НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Президент Путин наградил орденом Почета митрополита Питирима.
24.02.2001
Президент России Владимир Путин наградил орденом Почета митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева Константина Владимировича).
Как передает ИТАР-ТАСС, в указе Президента РФ подчеркивается, что эта награда вручается ему за большой вклад в возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление гражданского мира.
ИТАР-ТАСС
Алексий II посетит в сентябре Куликово поле.
24.02.2001
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II намерен посетить в сентябре Куликово поле в дни празднования очередной годовщины Куликовской битвы. Как ожидается, он совершит обряд освящения храма Сергия Радонежского. Как сообщили РИА-Новости в пресс-службе губернатора Тульской области, Святейший Патриарх принял приглашение тульского губернатора Василия Стародубцева.
В настоящее время музей-заповедник "Куликово поле" ведет сбор средств на изготовление колоколов для храмов, расположенных на месте великой битвы. Первыми на этот призыв откликнулись работники предприятия "Туламашзавод". Они собрали 30 тыс. руб., и в феврале на московском предприятии "АМО-ЗИЛ" был отлит первый колокол звонницы весом 64 кг и высотой 47,5 см. "АМО-ЗИЛ" изготавливал колокола для храма Христа Спасителя и других православных церквей России, Югославии и Болгарии. Работники музея "Куликово поле" надеются, что к сентябрю все куликовские храмы обретут голос.
Страна.Ру
В канун Великого Поста Церковь вспоминает всемирную катастрофу
24.02.2001
Последнее воскресенье перед началом Великого Поста принято называть Прощеным воскресеньем. Под этим названием оно закрепилось в церковном восприятии, хотя, если посмотреть в Церковный календарь, этот воскресный день называется Неделей об Адамовом изгнании. Каждое воскресенье Великого Поста, также как и четыре воскресенья, предшествующих наступлению Поста, имеют свои темы: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде. Эти названия связаны с соответствующими евангельскими притчами, которые положено читать в каждый из названных воскресных дней.
И вот в самый канун Великого Поста Церковь вспоминает всемирную катастрофу, случившуюся на заре человеческой истории - грехопадение Адама и Евы, их отказ исполнить заповедь данную им Творцом и, как следствие, невозможность для них более пребывать в раю. Адам и Ева покидают райские обители, которые отныне будут затворены для человека вплоть до Воплощения Христа, Который вновь откроет верующим в Него врата рая.
Интересна особенность вечернего богослужения в Неделю об Адамовом изгнании: в субботу вечером на всенощной поется "Плач Адама", сидящего напротив затворенных райских дверей и оплакивающего свое падение. "Раю мой, раю мой, прекрасный мой раю..." - плачет Церковь от лица скорбящего Адама.
Прощеным это последнее предвеликопостное воскресенье названо потому, что вечером этого дня есть давний церковный обычай просить прощения друг у друга. В православных храмах совершается вечерня с чином прощения, в конце которой духовенство в темных великопостных облачениях выходит из алтаря и в земном поклоне, на коленях, просит прощения у прихожан, у своих духовных чад, у ближних и дальних. Прихожане же, в свою очередь, подходят к священникам и прикладываются ко Кресту со словами "простите меня", на что священник от лица всей Церкви отвечает: "Бог простит, меня простите". Потом все находящиеся в храме испрашивают прощения друг у друга.
Возникновение этого обычая связано с тем временем (V-VI века), когда христианские монахи жили в пустыни, небольшими общинами, жизнь которых была очень строгой и трудной. Перед наступлением Великого Поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста. Никто из них не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли в пустыни от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней, а как же можно уйти из временой жизни в вечную непримиренным, непрощенным своими братьями во Христе? Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.
С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.Теперь трудно себе представить,как могло когда-то не быть этого славного обычая. Отправляясь в великопостное духовное странствие, ведущее к радости пасхальной ночи, православный христианин, будь он Патриархом, епископом, священником или мирянином, оставляет за порогом Поста все свои обиды, всю горечь, всю злобу, всю злопамятность, за все просит прощения у всех.В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
Сама вечерня Прощеного воскресенья совершается в полумраке, в храмах видны только огоньки лампад, слышится необычное, приглушенное пение. А для того чтобы свет грядущей Пасхи светил вступающим на этот путь Великого Поста уже в самом начале их подвига,пока молящиеся испрашивают прощения, хор поет песнопения Пасхи - еще не наступившей, но уже с трепетом ожидаемой.
Выдающийся современный православный проповедник митрополит Сурожский Антоний (Блум) так говорит о духовном смысле Прощеного воскресенья:
"И каждый каждого да вспомнит; да простит каждый всех, не только здесь присутствующих, но тех, которых он не может больше застичь своей мольбой о прощении. Многие оскорбленные, раненные нами уже отошли в вечный покой; теперь на их сердце не остается злобы или горечи; теперь они стоят перед лицом Божиим, теперь они поняли, как мы все слабы и слепы и как мы раним друг друга, не желая того, сколько бы злобы мы ни вкладывали в злые наши слова и поступки; теперь они в Царстве Любви, в том Царстве, где все знают, что кроме любви, ничего нет ни на небе, ни на земле достойного Бога и достойного людей. Обратимся к ним в молитве от сердца и попросим простить нас и благословить, чтобы и нам, еще на земле, или позже - когда душа будет отлучаться от тела - мирно отойти в Царство вечного покоя, живого, трепетного покоя торжествующей любви. Вспомним тех, которые прошли через нашу жизнь, ранили нас и были нами ранены; простим тем, кто ранил нашу душу, смял нашу жизнь, обессмыслил иногда самые светлые наши мысли и убил самые живые наши порывы. Простим и попросим их, которых уже вблизи нет, простить нас. Пусть Господь донесет до их сердец нашу мольбу миром, который только Он может дать, который мир не может ни дать, ни отнять; пусть Господь этим Божественным миром утешит и исцелит их души и наши души.
И оглянемся вокруг себя, и дадим друг другу прощение, и примем друг от друга прощение, с тем чтобы вступить теперь в этот путь от земли к Небу, от рабства в свободу, чтобы не идти нам с тяжелыми кандалами на руках и на ногах, а ступать легкой поступью за Христом, куда бы Он ни пошел: в пустыню ли на искушение, в народ ли для проявления любви проповедью истины и чудом Своей ласки. Пойдем, если нужно, и в страстной Гефсиманский сад, пройдем и дальше, когда придет время разлучения тела и души, в тайну смерти, не как побежденные, а как Христовы. Дай нам Господь всем теперь получить мир от Господа, мир от Матери Божией, мир от усопших, мир от живых, и это мы можем получить от них, если мы им дадим мир и любовь".
Филипп Тараторкин, Страна.Ру
Патриарха поздравил Католикос Гарегин II.
24.02.2001
23 февраля в своей резиденции в Чистом переулке Патриарх Алексий принял Католикоса Армянской Апостольской Церкви Гарегина II. Состоялся обед, в ходе которого были обсуждены вопросы взаимоотношений Армянской Церкви и Русской Православной Церкви. После встречи Каталикос и Патриарх ответили на вопросы корреспондентов "Страны.Ru" и ИТАР-ТАСС.
Каталикос Гарегин II сказал: "Мы выразили нашу любовь, уважение, и принесли наши поздравления к этим праздником нашему возлюбленному брату главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. Мы здесь в Москве хотели выразить от имени нашего народа, от имени Армянской Апостольской Церкви поздравления и наилучшие пожелания Его Святейшеству и многая лета".
Патриарх Алексий II отметил: "Я в свою очередь поздравил Его Святейшество, у него вчера был День ангела, День Тезоименитства. Мы обменялись добрыми пожеланиями, потому что Его Святейшество начинает второй год своего первосвятительского служения, но уже знает насколько тяжел, нелегок крест Патриаршего служения, а особенно в преддверии великого юбилея, который будет отмечаться в этом году: 1700-летие принятия христианства как государственной религии в Армении.
На вопрос о том, будет ли Русская Православная Церковь принимать участие в праздновании юбилея Патриарх ответил: "Наша Церковь будет принимать участие в праздновании. Мы обыкновенно всегда в Фомино Воскресение проводим концерт в Кремлевском дворце съездов "Пасха в Кремле". Мы говорили о возможности совместного проведения концерта "Пасха в Кремле", потому что Пасха в один день в этом году у всего христианского мира. Мы говорили о проведении такого совместного мероприятия, чтобы выступили и наши коллективы и армянские коллективы и церковная православная общественность и общественность армянская. Затем в сентябре будут торжества в Святом Эчмиадзине и в Ереване, которые будут совмещаться с десятилетием провозглашения независимости государства Армении. Будет проведено мироварение, которое в Армянской Церкви проходит всегда очень торжественно и освещение нового кафедрального собора, который будет освящен к этому великому юбилею всего армянского народа". Патриарх сказал, что Каталикос Гарегин II пригласил его на эти торжества.
Патриарх опроверг сообщения о том, что он в этом году собирается посетить Украину и сказал, что пока не намерен это делать. "Меня пригласили посетить Крым, но я пока не дал согласия. Меня много куда приглашают, но пока еще график моих поездок не определен полностью". Патриарх сказал, что МИД Украины уже запрашивал его о том, планирует ли он посетить в этом году Украину, сообщения об этом прошли сообщения о том, что Патриарх едет в Крым, а Папа едет в Киев. Патриарх сказал, что это надуманный вопрос, и что он не дал своего согласия.
Дмитрий Сафонов
[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]
[ главная | библиотека | новости | родителям ]
|