Грибные приключения

Грибные приключения

Сказка для детей, автор: Ирина Рогалёва.

Грибная история Каждую осень Сашины родители ездили в деревню Лопухинка за грибами. Сашу они с собой не брали, потому что он был маленьким.

Вернувшись, мама рассказывала сыну, как баба Клава, у которой они жили, водила их по «волшебному» лесу. По ее рассказам мальчику казалось, что незнакомая старушка похожа на бабу Ягу, которая тоже знает все лесные дорожки и тропинки.

И вот однажды, когда Саше исполнилось семь лет…

- Сынок, завтра едем в Лопухинку к бабе Клаве. Грибы пошли, - торжественно объявил папа, доставая с антресолей большой походный рюкзак.

- Ура! – обрадовался Саша и бросился собирать вещи.

Через полчаса папа с растерянным лицом стоял перед огромной кучей.

- Вот что бывает, когда ребёнок не знает, что такое сельская жизнь. Это мы сами виноваты. Надо было с раннего детства брать тебя с собой.

- Надо было. Я же с вами просился! – кивнул Саша.

- Это мама всё время за тебя боялась. А теперь я думаю, что не скоро ты станешь настоящим грибником, - вздохнул папа. – Давай-ка, сынок, выбирать самое необходимое для деревенской жизни.

Он безжалостно выкинул из кучи роликовые коньки и пляжные тапки. Отложил в сторону пуховик, зимнюю шапку и с грустью посмотрел на Сашу:

- Сынок, август на дворе. Зачем тебе пуховик? Ты что, боишься замёрзнуть? Да и на роликах в деревне не покатаешься. Там дороги – ухаб на ухабе и ухабом погоняет.

- Пап, я на всякий случай взял всё, что было в шкафу, - объяснил тот, - Ты мне лучше объясни, куда грибы пошли?

- Никуда. Так говорят, когда грибы начинают расти. А это тебе зачем? – папа вытащил из кучи ласты, – в ластах по лесу неудобно передвигаться, в резиновых сапогах лучше.

- А вдруг я в болото попаду, тогда ласты мне и пригодятся!

Вскоре от огромной кучи остался спортивный костюм, пара футболок, куртка-ветровка, кепка и резиновые сапоги.

До Лопухинки ехали два часа на электричке, затем час на автобусе, потом шли пешком по лесной дороге, которая и привела их в деревню.

Баба Клава оказалась совсем не похожей на бабу Ягу. Напротив, лицо у неё было симпатичное и доброе. Обняв мальчика, она воскликнула:

- Наконец-то ребенка привезли деревенской жизни понюхать!

- А что, ваша деревенская жизнь пахнет по-особенному? – удивился Саша.

- А это ты, сынок, сам почувствуешь, когда здесь поживёшь, - улыбнулась баба Клава и скомандовала, - мыть руки и за стол!

«Ничего вкуснее я в жизни не ел», - мальчик уплетал за обе щеки толчёную картошку с маслом. А когда дело дошло до пирогов с брусникой, он вообще заурчал от удовольствия.

- Урчит, как мой кот Обормот, - засмеялась довольная аппетитом гостей хозяйка.

- Кстати, а где он? – мама оглянулась по сторонам.

- Может, в лес пошёл к друзьям или спит в сарае. Съешь ещё пирожок, - баба Клава пододвинула к Саше блюдо с пирогами.

- Спасибо, я больше не могу, а то завтра мне будет за грибом не нагнуться.

Все рассмеялись.

- Сынок, надо отдохнуть с дороги. Да и за грибами с раннего утра ходят, а сейчас вечер на дворе, - папа целовал сына в макушку. – Ты ложись на печку, тебе там постелено.

- Так я же сгорю! – испугался мальчик.

- Говорила я вам, что дитя надо с грудного возраста к деревне приучать, вот и получайте, - вздохнула баба Клава, - иди ко мне, сынок, я тебе всё объясню и покажу.

Устроившись на тёплой печи, Сашка, прикрыв глаза, хотел немного помечтать по привычке, но мгновенно уснул.

Проснулся он оттого, что кто-то громко шептал ему прямо в ухо:

Грибная история - Вставай, пора в лес идти.

- Где я? Ты кто? – растерялся мальчик спросонья.

- Ты в Лопухинке, а я кот Обормот. Ты аккуратно слезай, головой не ударься.

«Наверное, это сон», Саша медленно спустился с печи, - ведь коты наяву не разговаривают».

- Мы разговариваем, только люди наш язык не понимают, - сообщил Обормот.

- Почему?

- Потому что в Лопухинке воздух особенный. Вот ты совсем немного им подышал, а уже меня понимаешь. А если поживешь здесь подольше, то и язык остальных животных освоишь.

- Значит, я не сплю! – обрадовался мальчик.

- Не спишь, - Обормот потёрся об его ноги, - одевайся тихонько и пойдём. Мне баба Клава поручила с тобой в лес сходить, с грибами познакомить.

- А как мне с ними знакомиться? Они же говорить не умеют. И почему мы в лес ночью идём? За окном-то совсем темно.

- Это для городских половина седьмого утра ещё ночь, а для нас, сельских жителей, сейчас раннее утро. Хочешь грибов набрать – вставай рано, а соням только червивые сыроежки достаются. Давай одевайся и выходи на улицу.

Сашины глаза уже привыкли к полумраку, он быстро оделся и выскочил на крыльцо вслед за котом.

- Ты, что в лес босиком пойдёшь? – удивился Обормот. – У нас дед Иван летом всегда босиком по лесу ходит. Ни шишек не боится, ни колючек.

- Я просто обуться забыл.

Мальчик вернулся в дом и вышел в сапогах.

Начинался рассвет. Низко, прямо над полем появился оранжевый, похожий на дольку апельсина кусочек солнца, от которого во все стороны шло нежное сияние.

Саша, наконец, смог рассмотреть Обормота, который оказался обыкновенным котом. И раскраска у него была самая простая – серая в полоску.

- Я хоть не породистый, но зато очень умный, - похвастался Обормот, вышагивая по тропинке в сторону леса, - мне баба Клава доверяет и за домом смотреть, и кур от лисиц охранять. Однажды я самому волку зубы так заговорил, что он забыл, зачем пришёл. А когда вспомнил, что телёнка хотел украсть, то было поздно – его наши деревенские мужики окружили и палками поколотили.

- А почему баба Клава тебя назвала Обормотом?

- Во-первых, кот-обормот звучит поэтично, во-вторых, в детстве я был непоседой и задирой. Это я потом повзрослел и поумнел. Мне сначала моё имя не нравилось, но потом я к нему привык. Что заслужил, то и получил.

- Кот-бегемот тоже звучит в рифму, - немного подумав, сказал Саша.

- Ну, уж нет, бегемотом я быть не хочу! – кот возмущённо махнул хвостом и, сбив росу с кустарника, окатил себя холодным душем. – Вот и помылся, - засмеялся он, отряхиваясь.

- Нам ещё далеко? – Саша старался не отстать от кота, который помчался по тропинке, чтобы согреться.

- Уже пришли, - Обормот махнул лапой и перед ними появился сосновый бор. – Держи корзинку, - он протянул мальчику взявшуюся, словно из воздуха, корзину.

«Всё-таки я попал в сказку», - обрадовался Саша.

- Неужели мы найдём столько грибов? Корзинка-то огромная!

- Сколько нам положено грибов, столько и найдём. Ни больше и ни меньше. А будем себя плохо вести, вернёмся с пустой корзиной.

- Как это плохо себя вести? – удивился мальчик.

- Мусорить, ветки ломать, ругаться. Лес-то живой, он всё чувствует. И наказать может и побаловать. Вот так-то!

Увидев, что Саша удивился, Обормот обрадовался. Ему нравилось удивлять.

Солнышко поднялось над лесом, выложив между высокими соснами солнечные полянки, причудливо испещрённые узорами-тенями. Мальчик посмотрел наверх – ярко-голубые лоскутки неба весело просвечивали сквозь кружево сосновых веток. Вдруг Саше показалось, что в воздухе мелькнул рыжий хвостик. Послышался шорох, сверху посыпались сухие иголки.

- Здесь кто-то есть, - шёпотом сказал Саша.

- Я даже знаю кто, - улыбнулся Обормот и крикнул, - Рыжик, спускайся, мы тебя видели.

Пушистый бельчонок стрелой спрыгнул с сосны и очутился рядом с грибниками.

- Привет, Обормот, как поживаешь? Кто это с тобой? Где баба Клава? Ты орешки мне принёс? – сыпал он вопросами.

- Привет, Рыжик, - Обормот пожал лапу бельчонку, - орехи ты и сам можешь собрать в лощине, они уже поспели. Знакомься, это Саша, он приехал в гости к бабе Клаве.

- А я Рыжик. Я с вами пойду, покажу грибные места.

- Рыжик, не тарахти так, из-за тебя не слышно, как грибы растут, - сказал Обормот и застыл, навострив уши.

Бельчонок состроил уморительную гримасу и зажал лапками рот. Саша прижал ухо к мягкой влажной земле под сосной, напряг слух и услышал, как она покряхтывает и потрескивает. Вдруг земля рядом с ним раскрылась, словно цветочный бутон, и из неё появилась тёмная гладкая грибная шляпка.

Грибная история - Белый гриб, - уверенно сказал Рыжик.

- Коричневая сыроежка, - Обормот понюхал шляпку. – Точно, сыроежка. Один – ноль.

- Подумаешь, я в следующий раз угадаю, - засмеялся Рыжик, совсем не расстроившись.

- А как ты угадал? – Саша тоже понюхал шляпку, от нее пахло сырой землёй.

- Я опытный грибник. И ты таким станешь, если будешь меня внимательно слушать. Иди за мной, а ты, Рыжик, приглядывай за мальчишкой молча, - скомандовал Обормот и потрусил между сосен, опустив нос к земле.

- Обормот – кот не обычный, - принялся болтать Рыжик, не обратив внимания на просьбу друга молчать, - он единственный кот в деревне, который стережёт дом и ищет грибы, как собака. Баба Клава его иногда называет «мой верный пёс», но Обормоту это не нравится.

- А почему деревня называется Лопухинка?

- Потому что раньше в ней росло много лопухов, но потом их посыпали какой-то химией и они исчезли.

- А зачем их посыпали химией? Кому они мешали? – удивился Саша.

- Сейчас всё химией посыпают. Скоро и нас посыплют, - печально вздохнул Рыжик и вдруг закричал: - Смотри под ноги!

Мальчик опустил глаза и увидел, что чуть не наступил на какой-то гриб. Саша вырвал его из земли и принялся рассматривать. На крик бельчонка вернулся ушедший вперёд Обормот.

- Это подосиновик, - определил он издалека. Только зачем ты его вырвал вместе с землёй? Грибы надо аккуратно выкручивать, чтобы не разрушить грибницу.

- Я не знал, - расстроился мальчик.

- Ладно, в следующий раз будешь аккуратнее.

- А как ты понял, что это подосиновик? Ведь осин здесь нет.

- У него шляпка бордового цвета. Подосиновики ещё называют красными грибами, по цвету шляпки, которая бывает и оранжевая и красная, - выпалил Рыжик.

- Я понял - у белого гриба белая шляпка, у синего - синяя, у зелёного – зелёная, - воскликнул мальчик.

- Ой, не могу, ой, насмешил, - бельчонок спрыгнул на землю и схватился за животик от смеха. – Синий гриб, зелёный гриб!

- Синими бывают только поганки, - сказал кот, - они очень ядовитые, а зелёными бывают сыроежки и зеленушки, но они редко встречаются. А белый гриб так называется, потому что у него белая мякоть, хотя шляпка тёмно-коричневая. Белый - считается королём грибов. Вот, кстати, и он, лёгок на помине.

Обормот изящным движением достал из-под ели боровик и передал его Саше.

- Действительно, красавец, - восхитился мальчик, - крепкий, ровный, как с картинки. Он положил «короля» в корзину.

- Обычно грибы по одному не растут, - Рыжик запрыгнул на ветку и принялся высматривать грибы, - иногда грибница распускает свои нити на много метров. Кстати, когда я ищу грибы, я пою песенку: - «Лес мой, лес, мой лес, лесок! Дай, пожалуйста, грибок!» Подпевайте!

Распевая немудрёную песенку бельчонка, друзья очутились на полянке, заросшей травой. Из травы тут и там проглядывали ярко-жёлтые шляпки.

- Ура! – закричал Рыжик, - это мои любимые лисички! - Он принялся распутывать траву,- у них тонкие края шляпок, их надо срывать осторожно. Смотри, какая красавица! – Бельчонок держал в лапках крупный яркий грибок. Правда, она похожа на солнышко.

- Правда, - согласился Саша, медленно собирая остальные грибы.

После сбора лисичек корзинка заметно потяжелела.

- Лисички – сестрички очень хитрые, как и их тёзки. Обычно они прячутся в густой траве или во мху и любят большие компании, - важно сказал Обормот.

- И они редко бывают червивые, - добавил Рыжик.

Саше лисички очень понравились. Через некоторое время он снова заметил жёлтые шляпки и быстро собрал их в корзинку.

Солнышко поднялось уже высоко. Стало припекать. «Хоть бы ветер подул», - подумал Саша и вдруг увидел боровик, который… шёл по траве прямо на него.

«Ходячий гриб! - поразился мальчик, застыв от изумления, он не мог оторвать взгляда от идущего гриба. – А папа говорил, что грибы не ходят. Значит, он ошибся».

- Отойди, пожалуйста, с дороги, - попросил гриб, приблизившись почти вплотную к Сашиным ногам.

- Обормот, Рыжик, - позвал он, - идите быстрей ко мне. Тут какой-то странный гриб.

Кот и бельчонок, увидев гриб, переглянулись:

- И что здесь странного? Обыкновенный боровик.

- Он ходит и разговаривает. Он только что попросил меня освободить ему дорогу.

- Хи, хи, хи, - затрясся боровик от смеха.

- Сейчас я выведу этот говорящий гриб на чистую воду! – улыбнулся Обормот, - иди-ка ко мне, - кот потянул боровик к себе.

- Не трогай, положи на место, - над травой появилась мордочка ёжика.

- Привет, Жик. Как поживаешь? – Обормот положил гриб на место.

- Хорошо поживаю, спасибо. Видишь, запасы делаю.

- И много ты уже грибов запас?

- Немного, потому что Рыжик повадился мои сушёные грибочки себе забирать! - Ёжик с обидой посмотрел на бельчонка.

- Неправда, я себе сам грибы сушу. Это кто-то другой у тебя грибы ворует.

- Хочешь, завтра я помогу тебе выяснить, кто это, - предложил Обормот, - посижу в засаде около твоих грибов и поймаю воришку.

- Спасибо, друг, до завтра, - ёжик продолжил свой путь.

Вскоре друзья вышли к небольшому болоту. Освежающий ветерок, напоенный ароматом пряных трав, приятно обдувал. Там и тут виднелись маленькие кривые березки.

- Здесь должны расти подберёзовики, - сообщил Рыжик, ловко перелетая с дерева на дерево. – Вот, кстати, и они. Идите ко мне.

Кот, сделав несколько прыжков, очутился рядом с бельчонком, но Саше пришлось труднее - он не заметил топкого местечка и провалился одной ногой по колено в холодную воду. Сначала он вытащил из цепкой ямы ногу, затем сапог.

- Ну вот, я ногу промочил, - пожаловался он коту.

- Не переживай, посидим на солнышке, пока сапог высохнет, и потом пойдём обратно. Мы уже два часа ходим.

- Откуда ты знаешь, сколько времени прошло? – удивился мальчик.

- По солнышку. Я и тебя потом научу, а пока посмотри на этот гриб - это подберёзовик. Ножка у него тонкая, а шляпка похожа на подосиновик, но коричневая. Эти грибы всегда растут там, где есть берёзы. Иногда шляпки у них бывают чёрного цвета, такие грибы называют «черноголовики», ножки у них толстенькие и крепкие. Давай, чтобы без дела не сидеть, посмотрим, какие у нас грибы в корзине.

Обормот начал доставать грибную добычу и вдруг возмущённо фыркнул:

- А эти хулиганы как сюда попали?

- Какие еще хулиганы, - заинтересовался бельчонок. Увидев жёлтые шляпки Сашиных лисичек, он закричал: - Счёт один - один! Ты сорвал ложные «лисички»!

- Я их не рвал! – возмутился Обормот.

- Я нашёл эти грибы. Я не знал, что они ложные, - признался Саша.

- Это я виноват, забыл рассказать тебе про опасных братьев - близнецов, которые есть у всех съедобных грибов, - вздохнул виновато Рыжик.

- И у белого?

- И у него тоже.

- Есть ложный белый, ложные лисички, ложные опята, - затараторил бельчонок, - я сейчас найду их и покажу тебе. На словах разницу не объяснить.

Увидев неподалёку пятнистый гриб, мальчик радостно закричал:

- Мухомор! Я вижу мухомор.

Обормот вздрогнул и, сердито посмотрев на него, сказал:

- Во-первых, не кричи, мало ли кто может прийти на крик, а во-вторых, это не мухомор, а обгрызенная красная сыроежка.

- А кто её обгрыз?

- Ты сам посмотри. Снимай второй сапог, а я пока подремлю. – Обормот с наслаждением растянулся на солнышке и прикрыл глаза.

Саше очень понравилось ходить босиком по упругому болотистому мху. Он сорвал сыроежку, присел на пенёк и принялся её разглядывать. Вдруг из дырки в середине шляпки появилась чья-то рогатая головка и, грозно зашевелив крохотными рожками, тоненько запищала. Саша прислушался - он понимал её речь!

- Ты зачем сорвал мою сыроежку, теперь она быстро сгниёт и мне придётся искать другой гриб. Знаешь, сколько сил я трачу, чтобы переползти с одного места на другое? – верещала рогатая незнакомка.

- Прости, я не знал. А ты кто? – мальчик поднес гриб совсем близко к глазам.

Грибная история - Я грибная улитка.

- Хочешь, я перенесу тебя на другой гриб? - Саша положил улитку на ладонь.

- Ладно, перенеси, только посади меня на хороший гриб.

Увидев под деревом симпатичный белый слегка зеленоватый гриб, мальчик понёс к нему новую знакомую. Он уже собрался посадить её на шляпку -колокольчик, как улитка запищала изо всех сил:

- Помогите! Караул!

Обормот, услышав ее крик, подскочил на все лапы сразу.

Увидев, к какому грибу мальчик протянул руку, он бросился ему в ноги. Не удержавшись, Саша упал.

- Ты прикасался к бледной поганке? – кот с тревогой смотрел на мальчика.

- Нет, а как она выглядит? - Саша потёр ушибленный бок и поднялся.

- Так вот же она, - указал Обормот на зеленоватый гриб, - если до неё дотронуться, а потом лизнуть руку, то можно отравиться. А если съесть хоть маленький кусочек этого гриба, то умрёшь. Кстати, кто это пищал «караул»?

- Это была грибная улитка, - мальчик принялся её искать, но найти не смог. Она бесследно исчезла.

- Грибные улитки известные обжоры, - раздался сверху голос вернувшегося Рыжика, - после них вместо грибов остаются одни дыры. Запомни, если на грибе сидит улитка, значит он съедобный и не червивый. Смотрите, я принес ложный белый гриб. У него шляпка снизу розоватая, а если его лизнуть, то он окажется горьким.

- Никогда не лижи незнакомые грибы, - Обормот опять лёг, - лучше собирай только те, которые хорошо знаешь.

- А это ложные опята, - протянул Рыжик мальчику жёлто-коричневые грибочки на тонюсеньких ножках. У настоящих опят на ножках есть юбочки, а у ложных их нет.

- Ложные опята тоже смертельно ядовиты? – Саша с опаской рассматривал грибы.

- Ох, я однажды их попробовал, - бельчонок погладил свой животик, - и долго болел.

- Нам пора идти домой, - с явной неохотой поднялся с зелёного мшистого ковра Обормот, - Надевай сапоги и бери корзину.

Обратная дорога показалась Саше более длинной – он устал, да и тяжёлая корзина оттягивала руку.

Перед выходом из леса Рыжик попрощался с котом и мальчиком.

- Ты приходи ещё в лес. Я знаю место, где растёт гриб баран, в следующий раз я тебе его покажу, а ещё гриб зонтик и гриб колпак, - сказал он и скрылся в густых еловых лапах.

- Подумаешь, тайна. Я знаю поляну, где этих колпаков полным-полно, - проворчал Обормот.

Он тоже устал и медленно шёл за Сашей по узкой тропинке, мечтая о густой сметанке.

Когда грибники подошли к дому, оказалось, что Сашины родители еще спят. Баба Клава налила коту парного молока, а мальчика усадила за стол.

Вскоре проснулся папа.

- Надо же, сын сегодня встал раньше нас, - удивился он и, заметив полную корзину, спросил: - Кто это столько грибов набрал?

Взглянув на счастливое лицо Саши, он всё понял и крепко пожал ему руку:

- Молодец, сынок! Оказывается, ты – настоящий грибник, и мы теперь всегда будем брать тебя с собой в лес. Спасибо, баба Клава, что нашла время и сходила с Сашкой за грибами.

- Обормоту спасибо скажите, - улыбнулась хозяйка, но папа её не расслышал.

См. также:
- Другие рассказы и сказки Ирины Рогалёвой
- Ирина Рогалёва о своих сказках
- Сказка про девочку Выгоду
- Рассказ "Замёрзшие небеса"
- Сказка о старом медведе
- Игрушки – союзники или враги в сражении за души наших детей?

«Этика и эстетика»

Рассказ Ирины Рогалёвой.

Татьяна остановилась напротив школы, глубоко вздохнула, задержала дыхание и на счет три выдохнула. «Хорошо, что я хожу на йогу, а то бы с ума сошла от стрессов». Покончив с дыхательной гимнастикой, она подмазала губы, посмотрелась в зеркальце, и по-американски улыбнулась всеми зубами своему отражению. «К бою готова! Сейчас я покажу этому попу, как морочить головы взрослым людям. Покоя нет от церковников, лезут везде! Уже до школы добрались!»

Молодая женщина вышла из машины и, решительно стуча высокими каблуками, зашла в школьное здание.

- Тань, привет! Подожди! – догнал ее на лестнице Олег, отец Пашки Смирнова. – Хорошо выглядишь. Не боишься священника смутить? – он выразительно посмотрел на ее короткую красную юбку.

- Это он к нам пришел, а не мы к нему, - передернула женщина плечами. – Не нравится, пусть уходит!

- Тань, а ты за какой предмет голосовать будешь?

- За этику и эстетику! Культуры нашим детям катастрофически не хватает! – нарочито громко ответила она, входя в класс. Пусть все знают мнение председателя родительского комитета.

Татьяна уселась на место сына, за первую парту и по-хозяйски оглядела отремонтированное помещение. На каждом столе компьютер, новые парты, вместо старых деревянных рам стеклопакеты. «Жаль, что в моем детстве было по-другому, - подумала она, - хотя, если бы у нас были компьютеры, то вряд ли я бы столько прочитала. Играла бы, как Гошка, в компьютерные игры весь день или в «Одноклассниках» сидела».

Класс потихоньку заполнялся. Родителей пришло неожиданно много. «Надо же, почти сто процентная явка», - удивилась Татьяна, отмечая в тетради фамилии пришедших.

- Тань, можно к тебе? – не дожидаясь ответа, на соседний стул села худенькая голубоглазая Лена, мать Антона, с которым вроде бы дружил Гошка.

- Зачем спрашиваешь, если уже села? – Татьяна поставила галочку напротив фамилии Асвариш.

«Ничего не понимаю в современных детях, - вздохнула она. - Спрашиваю Гошку: «Антон тебе друг?» - он отвечает: «Когда дает телефон поиграть, то друг, а когда не дает, то, не друг». Вот, пусть им на этике и объясняют, что такое дружба».

- Тань, смотри, как смешно – каждый родитель сел на место своего ребенка, - хихикнула Лена. – А ты заметила, как папаша Федьки Лукина похож на медведя – огромный, лохматый, вот-вот зарычит.

- Точно, Лукин старший - вылитый медведь, - услышал ее слова Виктор Мережко, отец Катеньки, самой красивой девочки в классе. – А его Федор похож на медвежонка: толстый и неповоротливый. Катя говорит, что он постоянно физкультуру сачкует.

- У мальчика нарушен обмен веществ, - вмешалась в разговор Оксана Прокопова, мать Людочки, сидящая через проход. – Поэтому у него лишний вес. Кстати, вы за какой предмет будете голосовать? Я – за историю религий. Сама ничего о них не знаю, так пусть ребенок послушает. Потом расскажет и о буддизме, и об исламе. А то сейчас столько религиозных направлений.

- Я – за… - Виктор замолчал на полуслове. В класс вошел священник.

- Здравствуйте! – улыбнулся он немного смущенно.

- Здравствуйте, - ответил нестройный хор голосов, а увалень Мережко даже привстал.

- Давайте знакомиться, меня зовут отец Игорь, я протоиерей РПЦ, настоятель храма апостолов Петра и Павла.

«Надо же, такой молодой, а уже настоятель. – Татьяна внимательно рассматривала священника. – Симпатичный, даже красивый. Борода аккуратно подстрижена, а не веником торчит, как в фильмах показывают. Высокий, стройный. Только зачем он этот черный балахон надел? Остался бы в джинсах, вон они из-под балахона торчат. И ботиночки у него «екко», недешевые ботиночки. Интересно, на какой машине он приехал? Надо будет посмотреть после собрания. Сейчас все они на дорогих машинах разъезжают». Поп производил приятное впечатление, что Татьяне было неприятно.

«Чувствуется, батек-то молодой, да не простой. Простого - бы к нам не отправили, - размышлял Олег Смирнов, приветливо глядя на отца Игоря. – Наверное, его благочинный благословил на сей подвиг». Олег посмотрел по сторонам. Лица родителей были напряжены, чувствовалось, что разговор предстоял серьезный. «Неужели они боятся, что их дети поверят в существования Бога? В то, что землю, небо, нас создал Господь? Неужели кому-то нравится верить в то, что человек произошел от обезьяны? Уже и ученые убедились, что это не так. Стоит только задуматься о том, как невероятно сложно и вместе с тем логично устроен наш мир. Невозможно полностью вместить умом зарождение жизни. Ее тайну люди никогда не разгадают, как и тайну яйца или зерна или любой травинки. Это понятно только Создателю. Ученые могут лишь разобрать то, что Им создано, и из этих частей собрать что-то другое, не более. Люди, в большинстве, не хотят думать ни о чем, кроме себя и своей жизни. К тому же их всячески отвлекают от самого мыслительного процесса. А может, родители боятся, что их дети узнают, что такое грех и поймут, что мир, который им выдают за правильный, вовсе не такой. Что нельзя жить для себя, а надо жить для других, что нельзя лгать, хитрить, лукавить, искать выгоду. Но ведь так живет большинство. Получается, что родителям выгодно скрывать правду от детей, чтобы те не обличили их, и чтобы им не было стыдно перед детьми. Церковь – это единственное место, где сегодня можно спастись, очиститься от грязи и разврата, но как объяснить это людям, которые не хотят ничего слышать? Невозможно объяснить человеку, что такое чистый воздух, пока он сам его не вдохнет».

Олег был верующим. Он не только ходил в храм по воскресеньям, читал Библию и святых отцов, но и молился перед едой, чем несказанно раздражал тещу, с которой они с женой и сыном жили вместе. «Твой-то совсем поддался религиозному дурману», - говорила она дочери, когда зять в законный выходной, вместо того чтобы спать, шел в церковь, непонятно зачем. Нет, теща тоже туда иногда заходила свечку поставить, когда была нужда что-либо сделать или купить, или подруга заболела, или умер кто, но просто так тратить воскресное утро, она еще из ума не выжила.

Жена более спокойно относилась к религиозности мужа и даже разрешала Олегу причащать Пашку. Когда сыну исполнилось семь лет и настало время исповеди, жена вдруг запретила водить ребенка в храм. «Если Пашку что-то тяготит, пусть он мне скажет. Я мать, я лучше священника знаю, что моему ребенку полезно», - заявила она. Олег ее и уговаривал, и священное писание цитировал: «Не мешайте детям приходить ко мне», и статьи разные читал – ничто не помогло. «А будешь ребенка в церковь втихаря водить, будет хуже!», - пригрозила теща.

- Я не буду уговаривать вас голосовать за предмет «Основы православной культуры», я только хочу спросить – как вы считаете, что лучше: честный порядочный, но не очень культурный человек или образованный эстет, но подлец?

«Ничего себе батюшка дает!», - оторвался Олег от своих мыслей.

- Вы на кого намекаете? – возмутился Виктор.

- А может быть и честный и образованный эстет?! – засмеялась Леночка.

- А без попов что, честным человеком уже быть нельзя? – раздался женский голос с задней парты.

- Я – за историю религий! – невпопад крикнула Оксана.

Поднялся страшный гул.

- Уважаемые родители, успокойтесь, - поднял руку отец Игорь. – Давайте, каждый выскажет свое мнение и обоснует его.

- Этак мы до утра не разойдемся, - буркнул старший Лукин. – Давайте проголосуем, и все!

- А Вы за какой предмет будете голосовать? – спросил его отец Игорь.

- За основы православной культуры, конечно, - неожиданно для всех ответил Лукин. – Я русский человек, и хоть в церковь не хожу, но в Бога верю. У меня дед на Курской дуге воевал, так он рассказывал, что однажды перед боем там Богородица явилась. Ее все видели - и наши и немцы. После этого фашисты деру дали, а дед в Бога уверовал. Я хочу, чтобы мой сын узнал историю нашей православной веры, чтобы заповеди узнал, понял, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас ведь мир вверх тормашками перевернут. Что раньше было плохо – стало хорошо, что было ужасно – стало нормой. Педики женятся, молодежь в блуде живет, все врут, и думают только о деньгах. Про то, как вилку с ножом держать и другие политесы я сыну сам расскажу, а про веру христианскую я ничего не знаю. В общем, я – за ОПК!

- Ага, расскажет он про политесы, медведь неотесанный, - фыркнула Леночка в ухо Татьяне. – А что значит - живут в блуде? – громко спросила она.

- Брак, прежде всего, это ответственность за жизнь другого человека, - начал говорить отец Игорь приятным мягким баритоном, - раньше люди женились для того, чтобы создать семью, родить детей и прожить всю жизнь вместе, неся тяготы друг друга. Любые отношения вне брака – это блуд. Церковь грехи любодеяния и прелюбодеяния относит к смертным грехам. Это не значит, что совершив их, вы тут же умрете, - предвосхитил он вопрос Лены, - этими грехами Вы убиваете свою душу. Мне на исповеди и мужчины и женщины рассказывали, что после блуда или измены супругу, на душе бывает так тошно, так тяжело, что жить не хочется.

- А как же тайна исповеди? – крикнул веселый мужской голос с «камчатки».

- Я же вам не называю имени, кто сказал, значит, тайна сохранена, - спокойно пояснил священник.

«Словно врач с больными разговаривает», - подумала Татьяна.

- Бог сказал Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь», а не наслаждайтесь друг другом, - закончил мысль отец Игорь.

- Может это и так, в чем я лично сомневаюсь, - вступила в разговор Оксана, - но это было неизвестно когда. Может, миллионы лет назад. А сейчас другое время – рождение детей можно планировать. Объясните мне, если молодые люди не хотят иметь детей, зачем им брак?

- Чтобы избежать блуда, беспорядочных связей, которые ведут к бесплодию и распущенности. Живя с партнером, не желая иметь потомство, женщина вынуждена предохраняться. Сегодня, как правило, медики предлагают ей гормональные контрацептивы, регулярное применение которых ведет к бесплодию. Получается, что когда женщина захочет ребенка, забеременеть ей будет трудно, она будет вынуждена долго лечиться или прибегать к искусственному оплодотворению. Хорошо, если партнер согласен ждать, но, как правило, мужчина, не хотящий брать на себя ответственность, и в этом случае уходит от проблем. Рождаемость катастрофически падает, что бы нам не говорили.

«Прямо лекцию нам читает», - начала раздражаться Татьяна. – И к чему эти разговоры о детях? Надо по существу говорить».

- А у Вас дети есть? – спросил Виктор.

- Да, четверо.

- Сколько?! - ахнул класс.

- Четверо, - улыбнулся отец Игорь и достал из бумажника фотографию своей семьи, на которой молодая светловолосая красивая женщина и четверо детишек погодок старательно улыбались в камеру.

Снимок пошел по рукам. Татьяна почувствовала, что отношение к священнику поменялось. «Надо что-то делать, а то проголосует сентиментальное большинство за многодетного красавца, и будут наши дети зубрить молитвы и псалмы».

- А Вам известно, что урок ОПК будет занимать время, отведенное на литературу? – достала Татьяна из рукава свой козырь.

- К сожалению, это так, - вздохнул отец Игорь, - мне самому это не нравится. Но учитель ОПК может закреплять пройденный материал на примерах из нашей замечательной классической русской литературы. В основе православия лежит любовь. Любовь к ближнему, любовь к родителям, любовь ко всему миру, любовь к Богу. Вы знаете, что означает слово любовь?

- Нет, - хором ответил класс.

- Лю – люди, бо - Бога, ве - ведают, - в столбик написал отец Игорь на доске.

- Ничего себе, - поразилась Оксана, - а я никогда об этом не слышала.

- Вы не представляете, как интересно изучать церковно-славянский язык, - увлеченно заговорил батюшка, - раньше не только каждое слово, но и каждый звук, буква имели свое значение.

- Я думала здесь собрание, а у вас лекция по лингвистике, - в класс, улыбаясь, вошла Вера Петровна, классная руководительница 5-го «Б». – Здравствуйте, простите за опоздание, была на совещании у директора. Продолжайте, отец Игорь.

Учительница села за последнюю парту.

«Интересно, где они познакомились? – задумалась Татьяна, - может в церкви? Но наша Вера на верующую не похожа: ходит все время в брючном костюме, косметикой пользуется. Ладно, потом спрошу у нее».

- А этот язык входит в курс ОПК? – заинтересовались несколько мамаш.

- К сожалению, не входит, но вы можете сами найти материал в интернете и почитать детям, - обрадовался положительной динамике отец Игорь.

- Кстати, об учителе, - поднялся с места Олег. – Я православный, но я против преподавания ОПК в школе. Я считаю, что неверующий учитель, кроме вреда, ничего не принесет нашим детям. Представляете, если я, филолог, возьмусь преподавать химию?

«Ура! Нашего полку неожиданно прибыло» - обрадовалась Татьяна.

- Если уж верующие против этого предмета, то о чем мы говорим?! – заявила она.

- Подождите, давайте разберемся, - мягко улыбнулся отец Игорь, - конечно, в идеале было бы хорошо, чтобы ОПК преподавал священник или верующий человек, но в школу нас не пускают. Наверное, боятся, что мы своим видом напугаем детей, - пошутил он, но никто не улыбнулся. «Еще один прокол», - отметила довольная Татьяна. – Но я считаю, - продолжил священник, - что в большинстве случаев педагоги справятся с задачей, если будут просто придерживаться учебника. Ведь это не вероучительный предмет, а культурологический. Подход к изучению христианской истории и культуры иной, чем в воскресных школах.

- А как они будут отвечать детям на вопросы, если ответов в учебнике нет? – спросили с камчатки.

- Честно скажем, что не знаем, но постараемся ответить на следующем занятии. Проконсультируемся у священника, можно по телефону или в интернете, - сказала вместо отца Игоря Вера Петровна. – Если педагог будет ответственно относиться к предмету, то у него все получится.

«Провал! - мелькнуло в голове у Татьяны, - если уж классная за ОПК, то все пойдут за ней».

- А я все-таки хочу, чтобы моя дочь изучала истории всех религий, а потом сама сделала выбор, какую из них выбрать или остаться атеисткой, - немного картавя, заявил отец Майи Шаферсон. – Сейчас в городе живет много мусульман, мы должны уважать и знать их вероисповедание тоже.

- Должны, - кивнул головой отец Игорь, - но после того, как хорошо узнаем свое. Я так думаю, - добавил он.

- И я так думаю, - поддержала его учительница, - к тому же я не уверена, что одиннадцатилетний ребенок сможет разобраться в предлагаемом объеме материала основ мировых религиозных культур. Даже я, просмотрев пособие, растерялась. Я бы ввела этот предмет для старшеклассников.

«Надо же, какой тандем!» - Татьяна от злости начала грызть ручку.

- Нет, вы все-таки объясните, чем урок основ православной культуры лучше основ светской этики? – раздраженно спросил Виктор.

- Он не лучше и не хуже, - ответил священник. - И тот и другой предмет нужен детям, но нас поставили перед выбором, и мы должны его сделать. Я считаю, что одна из задач церкви – это, как бы громко не прозвучали эти слова, спасение наших детей от разврата и дебилизма. Кто сегодня, кроме церкви, противостоит растлению детских душ? Подумайте над тем, что без основ христианской культуры светская этика может превратиться в грубое морализаторство, что принесет только вред.

Церковь – нравственность, написал он размашисто на доске. Нравственность – здоровое общество, была следующая надпись. Любовь, дружба, целомудрие, совесть, честность, честь, родина, уважение к старшим, доброта, нестяжательство - появлялись из-под руки священника давно забытые слова.

- Когда вы в последний раз говорили со своим ребенком на одну из этих тем? – горячо спросил он.

- У нас времени нет, мы работаем, - как-то неуверенно сказала Лена.

- Пусть школа воспитывает! – крикнул Виктор.

- А у школы сегодня тоже нет времени на воспитание ваших детей, - Вера Петровна встала рядом со священником. - Воспитание – это ваша задача, уважаемые родители. И если у вас нет на это времени или желания, - она посмотрела в глаза Виктору, и тот отвел взгляд: дневник его дочери был исписан замечаниями об ее неподобающем внешнем виде и недостойном девочки поведении – тогда доверьтесь церкви, которая кроме добра вашим детям ничего не желает. Давайте голосовать.

Председатель родительского комитета и еще несколько человек проголосовали против ОПК, но большинство было «за».

Забыв попрощаться с учительницей, Татьяна вышла из школы. Несущаяся с продленки группа детей чуть не сбила ее с ног.

- Вас что, не учили, как надо себя вести? – женщина схватила за рукав рыжего мальчугана лет десяти.

- Да пошла ты! – крикнул он, ударил ее по руке, и вырвавшись, убежал.

«Вот наглядный пример в пользу изучения этики и эстетики», - Татьяна потерла ушибленную руку. В этот момент на улицу вышел отец Игорь и направился к «хаммеру», стоявшему прямо за ее машиной. «Я так и знала! Все они одинаковые. Как были нахлебниками на шее у народа, так и остались!», - Татьяна сфотографировала батюшку на мобильный телефон. «Покажу в классе, пусть знают, кому поверили!» - злорадно подумала она. А священник прошел мимо дорогой машины, сел в «ниву», незаметную за громадным джипом, и уехал.

По дороге домой Татьяна купила продукты и набрала номер сына.

- Гошка, выскочи во двор, помоги пакеты поднять, - попросила она.

- Не могу, мам, - быстро ответил тот и отключился.

Пятый этаж без лифта. Татьяна, тяжело дыша, вошла в квартиру, поставила пакеты и зашла в комнату сына. Тот сидел за компьютером и, трясясь в такт выстрелам, жал на гашетку. Убитые им люди с жалобным воем валились на землю.

См. также:
- Другие рассказы и сказки Ирины Рогалёвой
- Ирина Рогалёва о своих сказках
- Сказка про девочку Выгоду
- Рассказ "Замёрзшие небеса"

Фирсов С.Л. - цикл исторических бесед (аудио)

Предлагаем Вашему вниманию аудиозаписи лекций-бесед доктора исторических наук Сергея Львовича Фирсова. Беседы проведены на радио "Благодатная Мария" в рамках цикла "Страницы русской истории". Беседы касаются истории Русской православной церкви.

Биография Фирсова С.Л.:

В 1991 г. окончил Ленинградский Государственный Университет, исторический факультет. Среди учителей: В. С. Дякин, Р. Ш. Ганелин, Ю. Д. Марголис, Н. И. Приймак, С. Н. Савельев.

Кандидатская диссертация: «Православная Церковь и Российское государство в конце XIX — начале XX вв. (Проблема взаимоотношений духовной и светской власти)» (СПбФИРИ РАН, 1994).

Докторская диссертация: «Православная Церковь и Российское государство в 1907 − 1917 гг.: социальные и политические проблемы» (СПбФИРИ РАН, 1997).

С 1991 г. преподавал в ЛЭТИ (ныне — Санкт-Петербургский Электро-Технический Университет; кафедра истории культуры, государства и права). С 1995 г. преподает в Санкт-Петербургском Государственном Университете (на факультетах филологии и искусств и философии и политологии). С 2000 г. — профессор кафедры философии религии и религиоведения факультета философии и политологии СПбГУ.

Предметы научного интереса — история религии и история Русской Православной Церкви (Синодального и Советского периодов), социальная психология, политическая история.

- Лекции Фирсова С.Л. списком.
- Плейлист лекций Фирсова С.Л.
- Скачать аудио лекции Фирсова С.Л. одним файлом. (1,2Гб)

Слушать он-лайн:

Императрица Александра Федоровна

Часть 1:

Часть 2:

Революция 1917 г. и Церковь:

Часть 1:

Часть 2:

Русские обновленцы:

Часть 1:

Часть 2:

Часть 3:

Ренегатство Осипова А.А:

Часть 1:

Часть 2:

Часть 3:

Часть 4:


Остальные лекции здесь >>


Прыг: 027 028 029 030 031 032 033 034 035 036 037
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.