Евангельская история в проповедях

Последние времена. О разрушении Иерусалима и Втором Пришествии. «Маранафа!»

Последние времена. О разрушении Иерусалима и Втором Пришествии. Маранафа! А когда сидел Он на Масличной горе, подошли к Нему ученики, чтобы наедине спросить: «Скажи нам, когда это будет? И каково знамение Твоего пришествия и скончания века?» Иисус сказал им в ответ: «Берегитесь, чтобы кто не ввел вас в обман! Ибо многие придут под Моим именем, говоря: «я — Христос»; и многих введут они в обман. Вам предстоит также слышать о войнах и о слухах о войнах; смотрите, не ужасайтесь! Ибо так должно быть, но это ещё не конец. Да, восстанет народ на народ и царство на царство, и повсюду будет голод, и мор, и землетрясения; но все это — начало родовых мук. Тогда станут вас предавать на терзание и убивать вас, и станете вы ненавистны всем народам ради имени Моего. И многие тогда впадут в соблазн, и станут друг друга предавать и возненавидят друг друга. И многие лжепророки объявятся, и введут в соблазн многих. И от того, что умножится беззаконие, любовь во многих охладеет. Но тот, кто претерпит все до конца, будет спасен. (Мт.24.3-13)

Перевод Сергея Аверинцева

Сегодня, как и в дни земной жизни Господа Иисуса Христа, с Елеонской горы открывается вид на весь древний Иерусалим. Как и прежде, Елеон отделяет от храмовой горы, на которой построен город, Кедронское ущелье и Гефсимания. Но время внесло свои переменны: стены Иерусалима были расширенны в XVI веке, а на том месте, над которым сейчас возвышается золотой купол мечети Омара, две тысячи лет назад находился Иерусалимский храм, разрушение которого однажды предрек Господь.

Посвященный Единому Богу единый – единственный храм, построенный царем Соломоном, первый раз был разрушен при Вавилонском нашествии в 576 году до Рождества Христова. Через семьдесят лет вернувшийся из плена народ отстроил новый – «второй» храм. В нем, согласно Преданию, воспитывалась Дева Мария, в нем, согласно Евангелию, произошли событие легшие в основание праздника Сретения. Здесь, после трехдневных поисков, Богородица и Иосиф нашли отрока Иисуса беседующего с учителями, здесь же Господь учил и однажды упрекнул религиозных руководителей народа в том, что Они сделали Дом Его Отца вертепом разбойников и сказал им: «Вот, оставляется дом Ваш пуст». Пройдет какое-то время и в храме уже не будет Божественного присутствия. Не будет и самого храма.

И когда Господь вышел из храма то один из учеников, пораженный его величественной архитектурой, воскликнул: «Учитель, посмотри какие камни и какие здания», а в ответ услышал: «Придет время и не останется здесь камня на камне».

Затем, когда Господь с учениками сидел на Елеонской горе, откуда как на ладони был виден город и храм, то Петр с Андреем и Иаков с Иоанном, потрясенные пророчеством о гибели святыни, спрашивали когда же это будет. При этом в сознании учеников разрушение Иерусалима было неизбежно связанно с гибелью мира, а следовательно и с новым пришествием Учителя: «Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

Еще раньше Господь говорил, обращаясь к Иерусалиму, что «Враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе» (Лук19.43,44). И теперь дополняет это тем что «великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей; и падут от острия меча, и отведутся во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лук.21,24). Будет это скоро – «еще не пройдет род сей». Еще при поколении современников земного служения Христа, в 70-ых годах I века, через 40 лет после Воскресения и Вознесения Господа римские войска после длительной осады вошли в измученный блокадой Иерусалим – храм был сожжен и разрушен, так что осталась от него до сего дня одна западная стена – стена плача.

Когда Господь говорил ученикам о том что будет, то слова о разрушении Иерусалима переплетались со словами о кончине мира. Исполнилось одно предсказание – гибель храма, исполнится и другое – гибель мира. «Свидетельство об одном, служит доказательством истинности и другого» – так написал об этом святитель Григорий Нисский. Ученикам предстоят гонения, будут войны, сражения, землетрясения и голод, а затем и «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются». Тогда, посреди этой космической катастрофы, «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мт24.30,31) Знамение Сына – это Крест, знак Его Любви и нашего спасения.

Но еще прежде «проповедано будет это Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мт.24,14)

Но когда это будет «никто не знает, не Ангелы небесные, а только Отец Мой» – говорит Господь (Мт.24,36). Час неизвестен и потому ученики призваны бодрствовать и молиться, а не отягчаться объедением, пьянством и житейскими заботами. «Дети, последнее время!» – восклицает апостол Иоанн Богослов. Мы живем в последнее время, оно наступило с приходом в мир Сына Божьего и продолжится до Его Второго Пришествия, после чего откроется для человека вечность и наступит один «невечерний день».

Но почему Воплощенный и Всеведущий Сын Божий заявляет о своем незнании, разве может от Него быть что либо сокрыто? Как понимали эти слова Господа святые отцы? Среди оставленных комментариев мы читаем что «Господь так показал, что Отец первенствует в знании и сообщает его Сыну» что «День и час нельзя знать определенно, потому что они определенны условно» и что раз «Церковь Тело Христа не знает этот срок, то и Глава Церкви может сказать что не знает его», а также, что днем и часом названо то абсолютное блаженство – созерцание Бога, которое откроется для верных в Его Царстве, а пока, то, что превышает человеческое восприятие, не может быть человеку открыто.

Господь придет воскресить мертвых и судить человека, придет для того чтобы Его Воскресение стало достоянием всех. И если Господь вознесся с вершины Елеонской горы перед учениками, то Второе Его пришествие будет явленно всем: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мт 24,27)

И будет это в последний день этого мира. Сейчас слово «апокалипсис» является синонимом глобальной катастрофы. Но для нас Апокалипсис, Откровение Христово данное апостолу Иоанну Богослову – это последняя книга Библии, повествующая о последних судьбах мира и о будущем Церкви, это весть о победе Спасителя, о том что «Бог будет все во всем». И первые христиане, зная что перед приходом Христа явится антихрист, который «уже есть в мире» не боялись этого, потому что знали что Христос есть Царь мироздания и Победитель ада. Они ожидали Его пришествия и один из древних памятников христианской письменности – Дидахе, заканчивается так: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей! Осанна сыну Давидову! Если кто свят, пусть приходит, а кто нет, пусть покается. Маранафа!» Это сирийское слово означает «Гряди, Господь» (Отк.22,20), так сказано в конце Апокалипсиса и это созвучно с одним из прошений молитвы, которой научил нас Сам Господь: «Да придет Царствие Твое».

Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: