Евангельская история в проповедях

Родословие Иисуса Христа Сына Божьего и Сына Человеческого

по Луке

Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. (Лук. 3,23-4,1)

(Синодальный перевод)

Согласно пророчествам Христос должен происходить из рода царя Давида и родиться в Вифлиеме. Но пророчества исполняются самым непостижимым образом, совсем не так как можно было бы предположить. Дева Мария действительно рождает Христа в Вифлееме, но оказывается Она там в результате переписи населения. Родословие Иосифа Обручника действительно восходит к царскому роду, но он лишь юридический отец Того, Кто имеет Своим Отцом Небесного Бога. Евангелист Матфей, закончив перечисление предков Иосифа, говорит: «Что же касается Иисуса Христа, то Его Рождество было так…» то есть рождение Его было совсем иным, выходящим за рамки обычной генеалогии. Более того, другой евангелист, Лука, тоже приводит родословие Христа, но оно отличается от приведенного в первом Евангелии. И если для Матфея, первыми читателями которого были христиане Иерусалимской Церкви, было важно было подчеркнуть царское происхождение Мессии, то для Луки важен другой аспект – вселенское значение пришествия Христа. И если Матфей приводит генеалогию от Авраама до Христа, то Лука идет в противоположном направлении – вглубь истории – до Адама и даже до Бога. Так два направления – от Христа к прошлому и из прошлого ко Христу – встречаются в одной точке где происходит «полнота времен», где воплощается Превечный Бог. И еще: если с родословия Господа начинается Евангелие от Матфея, то у Луки родословие приводится между Крещением и уходом в пустыню. И вот тут единственный из всех евангелистов, Лука, делает акцент на возрасте Спасителя, когда говорит о том, что Он, начиная Свое служение «был лет тридцати» – возраст воцарения Давида и традиционный возраст выхода на проповедь в древнем Израиле. Перечисляя родственников Спасителя по плоти, Лука, в отличие от Матфея, не пишет, что «один родил другого», но выражается несколько неопределенно: «Был, как думали, сын».

Но все-таки почему в родословии ставшего Богом Человека присутствуют разные люди, как это можно объяснить, тем более что Лука, по его словам, «писал по тщательном исследовании» и был знаком с Евангелием от Матфея?

Существует несколько теорий, объясняющих различие двух родословий, самая древняя оставлена нам Юлианом Африканом. Этот ученый муж, живший в начале III века, указывал на Ветхозаветный закон левирата, согласно которому один и тот же человек мог иметь и фактического, и юридического отца. Деторождение всегда было в Израиле знаком Божьего благословения, и наоборот, неплодие воспринималось как несчастье, ведь когдато, согласно пророкам, в мир должен был прийти Христос, и через своих потомков люди надеялись иметь участие в грядущем Царстве Христа Мессии. А если женатый человек умирал бездетным, то его брат женился на вдове и рожденные в таком браке считались по закону детьми уже умершего. Согласно свидетельству Юлиана, приводимому Евсевием Кесарийским в «Церковной истории», Матфей привел родословие Иосифа по природе – по плоти, тогда как Лука родословие Иосифа приводит по закону: «Оба повествования совершенно правильны и доходят до Иосифа путем извилистым, но верным». Эти сведения живший в Палестине Юлиан получил не от кого-нибудь, а от родственников Спасителя по плоти! Если сейчас мы зачастую не знаем, кто были наши прадедушки и прабабушки, то древние евреи, согласно Иосифу Флавию, бережно сохраняли в памяти историю своего рода.

Но кто же такие родственники Христа по плоти? Это потомки Его троюродных братьев и сестер, детей либо Иосифа Обручника от первого брака, либо упомянутой в Евангелии Марии Клеоповой, родственницы Девы Марии. Один из братьев Господних, праведный Иаков, стал первым епископом Иерусалимской Церкви и он автор одного из апостольских посланий Нового Завета.

О сродниках Господа в «Церковной истории» Евсевия Кессарийского, есть такой эпизод: Римская власть с осторожностью относилась к потомкам царя Давида, усматривая в них потенциальную угрозу имперскому строю. Однажды, кесарю Домициану привели двух внуков одного из братьев Господних. Первым делом Домициан спросил, сколько у них денег. Братья ответили, что на двоих у них поле, которое они обрабатывают, с которого живути за которое платят налоги, – и показали свои огрубевшие от труда руки. Император, решив, что для него они не представляют никакой опасности, отпустил их на свободу.

Как удивительно, что среди людей Бог имеет родственников! Бог стал человеком, и Его человечество воспринято от Девы Марии Богородицы (согласно одной из версий, это Ее родословие приводит апостол Лука), и поэтому Ее родителей, праведных Иоакима и Анну, Церковь именует «Богоотцами». Но самое для нас важное, что все мы не чужие, а свои, родные Богу. В Господе Иисусе Христе человечество включено в Его Ипостась – Личность Сына Божьего – «воипостасированно», по слову церковного учения, и поэтому каждый человек и все народы могут в Господе встретить самого им близкого и самого им родного. И поэтому Иисус Христос есть «Новый – Небесный Адам». И как все человечество было заключено в Адаме Ветхом и от него, согрешившего, рождается смертным, так теперь в Таинствах Церкви нам открыт доступ к Новому Адаму в Котором человек становится наследником Его победы над смертью и Его вечного Царства. «Ты сродник, Боже наш, по плоти, а мы Твои – по Божеству Твоему!» – такие удивительные слова произносит преподобный Симеон Новый Богослов. Господь – наш, потому что Он принял плоть и стал Человеком, а мы – Его потому что Самого Себя Он дарует нам в Своей Церкви и нас Себе соединяет.

Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: