ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ИСТОЧНИКОВ


В Государственной Думе обсудили проблемы религиозного образования.

25.04.01

24 апреля в Государственной Думе ФС РФ состоялось заседание "круглого стола" на тему “Религиозное образование в России: проблемы и перспективы”, организованное Комитетом Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Его инициаторами выступили Некоммерческий благотворительный Фонд "Славянский дом у истоков трех великих рек: Волга – Днепр – Западная Двина" и Комитет Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Вопрос о состоянии религиозного образования в стране и о перспективах реализации прав верующих на получение религиозных знаний в рамках государственной средней и высшей школы обсудили педагоги, политики, ученые, лидеры общественных организаций, представители различных религиозных организаций. Среди участников были ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Владимир Воробьев, секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации и Миссионерского отдела Московского Патриархата.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА
"РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

"Материализм, бывший на протяжении прошлого столетия господствующей идеологией, ныне отступает, опустошив и обезволив души людей. Растерянные, сбитые с толку, утратившие исторические корни и связи, они стремятся к преодолению одиночества и душевной пустоты. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний, опыта духовной брани, преодоления страстей, духовного трезвения, они нередко попадают в капкан примитивного магизма. Образуется благоприятная почва для распространения тоталитарных сект, колдовства, суеверий, от которых недалеко до поклонения злым духам".

/Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на девятых международных Рождественских чтениях 21 января 2001г./.

В работе круглого стола "Религиозное образование в России: проблемы и перспективы", состоявшегося 24 апреля 2001 года в Государственной Думе РФ, участвовали представители религиозных конфессий: Русской Православной церкви, Центрального духовного управления мусульман России, Римско-католической церкви, представители иудейских, протестантских и других религиозных объединений, сотрудники Министерства образования РФ, Российской академии образования, Московского Комитета образования, Комиссии по правам человека при Администрации Президента РФ и других государственных и общественных организаций. А также преподаватели и директора средних школ и высших учебных заведений. По благословению митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Югославия), в работе круглого стола принял участие ректор Цетиньской семинарии епископ Иоанникий.

В ходе обсуждения проблем образования участники круглого стола, осознавая актуальность и значимость проблемы духовно-нравственного воспитания и образования для выхода России из состояния кризиса и роль образовательных учреждений в решении этой проблемы, признавая высокую значимость конституционного принципа свободы совести, а также соответствующих проблеме положений Всеобщей декларации прав человека, в которой, в частности говорится, что "РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО ПРИОРИТЕТА ПРИ ВЫБОРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СВОИХ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ" (Всеобщая декларация прав человека, 1949 год. Статья 26, пункт 2), согласились в следующем:

  • Считать удовлетворительным и единственно приемлемым на сегодня принцип государственной (муниципальной) системы образования, который заключается в том, что никакая религия, равно как и насаждение атеизма и агностического взгляда на мир не могут прямо или косвенно устанавливаться в качестве обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Абсолютно недопустимым является проникновение в школу оккультно-мистических учений и деструктивных культов, в том числе под видом общественных и коммерческих организаций.

  • Считать удовлетворительным, принятый на сегодня принцип светскости характера государственной (муниципальной) системы образования в РФ, который заключается в том, что государственное образование может быть религиозным, то есть основанном на религиозном мировоззрении и может изучать ту или иную систему историко-вероучительных знаний, но не может быть клерикальным – рассчитанным на подготовку клириков, и не может включать в себя обучение отправлению какого-либо культа.

  • В рамках целей и задач, решаемых государственной (муниципальной) системой образования, основной целью и содержанием религиозного образования, изучения религии в светской школе является приобщение учащихся к знаниям о духовных и культурных ценностях традиционных религий России.

  • Необходимо осуществлять более тесное взаимодействие школы (в том числе высшей), управленческих структур системы образования и традиционных религиозных конфессий России в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании детей, учащейся молодежи.

  • Духовно-нравственное воспитание и образование учащихся особенно важно сейчас, для преодоления разнузданной пропаганды цинизма и насилия, пьянства, наркомании, половой распущенности и жестокости, в условиях агрессивности проникающих в школу деструктивных сект. А также в условиях гражданской пассивности и нравственного безразличия, наступивших в результате утраты тысячелетних духовно-нравственных ценностей Российского государства.

  • Учебные курсы базового гуманитарного образования, а также преподавание естественнонаучных дисциплин, должны опираться на духовное, культурно-историческое и нравственное наследие народов России. Они должны включать изучение памятников древнерусской литературы, церковно-славянского языка, сочинений и материалов религиозной мировоззренческой направленности.

  • Изучение естественнонаучных дисциплин должно содержать примеры о высокой моральной ответственности перед людьми, исповедуемой такими учеными с мировым именем как Паскаль, Ломоносов, Павлов, Менделеев, Ньютон и Кеплер, святитель Лука Войно-Ясенецкий. Это относится и к моральной оценке таких направлений практической науки как ядерные исследования, генная инженерия и подобным, особенно же к искажающим образ Божий в человеке. Преподавание основ дарвинизма (имеющего в своей основе неоязыческое расистское учение Мальтуса) должно сопровождаться уведомлением, что это – всего лишь одна из конкурирующих научных гипотез о мироустройстве.

  • УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА СЧИТАЮТ, ЧТО ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО:

    1. Придать проблеме духовно-нравственного воспитания и образования учащихся приоритетный статус в системе задач национального образования в России и отразить это в Национальной доктрине образования РФ и в соответствующих законодательных и подзаконных актах.

    2. Пересматривать и дорабатывать содержание общеобразовательных, дошкольных, профессиональных вузовских и дополнительных учебных программ с точки зрения включения в них ценностей традиционной отечественной духовной культуры.

    3. Создавать вариативные программы и базовые стандарты основного образования, прежде всего в области гуманитарных учебных дисциплин, опирающиеся на традиционные мировоззренческие и духовно-нравственные ценности народов России. Укреплять их ценностный духовно-нравственный потенциал.

    4. Разрабатывать перспективные направления развития гуманитарного образования и воспитания в Российской Федерации с учетом духовно-нравственных, религиозных, культурных, гражданско-правовых и государственно-патриотических традиций народов России.

    5. Поддержать введение теологии и поликонфессионального стандарта теологии в систему высшего образования, в том числе создание кафедр и факультетов теологии в государственных университетах и Учебно-методического объединения по теологии при МГУ.

    6. Обратить особое внимание на подготовку кадров для работы в перечисленных направлениях и на сотрудничество в этом деле с традиционными религиозными конфессиями, внесшими основной вклад в развитие российской культуры и государственности за ее тысячелетнюю историю.

    Государство должно обеспечивать возможности реализации законных прав граждан на религиозное образование, оказывать содействие, включая правовую, а также целевую материальную и финансовую помощь для того, чтобы как на базе светских, государственных и муниципальных, так и негосударственных образовательных учреждений были созданы условия для образования и воспитания учащихся на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.

    Принято с учетом поправок и замечаний, сделанных на круглом столе "Религиозное образование в России: проблемы и перспективы"

    24 апреля 2001 года

    "Служба коммуникации ОВЦС МП"


    [ все новости из православных источников ] [ новости из светских источников ]


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]




    Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU