О БОГОСЛУЖЕНИИ В 4-ую НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
См. также:
Церковный год >> Великий пост
Неделя прп. Иоанна Лествичника
В богослужении четвертой недели Великого поста нам предлагается пример постнической жизни в лице Иоанна Лествичника. Четверг и суббота предстоящей седмицы отмечены особым предназначением. На утренем богослужении в четверг (по традиции эта служба совершается накануне в среду вечером) единственный раз прочитывается весь канон Андрея Критского и житие Марии Египетской. Поэтому оно называется стоянием Марии Египетской. Читать канон в этот день установлено со времени VI Вселенского Собора.
Великий канон - это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: "Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?" - с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.
По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе: "Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее прежднего безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы". Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.
Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6-й песни: "Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй". К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Св.Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души - вспомни этого праведника, он так угодил - ты ничего подобного не сделала. В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон Авраам, Иосиф... Пред взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силою отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной.
Служба субботы носит название Похвалы Пресвятой Богородицы, и на ней читается Акафист. Пение Акафистов стало для нас уже привычной частью богослужебной жизни. Однако, в Уставе мы имеем всего один пример пения Акафиста - это Суббота Акафиста. Это единственная уставная форма соединения обычной службы с Акафистом и день этот становится праздником, совершенно незабываемым, настолько торжественна и прекрасна Похвала Пресвятой Богородице. С красотой этой службы просто нечего сравнить.
Очень много в содержании богослужения посвящено Благовещению Пресвятой Богородице и Воплощению Сына Божия, так как Благовещение в древности мыслилось как Господский праздник, как день Воплощения.