[ главная | каталог по темам | каталог по авторам | каталог по названиям | хронология поступлений ]

[ Опубликовано на сайте "Православное чтение": Zavet.Ru ] Rambler's Top100

МИТРОПОЛИТ ИОАНН
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ
И ПРОВЕСТИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ

КАК ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ
БЕЗДУХОВНОМ МИРЕ
Москва
Сретенский монастырь
"Новая книга" - 1997
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II



КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ
И ПРОВЕСТИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ

КАК ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ
БЕЗДУХОВНОМ МИРЕ


Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн (Снычев)


Москва
Сретенский монастырь
"Новая книга" - 1997



Источник электронного текста
"Библиотека православного христианина"



© Составление, оформление "Новая книга", 1997


СОДЕРЖАНИЕ

В чем главный смысл поста

Великий пост - путь следования за Христом

Что раскрывает притча о блудном сыне

Что такое покаяние

Почему мы все нуждаемся в покаянии

О выборе своего пути ко спасению

Как достичь спасения

Как научиться любить Бога

Как войти в общение с Иисусом Христом

Как подготовиться к посту

Как испытывать свою совесть

О необходимости прощения обид перед началом поста

О причащении в дни Великого Поста

Как приступить к духовному совершенствованию

Как приступить к очищению своей души

Как начать врачевать свою душу

Как бороться с гордостью

Как приобрести терпение

Как научиться беззлобию

Как относиться к врагам и обидчикам

Об одухотворении мирской жизни

О добровольном принятии скорбей

В чем главный смысл поста

      Заповедь соблюдения поста есть первая заповедь, полученная человеком по сотворении его.
      Согрешил Адам, вкусив плоды запретного древа, и страшная греховная порча проникла во весь человеческий род.
      С той самой поры диавол получил доступ к сердцу падшего человека. С той самой поры совершенное творение Божие - Адам, не ведавший прежде ни злобы, ни печали, - стал подвержен страстям, в которых доныне, как в смоле адовой, кипят наши сердца, лишившиеся блаженного Богообщения.
      Не потому ли Сам Господь Иисус Христос, придя в мир для спасения гибнущих грешников, начиная Свое служение на земле, сорок дней и ночей постился в пустыне, собственным примером напоминая нам о благотворности и обязательности поста? Не потому ли троекратным отвержением наветов вражиих явил Он нам образ духовной брани, неизбежной для каждого, стремящегося сочетать благой плод постнического воздержания с внутренним возрастанием духовным?
      Однако для того, чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по слову Спасителя, в погибель, должно ясно понимать, что не одним лишь воздержанием в пище и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. Во вспомоществовании этому святому стремлению, этой благодатной и благотворной ревности - главный смысл пощения.
      "Уклонись от зла и сотвори благо" (1 Пет. 3, 11), - эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста.
      К сожалению, даже среди людей церковных встречаются ныне заблудшие и неразумные, не понимающие высокого духовного смысла Великого поста, почитающие для себя достаточным и исчерпывающим простое воздержание от вкушения запретной пищи.
      Увы нам, неразумным, и горе нам - лицемерным!
      Внемли себя, не ядущий мяса: не огорчил ли ты ближнего своего? не роптал ли на Бога в скорбях и тяготах души? не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти? не гордишься ли мнимыми достоинствами своими? благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе? не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения?
      Или - извергая мясо из трапезы своей, смиряя тело - ты нерадишь о собственной душе, медля извергнуть из сердца твоего гнев и лицемерие, сребролюбие и своенравие, высокоумие и самолюбие?
      Грозно предупреждает нас Святая Церковь Православная, что не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла, от страстей, от терзающего нас греха.
      "От брашен постящеся, душе моя, - слышим мы в великопостных молитвословиях, - и страстей не очистившися, всуе радуешься неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога" ("Тщетно ты радуешься, душа моя, воздержанию от пищи, тогда как от страстей ты не очищена: если не станет воздержание причиной исправления твоего, возненавидена будешь от Бога").

[ << назад | вперед >> | к оглавлению ]      [ в библиотеку ]

[ Постоянный адрес текста: http://www.zavet.ru/ioann.htm ] [ zip книга ]


| главная | библиотека | родителям | сомневающемуся | новоначальному | вопросы | заметки | общество |

грязезащитный коврик перейти

ft-g.ru



Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-15 гг.
Rambler's Top100
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU