Евангельская история в проповедях

Первая весть. По прошествии субботы

Первая весть. По прошествии субботы В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. (Лук.24,1-12)

Синодальный перевод

В древнем Израиле суббота была днем покоя, установленным Ветхозаветным законодательством. И если весь Ветхий Завет мы воспринимаем как таинственное свидетельство о Христе, то, конечно, и субботний покой, предписанный древним законом, для нас является прообразовательным указанием на покой Великой Субботы. В этот день снятое с Креста Тело Христа Спасителя покоилось во Гробе.

А те женщины, что в дни земного служения Господа следовали за Ним и «служили Ему имением своим», а затем находились рядом с Крестом, тоже исполнили заповедь о покое. А когда прошла суббота, сразу же, еще «зело рано», поспешили ко Гробу, чтобы сделать то, что не успели в Великую Пятницу, – умастить, по тогдашнему обычаю погребения, Тело своего Учителя миром. По дороге они рассуждали между собой о том кто отвалит им камень от двери гроба. Но когда они подошли к месту погребения, оказалось, что камень уже отвален, а Гроб – пуст, потому что «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ!»

Когда сейчас мы читаем Евангелие, когда мы присутствуем на богослужении Страстной седмицы, мы знаем, что страдания и смерть Господа Иисуса Христа закончатся Его победой – Его Воскресением. Но этого не знали жены-мироносицы. Хотя Господь предупреждал Своих учеников, что Он будет предан в руки грешников, будет убит, а в третий день воскреснет, тем не менее тогда они еще не могли вместить эти слова. И поэтому, обнаружив Гроб пустым, жены-мироносицы были совершенно растеряны и «недоумевали о сем». Кто же были эти женщины, что самыми первыми оказались у пустой гробницы? Помимо перечисленных Лукой Марии Магдалины, Иоанны, Марии, матери Иакова, в упомянутых евангелистом «других» Церковь узнает прежде всего Марию и Марфу – сестер четверодневного Лазаря, а также Марию Клеопову и Сусанну. А была ли вместе с ними у Гроба Пресвятая Богородица? Ведь, по общему церковному мнению, именно Божия Матерь, первая из людей в день Благовещения услышавшая о пришествии в мир Христа, первая же удостоилась принять весть о Воскресении Своего Сына и Бога. Святитель Григорий Палама, сообщая, что Воскресшего Господа первой узрела Дева Мария, ссылается на тщательное изучение и сопоставление свидетельств четырех евангелистов. Итак, согласно его мнению, все мироносицы пришли ко Гробу при наступлении утра, но не все одновременно. Самыми первыми там оказались Мария Магдалина и, согласно Матфею, «другая Мария», в которой Григорий Палама видит Марию Богородицу. Обнаружив Гроб пустым, Мария Магдалина, по-видимому, сразу же поспешила к ученикам – Петру и Иоанну, и вслед за ними вновь вернулась го Гробу, где удостоилась явления Воскресшего. Между тем подошли и другие жены-мироносицы. Вместе с Девой Марией, они еще прежде прихода остальных услышали от Ангела (по мнению святителя, это был Архангел Гавриил) о Христе «Его здесь нет – Он воскрес!» Эту страницу евангельской истории припев девятой песни пасхального канона описывает так: «Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся и паки реку: радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от Гроба». Ангел сказал: «Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мт.28, 6). Что увидели они в пустой гробнице? То, что описал другой свидетель Воскресения, апостол и евангелист Иоанн Богослов: «пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20,7). Постепенно подошли все остальные мироносицы и тоже услышали о Воскресении, на этот раз уже от двух ангелов – двух мужей в блистающих одеждах: «Что вы ищете живого с мертвыми?» Некоторых из мироносиц «объял трепет и ужас» (Мк. 16,8), так что они убежали, другие же мироносицы, по слову Григория Паламы, «последовали за Божией Матерью и были обрадованы видением и словами Господа» (Омилия 18. В неделю мироносиц), потому что Сам «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мт.28,9).

Почему же Евангелие прямо не говорит о явлении Воскресшего Христа Своей Пречистой Матери? На это Синаксарь (сборник чтений на Утрени) в день Пасхи отвечает так: «Да не показалось бы Воскресение сомнительным из-за того, что весть о нем принадлежит Матери».

Никто из евангелистов не описывает самого момента Воскресения и потому в церковной среде часто возникали споры о том, как должно изображаться Воскресение Христова на иконе. Одна из самых древних икон Воскресения – это изображение жен-мироносиц у пустого Гроба с оставленными пеленами и отдельно лежащим сударем – платом. Иногда говорят о том, что распространенное у нас под влиянием западной живописи изображение Господа на фоне отваленного от Гроба камня и падающих ниц воинов не соответствует событиям Воскресения. Действительно, Господь Воскрес еще до землетрясения, вызвавшего бегство стражи, об этом в церковных песнопениях говорится: «Господи, запечатанный от беззаконных Гроб прошел, так же как родился от Богородицы: не уразумели, как Воплотился безплотные Твои Ангели, не почувствовали, когда воскрес стерегущие Тебя воины» (стихира на хвалитех). Но ведь икона является не иллюстрацией, а богословским осмыслением евангельских событий. И еще одна древняя икона Воскресения – «Схождение во ад», являет нам то, что превосходит человеческий опыт, но открывается нам в Новом Завете и Предании: что Христос, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духом, сошед проповедал» (1 Пет. 3, 18-19). Умерев на Кресте плотью, Господь душою сошел во ад, так как уходили до Него в ад души всех живших на земле – души праведников к месту упокоения, а души грешников к месту мучения. Но на этот раз в ад с душою Спасителя приходит Его Божество. И тогда: «Ад огорчился… Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!» (Пасхальное огласительное слово свт. Иоанна Златоуста). И на иконе сошествия во ад Спаситель за руки подымает из преисподней первых людей – Адама и Еву, а в их лице все ветхозаветное человечество – всех, кто ожидал Его пришествие, кто смог Его принять. И о том, что Господь, пребывая в Гробнице телом, как Бог неразлучно был с Отцом, и в то же самое время сходил в ад, тропарь Великой Субботы говорит: «Во Гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».

Одиннадцать евангельских зачал – отрывков, повествующих о событиях Воскресения Христа Спасителя, поочередно звучат на воскресном Всенощном бдении в течение всего года. Одно из этих зачал – рассказ евангелиста Луки о пустом Гробе. Самое начало вести о Воскресении, когда после дня покоя время словно бы вновь начало движение и мироносицы поспешили ко Гробу Христа Жизнодавца, чтобы там принять от Ангелов весть о победе над смертью.

Воскресение Христово есть основа нашей веры. Апостол Павел пишет: «Если Христос не воскрес, вера ваша тщетна» (1 Кор. 15,14). Так было с первыми учениками Господа, когда Воскресший Господь «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24,45) и даровал благодать быть верными Ему даже до смерти. Так происходит и с нами: только вера в Господа победившего смерть дает нам надежду на наше воскресение к жизни вечной и уже сейчас – возможность на переход от тьмы к свету, от греха к праведности.

Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: