ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Предательство Иуды и малодушие апостола Петра

Предательство Иуды и малодушие апостола Петра Предлагаем Вашему вниманию выдержки из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им в Страстную седмицу, 15 апреля 2009 года во время вечернего богослужения в ставропигиальном мужском Сретенском монастыре г. Москвы.

«Среда Страстной седмицы посвящается воспоминанию о двух событиях – о том, как женщина возлила на Спасителя драгоценное миро, и о том, как Иуда, возмущенный этой огромной тратой, озлобленный как на само это деяние, так и на всех участников события, пошел к первосвященникам и за тридцать сребреников согласился предать своего Учителя», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обратившись после богослужения со словами проповеди к богомольцам.

Тема предательства очень важна, и ее никак нельзя обойти, размышляя не только о духовной жизни человека, но вообще о человеке и отношениях между людьми, отметил Его Святейшество, особо подчеркнув, что предательство – это разрушение верности, отказ человека от взятых им на себя обязательств. «Но не просто разрушение верности и не просто отказ от взятых обязательств. Предательство – такой отказ от взятых обязательств и такое разрушение верности, которое преследует корыстные цели. Предавая, человек стремится достичь цели, которую он сам перед собой ставит, будь то власть или наслаждение, материальное обогащение или что-либо иное», – свидетельствует Святейший Владыка.

Напомнив, что предательство всегда связано с лицемерием, Святейший Патриарх Кирилл добавил: «В основе лицемерия – ложь. Ведь не всякий отказ от обязательств является предательством. Хорошо известно, когда люди начинают разделять разные убеждения и взгляды, открыто об этом говорят и, не извлекая никакой личной выгоды и пользы, считают, что из-за существующих между ними разных убеждений и взглядов жить и работать им, может быть, стоит порознь. Если такой отказ от обязательств не сопровождается скрытым корыстным достижением цели, то это не является предательством».

Очень часто человеческие сообщества распадаются именно потому, что люди считают недопустимым для себя сохранять взятые обязательства. Но говорят другим они об этом открыто, не стремясь причинить другому никакого вреда, сказал далее Предстоятель Русской Церкви, подчеркнув: «В предательстве же всегда присутствует стремление причинить зло другому человеку и через это обрести некую выгоду. Именно поэтому предательство сопровождается лицемерием. Оно создает видимость благополучия, сохранения общности. Предатель никогда не говорит о готовности отказаться от взятых на себя обязательств; он демонстрирует верность и выжидает того момента, когда другой человек или другие люди будут переживать трудности, проявлять слабость».

Предавая сильного, есть большая опасность навлечь на себя беду, не получив никакой за свое злодеяние выгоды. Предатель воспользуется сложными жизненными обстоятельствами, которые возникнут в жизни сильного человека в определенные моменты, чтобы, разрушив общность и отказавшись от обязательств, достичь своих скрытых злых целей, продолжил Святейший Патриарх Кирилл.

«Завтра, в четверг, мы будем вспоминать другой поступок, который также был осужден Господом, – это предательство Петра», – отметил Святейший Владыка, добавив, что этот поступок апостола собственно и не был предательством.

Его Святейшество подчеркнул, что это было не предательство, а малодушие: Петр испугался, что и его арестуют, поведут на бичевание. Он оказался слабым, но его отказ от Господа не усугубил положение Иисуса Христа и совсем не усугубил Его страдания, ибо он был не властен над всем тем, что происходило вокруг его Учителя. «Конечно, скорбь посетила Спасителя, когда он увидел Петра в том самом дворе Каиафы, Петра – близкого ученика, который оказался слаб», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Малодушие может повлечь за собой предательство и измену, а может так и остаться малодушием. Вот почему Господь дает возможность Петру раскаяться; и он оплакивает свое малодушие, свою слабость. Господь прощает его и восстанавливает его в апостольском достоинстве», – напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Но Господь не простил Иуду – он закончил свою жизнь самоубийством и полностью испил до конца страшную чашу греха. Он оказался низверженным и в прямом, и в переносном смысле слова, продолжил Его Святейшество. – Предательство, которое является результатом лжи и лицемерия, через которое наносится удар во имя достижения своих целей, является страшным грехом. И, как свидетельствует Слово Божие, предательство Иуды оказалось грехом, который Бог не простил».

«В истории Русской Церкви и в истории нашего Отечества было множество примеров и предательств, и измен, и малодушия. Гонения, обрушившиеся на Русскую Церковь в XX веке, разве все выдерживали? Разве выдерживали гонения и в древней Церкви все христиане? Кто-то по малодушию, кто-то по слабости не был способен пойти на мучения. Затем эти люди приходили в храмы, в христианские общины, раскаивались. Так было в древности, так было и в XX веке. Но ведь были и те, кто, лицемерно служа Богу, сознательно предавал и распинал Спасителя, боролся с Церковью, повторяя грех Иуды», – отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Засвидетельствовав, что для христианина измена Богу и близким является страшным грехом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Сегодняшний день, давая нам возможность поразмышлять над предательством Иуды, должен помочь осознать всю греховную пагубу предательства по отношению к Богу и ближнему. И тот, кто вступил на путь лицемерия, ведущего к предательству, должен крепко задуматься – ведь никогда в истории ни одно предательство не помогало людям достигать благополучия в жизни. Предатель всегда отвержен и Богом, и людьми, и призрачным становится то счастье, к которому устремляется человек через лицемерие и измену».

«Помня об этом, мы должны бдительно всматриваться в глубину своей внутренней жизни, прозревать движение своего сердца, чтобы никаким образом грех предательства не мог созреть в нашей душе. Всемилостивый Господь, простивший Петра, и нас прощает – и малодушие наше, и окамененное нечувствие, и слабость нашу. Он простирает к нам Свою руку и дает возможность преодолеть грех и неправду. Но, согрешая, мы никогда не должны переступать той черты, за которой нет возврата. И да поможет нам в этом Господь», – заключил Его Святейшество.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил малое освящение придела во имя преподобной Марии Египетской, частица мощей которой хранится в обители.

Помощник пекаря

Сказка, автор: Ирина Рогалёва

Помощник пекаря За синими морями, за высокими горами стояли рядом два царства-государства. В первом народ был трудолюбивый, жил по принципу «кто не работает, тот не ест», а во втором люди ленились, работать не хотели, жили под девизом «что хочу, то и ворочу».

В первом государстве хорошо жилось не только народу честному, но и зверушкам и пичужкам разным. Славилось оно мастерами и мастерицами: гончарами, кузнецами, ткачихами и поварихами. Но самым знаменитым был там царский пекарь Василий Иванович. Такие он пироги и торты выпекал, что они во рту таяли. Но лучше всего у него Пасхальные куличи получались. А уж как он их украшал и глазурью расписывал во славу Божию – загляденье!

Понятно, что одному человеку в царской пекарне с работой не справиться, поэтому было у пекаря несколько помощников, а самым главным – Пётр, удалец-молодец. Всё в его руках спорилось: и булочки он выпекал самые румяные, и пирожки с противня снимал самые поджаристые, и крем для пирожных взбивал самый воздушный.

Второе государство ничем не славилось, мастеров у них отродясь не водилось, разве что подмастерья, и те захожие. Люди там впроголодь жили, а уж на животинку им и вовсе еды не хватало. От них не только голодные кошки и собаки сбегали, но и птицы мимо пролетали.

Больше всего на свете царь первого государства любил гостей принимать и угощать. Поэтому царица его называла «Ваше гостеприимное величество».

Слава об этом замечательном качестве царя шла по всей земле и, дважды обернувшись вокруг неё нарядной лентой, возвращалась обратно.

Любое пожелание гостей царь с радостью исполнял. Всё, что они не захотят, им в царской пекарне выпекут: и булочку с маком, и ватрушку с ежевикой, и плюшку с творогом, и пирожки разные, и расстегай с курятиной, и пирожное, и даже круассан заморский из теста слоёного.

Однажды зимой перед Великим постом нагрянул к гостеприимному величеству царь-сосед. Узнал он про пекаря чудесного и захотел его выпечки попробовать, оценить – вправду ли она такая вкусная.

Отведал он и пирожков, и расстегаев, от круассана кусочек отщипнул и вдруг говорит: «А приготовьте-ка мне ватрушку с творогом, да чтобы было в ней ровно двадцать пять изюминок!»

Забегали помощники Василия Ивановича: один на ферму помчался за творогом, другой начал муку просеивать, а Петр сел изюминки считать. Три раза пересчитал, чтобы не ошибиться и в грязь лицом не ударить.

Пекарь сам ватрушку во дворец принес и перед гостем на тарелку выложил. Встал неподалёку и смотрит, что тот делать будет. А гость все изюминки выковырил, пересчитал, в салфетку завернул и в карман убрал, а ватрушку съел. И ничего никому не объяснил. Царица, увидев это, велела насыпать в коробку фунт изюму и незаметно гостю в телегу подложить. Ведь царь на телеге приехал, потому, как карета его давно сломалась, а починить её было некому.

Время в посту быстро летело, не успел народ оглянуться – вот уже и страстная седмица за середину перешла – пришла пора к Пасхе готовиться: куличи печь, пасху варить, яйца красить. Да только вдруг случилось событие, из рук вон выходящее.

В чистый четверг Василий Иванович с помощниками пришли в пекарню засветло, а вот Петруша куда-то запропастился. «Неужто проспал помощник, - удивился пекарь, - ну да ничего, пока и без него справимся». Помолились все и к праздничной стряпне приступили. Уже и муку просеяли, и масло растопили, а Петра всё нет. Тогда послал Василий Иванович к нему домой младшего помощника. Тот пулей слетал туда и обратно. «Нету, - говорит, - дома Петра, и родители его со вчерашнего дня не видали».

«Что делать? – расстроился пекарь, - ведь у Петруши самые красивые и румяные куличи получаются. Он ведь особым чутьем чует, когда их из печи вынимать. Не иначе что-то с парнем случилось – впервые он на работу не вышел. Надо царю сообщить, что Пётр пропал. Дело-то государственной важности». Дождался он, когда царь-батюшка после службы из церкви вышел, и сообщил ему о пропаже помощника.

Тем временем в пекарне всё дело встало.

Царь тут же повелел всем слугам на поиски Петра отправиться. Каждый уголок царства обыскать, а главного помощника найти!

Услышала царский приказ Марьюшка, сестра Петина. «Дай, - думает, - сбегаю на реку». Видела она, как брат с вечера удочки готовил. Ещё удивилась, что он на страстной седмице на рыбалку собирается.

Словно ласточка помчалась девица к реке, и точно – сидит Петя, на поплавок, словно заворожённый, смотрит.

- Братец, - закричала Марьюшка, - тебя Василий Иванович обыскался. Ты что, забыл - сегодня куличи пекут пасхальные?

- Ну и что? – не отрывая глаз от поплавка, говорит Пётр, - я-то здесь при чём?

- Так ведь только ты знаешь, когда куличи из печи доставать!

- А я больше в пекарне работать не хочу. Мне вообще работать надоело. Я и так проживу.

- Ведь в нашем царстве так жить нельзя, - всплеснула руками Марьюшка, - у нас ведь кто не работает, тот не ест.

- А я к соседям подамся. Что захочу, то и буду делать!

- Вот искушение! – расстроилась девица и помчалась во дворец.

А Пётр тем временем удочку свернул и пошёл, насвистывая, в соседнее царство. Увидел его тамошний царь с балкона, обрадовался. Кричит:

- Нашего полку прибыло! Теперь и у нас плюшки с ватрушками на завтрак будут! Иди сюда, Петя, чайку попьём, о житье-бытье поговорим.

Поднялся к нему молодец. Идёт по дворцу удивляется - ступени расшатанные под ногами скрипят, а кое-где их и вовсе нет. Ковры молью проедены, мебель пылью покрыта. Стул под его величеством шатается – того и гляди развалится. Мантия на нём штопана-перештопана, у короны один зубчик отломан, туфли домашние дырявые.

- Что это Вы, Ваше самостоятельное величество, в такой разрухе обитаете? – удивился Пётр.

- Так ведь у нас не то, что у вас. Народ мой счастливо живёт – что хочет, то и делает.

- Судя по всему, ничего ваши подданные не хотят, - усмехнулся молодец.

- Правильно говоришь, - с грустью сказал царь, - ничего народ делать не хочет. Я сам кое-как за дворцом слежу. Живу один-одинёшенек. Царица меня бросила, вернулась к родителям. Там и живёт. А я ведь как её с детишками баловал! Все для них делал! Подарки дарил! В последний раз целых двадцать пять изюмин им привёз!

- Помню, - изумился Пётр, - я сам эти изюминки считал. Думал хитрость какая ваша царская.

- Да какая хитрость, - махнул царь рукой, - каждому на зубок по ягодке. Правда, потом я целый фунт изюма в нарядном коробе в телеге обнаружил. Вот радости-то было!

Начал Пётр его царство с балкона рассматривать. Смотрит и диву даётся: дома у всех разные. У одного - избушка без окон без дверей, у другого – мазанка без трубы, у третьего – изба без крыльца, а вдали, посреди поляны, юрта стоит. По всему видно, что народ хочет, то и воротит.

- Петруша, ты бы испёк мне что-нибудь вкусненькое, пирожок или ватрушечку, у меня где-то мучица есть, и пара яиц найдётся.

- Ваше величество, какой пирожок? Страстная седмица нынче. Великий пост на дворе, - поразился Пётр.

- Ну и что, - пожал плечами царь, - мы не постимся. Неохота нам себя в еде и развлечениях ограничивать.

- А какие у вас здесь развлечения?

- Немудрёные, но весёлые. На быке или на козе прокатиться, кошке шаркунок на хвост привязать и смотреть, как она юлой крутится, снять его пытается. А то ещё можно семечки грызть и шелуху вниз с балкона сплевывать, глядишь – кто-нибудь мимо пройдёт, и шелуха к нему прилипнет.

- То-то я гляжу, что вокруг дворца шелуха слоем лежит, - отошёл от перил Пётр. - А что-то я вашей церкви не вижу. Где она?

- Да, храм-то наш давно развалился, - вздохнул царь.

«И храма у них нет, и дома без окон, и творят по своей воле, страха Божьего не знают. Нет, так жить я не хочу. Эх, голова моя бедовая, куда меня занесло», - испугался Пётр.

- Знаете что, Ваше величество, побегу - ка я обратно. Мне работать надо, Василию Ивановичу помогать куличи к Пасхе печь.

- Ну, беги, коли хочешь. Не могу противиться твоему желанию, - согласился царь. – Ты, знаешь что, передай своему гостеприимному величеству, что я со всем народом разговляться к нему приду. Пусть побольше куличей печёт и яиц побольше красит.

«Так вы же не постились», - хотел сказать Пётр, но промолчал. Понял, что без толку говорить, всё равно у царя на всё оправдание имеется.

- Прощайте, Ваше Величество, - крикнул молодец уже на бегу – ноги его сами в родное царство понесли.

Примчался он в царскую пекарню, бухнулся на колени перед пекарем:

- Простите меня, ради Христа, Василий Иванович. Никогда я больше от работы отлынивать не буду. Понял я, что счастье - жить в труде, а без работы жить – в беде.

- Да я на тебя обиды не держу, - обнял его пекарь. – Значит, надо было тебе сегодня в соседнем царстве побывать, иную жизнь повидать. Быстрее фартук надевай и за работу, пока тесто для куличей не опустилось.

Пётр за тесто схватился, аж светится от радости, а Василий Иванович во дворец весть отправил, что, слава Богу, нашёлся помощник. Будут к Пасхе куличи румяные. Прочитал царь весть, обрадовался, перекрестился, Богу поклонился.

Помощник пекаря К вечеру вся пекарня была уставлена нарядными куличами, крестами и разными узорами украшенными.

Посыпал сахарной пудрой последний кулич Пётр и тут вспомнил, что забыл просьбу соседского царя передать. Рассказал он Василию Ивановичу, что на Пасху к ним всё соседнее царство разговляться явится. Пекарь куличи пересчитал и решил, что угощения всем хватит и ещё останется.

Так и вышло.

Соседи во главе с царем-горемыкой не только разговляться пришли, но, ко всеобщей радости, на Пасхальной службе помолились. А потом, сидя за праздничным столом, решили, что пора им жизнь поменять.

Так что после Пасхи началась в соседнем царстве новая жизнь. Мастера из первого царства обучили соседей ремёслам разным, и стали те работать не хуже других.

Засучил народ рукава и перво-наперво церковь заново построил, дома в божеский вид привёл, улицы от грязи очистил и за дворец принялся.

Вскоре и царица с детьми домой вернулась. Вышло всё царское семейство на балкон, смотрит на своё государство - не нарадуется. Дома вдоль улиц стоят ровнёхонько, наличники вокруг окошек резные, крыльцо одно другого краше. Из кузни слышен стук-перестук – молот с молоточками переговаривается, где пила звенит, где топор стучит. Собаки лают, коровы мычат. А пичужки на все голоса поют-заливаются, Бога славят.


Царь, бывший горемыка, упросил Петра у него главным пекарем остаться. Хоть не хотелось Василию Ивановичу терять любимого помощника, но согласился он молодца отпустить.

Вскоре Пётр в новом государстве себе невесту присмотрел, сватов к ней заслал, а осенью молодые повенчались.

Василий Иванович им на свадьбу такого размера торт испёк, что на два царства хватило и нам с вами осталось.


См. также:
- Пасха
- Сказка о старом медведе
- Игрушки – союзники или враги в сражении за души наших детей?
- Рассказы и сказки Ирины Рогалёвой
- Ирина Рогалёва о своих сказках

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД >> ПУБЛИКАЦИИ

Андрей Кураев: Благовещение

диакон Андрей Кураев
Автор: диакон Андрей Кураев

День празднования Благовещения всегда один и тот же - 7 апреля. А день Пасхи каждый год меняет свое место. И все же Благовещение обычно находится невдалеке от Страстной недели. Оно как бы готовит людей к переживанию самых напряженных дней богослужебного года.

Эта близость Благовещения и Страстной не случайна. В предпасхальные дни люди вспоминают Распятие. Само слово "Cтрастная" означает "исполненная страданий". В жизни любого человека есть место страданиям. В Евангелии же описываются не просто страдания людей, но страдания Бога. Того Бога, что создал весь мир и людей. Того Бога, у которого нет тела. Того Бога, Который находится по ту сторону любых страданий. Спросите любого философа: "Может ли Божество, Абсолют страдать?". И ответ будет один: "Страдание - это нехватка чего-то, а в Абсолюте есть все, и потому никакой нехватки или страдания там быть не может".

Но произошло немыслимое: Бог оказался распятым. Абсолют оказался столь исполнен страдания, что вскричал: "Боже мой, Боже мой, почему Ты Меня оставил?". Все Евангелие говорит об этой тайне: Бог из любви к людям сделал себя доступным для смерти и страдания. Как? - "Слово стало плотью". Не переставая быть Богом, Творец принял в себя полноту человеческой жизни - со всеми радостями и печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе.

То тело, которое страдало на Голгофе, Он создал Себе в Марии. Не будь этого чуда Благовещения - не было бы и искупительной тайны Голгофы и радости Пасхи.

Собственно, то событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.

Однако это чудо не могло произойти лишь по воле Бога. Наверное, главная тайна Библии - это откровение о том смирении, с которым Творец относится к людям. Его любовь создала мир, и в нем - неповторимость каждого из нас. И вот, оказывается, Творец не насилует людей, оставляет нам необходимое пространство свободы и как бы "уходит" из созданного Им мира - чтобы откликнуться и "вернуться" на встречный зов доверия и любви.

Итак, Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: "Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение...

Вся история нашего спасения начинается с того, что Небесный Вестник ждет ответа земной девушки. Бог не просто говорит к человеку, Он еще желает слышать человека. Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески "евангелие" как раз и означает "благая, радостная весть"). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре - на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Через эти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии.

Кроме того, на Царских Вратах обычно помещаются четыре иконки апостолов, оставивших нам свои Евангелия. Так вся символика Царских врат связана с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками.

Итак, Марии о тайне Христа возвестил Ангел. Остальные люди об этом узнают от людей: от апостолов и от их учеников и преемников. Если человек не расслышит рассказ о Евангелии - он ничего и не узнает о нем. А если не узнает - то и жизнь его не переменится. А не будет перемены в жизни человека - так в какую вечность войдет его вечная душа, если она пройдет мимо Христа?

Но сегодня люди живут поразительно "альтруистически". О себе они почти не думают. Христос сказал: "Люби ближнего, как самого себя" А себя-то мы любим? Нет, не тело, а душу? Почти все сегодня и знают и верят, что есть жизнь после смерти. Но при этом не вопрошают о том: "Господи, как мне умирать будет?". Нет - мыслят более широко и интересуются не своей, чужой жизнью. Что произошло в Америке? Как выразился Ельцин? Чем питаются акулы? А мимо того, что единственно важно для каждой души, что определит нашу судьбу не на ближайший год, а на вечность - проходим. В довольно свободной стране все же состоялся заговор молчания вокруг Евангелия.

Средства массовой информации охотнее, чаще, заинтересованнее говорят о колдовстве и астрологических выдумках, чем о Евангелии. Если принести в редакцию газеты материал о православном богословии, скажут: "Мы - газета светская". И тут же опубликуют проповедь новых язычников (например рериховцев), рекламу шаманов-"биоэнергетиков" или тот же гороскоп. Сектантский мир по-видимости многообразен, но по сути своей един. Секты проводят людей мимо Христа. "Забудь о Боге. Мне молись - мои верней награды" - так говорит их дружный хор.

Что ж - тем неожиданнее будет радость находки. В мире стареет и исчезает все - кроме Евангелия. И когда эти сверхновые и ультрасовременные "учения" сектантов погаснут, как они гасли в каждом веке - тогда мы вновь услышим светлое пение: "Богородице Дево, радуйся!...".

Прыг: 052 053 054 055 056 057 058 059 060 061 062
Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100



E-mail подписка:


Клайв Стейплз Льюис
Письма Баламута
Книга показывает духовную жизнь человека, идя от противного, будучи написанной в форме писем старого беса к молодому бесенку-искусителю.

Пр. Валентин Свенцицкий
Диалоги
В книге воспроизводится спор "Духовника", представителя православного священства, и "Неизвестного", интеллигента, не имеющего веры и страдающего от неспособности ее обрести с помощью доводов холодного ума.

Анатолий Гармаев
Пути и ошибки новоначальных
Живым и простым языком автор рассматривает наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкивается современный человек на пути к Богу.

Александра Соколова
Повесть о православном воспитании: Две моих свечи. Дочь Иерусалима
В интересной художественной форме автор дает практические ответы на актуальнейшие вопросы современной семейной жизни.

Интернет магазин мебели для домашнего интерьера предлагает серию - Диван Амстердам, новые технологии уюта. Красивый современный дизайн. Диван раскладывается по принципу механизма еврокнижки.