ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Что такое Русская Православная Церковь Заграницей.

05.03.2001

Русская Православная Церковь Заграницей как юрисдикция, объединяющая епископов Русской Церкви, оказавшихся в эмиграции, была создана в 1924 г. в Сремских Карловцах (Сербия). Каноническим основанием для ее создания был Указ св. Патриарха Тихона 362 от 7/20 ноября 1920 года.

Указ предусматривал, что "в случае, если епархия вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т.п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе (...). Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы... епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея (...). В случае невозможности установить сношения с Архиереями соседних епархий и впредь до организации высшей инстанции церковной власти, епархиальный Архиерей воспринимает на себя всю полноту власти, предоставленной ему церковными канонами, принимая все меры к устроению местной церковной жизни и, если окажется нужным, к организации епархиального управления, применительно к создавшимся условиям, разрешая все дела, предоставленные канонами архиерейской власти, при содействии существующих органов епархиального управления (Епархиального Собрания, Совета и проч. или вновь организованных); в случае же невозможности составить вышеуказанные учреждения - самолично и под своею ответственностью".

Созданный в соответствии с этим Указом Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), который в 1917 году был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. Тогда он набрал больше всех голосов, но поскольку избрание Патриарха осуществлялось не по голосованию, а по жребию, Патриархом был избран митрополит Тихон (Беллавин), по количеству голосов остававшийся на последнем месте.

После опубликования в 1927 г. Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия(Страгородского) Архиерейский Синод РПЦЗ разорвал общение с церковным управлением в России, сохранив его только с катакомбными общинами.

Русская Православная Церковь Заграницей управляется Архиерейским Синодом, первым председателем которого был митрополит Антоний (Храповицкий). Затем на этом посту его сменяли митрополиты Анастасий (Грибановский) и Филарет (Вознесенский). Ныне Первоиерарх Зарубежной Церкви - митрополит Виталий (Устинов).

В настоящее время РПЦЗ объединяет за пределами России около полумиллиона последователей, проживающих более чем в 30 странах. Наибольшее их количество в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ 19 архиереев, около 600 священнослужителей (священников и диаконов), 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.

В 1990 году открытые приходы РПЦЗ появились на территории России (первоначально в Суздале, где в юрисдикцию РПЦЗ перешел со своей паствой архимандрит Валентин (Русанцов), в 1991 году рукоположенный в РПЦЗ во епископа, в 1996 году лишенный сана и ныне возглавляющий юрисдикцию Российской Православной (Автономной) Церкви с центром в Суздале). На территории России и Украины в настоящее время РПЦЗ имеет несколько епархий, четырех епископов, духовную семинарию в Одессе. Основной центр духовного образования в РПЦЗ - Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле (США). Выпускаются периодические издания "Православная Русь", "Церковная жизнь", "Православная жизнь", "Русский пастырь", ряд епархиальных периодических изданий на русском и английском языках. Имеются свои издательства и типографии.

Тараторкин Филипп, Страна.Ру


Епископ Каннский Варнава "ограждает себя" от собратьев-епископов.

05.03.2001

1 марта один из епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) епископ Каннский Варнава (Прокофьев) выступил с окружным посланием, в котором заявил об "ограждении" себя, духовенства и мирян своей епархии от "нового курса" Зарубежной Церкви. Епископ Варнава не отказался, однако, от церковного общения со своими собратьями-архиереями РПЦЗ и пока не вышел из канонического подчинения Архиерейскому Синоду в Нью-Йорке. Поводом к заявлению стал протест епископа против принятия Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся в Нью-Йорке 17-27 октября 2000 года, Письма Патриарху Сербскому Павлу. На Соборе епископ Варнава отказался подписать это письмо, о чем объявил во всеуслышание только спустя несколько месяцев - 12 февраля 2001 года. Раньше него об отзыве своих подписей уже сообщили российские епископы РПЦЗ - епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский) и епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко). Основанием для такого решения епископы назвали участие Сербской Патриархии в экуменическом движении (РПЦЗ предала экуменизм анафеме на Архиерейском Соборе 1983 года), а также ее тесное взаимодействие с Московской Патриархией.

Епископ Варнава прямо противопоставляет себя другим епископам РПЦЗ, стремящимся, по его мнению, к объединению с Московской Патриархией и, шире, с "мировым православием", которое епископ Варнава и его единомышленники считают вместилищем ересей и лжеучений, от которых РПЦЗ до сих пор успешно дистанцировалась.

Епископ Варнава - фигура в епископате Русской Православной Церкви Заграницей примечательная. В 1982 году он был тайно рукоположен во епископа для окормления верующих в России, причем предполагалось, что его епископство останется в тайне. Однако с началом "перестройки" епископ Варнава выходит на открытое служение, а в начале 1990-х годов становится представителем Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В 1992-1993 гг. епископ Варнава прославился тесным сотрудничеством с обществом "Память", совместно с которым епископ организовывал сомнительные акции типа автопробегов, налетов на редакции газет, сопровождавшихся широкой националистической пропагандой. Закончилось все тем, что епископ Варнава превратил Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где в то время находилась его резиденция, в штаб-квартиру "Памяти" и обратился к украинскому раскольничьему "патриарху" Володимиру Романюку с просьбой к украинским самосвятам принять РПЦЗ в каноническое общение. Все это, а также многочисленные канонические нарушения, допущенные епископом Варнавой, значительно ухудшило репутацию РПЦЗ в России и привело к официальному запрещению со стороны Архиерейского Синода епископу Варнаве вмешиваться в церковные дела РПЦЗ на территории России.

Теперь епископ Варнава вновь становится самой острой проблемой для Архиерейского Синода РПЦЗ. Но тут дело, думается, уже не в нем одном. Представляется, что протест епископа Варнавы и отказ от подписей под обращением к Сербскому Патриарху является только симптомом более серьезного и глубокого размежевания, угрожающего единству РПЦЗ. В письме к Патриарху Сербскому Павлу участники Собора отмечали: "Мы с радостью и надеждой наблюдаем, как предсказанный нашими святыми процесс духовного возрождения начался, а параллельно с ним и постепенное оздоровление церковного управления в России". Именно это заявление, а также выраженное в письме упование участников Архиерейского Собора на "желанное сближение и, даст Бог, духовное соединение между двумя расторгнутыми частями Русской Церкви - находящейся на Родине и попавшей за границу", явились, вероятно, причиной резкого недовольства епископов Варнавы, Агафангела и Вениамина.

Дело в том, что в настоящее время в Русской Православной Церкви Заграницей усиливается противостояние двух партий - сторонников диалога с Патриархом Алексием II и Московской Патриархией и противников такого диалога. Неформальным возглавителем первых является Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт), который в 1995 году встречался с Патриархом Алексием II в Германии и регулярно проводит собеседования с правящим архиереем Московского Патриархата в Германии Архиепископом Берлинским и Германским Феофаном (Галинским). Среди противников диалога и обличителей Патриархии - Первоиерарх РПЦЗ девяностолетний митрополит Йоркский и Восточно-Американский Виталий (Устинов). Голос Первоиерарха мало слышен в современной РПЦЗ, хотя вокруг него сплачиваются священники и миряне за рубежом и в России, противопоставляющие себя примирительным инициативам архиепископа Марка (Арндта).

Так, документы октябрьского Архиерейского Собора вызвали целую бурю негодования, выразившегося в десятках "открытых писем" митрополиту Виталию от имени тех, кто считает одни только попытки диалога с Патриархом Алексием II и любое признание положительных перемен в церковной жизни в России изменой духу и смыслу исповеднического служения Зарубежной Церкви, всегда отличавшейся непримиримостью к Московской Патриархии. Идеологи РПЦЗ главными обвинениями в адрес Московской Патриархии всегда считали обвинения в сергианстве (следовании курсу митрополита, впоследствии Патриарха, Сергия (Страгородского), имевшего установку на компромисс как принцип взаимоотношений с властями) и в экуменизме. В Послании октябрьского собора РПЦЗ оба обвинения оставлены в силе. "Не увидели мы, - отмечают участники Собора, - и справедливой оценки собора Московской Патриархии антицерковным действиям митрополита Сергия (Страгородского), его Синода и их преемников". "К этому печальному обстоятельству, - говорится в Послании, - прибавляется и то, что Московская Патриархия на своем соборе фактически подтвердила свою приверженность к широкому участию в экуменизме и не озаботилась о предохранении от этой всеереси своего молодого поколения".

Одновременно с этим не только в письме Сербскому Патриарху, но и в вышеназванном Послании Архиерейский Собор РПЦЗ отметил, что его участников обнадеживает принятие Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся в августе 2000 года, Основ социальной концепции, "которая по существу перечеркивает Декларацию митрополита Сергия 1927 года признанием главенства Божиих заповедей над теми требованиями мирских властей, которые привели бы к нарушению религиозных и нравственных основ".

С такой постановкой вопроса как епископ Варнава, так и российские епископы РПЦЗ (кроме епископа Ишимского и Сибирского Евтихия (Курочкина), безоговорочно поддержавшего все решения октябрьского Архиерейского Собора и назначенного временно управляющим Московской и Санкт-Петербургской епархиями РПЦЗ) менее всего склонны соглашаться. Можно ожидать, что, сплотившись вокруг епископа Варнавы, эти иерархи создадут некую параллельную церковную структуру типа Истинно-Зарубежной Церкви, противопоставляющей себя официальному "новому курсу" РПЦЗ.

Тараторкин Филипп, Страна.Ру


Патриарх Алексий II ответил на вопросы журналистов в посольстве Греции.

05.03.2001

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил сегодня посольство Греции, где состоялся традиционный прием в день праздника Торжества Православия. Перед началом приема прошла пресс-конференция Патриарха, на которой присутствовали журналисты ведущих СМИ.

В начале пресс-конференции Патриарх отметил, что встречи в греческом посольстве в этот день стали уже традиционными, сегодняшняя встреча стала восьмой. Патриарх напомнил, что последнее десятилетие XX века в России было периодом возвращения людей к духовным и нравственным ценностям. "Мы надеемся, что процесс возвращения к духовным, нравственным ценностям будет продолжаться", - сказал Патриарх. Затем Патриарх ответил на вопросы журналистов:

Ваше Святейшество, в этом году предполагается официальный визит Президента Путина в Грецию, в рамках которого впервые глава российского государства как паломник посетит Святую гору Афон. Советовался ли Президент с вами относительно этого намерения, и как Вы в целом оцениваете нынешнее состояние связей РПЦ с монастырями Святой Афонской горы?

- В этом году состоится не только визит Президента РФ Владимира Владимировича Путина в Грецию и посещение им Святой горы Афон, но в этом году состоится визит главы Элладской Православной Церкви архиепископа Христодула в Россию. Мы пока еще не говорили с Президентом о посещении Афона, потому что это еще не сейчас. Я думаю, что перед поездкой мы сможем еще поговорить об этом с Президентом.

Ваше Святейшество, как бы Вы прокомментировали заявление г-на Касьянова о Вашей возможной встрече с Папой Римским?

- Я не исключаю возможности встречи, но она должна быть хорошо подготовлена, и должны быть устранены те причины, которые сегодня препятствуют такой встрече.

Как Вы относитесь к возможности "реабилитации" графа Толстого?

- Я не думаю, что мы вправе сегодня навязывать человеку, который умер сто лет тому назад возвращение в Церковь, от которой он отказался. В отношении графа Толстого Церковь констатировала, что он отказался быть православным христианином. Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него были произведения явно антихристианские, и он сам отказался быть членом Церкви, и Церковь только констатировала это факт. В праве ли мы сегодня через сто лет навязывать ему то, от чего он отказался?

Ваше Святейшество, каковы перспективы создания подворий-представительств Русской Церкви в Греции и Элладской Церкви в Москве?

- Во время моего официального визита в Элладскую Церковь, когда ее возглавлял Блаженнейший Серафим архиепископ Афинский и всея Эллады, мы поднимали этот вопрос, но его болезнь не позволила окончательно принять решение по этим вопросам. Я думаю, что во время визита молодого Предстоятеля Элладской Церкви в Москву эта тема будет затрагиваться, и результаты этих переговоров мы сообщим.

Когда примерно ожидается этот визит?

- Мы пригласили его на Неделю Жен-мироносиц, это в мае месяце, но пока еще мы не получили подтверждение, что эта дата приемлема для архиепископа Христодула.

Как Вы оцениваете сегодняшние отношения РПЦ с Константинопольским Патриархатом?

- Мы ведем переговорный процесс, и последняя встреча между делегациями Московского Патриархата и Константинопольского Патриархата в Берлине дала уже конкретные результаты в урегулировании вопроса о приходах, находящихся на территории Эстонии. Сейчас принятое и выработанное на этой встрече соглашение должно быть утверждено Синодами обеих Церквей и вступить в силу. Я думаю, что это - конкретный путь в разрешении сложных проблем, которые существуют. Мы считаем, что все сложные вопросы, которые возникают между двумя Патриархатами надо решать путем диалога.

Не могли бы Вы прокомментировать действия афганских талибов, разрушающих статуи Будды в Афганистане?

- Я думаю, что если разрушаются исторические ценности - это варварство. Но я хотел бы напомнить о том, что в Косово разрушаются христианские памятники, церкви, которые стояли на косовской земле с XIV-XV века, и сегодня они превращаются в руины. Я думаю, что говоря о разрушении исторических буддистских памятников на территории Афганистана, мы не должны забывать о систематически разрушающихся христианских православных памятниках на косовской земле.

Каким Вы видите место Православия в объединенной Европе?

- Русская Православная Церковь осуществляет свою миссию в России, и мы хотим осуществлять сотрудничество с Европейским союзом, но мы не хотим раствориться и потерять свое лицо. Мы хотим сохранить свою культуру, свои традиции, свою историю и свою веру. Я думаю, что в равной степени это относится и к Греции, которая также имеет многовековую культуру, и эти культуры могут только обогатить Европейский союз.

На вопрос корреспондента Страны.Ru о том, какие дальнейшие меры будут предприняты для того чтобы внести мир в среду верующих, которых продолжает волновать вопрос о принятии ИНН, Патриарх ответил:

- Мы последовательно занимаемся этим вопросом, мы ведем переговоры с Министерством по налогам и сборам, и большие подвижки в этом вопросе уже есть. Верующих людей смущала необходимость написать заявление со словами: "Прошу присвоить мне номер". У каждого православного христианина есть имя, данное ему при крещении, а подмена имени номером вызывало смущение у людей. Мы достигли договоренности с министерством, что не требуется подавать заявление, а требуется только заполнить анкету со своими данными. А на последней встрече мы достигли договоренности, что номер присваивается не человеку, а налоговому полису. У нас 19-20 февраля в Троице-Сергиевой Лавре состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с привлечением наместников и духовников ставропигиальный монастырей, комиссия очень тщательно обсудила эту проблему и в Итоговом документе дала свое видение этой проблемы. Священный Синод одобрил позицию комиссии и рекомендовал в пастырской деятельности священнослужителям и духовникам руководствоваться Итоговым документом Богословской комиссии. Сегодняшним днем будет датировано мое послание, носящие характер великопостный, потому что мы вступили в особый период Великого Поста, и в этом послании будет также затронут вопрос о том, что беспокоило сознание некоторых наших верующих в отношении налоговых номеров.

Затем состоялся торжественный ужин, на котором Патриарх отметил, что "эти встречи в посольстве являются свидетельством того, что Православие открыто для встречи со светским обществом и готово к такому общению". На ужине присутствовали представители духовенства, государственной власти, в частности, министр культуры Михаил Швыдкой, деятели науки и культуры.

Сафонов Дмитрий, Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU