ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ
[Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы]
[Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
БИБЛИОТЕЧКА
КРОХОТКИ
НОВОСТИ
ГОСТЕВАЯ
Rambler's Top100

СЛОВО МИТРОПОЛИТА СМОЛЕНСКОГО И КАЛИНИНГРАДСКОГО КИРИЛЛА В ХРАМЕ ВО ИМЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ

Город Ванв (Франция)

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Иннокентий, Ваше Высокопреосвященство Владыка Анатолий, дорогие отцы, братья и сестры!

Для меня составляет великую духовную радость и утешение совершить сегодня вместе с вами Божественную литургию, молитвенно прославляя подвиг Новомучеников и Исповедников Российских вдали от Родины во дни, предшествующие празднованию 70-летия Кафедрального храма нашей Церкви в Париже. Нынешний день одновременно как будто вполне обыденный для Церкви, но в то же время совершенно особенный. Ибо, согласно Православному церковному календарю, память святых мучеников празднуется практически ежедневно. Потому что верность Христу и Его Церкви во все времена и при любых обстоятельствах есть мученичество.

Господь говорил об иге Его, налагаемом на всякого, кто последует за Ним (Мф. 11. 29-30). Таким образом, быть христианином - значит нести иго. Правда, Господь добавил, что иго Его - благо, и бремя Его легко, но иго есть иго, и бремя есть бремя. Но тогда возникает вопрос: зачем нужна такая вера, для чего необходима такая Церковь, которые призывают людей принять иго и бремя как благодать и радость? Ведь главная психологическая, мировозренческая, ценностная установка современного человека состоит в как раз в том, чтобы сбросить с себя всякое иго и освободиться от любого бремени, дабы обрести полную независимость от долга и обязательств, чтобы ничто не смущало его покой и комфорт, не бередило душу, чтобы человеческое существование в мире было делом простым, легким и приятным. Это стремление человека освободиться от какого бы то ни было бремени, от долженствования и самоограничения есть ядро современной культуры и современной цивилизации, для которых призвание христианина - поистине бремена неудобоносимые. А между тем Церковь призывает брать крест свой и следовать за Христом, покоряясь Его спасительному игу и почитая таковое за награду и благо. Какая же великая тайна христианства сокрыта за этим видимым противоречием? Это - великая Божия истина о человеке.

Господь одарил наше существо подобием Своему Божественному образу, и одновременно он вложил в нашу природу также и инстинкты, помогающие человеку поддерживать его телесную жизнь. В человеческом же сознании на правах истины укоренилась страшная ложь о том, что полнота удовлетворения требований инстинкта и есть мера освобождения, благополучия и счастья нашей жизни. С точки зрения большинства людей, стремящихся сегодня быть счастливыми, идеал существования - это ситуация, когда ничто не ограничивает, не сковывает, не полагает предел и границу человеческому самохотению, но, напротив, все доступно, все дозволено и все достижимо. А Господь призывает человека напрячь силы, чтобы плыть против течения, отвергая подобное понимание счастья, ибо невозможно оставаться человеком, сохраняя в себе неповрежденным образ Божий, живя по законам инстинкта и человеческой страсти. Потому что в этом случае человек добровольно принимает низводит себя до животного, а сообщество людей превращается в волчью стаю. И не то ли происходит ныне со всеми, кто во главу угла поставляли свободу во всем и ото всего, торжество раскрепощенного инстинкта и забвение в легкости жизни?

Быть христианином - значит всегда идти против господства общего заблуждения. Некоторые полагают, что религия - удел слабых и робких. Среди людей, далекий от Церкви, принято считать: на помощь Божию уповают только те, кому недостает собственных сил для того, чтобы самоутвердиться, бороться и победить. И потому они уповают на поддержку и защиту силы Божией.

Нет, дорогие братья и сестры, вера Христова - это дело сильных людей, потому что Господь призывает нас быть иными, чем большинство, идти особым путем, входить узкими вратами, видя соблазн и погибель в том, что для остальных воплощает радость, счастье и полноту существования. Вот почему мученичество - самый распространенный образ христианской святости. Каждый день мы совершаем память мучеников, и иначе быть не может, потому что диавол ополчается на остающихся верными Христу и борется с ними даже до смерти. В великом сонме мучеников особое место принадлежит нашим, российским, Новомученикам и Исповедникам ХХ века. Большинство мучеников предшествующих эпох принимало лютые казни на глазах народа. Многие люди бывали очевидцами и свидетелями их подвига, и история знает немало примеров того, как мучители и палачи, пораженные нечеловеческой стойкостью истязуемых ими угодников Божиих, пламенно обращались ко Христу и, в свою очередь, впоследствии принимали мученические венцы.

Иное дело новомученики российские, совершавшие свой подвиг и встречавшие последний час, в безвестности, будучи надежно сокрыты от людских глаз. Никто не знал об их подвиге, никто не был его самовидцем, никто не свидетельствовал о нем. Драгоценные крупицы сведений о том, где, когда и при каких обстоятельствах засвидетельствовал свою верность Христу тот или иной мученик, становятся известны спустя десятилетия после совершенного подвига. Казни мучеников скрывались от народа. А если что-то об этом и становилось случайно известно, то непременно объявлялось, что никакое это не мученичество, что не за верность Христу умерщвлен этот человек, но потому, что он преступник, более того, - политический преступник, предатель и ненавистник своего народа, пытавшийся лишить остальных людей заслуженного ими счастья. Эта мысль целенаправленно утверждалась в массовом сознании. Таким образом, это единственный за всю историю Церкви пример мученичества, сопряженного с поистине сатанинской клеветой и сатанинской же фальсификацией истории. В подтверждение этой великой клеветы, воздвигнутой богоборческой властью против Христа и Его Церкви, были написаны книги, поставлены фильмы и спектакли, сочинены статьи, распространены лжесвидетельства. И это продолжалось из поколения в поколение.

С той поры минуло совсем не много времени. Страшно сказать, но еще живы некоторые из распинателей, а жертвы русской Голгофы прославлены как новомученики. Так явила себя на России, ее Церкви и народе правда Божия. Та правда, которую никому не под силу оболгать и победить. Пример подвига веры, жизни и смерти, подаваемый нам новомучениками российскими, созидает великую внутреннюю силу Церкви и народа Божия. Ведь сегодня не редкость услышать о христианстве, что его послание миру устарело, или не оправдало надежд, или что обетование его призрачно, или что современный человек сам способен сделать себя счастливым, опираясь на науку, технический прогресс, экономическое развитие.

Но мы должны помнить: каким бы яростным ни было это внутреннее противодействие современного общества Божию замыслу о мире и человеке, - это, по сути, та же ложь, какую некогда утверждали гонители и палачи новомучеников российских. Святость и мученичество принадлежат не истории и прошлому, но вечно питают и возгревают Церковь. И сегодня, как и во все времена христианства, каждый из нас встает либо в ряды последователей Христовых, либо в ряды Его ненавистников, предводительствуемых отцом лжи. Ибо мечом, принесенным Господом в мир, этот мир разделяется на тех, кто с Богом, и тех, кто против Бога. Нам же следует всегда памятовать о том, что в любой момент своей жизни мы можем быть призваны к мученичеству и исповедничеству. Вовсе не обязательно через физическое мучение и насильственную смерть, но наверняка - через твердое стояние в вере против утверждаемой в мире сем ценности жизни вне Бога, пути вне Христа и правды вне Его истины.

День нынешнего праздника, который как бы связывает историю с современностью, делает его совершенно особенным. Опыт мучеников Христовых ХХ века приближает к нам смысл и значение исповедничества в целом.

Давайте же будем помнить обо всем этом и просить Господа, чтобы Он укрепил наши немощные силы и сделал нас достойными Его учениками, чтобы всегда и при всех обстоятельствах мы избирали путь Его правды и оставались во всем послушными и верными Ему, если же потребуется - даже до смерти.

Этот день особый еще и потому, что мы начинаем празднование 70-летия нашего кафедрального храма в Париже. У нас еще будет возможность сказать об удивительной истории Русского Православия во Франции. Сегодня же замечу только одно: православные русские люди, будучи малым стадом во Франции и в Западной Европе, в свое время сделали очень многое для того, чтобы сохранить свою верность Христу и Его Церкви.

Надеемся, что и сегодня, в новых обстоятельствах жизни, Православие в этой стране будет продолжать нести ту великую миссию, к которой оно оказалось призвано историей.

Я поздравляю Вас, дорогой владыка, а также духовенство и всех верующих с этим замечательным праздником, и пусть благословение Божие молитвами святых Новомучеников и Исповедников Российских пребывает со всеми нами.

Аминь.


См. также:

  • Митрополит Кирилл возглавил торжества в Париже по случаю 70-летия Корсунской епархии
  • "Церковь и мир - основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Доклад митрополита Кирилла на IX Рождественских образовательных чтениях.
  • "Служба коммуникации ОВЦС МП"


    [ << назад | вперед >> | к началу ]      [ в библиотеку ]


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]




    Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU