К 8 марта. О рыцарстве

Автор: протоиерей Андрей Ткачёв.

К 8 марта О рыцарстве Человек предполагает, а Бог располагает. Люди творят нечто по замыслу прекрасное, но потом в страхе отшатываются от того монстра, который вышел из рук их. Или, наоборот – хотят развалить все до основания, но в результате лишь расчищают стройплощадку для проекта будущего.

Одним словом, человек никогда не достигает того, чего хочет. Тем более что он редко знает, чего, собственно, хочет.

Так возникают праздники, имеющие одну цель при возникновении и по прошествии времени удаляющиеся от этой первоначальной цели в сторону противоположную. 8 Марта – одно из таких событий.

Где память о «маршах домохозяек»? Где борьба за общее избирательное право? Где попытка превратить женщину в товарища и страстное желание сего «товарища», чтобы на него не смотрели с искрой желания, но лишь крепко жали ему руку и хлопали по плечу?

Вся чушь сия, как пена слезла, и осталось желание женщины быть женщиной, при согласии мужика хоть изредка признавать за ней это смиренное и естественное право.

* * *

Нет, гендерные проблемы кое-где продолжают волновать сердца человеческие с той же силой, с какой в анекдоте смиренного жителя тундры волновал Гондурас. Но у нас, в стране то победившего окончательно (но не полностью), то вдруг развалившегося внезапно и окончательно социализма, женщина хочет быть просто женщиной.

Не хочет ни станка, ни лопаты, ни полета в космос, ни годового бухгалтерского отчета.

Подарков хочет, комплиментов хочет, хочет слышать невинную полуправду о том, как она красива, хочет украсить пещеру подснежниками и дождаться своего добытчика вечером трезвого и не с пустыми руками.

В этом смысле я – за 8 Марта! Я за то, чтобы люди по временам разглаживали сморщенное заботами лицо и расплывались в добрых улыбках.

Но кроме этого, во всяком жизненном факте есть своя метафизика, есть возможность уловить высший смысл и вынести серьезный урок. Говоря о Международном женском дне, можно смело плюнуть на социально-политический пафос и заговорить о теплоте человеческих отношений, и о … рыцарстве.

Да-да, о рыцарстве, которого у нас не было.

* * *

Рыцарство это воинская доблесть, уравновешенная благородством, это умение уважать врага, это отказ от драки ради драки, но умелое ведения боя там, где есть высшая цель.

Много священных идей и столетиями воспитуемых качеств сходятся в одну точку под именем «рыцарство». Есть там место и для особого отношения к женщине, как к существу слабому, но способному принять великое освящение.

Рыцарь может служить конкретной Даме, а может и не служить, зная только сеньора или короля. Но рыцарь – христианин, и он непременно чтит Пресвятую Деву, видя в Ней главную Мать в мире и первую среди Дев. От почитания Богоматери в рыцаре неизбежно должно присутствовать возвышенное отношение к женскому естеству, тем более что часто рыцарь – монах, и он не смеет смотреть на женщину с вожделением.

Это стройное и возвышенное средневековое умозрение, уводящее мысль верх, подобно средневековым шпилям, владело умами людей на Западе долгие столетия. И когда умерло собственно рыцарство как военно-религиозное служение, храбрость в соединении с честностью, строгость, смягченная милостью, и учтивость к слабому полу в культуре остались. Вот этому и надо поучиться.

* * *

Можно с малого начать. Например, нужно научиться сдерживать язык и никогда не выражаться срамно в присутствии женщин. Нужно раз и навсегда прекратить матерную брань, то есть воспитать в себе табу на всякое срамословие с упоминанием матери.

Нужно понять, что хотя современная женщина и отравлена идеей равенства полов, самого равенства этого в природе нет. И кому, как не женскому сердцу, знать эту горькую истину?

А значит, женщина, снаружи подделываясь под мир, внутри все так же хочет защиты, боится позора и предательства, мечтает о сильном плече. Она готова в 99-ти случаях из ста сказать равенству и прочим демократическим свободам «пропадите вы пропадом», как только ей взамен пообещают простое семейное счастье. Ну так надо дать ей это счастье.

Нужно дать ей и заработанную копейку, и искренний поцелуй, и слово ободрения. Каждой женщине нужно получить все означенное от собственного мужа. И, Боже мой, сколько радости и силы, сколько энергии и самоотдачи, сколько ласки и заботы тогда в ответ получит мужская часть человечества! Право, жаль, что мы в большинстве своем – не рыцари.

* * *

Кстати, о том, что рыцарства у нас не было, пишет Пушкин. (Это я на случай возможных возражений, чтобы спорили не со мной). В набросках статьи «О ничтожестве литературы русской» он говорит:

«Долго Россия оставалась чуждою Европе. Приняв свет христианства от Византии, она не участвовала ни в политических переворотах, ни в умственной деятельности римско-кафолического мира. Великая эпоха возрождения не имела на нее никакого влияния; рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами, и благодетельное потрясение, произведенное крестовыми походами, не отозвалось в краях оцепеневшего севера… России определено было высокое предназначение… Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией».

Эти же мысли поэт развивает в известном письме Чадаеву. Вообще поэт, сказавший еще в «Онегине»: «лета к суровой прозе клонят», обещал стать незаурядным прозаиком и историком. Но, мы не о том сейчас…

«Рыцарство не одушевило предков наших чистыми восторгами». Значит потомки должны одушевиться не по велению наступившего исторического момента, а по одной лишь доброй воле. За такой труд и награда иная.

У Запада была своя историческая школа воспитания, а у нас – своя. Но теперь мы, не благодаря, а вопреки историческому моменту, можем сами себя воспитывать, избирая в истории лучшие образцы для подражания. И это есть подлинная школа, и подлинный культурный подвиг.

Ведь нынешний момент исторический состоит в идее уравнительного распада и в скрытой войне против всякого благородства. Действительность формирует человека по шаблону существа сытого и бессмысленно живущего. Самое время противостать этой липкой серости идеей внутреннего благородства, идеей служения.

Рыцарство, напомним, есть одновременно и служение, и благородство.

Слабого не обижай.
Над калекой не смейся.
Упавшего подними.
Чужого не бери.
Заработанным поделись.
В грехе счастья не ищи.
Никого, кроме Бога, не бойся.
С женщиной веди себя, «как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни»
(1 Пет. 3:7).

При таком нравственном кодексе всякий праздник нам будет на пользу и из всего мирского сможем извлечь нечто духовное. При таком подходе к жизни женщины наши будут нами гордиться и 9-го марта, и 10-го, и 11-го. Да и мы, мужчины, откажемся видеть в женщинах лишь объект похоти либо налогоплательщика в юбке, но усмотрим в них те черты, которыми от века вдохновлялись самые лучшие сыны Адамовы.

Протоиерей Андрей Ткачев — настоятель храма прп. Агапита Печерского (г. Киев). Ведущий телепередач «На сон грядущим», «Сад божественнх песен» (КРТ). Женат; отец четверых детей. Член редколлегии и постоянный автор журнала «Отрок.ua».

Собрание проповедей протоиерея Андрея Ткачева

От зачатия до рождения — в картинках

Создатель образов Александр Циарас делится с нами впечатляющей медицинской визуализацией, показывающей развитие человека от зачатия до рождения и далее. (Присутствуют графические образы).

Перевод на русский:

Мне предложили должность адъюнкт-профессора медицины и руководителя научной визуализации в Йельском университете на кафедре медицины. Моя работа заключалась в написании множества алгоритмов и кода для НАСА, для осуществления виртуальной хирургии в рамках подготовки астронавтов к дальнему космическому перелёту, где они смогут находиться в роботизированных капсулах. Одним из увлекательных аспектов нашей работы было то, что мы, используя новые технологии сканирования, видели то, что никто никогда не видел раньше — я имею в виду не только то, что касается лечения болезней, но и то, что позволило нам видеть совершенно потрясающие вещи о нашем теле.

Я помню один из первых случаев, когда мы смотрели на коллаген. Всё тело, всё — волосы, кожа, кости, ногти - всё состоит из коллагена. Это своего рода канатная структура, которая закручивается и заворачивается вот так. Eдинственное место, где коллаген меняет свою структуру находится в роговице глаза. В глазах он становится сеточным формированием, и, следовательно, он становится прозрачным, в отличие от непрозрачного. Это настолько прекрасно организованная структура, трудно было не назвать её божественной. Так как мы видели это снова и снова в разных частях тела.

Одна из возможностей, которые у меня были, заключалась в том, что один человек работал над действительно интересным аппаратом микромагнитно-резонансной визуализации с Национальным институтом здравоохранения. Мы собирались сделать новый проект, сканирование развития плода от зачатия до рождения, используя эти новые технологии. Итак, я написал алгоритмы, а он — Пол Лотербур — обеспечил аппаратуру и затем получил Нобелевскую премию за изобретение МРТ. Зато я получил данные. И я собираюсь показать отрывок проекта «От зачатия до рождения».

(Музыка)

Текст видео: «От зачатия до рождения» Незрелая яйцеклетка сперма яйцеклетка осеменена 24 часа: первое деление клеток ребёнка оплодотворенная яйцеклетка делится спустя несколько часов после слияния... и делится заново каждые 12 или 15 часов. Ранний эмбрион Желток ещё кормит малыша. 25 дней: развивается камера сердца 32 дней: развиваются кисти и руки 36 дней: начало примитивного позвоночника В эти недели плод развивается наиболее быстро. Если плод продолжит расти с такой скоростью в течение всех девяти месяцев, то он будет весить 1,5 тонны при рождении. 45 дней Сердце эмбриона бьется вдвое быстрее, чем сердце матери. 51 дней 52 дня: развитие сетчатки, носа и пальцев Постоянное движение плода в утробе матери необходимо для роста мышц и скелета. 12 недель: неопределенный пенис — девочка или мальчик — ещё не определено. 8 месяцев Рождение: этап выталкивания Момент рождения.

(Аплодисменты)

Александр Циарас: Спасибо. Но, как вы можете видеть, когда вы на самом деле начинаете работать с этими данными, это зрелищно. И, по мере того как мы продолжали всё больше и больше сканировать, работая над этим проектом, глядя на эти две простые клетки, которые имеют такую невероятную структуру, которая волшебным образом станет вами. Когда мы продолжали работать с этими данными, глядя на небольшие участки тела, эти маленькие кусочки ткани, как трофобласт сходит с зародышевого пузыря, и неожиданно зарывается в стенку матки, сказав: «Я собираюсь здесь остаться». Неожиданно начинается разговор и связь с эстрогенами, прогестеронами, которые говорят: «Я собираюсь здесь остаться, прикрепи меня», строится этот невероятный трилинейный плод, который в течение 44 дней становится тем, что вы можете узнать, а затем в девять недель это на самом деле маленький человек. Жемчужина этих данных: откуда у нас такой биологический механизм внутри нашего тела, чтобы увидеть это?

Я собираюсь показать вам кое-что уникальное. Вот сердце человека на 25-й (неделе). Это всего лишь две жилы. Как великолепный оригами — клетки развиваются со скоростью один миллион клеток в секунду на протяжении четырех недель — просто складывается сами в себя. На пятой неделе, можно видеть ранние предсердия и желудочки. Шесть недель, эти складки, начинающиеся с сосочков на внутренней части сердца способны закрывать каждый из клапанов в сердце до тех пор, пока оно не созреет — и затем в основном развитие всего человеческого тела. Магия механизмов внутри каждой генетической структуры говорит, где должна быть именно эта нервная клетка: сложность этих математических моделей, как эти вещи на самом деле происходят — за пределами человеческого понимания.

И хотя я математик, я смотрю на это с изумлением: как эти наборы инструкций не делают ошибок, когда строят то, что станет нами? Это тайна, это магия, это божество. Потом ты начинаешь смотреть на взрослую жизнь. Взгляните на этот маленький пучок капилляров. Это всего лишь под-подструктура, микроскопического размера. Но к тому времени, когда вам девять месяцев, и вас родили, у вас почти 100 000 километров сосудов внутри вашего тела. И виден только километр. Остальные 99 999 километров приносят питательные вещества и уносят отходы. Сложность построения всего этого в рамках одной системы за пределами всякого понимания или любой современной математики.

Этот набор команд от головного мозга к любой другой части тела: посмотрите на сложность сворачивания. Откуда берётся эта способность знать, что изгиб может фактически содержать больше информации: вы сейчас видите, как растёт мозг ребенка. Это как раз то, чем мы сейчас занимаемся. Мы запускаем два новых исследования сканирования мозга младенцев с момента их рождения. Каждые шесть месяцев, до шести лет, мы будем смотреть, — мы собираемся это делать с примерно 250 детьми — как именно извилины и борозды головного мозга складываются, чтобы увидеть, как это великолепное развитие превращается в воспоминания и чудо, то есть в нас.

И это не только наше собственное существование, но как тело женщины понимает и имеет генетическую структуру, которая не только строит своё собственное тело, но также понимает, как стать ходячей иммунологической, сердечно-сосудистой системой, мобильной системой, которая может воспитывать, лечить ребёнка — это чудо снова за пределами нашего понимания: волшебство существования, то есть мы.

Спасибо.

(Аплодисменты)

Перевод на русский Irene Loginova

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Подвиг поста

Подвиг поста

Прот. Д.Константинов, 1971 г.

Отец Димитрий кратко и ясно объясняет суть православного поста. Статья была опубликована в 1971 г. Всеславянским Издательством в г. Нью-Йорк в книге «Малые беседы».

Пост и неверующие люди

Снова приблизился Великий Пост. В связи с этим с атеистических кафедр будет сказано немало слов о вреде поста, о его бессмысленности, об иллюзорности религиозных идеалов, о невежестве и ограниченности "служителей культа" и других последователей религии и о многом другом. Почти то же самое, только более тепло-хладно подумают и просто неверующие люди, равнодушные к подобного рода вопросам или лишь случайно вспомнившие о них.

Что такое пост?

Что же такое пост? Если мы зададим подобный вопрос многим людям, то, вероятно, услышим ответ: пост это временное неядение скоромной, т. е. животной пищи и употребление пищи только неживотного, главным образом, растительного происхождения. Такой ответ будет и правильным и одновременно неправильным. Да, действительно, физический пост - это воздержание от мясной и вообще животной пищи, временный переход на пищу постную, главным образом растительного происхождения, с добавлением по особым дням небольшого количества рыбы. Вообще же, вопреки ходячему мнению, рыба, строго говоря, не является постной пищей и допускается изредка, снисходя к немощи человеческой.

Физический пост

Физический пост - это не только переход на постную пищу, но и воздержание. И, пожалуй, последнее является главным. Ведь можно формально поститься, перейти на постную пищу даже самого примитивного вида и одновременно буквально объедаться ею. Подобное отношение к посту - ничего общего не имеет с действительным постом и представляет собой его извращенное понимание.

Подводя итоги сказанному, отметим: физический пост без воздержания не дает никаких положительных результатов и является абсолютно бесцельным занятием. Физический пост - это прежде всего физическое воздержание в еде и в некоторых других функциях человеческого организма, в частности, воздержание в сфере сексуальной жизни человека. Пост - это также воздержание от всех лишних привычек человека, не приносящих пользы ему в смысле здоровья, а часто даже вредящих ему. Поэтому желательно, чтобы физический пост человека не ограничивался только принятием исключительно постной пищи, но сопровождался бы воздержанием от всякого рода дурных привычек, например, курения или хронического употребления алкоголя.

Для чего нужен человеку физический пост? Разумно осуществленный пост приводит к полному обновлению и часто оздоровлению человеческого организма. Пост полезен человеку. Это подтверждает многовековая практика Церкви, это подтверждается честными представителями медицины, отлично знающими о целительной силе поста.

Пост, ведя к временному воздержанию в смысле выбора и количества пищи, закаляет волю человека, освобождает его от рабской зависимости от привычных физических условий, ведет его через физическое воздержание к победе духа над плотью. В этом смысле пост подводит нас к началу человеческой свободы, к независимости от физических условий жизни. Пост ведет к облегчению и одухотворению человеческой плоти, к приобщению ее к Вечным Ценностям, реально существующим в мире.

Необходимо еще сказать - на кого распространяется пост. Пост распространяется на всех верующих людей, находящихся в нормальных или хотя бы в относительно нормальных жизненных условиях для данной страны и для данной эпохи. Пост не распространяется на больных людей, требующих особого режима, на людей, находящихся в ненормальных условиях, например, в тюрьмах, в исправительно-трудовых лагерях, если им не предоставляется минимально-нормальное питание, необходимое для всякого человека. Пост не распространяется на лиц, лишенных по тем или иным причинам возможности более или менее нормально питаться и находящихся в невольном и вынужденном постоянном воздержании и недоедании. Если человек уже живет в воздержании, то ему не надо еще дополнительное воздержание, которое может повредить его здоровью. Вообще Церковь абсолютно исключает пост в тех случаях, когда он может повредить здоровью человека.

Впрочем, имеются данные, свидетельствующие о том, что верующие люди в СССР, находящиеся в тюремном или лагерном заключении, а также и некоторые призванные в армию, старались соблюдать посты, находясь на достаточно голодном пайке. Это уже подвиг, доступный далеко не каждому.

Все что мы говорили выше относится к физическому посту. Но физический пост - это только одна, и наиболее легкая, сторона поста. Физический пост обязательно должен сочетаться с постом духовным. Без духовного поста физический пост представляет собой бессмысленность, своего рода обряд, лишенный содержания.

Духовный пост

Основой поста является пост духовный. Что же такое духовный пост? Духовный пост - это прежде всего молитвенное устремление к Богу, молитвенный усиленный подвиг, совершаемый человеком. Поэтому пост неразрывно связан с усиленной молитвой, со стремлением к Богообщению. Духовный пост - это сознательное и волевое устремление к добру в любой его форме, стремление активно проявить свою любовь и доброжелательное отношение к ближним, помочь им в их нуждах, проявить заботу, внимание, пойти по пути добротворения.

Духовный пост - это ограничение своего эгоизма и замена его подлинно человеческим отношением к людям; и подобное отношение должно быть не искусственно вымученным, а вытекать из чистого сердца, из сознания собственного недостоинства и своей греховности.

Духовный пост - это путь духовного самоуглубления, честного анализа самого себя перед лицом Божиим, смиренного осознания своей греховности, ее истоков и путей, покаяние и примирение с Богом.

Духовный пост - это путь сокрушения и покаяния, путь духовной неудовлетворенности собой, из которой должно родиться стремление преодоления земной ограниченности и совершиться переход в царство духовной свободы, обретенной в Боге. Это путь духовного обновления, путь духовного роста в Боге. В этом главный и важнейший смысл поста.

Духовный пост невероятно труден для человека, впервые вступающего на постное поприще. Он неизмеримо труднее поста физического. Здесь неизбежны срывы и отдельные неудачи. Но уже само стремление человека к духовному посту ведет к его духовному росту. В этом также заключается глубокий смысл духовного поста.

Заключение

Физический и духовный пост неотделимы друг от друга. Они являются совершенно необходимыми составными частями одного целого. Не нужен физический пост без поста духовного, невозможен духовный пост без поста физического. Это две стороны одного и того же явления, неотделимые друг от друга. И если есть люди, утверждающие, что они нуждаются только в одной из двух указанных сторон поста, то надо сказать, что эти люди или добросовестно ошибаются, или просто прикрывают свое бессилие в отношении поста.

Пост - величайшая духовная школа для человеческого духа. Пост - это духовный чернозем, на котором всегда и всюду вырастает богатая духовная нива, дающая человечеству величайшие духовные плоды.

Протоиерей Димитрий Константинов Протоиерей Димитрий Константинов родился в 1908 г. в Петербурге. Окончил Петербургский университет. В 1933 г. закончил аспирантуру Ленинградского НИИ книговедения. Писатель, журналист, историк новейшей истории Русской Православной Церкви. Преподавал в высших и средних учебных заведениях. Докторская диссертация: "Петр Великий и его издательская деятельность". Занятия научной и исследовательской работой в области книговедения истории издательской деятельности в России, совмещал со службой чтецом в ленинградском храме Введения во храм Божией Матери. С 1941 г. во время второй мировой войны в действующей армии, офицер. В 1944 г. попал в плен. Был рукоположен в сан дьякона (1944) и священника (1944) митрополитом Анастасием (Грибановским). Создал походный храм св. апостола Андрея Первозванного и служил в нем. После войны священствовал в приходах Западной Германии. Вел церковный отдел в газете "Эхо". В 1949 г. переехал в Аргентину. Служил в кафедральном Свято-Троицком соборе в Буэнос-Айресе. Затем был настоятелелем в храме Иконы Казанской Божией Матери. Основатель (1949) и главный редактор газеты "Слово" и "Новое слово" (1949-1960) (Аргентина). Протоиерей (1955). С 1960 г. проживает в США. Автор более 10 монографий по истории РПЦ. В военное время писал под псевдонимом Д. Долинский.

«Религиозные деятели и писатели русского зарубежья»

См. также: Великий пост

Источник: Дорога домой

Прыг: 035 036 037 038 039 040 041 042 043 044 045
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.