ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Сегодня Чистый понедельник.

26.02.2001

26 февраля начинается Великий Пост, который будет продолжаться семь недель, завершится Страстной седмицей, посвященной воспоминанию страданий Господа Иисуса Христа, и праздником Пасхи Христовой.

Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно.

Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя - Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного Поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды в течение Поста - в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.

Во время Великого Поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния и плача о своих грехах, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, в чем может не быть ничего плохого, но что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий Пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста - некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года.

Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.

"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление", - такими словами начинается Великий канон. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", - повторяет хор особым великопостным распевом после каждого "куплета" (тропаря) канона.

Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" (вдохновившая Пушкина на стихотворение "Отцы пустынники и жены -непорочны", являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве - несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. "Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков".

В течение всего Великого Поста по будним дням не совершается Литургия - главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим Постом служат Литургию Преждеосвященных Даров - особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название -"преждеосвященных Даров") на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.

Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого Поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе - Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое - преподобной Марии Египетской.

В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии - чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. "Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению", - поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.

Филипп Тараторкин, Страна.Ру


Патриарх Алексий II: "Во время Великого Поста церковь стучится в наше сердце".

25.02.2001

В воскресенье Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в храме Христа Спасителя совершил вечерню с чином прощения. Патриарх прочитал специальные великопостные молитвы, в которых испросил у Господа прощения за вольные и невольные прегрешения и впервые прочитал молитву Ефрема Сирина: "Господи и Владыка живота моего".

После богослужения Патриарх обратился к верующим с призывом к покаянию в дни наступающего Великого Поста:

"Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Мы стоим с вами на пороге Великого Поста. Время Великого Поста - время покаяния, когда Церковь зовет нас оглянуться на пройденный нами жизненный путь, проверить себя в свете заповедей Христовых, принести покаяние и достойно, с пользой для души, пройти это спасительное время Великого Поста. Великий Пост готовит нас к достойной встрече спасительного, светлого, радостного праздника Воскресения Христова, и мы должны встретить светлый и спасительный праздник подготовленными духовно, обновленными молитвенным подвигом Великого Поста, покаяния и воздержания. Воздерживаться не только надо в пище, хотя и в пище надо воздерживаться, но главное - надо воздерживаться в словах, в дурных мыслях, в осуждении своих ближних. Часто мы осуждаем своих ближних, поистине, как говорит Господь "видим сучок в глазе брата своего, а бревна в своем не замечаем". Сколько ссор, сколько обид, сколько напрасных обвинений мы посылаем нашим ближним и тем самым нарушаем и свой внутренний мир и мир внутренний наших ближних, и первым условием Великого Поста является взаимное примирение. Сегодня за Божественной литургией утром в евангельском чтении от апостола и евангелиста Матфея мы слышали слова Христа Спасителя, Который сказал: "Если вы будете прощать человекам согрешения, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши". Здесь как бы ставится условие: если мы прощаем обиды, огорчения наших ближних, то мы можем надеяться, что и нам Господь простит наши согрешения. И в молитве Господней, которую каждый из вас неоднократно читает в продолжение дня, говорится: "остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". И вот это мы должны вспомнить сегодня, должны примириться с нашими ближними не формально, но адресно, вспомнить тех, кого мы обидели, кого мы огорчили, кого мы осудили, о ком мы думали или говорили плохо, и у тех людей, кого мы осуждали, о ком плохо говорили, испросить прощения и вступить в поприще Великого Поста.

Если примирение будет взаимным, то мы вступим в спасительное время Великого Поста примиренными и будем произносить молитву Господню: "Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". И вот это первое условие, которое ставит перед нами Святая Церковь на пороге Великого Поста, чтобы нам примиренными вступить в это спасительное время Великого Поста, когда все богослужения и молитвы располагают к покаянию и зовут к покаянию, когда Церковь как бы стучится в наше сердце и призывает нас проверить свой жизненный путь, увидеть, когда мы ошибались, когда мы грешили, и в чем и когда нужно покаяться пред Господом. И в этом смысле покаяние - осознать, увидеть свои грехи, ведь не случайно в молитве, которая будет читаться в продолжение Великого Поста и которая читалась только что, молитве преп. Ефрема Сирина, есть слова: "Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения", то есть мы, обращаясь к Господу, просим, чтобы Господь помог бы нам увидеть наши грехи, увидеть для того, чтобы раскаяться в них, чтобы снять бремя тяжкое, греховное с нашей совести, и очиститься от тех грехов, которые мы сделали, которые мы видим, и в которых нужно каяться. Я молитвенно желаю всем: и пастырям, и нашим православным верующим людям, и тем, которые не порывали никогда живой связи с Церковью Христовой, и тем, которые не по своей воле были лишены возможности знать о Боге, потому что жили в атеистическом государстве и были лишены возможности познать святое Православие, Церковь с ее удивительным душепопечением о каждом человеке на протяжении всего его жизненного пути. Всех сегодня Церковь призывает к покаянию и сугубой молитве в этом Великом Посту. И как я уже сказал, первым условием покаяния является взаимное примирение. Простим от души, от сердца обиды, которые нам нанесены ближними нашими, испросим прощения в своих грехах, в том, что мы осуждали, укоряли, злобились, порой с неприязнью относились к ближним нашим и примиренными вступим в поприще Великого Поста.

Я как епископ града Москвы прошу и вас, дорогие братья и сестры, если я кого вольно или невольно обидел, огорчил, не выслушал, не разделил вашей скорби, ваших тревог, ваших переживаний, согрешил перед кем-либо из вас, простите мне вольные или невольные мои согрешения. Простите меня, отцы и братия!

А Господь Спаситель Своею благодатию да поможет всем нам пройти спасительное время Великого Поста, с честью и с достоинством, с пользой для души. И завтра - первый день Великого Поста, который называется Чистый понедельник, потому что мы примиренными вступаем в период Великого Поста, мы начнем время Великого Поста с помощью Божией, уповая на милость Божию, сугубо усилим нашу молитву. Церковь в первые дни поста вечером читает особый покаянный канон преп. Андрея Критского, который зовет и помогает нам на пути покаяния".

Страна.Ру


Почитание Иверской иконы Божией Матери.

25.02.2001

История самого, пожалуй, почитаемого в Москве образа - Иверской иконы Божией Матери - восходит к IV веку, когда благочестивая вдова из византийского города Нивея опустила хранившуюся у нее чудотворную икону в море, чтобы спасти ее от уничтожения господствовавшими тогда иконоборцами из Исаврийской династии. Икона, "стоя" в вертикальном положении, уплыла по волнам и спустя какое-то время оказалась у горы Афон с ее многочисленными монастырями, в том числе - Иверским. Образ перенесли в храм, но на утро он оказался над вратами обители. Так повторялось не раз, за что икона получила второе название - Вратарницы.

В 1648 году точный список иконы был привезен в Москву и помещен у Воскресенских ворот Кремля, где в 1660 году для нее была построена специальная часовня.

Иверская икона сразу же стала, выражаясь современным языком, очень популярна в Москве. Каждая благочестивая семья москвичей раз в год принимала ее у себя дома, и поэтому образ практически круглые сутки возили по городу, возвращая на место лишь на четверть часа в день. Люди, искавшие особого покровительства Божией Матери, обычно давали обет - 3, 7 или 12 раз сходить ночью в часовню.

В ночь на 29 июля 1929 года часовня была уничтожена, а сама икона исчезла. В 1995 году часовню восстановили и поместили туда новый список почитаемой иконы.

Четыре раза в год, сообщает РИА "Новости", празднует Русская Православная Церковь Иверскую Богоматерь, в том числе 25 февраля (12 февраля по старому стилю). Списков с иконы - несколько, в том числе в Сербии и в Канаде.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU