ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ


Прот. Николай Балашов: "Церковную ситуацию на Украине никто не считает нормальной"

02.06.2001

О религиозной ситуации на Украине, в частности о возможности преодоления церковных расколов рассуждает и.о. секретаря ОВЦС МП по межправославным связям прот. Николай Балашов:

Начиная с 2000 года, Константинопольский Патриархат проявляет постоянное внимание к проблемам Православия на Украине. Основанием для такого интереса представляется, в частности, факт неоднократных обращений представителей украниского государства, включая Президента Украины г-на Кучмы, к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой о содействии в создании единой и независимой Православной Украинской Церкви. В связи с этим вопрос о положении на Украине неоднократно обсуждался как в переписке между Святейшими Патриархами Константинопольским и Московским, так и на переговорах делегаций обоих Патриархатов. В нынешнем году такие обсуждения происходили уже дважды: в феврале - в Берлине, в апреле - в Цюрихе.

Позиция Московского Патриархата определяется двумя мотивами: каноническим церковным правом и волей православного верующего народа на Украине. Мы полностью разделяем желание государственных властей Украины видеть Церковь единой. Но мы убеждены, что единство достижимо только на основании следования священным канонам Церкви. А что касается независимости - Украинская Православная Церковь уже давно наделена широкой независимостью во внутреннем самоуправлении, и этот статус вновь подтвержден Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. Однако независимость в управлении может успешно сочетаться с сохранением духовных и канонических связей с Русской Церковью. Как мы видим, именно такое положение на сегодняшний день представляется наиболее желательным для большинства епископата, клира и благочестивого верующего народа Украинской Православной Церкви.

Фактически такой статус означает автономию. Но формально мы до сих пор избегаем употребления этого слова. Почему? Да потому, что в православном мире существуют определенные разногласия, касающиеся порядка предоставления автономии. По убеждению большинства славянских Церквей, автономию предоставляет Церковь-Матерь, от которой обособляется автономная часть. А затем все остальные Поместные Церкви, начиная с первого по диптихам Константинопольского Патриархата, признают новую автономную Церковь своей сестрой. По мнению же самого Константинопорльского Патриархата, разделяемому рядом грекоязычных Церквей, роль Константинопольского престола должна при этом быть более важной. Диалог богословов и канонистов по этому вопросу продолжался много лет.

Может быть, мы уже пришли бы к согласию - подходы к тому наметились - но тут произошло вмешательство Константинополя в дела Эстонской Церкви, односторонее вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Эстонский кризис положил конец процессу общеправославных консультаций, вернее - отбросил его далеко назад. Теперь, судя по некоторым заявлениям, представители Константинополя и сами понимают, сколь пагубные последствия имел этот шаг. Будем надеяться, при помощи Божией все же удастся возобновить братскую дискуссию по каноническим вопросам.

Так вот, наша задача - чтобы канонический статус Украинской Православной Церкви был общепризнанным среди Поместных Православных Церквей. И ради этого мы отсрочили формальное объявление автономии, желая достигнуть общеправославного согласия, в том числе, разумеется, и согласия со Святой Константинопольской Церковью. Поэтому мы готовы обсуждать украинские проблемы как с представителями Константинополя, так и с представителями других Церквей. Мы готовы принять братскую помощь, выслушать соображения или советы наших братьев, готовы трудиться ради церковного елдинства вместе с ними. Но, конечно, любая попытка одностороннего вмешательства, несогласованного с Московским Патриархатом, встретит полное неприятие в нашей Церкви и может привести к самым тяжким последствиям, вплоть до полного прекращения канонического общения.

По предложению Константинопольского Патриархата, мы приняли участие в совместной делегации, которая недавно посетила Киев. Целью было изучение религиозной ситуации на месте, ознакомление с позицией не только канонической Церкви, но и отделившихся от нее обществ. С этой целью мы, после того, как были приняты Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в его официальной резиденции и с глубокой благодарностью выслушали его оценки нынешнего положения и путей к восстановлению единства, имели также неофициальные встречи с несколькими представителями неканонических образований, которые посетили нас в гостинице. Кстати, размещали нас там, встречали и провожали в аэропорту также по благословению Блаженнейшего Владимира.

Посетили мы и председателя Государственного комитета по делам религий профессора Бондаренко, чтобы ознакомиться с позицией представителя украинского государства.

Встречи показали: сегодняшнюю церковную ситуацию в Украине никто не считает нормальной. Все признают необходимость уврачевать раскол. Однако относительно путей к этому существуют большие разногласия. Мы готовы сделать все возможное, чтобы достичь единства. И мы знаем, что Церковь во все времена мудро сочетала акривию и икономию, иными словами - строгое следование канонам и пастырскую любовь. Верим, что и ныне Дух Святой научит архипастырей Церкви тем действиям, которые необходимы для преодоления раскола. Хочется надеяться, что и та готовность развивать отношения с Россией, которую в самое последнее время более явно показывает государственное руководство Украины, будет способствовать улучшению положения Церкви.

Никаких конкретных решений в ходе работы нашей совместной делегации не было принято. Этого и не предполагалось. Мандат делегации был ограниченным: представить некоторые предложения, выслушать мнения и доложить об этом Священноначалию обоих Патриархатов.

Страна.Ру


В Киеве прошли беспрецедентные встречи с представителеями неканонических церковных образований

01.06.2001

И.о. секретаря по межправославным связям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата прот. Николай Балашов, который 26-30 мая в Киеве представлял Московский Патриархат во время встреч совместной делегации Московского и Константинопольского Патриархатов с представителями канонической Православной Церкви на Украине (Украинская Православная Церковь) и представителями неканонических церковных образований (так называемые Киевский патриархат (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)), рассказал Стране.Ru о том, как проходили эти встречи и что на них обсуждалось.

О. Николай Балашов подчеркнул, что "не предполагалось какое-то совместное решение, поскольку мандат делегации был ограничен в соответствии с договоренностью, достигнутой 20 апреля в Цюрихе. Встречи проводились с различными сторонами, как с представителями канонической Церкви, так и с представителями группировок, находящихся вне церковного общения". Перед делегацией была поставлена задача доложить результаты Священноначалию обоих Патриархатов. "Такие встречи состоялись, результаты будут доложены", - сообщил о. Николай.

Говоря об особенностях состоявшихся встреч, прот. Николай Балашов отметил, что статус встречи с представителями канонической Церкви отличался от статуса встречи с представителями раскольнических группировок. "Нам нужно было получить из первых рук выражение их позиции для того, чтобы информировать наше Священноначалие с целью принятия дальнейших решений и конкретных действий. Однако если Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, мы посетили в его официальной резиденции, то с представителями иных религиозных организаций мы не считали возможным встречаться в их религиозных центрах. Они просто приходили к нам в гостиницу, это были неофициальные встречи, не сопровождавшиеся какими-либо молитвами".

Прот. Николай Балашов подчеркнул, что делегация не встречалась с анафематствованным "патриархом киевским" Филаретом Денисенко. "Встречались с тремя епископами, которые представляют так называемый Киевский патриархат, а также с двумя представителями так называемой Украинской автокефальной православной церкви", уточнил о. Николай. На вопрос корреспондента Страны.Ru, есть ли у раскольников шанс вернуться в лоно Православной Церкви, о. Николай Балашов ответил: "Конечно, надежды терять не надо, но они выдвигают свои условия. Некоторые из этих условий могут обсуждаться. Другие представляются неприемлемыми".

Прот. Николай Балашов обратил особое внимание на то, что при обсуждении вопроса о прекращении церковного раскола на Украине "речь идет о тысячах людей, которые посещают их храмы, посещают по разным причинам: некоторые потому, что этот храм - единственный в их селе или маленьком городе, другие - просто потому что привыкли ходить в этот храм и не разбираются в канонических вопросах, третьи находятся в таком же заблуждении как и пастыри, которые увели их за собой. Мы должны думать о том, как всех этих людей привести в каноническое общение с Церковью. Это может произойти только на канонической основе, но вместе с тем мы должны думать о возможных границах церковной икономии, снисхождения к заблуждающимся.Ведь Церковь всегда соотносила каноническую строгость (акривию) с материнской любовью к отпадшим ее членам". Одновременно прот. Николай Балашов подчеркнул, что "разрешение этого кризиса мы представляем себе на каноническом поле и никак иначе". В этой связи официальный представитель Московского Патриархата выразил удовлетворение тем, что "представитель украинского государства, глава Государственного комитета по делам религий г-н Бондаренко отметил, что необходимо такое решение вопроса, которое находилось бы в согласии с церковным каноническим правом".

В ответ на вопрос, является ли покаяние раскольников необходимым условием для их примирения с Православной Церковью, о. Николай Балашов отметил, что "покаяние необходимо, но как оно будет выражено, какие формы должно принять, это может стать предметом для обсуждения".

На вопрос, возможно ли создание канонической единой поместной Украинской Православной Церкви, о. Николай Балашов ответил: "Это совершенно понятно и естественно, что государственное руководство Украины хочет видеть Церковь единой. Мы тоже этого всем сердцем хотим. А каков будет канонический статус этой единой Церкви, об этом тоже можно рассуждать. Ведь и в настоящее время Украинская Православная Церковь наделена правами широкой независимости в управлении".

Отметив, что работа по уврачеванию церковного раскола на Украине будет продолжаться, о. Николай Балашов подчеркнул, что конкретные формы этой работы должны еще уточняться.

На вопрос о том действительно ли на середину июля в Цюрихе запланирована встреча на архиерейском уровне с представителями УПЦ КП и УАПЦ, как об этом сообщали информагетства со ссылкой на пресс-службу УПЦ КП, о. Николай ответил, что вопрос об этой встрече действительно обсуждался, но окончательного решения принято не было.

Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


Около 5 миллионов россиян стали жертвами сектантов

01.06.2001

Около 5 млн россиян вовлечены в религиозные секты, активно действующие в крупных городах. Такие данные привел сегодня в ходе заседания "круглого стола" по проблеме деструктивных культов в Москве руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег. По его словам, в основном, это протестантские секты, лжебуддистские, неоязыческие группы, проповедующие движение лжехристов. Только в столице существует более 5 тысяч различных религиозных групп, которые привлекли в свои ряды около 1 млн москвичей.

Руководитель Центра во имя Святого и Праведного Ионна Кронштадтского на Крутицком подворье иеромонах Анатолий (Берестов) рассказал, что за время 5-летнего существования центра сюда "за помощью обратилось около 12 тыс человек, пострадавших от оккультизма". За последние два года, добавил он, к Русской Православной Церкви удалось приобщить более 400 бывших сектантов.

Священнослужители условно подразделяют все екты на три группы: секты "протестантской направленности", восточные, т.е. "псевдобуддисты" и "отечественные неоязычники". Наиболее опасными служители Русской Православной Церкви считают секты свидетелей Иеговы, "церкви объединения" Муна и сайентологов.

Сектанты также открывают свои региональные центры в крупных городах России: Ростове Великом, Новосибирске, Томске. Участники "круглого стола" считают, что проблема распространения оккультных учений с каждым годом становится все более серьезной. Почти все секты "маскируются под общественные организации" и вовлекают людей "незаметно для их сознания". Только за последние пять лет в Православный душеспасительный центр на Крутицком подворье обратилось более 12 тыс пострадавших от оккультных учений.

Страна.Ру


В Москве состоится международная богословско-философская конференция “Пресвятая Троица”

01.06.2001

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 6 - 9 июня с. г. в конференц-зале гостиничного комплекса "Даниловский" состоится международная богословско-философская конференция "Пресвятая Троица". Настоящая конференция организована Русской Православной Церковью совместно с международным обществом христианских философов, продолжая серию мероприятий проводимых Синодальной Богословской комиссией в развитие диалога православного богословия с важнейшими направлениями современной научной мысли.

На конференции выступят с докладами богословы и философы из России, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Австралии.

6 июня будет заслушано приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, состоится выступление Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, прозвучат доклады проф. Ричарда Суинберна, (Ориел колледж, Великобритания) "Современная англо-американская философия религии" и игумена Илариона (Алфеева) "Учение св. Григория Богослова о Святой Троице".

7 июня состоятся доклады:

Дейла Тагги (отдел философии Фентон Холла,США) "Тринитарная дилемма", проф. прот. Василия Стойкова, (Санкт-Петербургская Духовная Академия) "Учение о Пресвятой Троице и христианская жизнь", проф. Стивена Дэвиса (МакКенна Колледж,США) "Перихоретический монотеизм: защита социальной теории Троицы", проф. М. Н. Громова, (д.ф.н., зав сектором русской философии, Институт Философии РАН) "Учение о Святой Троице в культуре и искусстве Древней Руси", проф. Мелвила Стюарта, (Университет св. Фомы, США)"Троичные воления и спасительные инициативы", доц.Н. К. Гаврюшина (Московская Духовная Академия) "О доктринальном значении икон Святой Троицы", проф. Питера Форреста, (Университет Новой Англии, Австралия) "Троица и самотождественность личности", д.ф.н

В. К. Шохина (Институт Философии РАН) "Святая Троица и нехристианские триады. Компаративистские скерцо".

8 июня выступят: проф. Элеонора Стамп, (Университет Сент-Луиса, США) "Слово и Троица",архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (Санкт-Петербургская Духовная Академия) "Элементы триадологии в Священном Писании Нового Завета".

Проф. Чарльз Талиаферро (Колледж св. Олафа, США) "Троица и естественный разум; Уроки кембриджского платонизма",священник Владимир Шмалий (Московская Духовная Академия) "Троичный догмат и христианская антропология", епископ Диоклийский Каллист (Уэр) (Оксфордский Университет,Великобритания) "Пресвятая Троица: парадигма человеческой личности", А. И. Кырлежев, "Социальные и этические импликации христианского догмата о Боге-Троице".

9 июня, выступит: А. Р. Фокин (Свято-Тихоновский Богословский Институт) "Тринитарное учение блж. Августина в свете православной триадологии 4-го века" и состоится закрытие конференции.

Желающие принять участие в работе конференции могут зарегистрироваться по телефону 230-25-49.

Начало конференции 6 июня 2001 г. в 14:00.

Страна.Ру

[ все светские новости ] [ новости из православных источников ]


[ главная | библиотека | новости | родителям ]




Copyright © Zavet.Ru
Православное чтение, 2001-18 г.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU