ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

О питании во время Великого поста

Рецепты православной кухни.

Великий пост - самый продолжительный и строгий пост, поэтому к нему надо готовиться заранее, тогда он не покажется таким тяжелым, каким его представляют начинающие поститься впервые.

В основе великопостного питания особенно важна схема "щи да каша", поскольку своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде обеспечивает необходимый энергетический запас для того, чтобы хорошо и плодотворно работать. Большую роль играют, домашние заготовки, которые получают все большее распространение в виде традиционных солений и квашений, маринованных овощей и ягод. Все большее распространение получают полуфабрикаты в виде замороженных продуктов - особенно грибов, ягод, овощей, сладкого перца, зелени. Особенно выручают своевременно сделанные запасы зелени - корневой петрушки, сельдерея, укропа, которые можно солить впрок, сушить, замораживать и добавлять практически в любые блюда. Такие заготовки особенно полезны при приготовлении различных соусов, подливок, маринадов, ко вторым блюдам.

Напоминаем, что растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице). Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица - наиболее строгие.

Рыбные блюда можно готовить только в праздничные дни - на Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень во Иерусалим. Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения).

РЕЦЕПТЫ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

САЛАТЫ

Капуста свежая с маслом

Капусту тонко нашинковать, посыпать солью, перетереть руками до образования сока и дать полежать 15- 20 минут. Отжать капусту, положить в салатницу, посыпать сахаром, полить уксусом и растительным маслом, перемешать и подать, посыпав нарезанным зеленым луком. Салат можно украсить клюквой или брусникой.

500 г белокачанной капусты, лук зеленый, 2 столовые ложки столового уксуса или лимонного сока, 1 столовая ложка сахара, соль, растительное масло.

Капуста квашеная с яблоками

Отжать рассол, яблоки очистить, нарезать дольками, положить в рассол, чтобы они не потемнели. Подготовленные яблоки смешать с капустой, заправить сахаром, полить растительным маслом.

350 г капусты квашеной, 1 яблоко, 1столовая ложка сахара.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА

Суп рисовый

В кипящий подсоленный бульон положить мелко нарезанный и обжаренный лук, заранее подготовленный рис (его промыть, на 2-3 минуты положить в кипящую воду, а затем откинуть на сито). Довести бульон до кипения, прибавить крупно нарезанные картофелины. При подаче на стол посыпать суп зеленью петрушки.

2 л воды, 1-2 картофелины, 1 столовая ложка риса, 1 луковица, 1 столовая ложка растительного масла, соль, зелень.

Суп овсяный (без масла)

В кипящую воду опустить картофель, нарезанный брусочками, когда картофель почти сварится, заправить суп мелко нарезанным луком, морковью и сушеной зеленью. Добавить овсяных хлопьев ("Геркулес"), хорошо размешать и варить еще 5-10 минут.

1,5 л воды, 2 картофелины, 1 морковь, 1 луковица, полстакана овсяных хлопьев, зелень, соль.

ВТОРЫЕ БЛЮДА

Картофель, жареный с чесноком

Очищенный картофель нарезать ломтиками и положить на короткое время в холодную воду, потом воду слить, картофель осушить полотенцем и положить в хорошо разогретое масло. Чтобы растительное масло имело лучший вкус, положить в него во время жарки очищенную дольку чеснока. Как только он почернеет, немедленно вынуть. Готовый картофель посыпать зеленью петрушки.

1 кг картофеля, 1 долька чеснока, 100 г растительного масла, зелень петрушки.

Картофель по-архиерейски

Картофель отварить, охладить, нарезать толстыми ломтиками и обжарить в растительном масле. В конце обжари-вания всыпать муку, энергично перемешать и дать образоваться хрустящей корочке.

1,5 кг картофеля, 5 столовых ложек растительного масла, 2 столовые ложки муки, соль.

ВЫПЕЧКА

Блины гречневые

Просеять гречневую муку (намолоть ядрицу в кофемолке). Третью часть этой муки развести теплой водой с растворенными в ней дрожжами. Тщательно вымесить и поставить опару в теплое место, накрыв полотенцем. Когда тесто поднимется, добавить остальную муку, по чайной ложке соли и сахара, тщательно взбить и дать еще раз подняться. Затем влить 200 г кипятка, снова вымесить тесто и, когда оно поднимется в третий раз, испечь блины.

4 стакана гречневой муки, 600 г теплой воды, 25 г дрожжей, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка сахара.

Оладьи с яблоками

Дрожжи растереть с сахаром, добавить теплую воду, дать хорошо раствориться дрожжам с сахаром и солью. Всыпать муку, хорошо перемешать. Дать подняться в теплом месте, накрыв салфеткой. Перемешать и ложкой выкладывать на раскаленную сковороду с маслом. Обжаривать с двух сторон.
Можно приготовить и оладьи с яблоками. Для этого 2 яблока нарезать на мелкие кусочки и замешать в готовое тесто. Жарить их так же. Готовые оладьи посыпать сахарной пудрой.

25 г дрожжей, 2 столовые ложки сахара, 1 стакан теплой воды, 1,5 стакана муки, соль, растительное масло.

НАПИТКИ

Сбитень горячий

В 1 л воды растворить по 150 г сахара и меда, добавить пряности - гвоздику, корицу, кардамон, имбирь. Кипятить 5-10 минут, снимая пену. Через полчаса напиток процедить. Готовый сбитень подогреть, пить горячим.

Сбитень медовый

Кипятить 500 г меда в 1,5 л воды, постоянно снимая пену, добавить размельченные зерна кардамона, имбирь, корицу, душистый перец, снова прокипятить и охладить. Развести 50 г дрожжей, смешать с медовым взваром, разлить в бутылки и поставить на 12 часов в теплом месте. После этого бутылки плотно закрыть и оставить в холодном месте на 2-3 недели для созревания. Такой сбитень можно хранить долго. К приготовленному напитку можно добавить 500 г чистого натурального сока клюквы.

См. также:
- Рецепты православной кухни
- Церковный год >> Великий пост

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Сергей Ганьковский: на реках Вавилонских

о. Сергей Ганьковский Свящ. Сергей Ганьковский, проповедь в Неделю о блудном сыне, 11.02.2001.
Храм св. Владимира, митр. Киевского в г. Королеве Московской обл.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три раза в году, а сегодня – в первый, – на всенощном бдении поётся грустная песня, песня тоски и печали, песня скорби и горести. Песня изгнания. Мы с вами, живущие под крышей своего дома, мы с вами, корнями своими, могилами предков своих привязанные к этой любимой нами земле, к нашей родной земле, мы можем только догадываться, каково это: быть изгнанником, беженцем, пленником в чужой стране. Мы можем только догадываться, как это горько: смотреть в сторону горизонта, за которым в неведомой дали, “далеко, далеко, где кочуют туманы” – родной дом. И попасть туда, вернуться на родимый порог нет ни сил, ни возможности. И можно только вспоминать, только плакать, только горько сетовать и жаловаться: “На рекaх Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона” (Пс.136.1)

Эту горькую песню пел народ Божий в Вавилонском плену, куда он был уведён неприятелем по попущению Божию за предательство веры Отцов, за отступление от данного Богом Закона. Семьдесят лет длилось это страшное пленение. За это время успели родиться и умереть множество людей, сменились целые поколения, появились на свет новые, никогда прежде не видевшие далёкой родины, ничего не знавшие о ней. Казалось бы, можно и привыкнуть, можно и смириться, можно, наконец, отнестись к чужбине, как к своей новой родине. Однако из года в год, из поколения в поколение передавали матери своим детям эти слова: “Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя” (Пс.136.5.). И этой клятвой верности, этой надеждой на возвращение жил целый народ. Он жил этим и выжил. Народ выжил, чтобы пройти трудный путь возвращения домой, чтобы вернуться и восстановить всё, что было разрушено и утрачено.

Так и сын, предавший своего отца, осквернивший свой дом и заблудившийся в чужой стране, тот самый, о котором повествует притча, рассказанная сегодня нам нашим Богом, однажды изнемог от греха. Распутная жизнь, она ведь в точности такова, как описана в этой притче: хозяин стада свиней, то есть диавол, – хозяин множества насилующих нас грехов, приставил нас ходить за этими своими похотями, за грехами своими, как несчастный блудный сын ходил за свиньями. И точно так же, как грех, обещая море удовольствий, всегда обманывает, всегда оставляет голодным, всегда только манит, но никогда не даёт обещанного, так и хозяин свиного стада, так и диавол, пошлёт тебя пасти своих свиней, но никогда не даст никакой награды за твои труды, никогда не удовлетворит твою похоть. Потому что он – “лжец и отец лжи” (Ин.8.44). Вспомните, как повествует об этом Евангелист Лука: “А тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему” (Лк.15.15,16).

И вот как некогда блудный народ заплакал о грехах своих “на реках Вавилонских”, так и блудный сын, оставивший своего отца, заплакал о далёком, о покинутом им, об осквернённом им доме. Он “встал и пошёл к отцу своему” (Лк.15.20).

И мы с вами – народ, который семьдесят лет блуждал по распутиям, который чуть ли не целый век скитался “на стране далече”, ища истину у самозванных устроителей всеобщего счастья. И мы с вами устали на чужбине, и мы с вами заплакали о покинутом доме нашего Отца Небесного, и мы восскорбели о своём вечном отечестве. Потому мы снова здесь. Потому мы вновь пытаемся “собраться в Церковь” (1.Кор.11.18), собраться вместе, чтобы вместе же и отправиться в далёкий и трудный путь, чтобы вновь и вновь уподобиться Божьему народу и уйти из страны порабощения, из страны пленения греху, в страну надежды и веры, в страну обетованную, в дом нашего Отца.

Подобно блудному сыну, мы понимаем, что наше сыновнее достоинство утрачено нами безвозвратно, подобно этому несчастному, расточившему с блудницами наследие своё, мы надеемся на самую малость: каждый из нас “уже недостоин называться сыном твоим”, каждый из нас просит только о малости: “прими меня в число наемников твоих” (Лк.15.19). Только бы милосердие Божие впустило нас на родной порог, только бы не осталось нашей горькой участью вечное пение скорбных песен на берегу чуждых рек.

Вот почему на грани Великого поста, собирая нас всех в долгую и трудную дорогу покаяния, Святая Церковь напоминает нам пением печальной песни, песни плена и унижения, где мы находимся, в какой трагической оторванности от нашего Вечного Дома, от нашего Бога мы обретаемся, бедные! Вот почему три оставшиеся воскресенья перед покаянной Четыредесятницей эти горестные припевы сопровождают каждое богослужение. Они звучат в наших храмах для того, чтобы и мы, как и блудный сын из евангельской притчи, пришли, наконец, в себя, увидели бы, в конце концов, каких свиней мы пасём, в то время, как столько “наемников у отца моего избыточествуют хлебом” (Лк.15.17).

И вот когда мы будем слушать эту песню изгнания, когда мы будем петь её все вместе, попытаемся понять, что пост – это не просто время пищевых ограничений, но, прежде всего, это путь домой, это возвращение к Богу, это ещё одна попытка стать другими. Такими, каких нас Бог задумал.

Аминь.

См. также:
- Церковный год >> Неделя о блудном сыне

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Валерий Захаров: проповедь в Неделю о блудном сыне

Протоиерей Валерий Захаров, 2001 г.

Одну из подготовительных к Великому посту недель Святая Церковь именует Неделей о блудном сыне. В этот день за Божественной литургией нашему благочестивому вниманию была предложена притча о блудном сыне (Лк. 15;11-32). Слушая эту притчу, мы всегда печалимся печалью отца, потерявшего сына, и печалью сына, оказавшегося в трудном положении после того, как он, истребовав часть отцовского имения, ушел в далекую страну и, живя там блудно, расточил свое богатство. Но вместе с тем, слушая притчу, мы и радуемся радостью отца, который дождался возвращения блудного сына, и радостью блудного сына, нашедшего в себе силы, чтобы с покаянием вернуться к отцу.

Можно только представить себе этого старца, как он с радостным чувством, со слезами на глазах, увидев издалека фигуру своего заблудшего сына и узнав свою родную плоть, оставляет все и бежит навстречу сыну. И какая совершается трогательная встреча: отец обнимает сына, склоняет свою старческую голову на его плечо и ни слова не дает сказать сыну в оправдание — для него это уже не нужно. Он радуется возвращению младшего сына и хочет поделиться радостью со своим первенцем. Но старший сын, к сожалению, не разделяет ликование отца — гнев, возмущение, обида переполняют его. Как! ведь он никуда не уходил из отчего дома, он в поте лица трудился, и отец никогда не устраивал в его честь такого пира! Нет в нем радости от возвращения родного брата, мнимая праведность снаружи, а внутри — грех, не меньший, чем у брата-блудника, лишь осуждение отца и брата, эгоистическая жалость к себе и отсутствие всяческих родственных чувств. Он упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (ст.29). А отец, пытаясь вразумить его, говорит: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (ст. 32). Мы не знаем, вернулся ли в отеческий дом старший сын или так и остался, повернувшись спиной к отцу, не желающим принять своего младшего брата и разделить радость отца. К сожалению, мы не знаем этого, Господь умалчивает об этом. Можно лишь предположить, что, наверное, пришло осознание и к старшему сыну, и он все-таки раскаялся в своем поведении, принял младшего брата и понял своего отца. Иначе не было бы радости на том пире, который устроил отец. А ведь радость была велия!

И вот тут, братья и сестры, нам есть чему поучиться. Не спасет нас мнимая праведность, не спасет нас формальное посещение храма и лишь внешнее исполнение закона, правил и традиций христианства. Посмотрите, старший сын никуда не уходил из отеческого дома, а был не менее грешен, чем его младший брат. И старший сын, который не хочет войти в дом отца, оказывается тоже блудным сыном, исполненным такого самодовольства и самоправедности, какими были исполнены ложные праведники и фарисеи, распинавшие Христа и кричавшие: «Распни, распни Его». Не спасет нас даже постоянное пребывание в храме Божием! Не это главное, а главное то, что дает нам это посещение храма, что дает нам чтение молитвенного правила, что дает нам исполнение церковных традиций? Меняемся ли мы при этом к лучшему или остаемся закосневшими в своей греховной жизни, находясь как бы под колпаком и не желая замечать находящегося рядом человека — его радость, его горе? Имеем ли мы любовь к окружающим нас людям? Но, к сожалению, хоть мы и называемся христианами и призваны Господом к любви: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»(Ин. 13,34), на деле мы более похожи на этого старшего сына, очерствелого в своем эгоизме и мнимой праведности. Внешне мы вроде бы и с Богом, а в то же время часто готовы сказать Ему: «Господи, да я всю жизнь тебе отдал, а Ты что дал мне взамен? Болезни, несчастья, потери, скорби, нестроения!» Как часто мы подобным образом ропщем на Бога…

Пусть же сердцеведец Господь, знающий не только наши дела, но и помышления, не лишит нас благодатного дара сыновства и сознания того, что мы все — дети Отца Небесного. Ибо это сознание всегда будет помогать недостойному стать достойным, неправедному — праведным, заблудшему вернуться на путь правый, пропавшему найтись, погибшему воскреснуть к жизни. Аминь.

См. также:
- Церковный год >> Неделя о блудном сыне

Прыг: 097 098 099 100 101 102 103 104 105 106 107
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.