Евангельская история в проповедях

О разобранной крыше, прощении, исцелении и мытаре Матфее

Исцеление Он, войдя в лодку, переправился и приплыл в Свой город. И вот поднесли к Нему на носилках больного, лежащего в параличе. Видя веру этих людей, сказал Иисус больному: «Не бойся, чадо! Прощаются грехи твои». И вот некие из книжников сказали про себя: «Да Он кощунствует!» Иисус, зная их помышления, сказал: «К чему вы помышляете в сердцах ваших недоброе? Ведь что легче, сказать ли: „прощаются грехи твои“, — или сказать: „встань и ходи“? Но чтобы вы знали, что имеет Сын Человеческий на земле власть прощать грехи…» — тут говорит Он параличному: «Встань, возьми твои носилки и ступай в дом твой!» И тот встал и пошел в дом свой. Видя это, народ устрашился и восславил Бога, давшего людям такую власть.

(Мт. 9,1-8)
(перевод Сергея Аверинцева)

Каждое Евангелие имеет свои особенности. Это обусловлено и самой личностью каждого из евангелистов, и теми христианскими общинами, к которым они обращались. Так, согласно древнему преданию, Матфей первоначально записал благовестие Христа на еврейском языке для тех, кто был воспитан еще на Ветхозаветном Писании. Поэтому для него было важно показать, что весь Ветхий Завет исполняется во Христе. И хотя все евангелисты цитируют Ветхий Завет, но более чем у других, ссылок на него именно у Матфея – около 130 раз он цитирует древнее Писание. Когда Матфей говорит о том, что Христос, покинув Назарет, поселился в Капернауме, он добавляет: «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: « …на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссия свет» (Мт.4.15.16). Своим для Господа городом, евангелист Матфей называет Галилейский Капернаум. Здесь Господь учил и здесь Он совершал чудеса, и одно из них – исцеление расслабленного.

Однажды, когда Господь учил в доме, на носилках принесли расслабленного – разбитого параличом. Евангелисты Лука и Марк добавляют образную деталь: в доме так много людей, что из-за невозможности пройти дверями друзья больного разбирают кровлю. Когда об этом слышишь, то сразу представляешь деревенский дом и двускатную крышу, от которой отдирают доски, но, конечно же, дома в Палестине были совсем иными, плоскую крышу – настил из досок и ветвей, скрепленных глиною, легко можно было раскрыть, у Марка даже сказано – «прокопать», а по Луке, в церковно-славянском тексте, крыша это «скудельница», то есть она из глины.

Друзья больного делают самое главное – отдают его на волю Господа, опускают носилки прямо перед Ним. И Господь одобряет их поступок – Он исцеляет больного по их вере. Мы видим в Евангелии, что Господь исцеляет человека по вере в Него: «Иди, вера твоя спасла тебя» – говорит Он исцеленной женщине; «Не бойся, только веруй», – говорит отцу больного отрока. У кого-то Господь спрашивает о его вере: «Веришь ли, что могу это сотворить?», а расслабленного исцеляет по вере других людей, тех, кто его принес. Конечно же, это дает нам надежду, что мы можем и должны молиться о наших ближних, молиться о других людях.

Господь, прежде чем поднять расслабленного с одра, говорит ему: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Находящиеся здесь книжники внутренне осуждают Господа: «Он богохульствует». Они совершенно справедливо думают: «Кто, кроме одного Бога, может прощать грехи?» Конечно, никто, кроме Бога давшего человеку заповеди не может простить их нарушение. И Господь, зная помышления сердец, зная, что многие из окружающих Его считают, что за Его словом о прощении ничего не стоит, повелевает расслабленному встать взять одр свой (у Марка это неизвестный исторической филологии «краватос», от которого, собственно, и произошло слово «кровать») и идти домой. Так Господь являет, что Его невидимое действие – прощение грехов, такая же абсолютная реальность, как и физическое исцеление.

В сознании Церкви болезнь всегда связана с грехом, и, конечно, не потому, что Бог наказывает, вразумляет нас болезнями (хотя бывает и такое, но, прежде всего, сам человек сам выходит из области света в зону тьмы и подвергает себя болезни). Связь греха с болезнью прежде всего в том, что первый человеческий грех привел в мир болезни. В нашем искаженном грехом мире – болезнь есть предвестник смерти, которой покорился человек, нарушив в раю Божественную заповедь. Вот в такой искаженный и нездоровый мир пришел Господь. И еще прежде, чем победить смерть Своим Воскресением, Господь исцеляет страждущих – избавляет их от болезней.

Евангелие – книга совсем удивительная. В ней даже такой факт, как умолчание Матфеем истории с крышей, свидетельствует о другом чуде – превращении отверженного в ученика. Мы знаем, что Марк записывал Евангелие со слов Петра, Лука был учеником Павла, а Благовестие писал, как сам он упоминает, «по тщательном исследовании». Матфей, так же как Иоанн, входил в число двенадцати. Так почему же эпизод с крышей не врезался в его память, не поразил его? Да потому что сам Матфей этого не видел, поэтому упомянул только о смысле события – прощении и исцелении. А затем рассказал о том, что Господь, проходя, увидел его, мытаря Матфея, и позвал с собой. Мытарь был сборщиком налогов (отсюда в аскетической литературе и прохождение мытарств – своеобразных таможенных постов). Власть же, на которую трудился мытарь, была оккупационная – «ненавистная», – и потому мытарь был презренным, отлученным от молитвенного собрания человеком. Молва обвиняла мытарей в корыстолюбии и злоупотреблениях. Был ли таким бесчестным человеком Матфей и почему он избрал себе такое недостойное занятие? Это знал только сам Матфей, а лучше него – Сам Господь Который призвал его стать учеником – апостолом. И конечно, Матфей не мог даже помыслить, что с ним будет, то, о чем знал Всеведущий Христос Бог, – то, что он станет апостолом и в Евангелии запишет для нас слова и дела Христовы. Расскажет нам, что Христос есть Врач душ и тел и что всякого человека, даже такого, который считается презренным и недостойным у людей, Господь призывает к Себе, призывает быть не рабом греха, а быть Его учеником.

Капернаум. Храм двенадцати апостолов
Капернаум. Храм двенадцати апостолов


Православные книги

E-mail подписка: