость, но как же можно осознать ее полноту, если бояться открыть глаза на те страдания, которые перенес Сын Божий. Мы слишком привыкли искать комфорта во всем, но это не та тема, где нужно прятать глаза и беречь свою ранимую психику. Очень сильный и пронзительный фильм, вызывающий сопереживание и сострадание, неудержимые эмоции и многих подтолкнувший к Вере.
Адрес заметки: http://www.zavet.ru/a/post_1081507657.html
Ваш комментарий к статье:



cod


Примечания:
1. При указании автором комментария сана, титула и т.п. (напр., священник, диакон) также следует указать адрес места службы, телефон и др. информацию по которой можно проверить достоверность титула. Иначе комментарий не будет принят или будет удален титул.
2. Все поля формы обязательны для заполнения.
3. Email в комментарии не будет опубликован.
4. Адреса с http:// преобразуются в ссылки автоматически.
5. Теги в тексте комментария запрещены.

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются:




E-mail подписка: