ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Льва Толстого требуют "вернуть" в Церковь.

02.03.2001

Письмо Владимира Толстого, управляющего музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, которое недавно было направлено Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II вызвало в последнее время большой общественный резонанс. В письме, в частности, отмечалось, что русские люди должны выбрать "между национальным гением и национальной религией". Владимир Толстой считает, что сегодня, "когда человечество вышло на новый уровень толерантности", он "вправе надеяться на новое осмысление роли его великого прадеда в истории". В письме он призывает Патриарха "заново осмыслить происшедшее и поискать примирения в своих душах". В своем многостраничном письме потомок Льва Николаевича выражает серьезную уверенность в том, что "православные ни за что не могут отказаться от национального гения и пророка, который и по сей день составляет гордость и славу отечественной культуры". "Есть огромное количество людей, которые верят в национальную религию и чтут национального гения. В душу каждого из этих людей закрадывается сомнение, закрадывается вопрос, как совместить две половинки своей души. И мне хотелось разговора. Не для осуждения Толстого или осуждения церкви, а для того чтобы понять, как нам жить дальше", - заявил Владимир Толстой.

Ситуацию, которая создалась вокруг письма недавно прокомментировал секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, который напомнил, что мысли, которые "очень существенно отличались от православного вероучения", писатель "ясно выражал в своих книгах, таких, как, например, " Мое евангелие", "Исповедь", и после отлучения от Церкви убеждения писателя остались прежними, во всяком случае, публично он от них не отрекался".

Лев Толстой был анафематствован Определением Святейшего Синода от 20-23 февраля 1901 г. В Определении, в частности, говорилось о том, что Толстой "посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой... он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской". В Определении констатировался тот факт, что Толстой отрицает Святую Троицу, отрицает Господа Иисуса Христа, бессеменное зачатие и девство Пресвятой Богородицы, не признает загробной жизни, отвергает все таинства Церкви, подвергает глумлению Евхаристию. Синод констатировал также, что все попытки вразумить Толстого остались безрезультатными. Синод призвал Толстого к покаянию и восстановлению общения с Церковью. Лев Толстого написал ответное письмо Синоду полное вызывающего кощунства.

Определение Синода означало не то, что он насильно лишил Толстого церковного общения, а то, что был констатирован факт того, что Толстой своими деяниями сам поставил себя вне Церкви и отлучил себя от нее. Церковь, по святоотеческому учению, есть есть действие Духа Божия в людях, осуществляющих свою жизнь на началах Евангелия. Истинным членом Церкви человека делает не формальное крещение, а его стремление жить в Церкви, прибегать к Таинствам и стремление к осуществлению заповедей Христовых в своей жизни. Современные православные богословы, такие как профессор Алексей Осипов, подчеркивают, что понимание Церкви, как общества людей, объединенных по формальным признакам, является глубоко ошибочным. Поэтому Священноначалие не может собственно отлучить кого-либо от Церкви, если сам человек не противопоставляет себя Церкви. История отлучения от Церкви многочисленных еретиков показывает, что в каждом случае Священноначалие только констатировало факт того, что человек сам сознательно противопоставил себя Церкви, свое учение - церковному, и поэтому он уже был вне Церкви, оставалось только объявить об этом. Согласно святоотеческому учению, человек, совершая тяжелый грех, а тем более отречение от Христа как бы выпадает из церковной ограды, и для того, чтобы вернуться в нее ему необходимо покаяние. Очевидно, что Толстой обладал огромной гордыней, тем, что святые отцы называют "мнением о себе", которое является непреодолимой стеной на пути к спасению, потому что человек не видящий своих прегрешений, никогда не будет иметь истинную нужду в Спасителе.

Как писал в письме супруге Толстого Софье Андреевне Толстой один из тех, кто подписал Определение Синода, митрополит Антоний (Вадковский): "Не то жестоко сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа". Митрополит Антоний писал, что совершение обряда христианского погребения над Толстым было бы преступной профанацией таинства, так как этого не хочет сам Толстой.

Источники безусловно свидетельствуют, что Лев Толстой не изменил своего отношения к Церкви до конца своих дней. Многие современники вспоминают отношение Толстого к иконам. Епископ Тульский Питирим сообщал о том, что Толстой призывал крестьян не чтить иконы, С.Н. Булгаков, вспоминал, что во время своей беседы с Толстым в 1902 году он упомянул Мадонну Рафаэля, и одного этого было достаточно, "чтобы вызвать приступ задыхающейся, богохульной злобы, граничившей с одержанием. Глаза его загорелись недобрым огнем, и он начал, задыхаясь богохульствовать".

В 1901 году Толстой был избран почетным членом Юрьевского университета в Дерпте одновременно с протоиереем св. Иоанном Кронштадтским. Последний так объявил о своем отказе: "Я не желаю ни под каким видом быть членом той корпорации, хотя и почтенной и высокоученой, которая поставила меня, по прискорбному недоразумению, на ряду с безбожником графом Л. Толстым, злейшим еретиком нашего злополучного времени, превзошедшим в своем высокоумии и гордыне всех бывших когда-либо еретиков. Не хочу быть рядом с антихристом". Ответ Толстого не заставил себя ждать: "…Учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же, собрание самых грубых суеверий и колдовства…", - вновь провозглашал Толстой. Далее он заявлял: "Я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое тело мое убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв". Епископ Ямбургский Сергий (будущий Патриарх) писал о Толстом после его отлучения: "Ему обратиться теперь труднее, чем кому бы то ни было. Но покуда он здесь… до тех пор мы можем надеяться на милость Божию". Сам Лев Толстой в 1909 году записал: "…возвратиться к церкви, причаститься перед смертью я также не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные картинки, потому все, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и причащении, - ложь…"

Лев Толстой сознательно противопоставил себя Церкви, отрекся от всего, что с ней связано и насильно "вернуть" его в Церковь невозможно, это было бы насилием, прежде всего, над самим Толстым. По мысли многих святых отцов благость Бога проявилась в том, что Он сотворил то место (ад), где будут прибывать люди, отвергшие Его при жизни и для которых пребывание с Ним было бы невыносимо, потому что Он не хочет совершать насилие над их душами. Тем более не пристало это делать и простым смертным…

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


РПЦ опровергает статью "АиФ-Черноземье" про зэковские крестики.

02.03.2001

Процесс по иску Воронежской епархии РПЦ к газете "АиФ-Черноземье" начался в Ленинском районном суде Воронежа, передает агентство "Благовест-инфо".

19 сентября минувшего года в газете "АиФ-Черноземье" была опубликована статья Михаила Жеребятьева и Светланы Косовой "Вера и бизнес", где, в частности, говорилось о наличии в одном из исправительных учреждений Воронежской области мастерских, в которых заключенные из отходов основного производства изготавливают православные крестики и оклады для икон. Авторы статьи дали понять, что прибыль от реализации этой продукции поступает в епархию.

17 октября Ленинский районный суд Воронежа принял к рассмотрению исковое заявление "о защите чести, деловой репутации и возмещении морального вреда", подписанное секретарем Воронежского епархиального управления РПЦ протоиереем Евгением Лившуком.

В исковом заявлении утверждается, что статья Михаила Жеребятьева и Светланы Косовой содержит "явно надуманные, клеветнические измышления в адрес РПЦ, Воронежско-Липецкой епархии, многочисленной ее паствы и руководства исправительно-трудовой колонии".

Однако последнее не стало предъявлять каких-либо претензий к газете, направив в суд письмо, в котором отрицается факт существования мастерских и изготовления предметов культа для епархии.

Михаил Жеребятьев сообщил, что у него имеются доказательства факта существования "православных мастерских" в исправительно-трудовой колонии, и он намерен их предоставить.

НТВ.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU