Серафимо-Дивеевский Монастырь - четвертый удел Божией Матери ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
| Главная | Сомневающемуся | Новоначальному | Общество | Вопросы |
| Мамам и папам | Россия | Библиотека | Заметки | Крохотки | Календарь |
ГЛАВНАЯ
СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ
НОВОНАЧАЛЬНОМУ
ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕКА
КАЛЕНДАРЬ
КРОХОТКИ
ВОПРОС - ОТВЕТ
МАМАМ И ПАПАМ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
САЙТ-ОБЗОР
О ПРОЕКТЕ



Православный раздел в книжном магазине "Озон".

Каталог Православное Христианство.Ру

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ:

ОБЩЕСТВО
Нравственность
Оценка событий
Острые проблемы
Церковь и молодежь
Церковь и общество

ПРАЗДНИКИ
  • Рождество 25.12 (07.01)
  • Обрезание 01.01 (14.01)
  • Крещение 06.01 (19.01)
  • Сретение 02.02 (15.02)
  • Благовещение 25.03 (07.04)
  • Вход в Иерусалим
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица
  • Петра и Павла 29.06 (12.07)
  • Преображение 06.08 (19.08)
  • Успение 15.08 (28.08)
  • Усекновение 29.08 (11.09)
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение 14.09 (27.09)
  • Покров 01.10 (14.10)
  • Введение во храм 21.11 (04.12)
  • другие праздники ...
  • ПОСТЫ
  • Великий пост
  • Петров пост
  • Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа
  • Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.)
  • КРОХОТКИ
  • Цитатник
  • Максим Яковлев
  • Истории о детях
  • Людские судьбы
  • другие крохотки...
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    АРХИВ
  • текущий блок
  • 2003 г.
  • Заметки
  • январь-апрель 2002
  • ноябрь-декабрь 2001
  • июль-октябрь 2001
  • май-июнь 2001
  • янв-июнь 2001 (св.)
  • янв-апр 2001
  • ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
     :: МОНИТОРИНГ СМИ

    Украинские раскольники не получили очевидной поддержки Папы Римского

    29.06.2001

    См. также:

  • Предыдущие новости о визите Папы Римского на Украину
  • Ф.М. Достоевский "СИЛА МЕРТВАЯ И СИЛЫ ГРЯДУЩИЕ"
  • Протоиерей Максим Козлов о православно-католических отношениях в свете папского визита

    В воскресенье вечером Папа Римский, находящийся с визитом на Украине, встретился с религиозной общественностью - Всеукраинским советом церквей. Присутствовали главы почти всех украинских конфессий, кроме Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ-МП) - митрополит Владимир от встречи с Иоанном Павлом II отказался. В центре внимания оказались выступления глав не признанных Поместными Православными Церквами общин - так называемой Киевской патриархии Филарета и Украинской автокефальной церкви Мефодия. Они, по мнению присутствовавших, не получили ожидаемой поддержки Понтифика в борьбе с Московской Патриархией.

    Филарет представился Папе как "глава единой Украинской Православной Церкви". "Приветствую Вашу Святость от имени единой Украинской Православной Церкви Киевской патриархии, - сказал глава УПЦ-КП, - которая выступает за объединение украинского православия в единую Украинскую поместную церковь, и выражаю уверенность, что ваш исторический визит на Украину будет благословенным. Московская Патриархия боится прозелитизма, который уже осудили все христианские церкви. Но ваш приезд на Украину будет способствовать развитию православно-католического диалога, а не углублению разделения, как это пророчествует Москва". Филарет высказал и другие критические замечания в адрес Московской Патриархии, что вызвало неожиданную реакцию Понтифика, который до тех пор достаточно безучастно слушал выступления. Во время речи Филарета Иоанн Павел II стал вдруг критически качать головой в камеру и тереть голову рукой.

    Свидетели этой сцены восприняли жестикуляцию Папы как неодобрение слов Филарета. "Ватикан прекрасно понимает, что в первую очередь надо вести диалог с канонической церковью, - заявил газете "Время новостей" епископ Переяславль-Хмельницкий Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. - Понятно, что раскольники - филаретовцы и автокефалисты - пойдут на любой контакт. Но не ради добрых отношений с римо-католиками, а чтобы преследовать свои корыстные цели. Филарет так прямо и сказал, что с помощью Папы видит возможность выйти из изоляции, в которой он находится по вине Русской Православной Церкви. Я считаю, что в реакции Понтифика сказался здравый смысл и желание не порвать связи и не лишить себя возможностей будущего диалога с канонической Православной Церковью". Владыка Митрофан не исключает возможности продолжения диалога. "Этот визит многое прояснит в наших взаимоотношениях. Посмотрим, как события будут развиваться, мы не отрицаем такой возможности".

    Несмотря на примирительный жест Папы, Московская Патриархия своего резко негативного отношения к визиту не изменила. "Для нашей Церкви, для православных верующих то, что сегодня развернули в украинских СМИ, - явная пропаганда католицизма. Нам никогда не давали таких возможностей: прямая трансляция богослужений, заявления по главным телеканалам", - говорит владыка Митрофан.

    "Время новостей"


    Папа доволен тем итогами визита и ходом "евангелизации" Украины

    29.06.2001

    Первый комментарий об итогах своего пастырского визита на Украину высказал сегодня Папа Римский Иоанн Павел П, сообщает ИТАР-ТАСС. "Визит стал очередным подтверждением того, что церковь в Европе может вздохнуть двумя легкими; весь континент охватил процесс евангелизации", - сказал глава Римско-католической церкви, обращаясь в Ватикане к верующим по случаю католического праздника - Дня святых апостолов Петра и Павла.

    "Побывать на Украине - на историческом мосту между Востоком и Западом - было для меня давней мечтой, об исполнении которой я молился, - сообщил понтифик. "Оказанный украинскими верующими прием был очень теплым и трогательным", - добавил он.

    Традиционно Папа называет двумя легкими Церкви Католическую и Православную церкви и считает, что Православная Церковь должна признать примат Папы и, таким образом составить единство с церковью Католической. Напомним, что одним из основных аргументов, по которым Православная Церковь возражала против визита Папы было то, она просила пересмотреть позицию, согласно которой, территории, где традиционно верующие являются православными являются некой духовной пустыней и нуждаются в евангелизации, она просила Папу не на словах а на деле признать ее Церковью-Сестрой и отказаться от политики прозелитизма, т.е. католической евангелизации тех, кто традиционно принадлежит к православию. Однако Папа в ходе своего визита не раз подчеркивал, что принес на Украину некий новый духовный свет, "обновленный гуманизм", т.е. нечто принципиально новое по сравнению с тем, что народ Украины исповедует с 988 г.

    Папа, безусловно, имеет все основания быть довольным визитом, несмотря на достаточно сдержанный прием в Киеве, он был настоящим триумфатором на Западной Украине и процесс католической евангелизации на традиционно православных землях после визита пойдет еще более быстрыми темпами.

    Страна.Ру


    Во Львове Папа Римский присутствовал на самом массовом богослужении. 700 тысяч человек

    28.06.2001

    ЛЬВОВ, 27 июня /Дмитрий Сафонов, Страна.Ru/ - Папа Римский в последний день своего визита на Украину - в среду - присутствовал на самом массовом богослужении. На ипподроме, где была отслужена литургия по византийскому обряду, присутствовало около 700 тысяч человек. В основном это были жители Западной Украины, но были и приехавшие из других регионов страны. Богослужение возглавил глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар в сослужении с епископами этой церкви. На богослужении присутствовал президент Украины Леонид Кучма, которого, в отличие от Папы, присутствовавшие отказались громко приветствовать. Кругом виднелись флаги Украины, а также флаги УНА-УНСО, портреты Степана Бендеры.

    Перед началом богослужения присутствующим рассказали о жизни тех, кто был беатифицирован на этом богослужении Папой. Это 28 священнослужителей и мирян УГКЦ. В основном это те, кто был репрессирован после Великой Отечественной войны по обвинению в сотрудничестве с немецкими войсками. Составители жизнеописаний считают, что в репрессиях отчасти виновата, как они выражаются "режимная РПЦ". Однако никто из них не был расстрелян по приговору суда, как это было сделано той же властью по отношению к миллионам священнослужителей РПЦ. Был беатифицирован брат митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого, Климентий Шептицкий. Про самого Андрея Шептицкого Папа сказал, что подготовка к его беатификации почти завершена, и в ближайшее время "мы увидим его в славе Святых". Эти слова вызвали бурю оваций.

    С приветственным словом к Папе обратился кардинал Любомир Гузар. Ожидаемого некоторыми аналитиками официального возведения Гузара в сан патриарха не состоялось, на пресс-конференции во вторник кардинал Гузар сказал, что вопрос еще не решен окончательно, однако во время богослужения Гузара поминали как патриарха. Папа сказал о том, что уделяет большое внимание УГКЦ и внимательно следит за ее развитием, в частности он отметил, что ждет заседания Синода (собора) УГКЦ 2002 года., на котором будет дана оценка социальным проблемам Украины в настоящее время и подведены итоги деятельности УГКЦ за последнее время. Сейчас УГКЦ имеет около 3200 общин, 2721 храм, к ней принадлежит около 5 млн. верующих, в основном на Западной Украине. Однако вся Украина уже поделена на епархии УГКЦ, что говорит о том, что она стремится стать единой Украинской церковью и вытеснить православие с этих территорий, об этом говорил не раз Папа, говорили и сами священнослужители УГКЦ. То, что униатских храмов меньше, чем общин объясняется, главным образом, тем, что многие церковные постройки заняты ныне приверженцами неканонических православных церквей - Укpаинской автокефальной пpавославной цеpкви (УАПЦ) и Укpаинской пpавославной цеpкви - Киевского патpиаpхата (УПЦ КП). Приведенные статистические данные выглядят весьма внушительно. На состоявшемся во Львове в начале октября 1996 года Собоpе УГКЦ, посвященном 400-летнему юбилею Брестской унии, эти данные пpиводились как неоспоримое свидетельство триумфа униатства в современной Укpаине. Во главе УГКЦ стоит каpдинал Любомир Гузар, титулованный "Веpховным аpхиепископом Львова, митрополитом Галицким, епископом Каменец-Подольским". Имеется постоянный синод УГКЦ, кроме того собираются архиерейские собоpы УГКЦ, именуемые "синодами". Однако, в действительности pоль "аpхиеpейских синодов" и "постоянного синода" ничтожно мала. На пpактике это не более, чем совещательные оpганы пpи главе УГКЦ, не имеющие пpактически никакой pеальной власти. Впpочем, и сам верховный митpополит не слишком самостоятелен в своих действиях. Достаточно напомнить, что ни одна аpхиеpейская хиpотония в УГКЦ не может считаться действительной без утвеpждения ее Папой. Так, Папа не признал патриарший титул Иосифа Слипого, а Гузаp, хиpотонисанный еще в начале 1970-х годов, считался лишь аpхимандpитом и был узаконен папским указом только на исходе 1995 года.

    Кроме того, не вполне ясно, что вообще можно включать в понятие УГКЦ. На самом деле под этим общим названием существуют несколько полностью независимых дpуг от дpуга митpополий и епаpхий укpаинских униатов, никак стpуктуpно не объединенных. Власть подчиненного непосредственно Папе главы УГКЦ, одновременно являющегося пpавящим епископом Львовской аpхиепаpхии, распространяется исключительно на гpеко-католические епаpхии в пpеделах Укpаины, да и то отнюдь не все. Так, независимой от Львовской архиепархии является Мукачевская епархия, объединяющая греко-католиков Закарпатья.

    От номинального главы УГКЦ также абсолютно независимы Пеpемышльско-Ваpшавская митpополия в Польше (в ее составе 2 епаpхии), Виннипегская митpополия в Канаде (включает 5 епаpхий), Филадельфийская митpополия в США (4 епаpхии), четыpе униатских экзаpхата в Великобpитании, Геpмании, Чехии, а также Фpанции, Швейцаpии и стpанах Бенилюкса. Они подчинены непосредственно Ватикану. В таком же положении находятся независимые от Львова епаpхии в Хоpватии, Словакии, Бpазилии, Аpгентине и Австpалии (включает также Новую Зеландию и Океанию).

    Подобная ситуация внутpи самого укpаинского униатства, естественно, pасценивается как неноpмальное явление. Неоднокpатно пpедпpинимались попытки объединить все гpеко-католические епаpхии под единым pуководством главы УГКЦ и об этом говорили Гузар и Папа во время своих встреч.

    Безусловно, пугает Рим и живучесть в униатской среде идей, содержавшихся в плане создания единой поместной Украинской Церкви, который был в 1942 году разработан митрополитом Шептицким. Согласно этому плану, в нее должны были бы объединиться как униаты, так и православные украинцы.

    План Шептицкого имеет немало своих поборников среди униатов. Папа в ходе нынешнего визита постоянно подчеркивал значение этого митрополита и его великие заслуги. Сторонниками этой идеи, в частности, являются монахи ордена студитов, ректор Львовской Богословской академии УГКЦ отец Бориса Гудзяка, который сегодня дал пресс-конференцию, где коснулся этой проблемы. Однако, поддерживают эту модель и многие православные украинцы, преимущественно из диаспоры. Например, епископ Всеволод Майданский, который находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, именно он в настоящее время координирует процесс объединения УПЦ КП и УАПЦ.

    На Синоде епископов УГКЦ в 1992 году епископ Всеволод предложил идею двойной юрисдикции Украинской Церкви - римской и константинопольской. В 1993 году была создана т.н. "Студийная группа", целью деятельности которой стало исследование вопроса о возможности реализации в жизнь данной модели. Безусловно, подобный план выглядит для Рима весьма заманчиво. Благодаря ему в униатство, до сих пор локализованное территорией Галиции, легко может быть втянута вся преимущественно православная Украина.

    Нынешний визит Папы во Львов показывает, что Ватикан все более склоняется к принятию этого плана, об этом же говорят и слова "патриарха" Филарета на встрече Папы с Всеукраинским советом церквей в Киеве. Филарет еще в 1996 г. имел встречу с председателем Конгрегации Восточных Церквей кардиналом Акилле Сильвестрини, на которой шла речь о возможности признания Филарета патриархом в обмен на его согласие объединиться с униатами и войти в юрисдикцию Рима. Однако Ватикан пока опасается выступить открыто с этой идеей, потому что это означало бы полный разрыв с Московским патриархатом. Кроме того, среди униатов сильны тенденции к полной независимости, поэтому Ватикан вынужден постоянно держать ситуацию под контролем . В настоящее время выходцы из диаспоры сегодня занимают практически все епископские кафедры и места в митрополичьей курии. Ватикану удобнее иметь на всех ключевых постах в УГКЦ людей, воспитанных и обученных в Риме, как правило, склонных к латинизации и симпатизирующих римо-католичеству.

    Проблема украинского национализма вообще по-особому преломляется сегодня в деятельности униатской церкви. Как уже отмечалось, реанимация унии стала возможной в конце ХХ века, главным образом, благодаря тесному альянсу с националистическими политическими движениями, сама идеология УГКЦ во многом неразрывно связана с украинским национализмом, некоторые священники в сельских храмах даже говорят прихожанам, что Христос был украинцем.

    Рим пока боится чрезмерного усиления националистической тенденции в униатстве, ибо она начинает в таком случае работать против папства. Поэтому Ватикан не желает доводить до логического конца авантюру с униатским патриархатом, хотя визит как раз и был направлен на то, чтобы решить эту проблему. Этот вопрос, вероятно, обсуждался на встречах Папы и Гузара. Кроме того, как уже отмечалось, в статье о римо-католическом богослужении, Ватикан одновременно старается усилить и собственно католическое присутствие на Украине, в частности, польское, ведь и римокатолики, и греко-католики признают своим главой Папу.

    Итак, визит Папы на Украину завершен. Самолет понтифика в среду вечером отбыл из аэропорта Львова в Рим. Президент Леонид Кучма и глава Ватикана обменялись теплыми прощальными речами.

    Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


    Глава католиков спел молодежи песенку. Молодежь была в восторге

    27.06.2001

    Во Львове было организовано еще одно массовое мероприятие с участием Папы Римского. По замыслу его организаторов, на нем молодежь Украины должна была выразить всю свою любовь к Папе Римскому. Папа долго говорил собравшимся на площади в одном из новых районов Львова молодым и не очень молодым людям о необходимости соблюдения заповедей и веры во Христа, о необходимости идти путем свободы. Время, когда Украина пребывала в составе Советского Союза, Папа назвал временем неволи тоталитарного режима, который много лет довлел над страной, и призвал не "искать легкого счастья за границей".

    Если речь Папы все-таки была посвящена в основном проблемам религиозной морали, то приветствия, которые зачитывались от имени молодежи, иногда выглядели политическими заявлениями: в одном из них говорится, что визит Папы "начинает новый этап в развитии нашей Церкви, нации и страны, ваша великая миссия утвердит в украинцах правду Христовой веры, а зло, порожденное нашим недалеким прошлым, скоро канет в прошлое". Молодежь, а вернее, те, кто составлял это приветствие от ее имени, в отличие от тех, кто заявлял, что Папа едет с паломническим визитом и не преследует глобальных целей, совершенно верно поняли цель приезда Папы: Папа действительно приехал утверждать в украинцах (подавляющее большинство украинцев относят пока себя к православной конфессии) свою христианскую традицию, и это действительно должно стать принципиально новым этапом в истории Украины.

    Нужно отдать должное организаторам визита, они действительно сделали все, чтобы этот этап начался. Тот размах пропаганды, которая ведется на Украине в дни папского визита, не знает себе равных в новейшей истории этой страны. Киев и Львов заклеены плакатами, на которых Папа изображен на фоне православных святынь: Киево-Печерской Лавры и Киево-Печерского монастыря. В розданных каждому журналисту в пресс-центре материалах говорится, что эти и другие православные святыни на самом деле - святыни Греко-католической церкви (хотя сделана сноска, где говорится, что они пока юридически не принадлежат ей). Про Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, к которой принадлежит большинство украинцев, говорится, что для нее характерны "апелляции к власти с целью устранения конкурентов, приоритет внешнего благочестия над внутренним, заангажированность и внутрипартийная борьба, невнимание к важнейшим социальным проблемам и отказ от ведения диалога с обществом". То, что большинство украинцев принадлежит к православию, согласно цитируемой информационной справке "Религиозно-конфессиональный процесс на Украине: нынешняя характеристика и пути изменения", объясняется не сущностью православия как такового, а тем, что просто на Украине идет процесс духовного возрождения. Согласно статистике, которая изложена в документе, к УПЦ МП принадлежит всего около 7% населения Украины, а многие из тех, кто относит себя к православию, как утверждают авторы документа, являются "номинальными христианами" и "неверующими православными".

    Думается, что надуманность подобных утверждений, а ими переполнены многочисленные документы, которые распространялись организаторами среди журналистов, не вызывают сомнения у непредвзятого читателя. Жаль только, что печаталась эта агитационная продукция на деньги украинских налогоплательщиков, в основной массе православных.

    Возвращаясь к встрече Папы с молодежью, можно отметить, что за все время визита Папа впервые попытался отступить от протокола и сымпровизировать - когда во время встречи пошел дождь, Папа начал громко петь: "Не падай, дощу, тут тебя не треба. Обойди горе, обойди лиси и вернися до неба…". Это вызвало бурю оваций.

    В заключение мероприятия перед Папой выступили детские фольклорные коллективы, он благословил несколько пар молодоженов и подходивших к нему детей.

    Сегодня вечером президент Украины Леонид Кучма прибыл во Львов. Эта поездка связана в первую очередь с мероприятиями, проходящими здесь в рамках визита на Украину Иоанна Павла II.

    Завтра Леонид Кучма будет присутствовать на литургии по византийскому обряду, которая с участием Папы Римского состоится на городском ипподроме. Президент Украины примет участие в официальной церемонии проводов главы Государства Ватикан на львовском аэродроме.

    Дмитрий Сафонов, Страна.Ру
    Папа стремится усилить влияние Польской католической церкви на Украине

    26.06.2001

    Папа Римский Иоанн Павел II, который вчера вечером прилетел из Киева во Львов, совершил сегодня утром мессу латинского обряда на поле Львовского ипподрома. На мессе присутствовали около 300 тысяч человек, хотя организаторы ожидали прибытия до 800 000 человек. Среди посетивших мессу до половины составляли люди, приехавшие из Польши, а также Словакии, Венгрии, Чехии и стран Балтии. Среди жителей Украины, посетивших мессу, преобладали греко-католики, которые составляют большинство христиан на Западной Украине.

    Месса началась с приветственной речи главы украинских католиков кардинала Марьяна Яворского. Затем Папа беатифицировал (причислил к лику блаженных) двух католических священнослужителей, поляков по происхождению: архиепископа Львовского Юзефа Бильчевского и священника Зигмунта Гораздовского, которые оба умерли в начале 1920-х годов во Львове. Затем началась собственно месса: молодая девушка перед аналоем начала чтение книги Апокалипсиса Иоанна Богослова: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.

    И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

    И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его".

    Месса служилась на польском языке, но некоторые молитвы произносились на украинском и латинском языках. Молитва о даровании Иоанну Павлу II "здоровья и радости духа, чтобы он и впредь неутомимо указывал церкви и миру Христа" была произнесена на русском языке.

    В своей проповеди Папа Римский, обращаясь к полякам и украинцам, отношения между которыми были омрачены долгими столетиями вражды и конфликтов, особенно подчеркнул необходимость примирения и поиска согласия между двумя народами, преодоления негативных последствий национализма.

    "Теперь пришло время дистанцироваться от болезненного прошлого", - сказал на проповеди Иоанн Павел II, отметив, что всегда римско-католические священники и священники Греко-католической церкви были рядом в своем служении двум народам.

    "Очищение исторической памяти пусть склоняет всех к преимуществам того, что объединяет над тем, что разъединяет, для того чтобы строить вместе будущее взаимного уважения, братского сотрудничества и настоящей солидарности", - сказал Папа Римский. Именно к этому единству призывали, по словам Папы, и Юзеф Бильчевский и Андрей Шептицкий.

    "Львовская церковь латинского обряда, пусть твоими заступниками будут все святые, которые были в твоей истории. Иди вперед с именем Христа, Спасителя людей".

    Отношения между униатами и римо-католиками на Западной Украине достаточно сложны. Ватикан вынужден лавировать между теми и другими, но в этом регионе униатам отдается предпочтение, даже в ущерб римо-католикам. Так, во Львове практически все римо-католические костелы, закрытые при советской власти, были переданы униатам, а некоторые - даже автокефалистам, несмотря на то, что, например, на костелы св. Елизаветы, бернардинов, сакраменток и ряд других претендовали польские римо-католические общины и даже монашеские ордена. Однако Иоанн Павел II, сам выходец из Польской Католической церкви, которая традиционно считает Восток своим миссионерским пространством, большую поддержку оказывает и собственно католикам, и сегодняшнее мероприятие показало это еще раз. Абсолютное большинство священников, которые причащали сегодня людей на ипподроме, - это молодые польские ксендзы.

    Римо-католики польского образца в ряде случаев представляются Ватикану более надежными и верными, нежели униаты, среди которых велико стремление к самостоятельности. Поэтому, судя по всему, на Востоке Украины польской римо-католической миссии все же отдается предпочтение перед украинской униатской. Последняя явно используется лишь там, где возможно ее вплетение в канву националистической пропаганды, впрочем, не слишком популярной в восточных областях. Показательно, что на востоке Украины сегодня действуют 600 римо-католических общин, имеющих 470 костелов в своем распоряжении. В то же время Киево-Вышгородский экзархат насчитывает лишь 82 общины с 24 церквами и часовнями. Основная масса тех, кто становится членами Католической церкви, - это те, кто воспитывался в безверии. Это более характерно для восточной части Украины, в то время как на западе религиозность традиционно более сильна - там традиционно сильные позиции имеет греко-католицизм. Поэтому Ватикан заинтересован в том, чтобы между этими двумя церквами не было серьезных противоречий, потому что они мешают распространению влияния Ватикана на Украине. Именно снять некую напряженность в отношениях римо- и греко-католиков, а также усилить влияние Польской католической церкви на Украине - одна из основных целей визита Папы в этот регион.

    Сегодняшнее мероприятие - месса на польском языке, призыв Папы к единению польских и украинских христиан, беатификация святых-поляков для Украины, совместное причащение греко- и римо-католиков - являлось одним из средств для достижения этой цели.

    Подчеркивает это также и то, что сегодня Папа благословил открытие первого католического университета на Украине и освятил место, где он будет находиться, об этом же, видимо, шла речь и на закрытом обеде Папы с епископами Римо-католической церкви Украины.

    Сегодня вечером Папа Римский также намерен встретиться с молодежью во время религиозной акции "Свидетельство правды", которая пройдет в одном из районов Львова возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Сыхове.

    Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


    УПЦ КП и УАПЦ добиваются признания у Папы Римского

    25.06.2001

    Состоялась встреча Папы Римского с представителями Всеукраинского совета церквей. Совет был образован 5 лет назад и включает в себя глав крупнейших религиозных объединений Украины. Среди присутствовавших были представители ислама, иудаизма, протестантских церквей, а также глава самопровозглашенного Киевского Патриархата Филарет Денисенко и глава Украинской автокефальной православной церкви Мефодий Кудряков. Глава канонической Украинской Православной Церкви юрисдикции Московского Патриархата митрополит Владимир (Сабодан), отказался участвовать во встрече с Папой.

    После произнесения речей главой УГКЦ кардиналом Гузаром, самим Папой и кардиналом Марьяном Яворским, начали свои выступления и главы двух церквей, непризнанных Православными Поместными Церквами. Следует отметить, что Ватикан формально не раз признавал канонической лишь Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, однако это не помешало ему любезно обниматься с отлученным от Церкви Филаретом Денисенко, кроме того Папа и Филарет имели личную беседу в течении нескольких минут по окончании встречи.

    В своей речи Филарет Денисенко попытался предстать перед Папой “главой единой Украинской православной церкви”. Глава УПЦ КП сказал, обращаясь к Папе: “Ваш приезд в Киев - это визит к православным Украины, он как и ваши прошлые визиты в православные страны имеет историческое значение”. Филарет Денисенко сказал, что он смотрит на него “как на человека который приехал залечить раны на теле церковном". “Ваш визит на Украину, - подчеркнул глава УПЦ МП, будет способствовать развитию православно-католического диалога, а не углублению разделения, которое провоцирует Москва”. “Православные и католики могут и должны жить как братья и сестры, и поэтому мы приветствуем ваш визит”, - сказал он. “На сегодня наши церкви остаются разделенными, но мы ежедневно молимся за объединение церквей. Нам нужно единство в вере и истине”,- сказал Филарет. В XXI веке, по мнению Филарета Денисенко, православные католики и протестанты должны объединиться. В заключение своей речи глава УПЦ КП, сказал: “Еще раз приветствую Вашу святость от имени единой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, который выступает за объединение украинского православия в единую Украинскую Поместную Церковь и выражаю уверенность что ваш исторический визит на Украину будет благословенным”.

    Это выступление главы УПЦ КП говорит очень много о нем самом и той церкви, которую он возглавляет. Прежде всего его слова свидетельствуют, что он всего в нескольких шагах стоит от того, чтобы признать примат Папы Римского. Очевидно, что он добивается от Папы признания своей церкви в качестве канонической, при этом он совершенно очевидно противопоставил Ватикан, “который способствует развитию православно-католического диалога”, и Москву, “которая провоцирует разделение” и сделал очевидный выбор в пользу первого. Москва представляется Филаретом в качестве врага Украинской церкви, а Папа, по его мнению, – это тот, кто может все примирить и уврачевать. Фактически, речь главы УПЦ КП является провозглашением курса на унию с Римом, об этом он говорит прямо, когда провозглашает курс на объединение православных и католиков. Объединение с католиками, к которому призывает Филарет, возможно только при признании примата Папы в Церкви, и он не может этого не понимать. Как уже писала Страна.Ru, к сегодняшней встрече с Папой был форсирован процесс объединения УПЦ КП и УАПЦ с помощью Константинопольского патриарха Варфоломея. Это позволило Филарету Денисенко объявить себя перед Папой главой единой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, который выступает за создание Украинской Поместной Церкви. После этого признания Константинополем и Римом эта “единая УПЦ” как об этом говорил сам Филарет Денисенко, постепенно вытеснит с Украины приходы Московского Патриархата.

    Филарет Денисенко был сегодня представлен Папе, а через него Западу как истинный глава УПЦ, следующим шагом будет окончательное оформление организационного единства УПЦ КП и УАПЦ, затем это образование признает Константинополь и ряд менее зависимых от Запада поместных Православных Церквей, затем при помощи властей, должно начаться вытеснение Московского Патриархата с территории Украины, а затем, возможно, через несколько десятков лет, подписание унии с Римом и окончательное включение Украины в орбиту западного влияния. Но пока существует УПЦ МП, это включение невозможно. Папский визит, независимо от того, был ли он задуман для этого или нет, наносит существенный удар по духовному единству Украины и России и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

    После речи Филарета Денисенко стало очевидным то, что он и те, кто усиленно его поддерживают, считают своим главным врагом Россию (даже не РПЦ, а именно Россию – Филарет Денисенко не случайно говорил “Москва”, а не “РПЦ”), и что удары против Московского Патриархата направлены против России. Этот факт начинают все больше начинает осознавать российская власть, не случайно посол России на Украине Виктор Черномырдин отказался участвовать в церемонии встречи Папы в аэропорту и по приезде в Киев сразу обозначил свою позицию, направленную на защиту канонической УПЦ МП.

    Речь лидера УАПЦ Мефодия (Кудрякова) также, хотя и не в такой степени, была выдержана в униатском духе, он выразил надежду на то, что приезд Папы окончательно снимет все проблемы в отношениях между православными и греко-католиками, “я думаю, то светлое и доброе которое вы принесли на Украину принесет щедрый и плод ваш высокий духовный авторитет приведет к примирению в нашем обществе”, - сказал он. Он также сказал, что молится за то, чтобы в III тысячелетии Папа продолжил “нести свет высокого служения” и выразил благодарность украинским государственным властям, которые предоставили возможность лично общаться с Папой.

    Не скрывал своей мечты и глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар, который сказал: “Значительной проблемой, которая существует в религиозной жизни Украины - это разъединенность Христовой Церкви Киевской традиции (т.е. УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ – Д.С.). Нашей мечтой является восстановление единства, которое было у нас, и мы благодарны мировому христианскому сообществу за понимание важности этой проблемы Украины”. Именно через унию, т.е. объединение церквей “Киевской традиции” УГКЦ, УАПЦ и УПЦ МП под главенством Папы, возможно единение, о котором говорит кардинал Гузар.

    Таким образом, встреча показала, что украинское христианство сделало существенный шаг на пути к унии с Римом, а Украина в целом еще более отдалилась от России, однако оценивать последствия этого каждая из сторон будет по-своему.

    Страна.Ру


    Иоанн Павел II проведет в Киеве богослужение по византийскому обряду

    25.06.2001

    Завершается государственный визит в Киев Папы Римского Иоанна Павла II. Третий, последний день визита, глава Ватикана начнет сегодня с богослужения по византийскому обряду. Литургия состоится на территории специально оборудованного спорткомплекса "Чайка" на окраине Киева, сообщает ИТАР-ТАСС. После литургии понтифик посетит Мемориал памяти в Бабьем Яру, где в годы Великой Отечественной войны были расстреляны более 100 тысяч киевлян, большинство из которых евреи. Во второй половине дня глава Ватикана из столичного аэропорта "Борисполь" вылетит во Львов, где пробудет вторник и среду.

    Страна.Ру


    Папа отметил заслуги “Божиих слуг” Андрея Шептицкого и Иосифа Слипого

    25.06.2001

    24 июня Папа Римский Иоанн Павел II провел в Киеве встречу с римо- и греко-католическим епископатом Украины. Папа объявил о предстоящей во Львове беатификации экзарха российских католиков Леонида Федорова, выполнявшего доверенные поручения греко-каталического митрополита Андрея Шептицкого (в Католической церкви существует две уровня прославления: беатификация, после которой лица именуются блаженными, и канонизация - возведение в ранг святых, которая происходит, как правило, через несколько лет после беатификации). Наряду с этим, Папа особо отметил заслуги митрополита Андрея Шептицкого, папы Пия XII и кардинала Иосифа Слипого, первого ректора Греко-католической теологической академии во Львове.

    В настоящее время продолжается инициированный в Ватикане в 1954-55 г.г. беатификационный процесс греко-католического митрополита Андрея Шептицкого (1865-1944 г.г.), который являлся первоиерархом униатской церкви в Галиции в 1901-1944 г.г. В связи с этим Шептицкий уже именуется в официальных католических документах почетным титулом "Слуга Божий", усвоенным для тех, кто в ближайшее время должен быть причислен к лику блаженных, именно так его назвал сегодня Папа.

    Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ) проявляет большую активность в плане популяризации имени митрополита Андрея как едва ли не самого выдающегося униатского иерарха, его именем названа улица во Львове. Потомок известной с XIII в. фамилии русских бояр, он уже в возрасте 35 лет становится митрополитом Галицким, главой греко-католической церкви. Однако честолюбивый митрополит мечтает о дальнейшем продвижение унии на Восток, в пределы Российской империи. Это находит живейший отклик не только в Риме, но и в Вене, где надеялись на то, что продвижение униатства значительно облегчит аннексию восточных земель России в ходе ожидаемой мировой войны. В 1907 г. Шептицкий получает тайные полномочия на униатскую деятельность в России. В следующем 1908 г. он получил подписанную папой грамоту, которой он утверждался примасом католиков восточного обряда Российской империи.

    Андрей Шептицкий известен как идейный вдохновитель первого в XX веке массового гонения на русскоязычное население Галиции, когда в преддверие и в период первой мировой войны в концентрационных лагерях ("Талергоф"-самый известный из них) было уничтожено более 60 тысяч коренных жителей Галиции только за то, что они считали себя принадлежащими к русскому народу, не принимали пропагандируемой Шептицким идеологии, переходили в Православие или симпатизировали ему. С началом I мировой войны активность униатского митрополита возрастает еще более. Митрополит Андрей активно поддерживает акции австрийского правительства, направленные на формирование украинских военных подразделений - т.н. "сечевых стрельцов", - призывая их к исполнению воинского долга во имя габсбургской Австро-Венгрии.

    В конце июля 1914 г. Шептицкий как сенатор участвует в тайном совещании в Вене, где его просят подготовить рекомендации относительно политики австро-немецкого командования на случай оккупации Украины. Граф выполнил это поручение правительства. Вот текст этого документа (с незначительными сокращениями):

    "Как только победоносная австрийская армия пересечет границу Украины, перед нами встанет тройная задача: военной, социальной и церковной организации страны. Решение этих задач должно <...> содействовать предполагаемому восстанию на Украине, но также для того, чтобы отделить эти области от России при каждом удобном случае как можно решительнее, чтобы придать им близкий народу характер независимой от России и чуждой царской державе национальной территории…чтобы никакая политическая комбинация не была в была в состоянии ликвидировать последствия нашей победы…

    Церковная организация должна преследовать ту же самую цель - Церковь на Украине необходимо по возможности полнее отделить от Российской. Оставляя в стороне доктрину, сферу догматики, было бы необходимо издать серию церковных распоряжений, например: об отделении Украинской Церкви от Петербургского Синода, о запрещении молиться за царя, о необходимости молиться за цесаря. Вместе с тем, великорусские московские святые должны быть удалены из календаря и т.д. Все эти декреты должны быть изданы авторитетом церковным, а не исходить от гражданской или военной власти - чтобы таким образом избавиться от российской системы. Также было бы абсолютно нецелесообразно устанавливать Синод (по образцу Петербургского Синода). Митрополит Галицкий ("и всея Украины") мог бы этими декретами устанавливать то, что согласно с фундаментальными принципами Восточной Церкви и традициями Митрополичьего престола и было бы одобрено военной администрацией.

    Я как митрополит мог бы это сделать, поскольку в соответствии с каноническими правилами Восточной Церкви и традициями моих предшественников имею право, подтвержденное Римом, пользоваться данной властью во всех сферах. Если начерченный мной план будет принят - а так оно, наверное, и будет, - на Украине будет установлен единый центр духовной власти и Церкви как организма, представляющего собой невидимое целое. И он будет целиком отделен от Российской Церкви.

    Определенное число епископов, а именно те, которые родом из Великороссии, и те, которые откажутся присоединиться к унии, должны быть устранены и заменены другими - теми, кто признает украинские и австрийские убеждения. Рим бы согласился в этом случае на эти распоряжения и назначения. Восточные Патриархи, оплаченные из средств правительства, также одобрили бы их.

    Оставляя народу все, что могло бы быть ему дорого в виде обрядов и обычаев, освобождая клир от тяжкого ярма синода и консистории и обращая клир от его полицейской и политической деятельности до чисто церковной и христианской сферы, можно надеяться на универсальное согласие и послушание. Таким образом, единство Украинской Церкви будет сохранено или достигнуто, а ее отделение от Российской Церкви будет решительно и полностью утверждено. Канонические основания для таких действий с католической точки зрения являются благоприятными, а с точки зрения восточного православия они легальны, логичны и не требуют объяснения. На все это я мог бы получить подтверждение из Рима, или, если быть более точным, я в значительной степени уже закончил приготовления. Православие Церкви не было бы уничтожено. Оно должно быть сохранено во всей его полноте. Нужно только очистить его самым радикальным образом от московского влияния".

    Чтобы лучше представить себе духовный облик митрополита Андрея, необходимо обратиться к еще одному периоду его деятельности - времени II мировой войны. Всего лишь несколько штрихов. Львов был занят гитлеровцами 30 июня 1941 г. А уже 1 июля Шептицкий обращается к своей пастве с исполненным ликования обращением к пастве по поводу этого события. 5 июля последовало еще одно пастырское послание митрополита Андрея. Его тон был еще более возвышенным: "По воле всемогущего и всемилостивого Бога начинается новая эпоха в жизни нашей родины. Победоносную немецкую армию, занявшую уже почти весь край, приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага. В этот важный исторический момент призываю вас, отцы и братья, к благодарению Бога, верности Его Церкви, послушанию властям и усиленному труду. Чтобы отблагодарить Всевышнего за все, что Он нам дал, и умолить о милости на будущее, каждый душепастырь отслужит в ближайшее воскресение по получении этого призыва благодарственное богослужение и после песни "Тебе Бога хвалим" провозгласит многолетие немецкой армии и украинскому народу". В августе 1942 г. униатский митрополит в своем очередном послании к греко-католической пастве благословил трудиться на благо Рейха в воскресные и праздничные дни.

    Обращался Шептицкий и непосредственно к Гитлеру. Так, например, он отправил ему поздравительное письмо по случаю взятия немецко-фашистскими войсками Киева. Вот его текст:

    "Его высокопревосходительству, фюреру Великонемецкой империи

    Адольфу Гитлеру. Берлин.

    Рейхсканцелярия.

    Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре - Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством... Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа.

    С особым уважением Андрей, граф Шептицкий - митрополит".

    Шептицкий возглавил также еще одну крайне неприглядную акцию униатского духовенства - его активное участие в формировании в 1943 г. дивизии СС "Галичина", в состав которой набирались украинцы-галичане. Как пример коллаборационизма Шептицкого в годы немецкой оккупации можно привести еще один документ. Это подписанное лично Шептицким 1 января 1944 г., почти накануне вступления советских войск в Галицию, обращение к руководству греко-католической общины Преображенского храма во Львове, в котором он поручает отдать колокола немецким властям на переплавку для нужд фронта.

    В свете всех цитированных выше свидетельств довольно странным выглядит требование Украинской греко-католической церкви, с которым ее иерархи обращаются к властям, - реабилитировать униатскую церковь. Требование это тем более непонятно, что никакого официального обвинения в отношении УГКЦ предъявлено не было. Были только аресты епископов и незначительного числа священников УГКЦ, а затем ее самоупразднение на Львовском Соборе 1946 г. Так что в этом смысле репрессии против униатов ничем не отличались от гонений на Православную Церковь, гораздо, впрочем, более масштабных.

    Другой отмеченный Папой "Слуга Божий" греко-католический "патриарх" Иосиф Слипый известен тем, что выполнял доверительные поручения Шептицкого относительно нацистских военных формирований - дивизии "СС-Галичина" и батальона "Нахтигаль" и вооруженных формирований ОУН-УПА, которые уничтожили сотни православных священников на Украине. В числе убитых - митрополит Киевский Алексий (Громадский), предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

    Важным аспектом папской речи стал призыв к греко и римо-католическим епископам "выполнить задание новой евангелизации", что противоречит его заявлениям, сделанным за день до того, что его визит не носит прозелитического характера. Папа продолжил: "Пусть же ваши церкви, так как уже успешно сложилось в разных душепастырских практиках, сумеют найти гармоничные формы взаимопомощи в сфере катехизации, центрах католического просвещения и образования, присутствия в средствах массовой информации".

    Заключая свою речь, Папа сказал: "Разделение христиан на разные конфессии представляет один из наибольших вызовов нашего времени, путь, которым должно пройти, чтобы достигнуть полного примирения, видимо будет долгим, но опыт прошлого позволяет нам с надеждой смотреть в будущее". Как известно из вероучительных документов Католической церкви и многочисленных заявлений ее иерархов, единение христиан возможно только при признании всеми христианами главенства Папы Римского, примером такого единения является греко-католицизм, поэтому слова Папы о необходимости преодоления межконфессиональных барьеров могут означать то, что Папа ставит перед своими епископами задачу дальнейшего распространения унии на территории Украины. Напутствуя своих епископов в этом пути Папа сказал: "Я, преемник св. Петра, сегодня хочу призвать вас, чтобы вы шли этим путем и заверяю, что апостольская столица поддерживает ваши великодушные усилия".

    Дмитрий Сафонов, Страна.Ру


    Представители не всех церквей захотели встретиться с Иоанном Павлом II

    25.06.2001

    См. также:

  • Предыдущие новости о визите Папы Римского на Украину
  • Ф.М. Достоевский "СИЛА МЕРТВАЯ И СИЛЫ ГРЯДУЩИЕ"
  • Протоиерей Максим Козлов о православно-католических отношениях в свете папского визита

    КИЕВ, 24 июня - Папа Римский Иоанн Павел П призвал руководителей религиозных организаций Украины к "открытому, терпимому и честному диалогу".

    Выступая сегодня вечером в Киеве перед руководителями 16 из 19 крупнейших религиозных организаций Украины, представленных во Всеукраинском совете Церквей и религиозных организаций, Понтифик высказал пожелание, чтобы "через открытый, терпимый и честный диалог можно было найти соответствующие развязки, всегда сохраняя атмосферу искренней толерантности и активного сотрудничества ради общего добра".

    По информации ИТАР-ТАСС, Понтифик призвал религиозных лидеров Украины "не останавливаться в общих поисках все большего взаимного обмена духовными ценностями в свободе и толерантности в справедливости". "В этом заключается величайший вклад, который вы можете дать целостной поступи украинского общества", - сказал Глава Римской Церкви.

    Встреча Папы с религиозными лидерами республики проходила в здании Национальной филармонии. На совете председательствовал глава Украинской греко-католической Церкви, кардинал Любомир Гузар.

    Всеукраинский совет Церквей создан 5 лет назад по инициативе Христианско-демократической партии. В него входят 19 Церквей и организаций.

    Страна.Ру


    Кароль Войтыла бывал в Западной Украине за два месяца до войны

    24.06.2001

    "Армейское" прошлое нынешнего главы Римско-Католической Церкви
    Никогда не знаешь - что в жизни пригодиться. Лучше просто ничего не выбрасывать. А уж для такой небольшой вещицы, как негатив или старая фотография, место найдется даже в самой маленькой квартирке. И тогда давно ушедшее и канувшее в вечность может возродиться всенародным достоянием.

    Именно так всплыло "армейское" прошлое нынешнего главы Римско-Католической Церкви. В миланской газете "Джорнале" были опубликованы забытые фотографии, на которых 19-летний Кароль Иосеф Войтыла изображен с винтовкой в руках.

    Сделаны эти фотографии были в июле 1939, за два месяца до начала Второй мировой войны, на территории нынешней Западной Украины. Кароль Войтыла, который перешел на второй курс философского факультета Ягеллонского университета в Кракове, был призван на летние военные сборы.

    Автором фотографий оказался другой польский студент, Адам Гатты-Костял. Он вспоминает, что в лагерь на сборы студентам было предписано явиться в полном обмундировании, "с тремя сменами белья, спортивной формой, вешалкой и полотенцами". А кроме того, военным руководством новоиспеченным солдатикам было позволено взять с собой музыкальные инструменты и фотоаппараты.

    В 1978 году Гатты-Костял увидел по телевизору репортаж из Рима - бывший сотоварищ Кароль Войтыла стал Папой Римским Иоанном Павлом II. Прошли долгие годы, прежде чем Адам смог обнаружить старые фотографии и негативы, которые, наконец, увидели свет.

    Так, через 60 лет призывник Кароль Войтыла вернулся Папой Римским Иоанном Павлом II практически в те же места, где он проходил военную службу.

    Мария Свешникова, Страна.Ру


    Иоанн Павел II обратился к украинскому народу с подиума, сооруженного в форме корабля

    24.06.2001

    МОСКВА, 24 июня /Дмитрий Сафонов, Киев/ - В 10.30 по московскому времени на спорткомплексе "Чайка" в Киеве началась литургия по латинскому обряду (месса), которую совершал Папа Иоанн Павел II.

    Организаторы визита Папы планировали, что на мессе будут присутствовать около 300 тыс. человек, однако пришедших было существенно меньше, около 100-150 тыс. Полностью занятыми оказались только два сектора стадиона. Основную массу присутствовавших на мессе людей составляли приехавшие из Польши и других стран паломники, однако было очень много жителей Украины.

    Иоанн Павел II поднялся на подиум, сооруженный в форме корабля. Вместе с понтификом здесь находились 250 римо-католических и униатских кардиналов и епископов и 400 священников, которые раздавали причастие верующим.

    (Порядок причастия у католиков существенно отличается от православного. Если православные причащаются Телом и Кровью Христовыми из чаши с помощью лжицы, то причастие у католиков происходит одним Телом Христовым - верующим раздаются специальные облатки. Современный порядок мессы утвердился в Католической Церкви после II Ватиканского Собора 1962-1965 годов, который изменил древний порядок совершения мессы, существенно модернизировав его и сократив.

    Между Православной и Католической Церквами нет евхаристического общения, поэтому для православного верующего причащение в католическом храме недопустимо. Само отношение к этому таинству существенно различается. Православный верующий должен тщательно подготовиться к причащению: соблюдать пост в течение нескольких дней, исповедоваться и причащаться натощак.

    Для католика эти условия не необходимы. Подготовка заключается в том, что он должен воздержаться от пищи в течении одного часа. Причащение у католического священника для православных, по учению Православной Церкви, является тяжким грехом, который приравнивается к отречению от православной веры, поэтому причащаться в православном храме человек, совершивший этот грех, может только после принесения покаяния. - Прим. авт.)

    Иоанн Павел II совершил молитвы на украинском, польском и русском языках. Одним из центральных моментов проповеди, которую произнес Папа Римский, были слова о том, что в Украине пересеклись восточная и западные традиции: "О, какой расцвет духовной, литургической и церковной жизни развился из встречи разных культур и религиозных традиций! Это замечательное наследие теперь доверено вам, дорогие братья и сестры! В течение этих дней посещения вашей страны, я молюсь о том, чтобы ваше поколение в начале нового тысячелетия было на высоте славных традиций минувшего!" (Соединением религиозных культур, видимо, является Греко-Католическая Церковь, которая появилась в Украине в конце XVI века и которая, сохраняя восточный обряд, считает своим главой Папу Римского.)

    На богослужении присутствовал президент Украины Леонид Кучма, спикер украинского парламента Иван Плющ, премьер-министр Анатолий Кинах, другие официальные лица.

    На время визита понтифика в Киеве был отключен российский телеканал РТР, причем во всех студиях кабельного телевидения (в Киеве их несколько). Официальной причиной объявлены технические проблемы, якобы имеющие место на российском спутнике "Горизонт", через который осуществляет свое вещание РТР.

    Однако это не так: отключение РТР на разных кабельных студиях Киева произошло в разное время. Так, на КТМ российский канал не работает уже более двух суток, тогда как на IVK РТР отключили вчера поздно вечером. Впрочем, в ряде регионов Украины - в Донбассе и Крыму - РТР функционирует нормально, о чем, в частности, свидетельствуют приехавшие для частного отдыха в Крыму.

    А вчера в Верховной раде произошел скандал, связанный с обсуждением незаконного расходования бюджетных средств на "религиозные акции" понтифика, включая строительство 60-метрового алтаря в спорткомплексе "Чайка", различные льготы для 2 млн. зарубежных паломников и многое другое. По некоторым данным, было израсходовано более $10 млн. Однако информацию о скандале ведущие СМИ Украины решили не разглашать.

    Вечером состоится встреча Папы с членами Всеукраинского Совета Церквей.

    Страна.Ру


    Понтифика постоянно сопровождают две реанимационные бригады

    24.06.2001

    КИЕВ, 24 июня - В спорткомплекс "Чайка" под Киевом, где проходят литургии Папы Римского Иоанна Павла II, медики доставили банк крови на случай нестандартных ситуаций. По сообщению ИТАР-ТАСС, об этом заявил сегодня журналистам заместитель министра здравоохранения Украины Анатолий Карташ. При этом он отметил, что медикам известна группа крови Папы Римского и группы крови других особо важных персон. По его словам, украинские медики во время визита понтифика работают в тесном контакте с медиками Папы Римского. В частности, сказал Анатолий Карташ, в кортеже Папы постоянно находятся две реанимационные бригады. Кроме того, по словам заместителя министра, подготовлен медперсонал на высоком профессиональном уровне, готовый обслуживать в случае необходимости Иоанна Павла II и других важных персон, иностранных гостей и паломников.

    Карташ отметил, что в спорткомплексе постоянно дежурит вертолет, который может быть использован в случае нестандартных ситуаций и террористических актов. По данным заместителя министра, в частности, в спорткомплексе "Чайка" в секторах дежурят медсестры, находящиеся на расстоянии 50 м друг от друга. Также, по его словам, в распоряжении медслужбы - около 500 носилок, станция переливания крови. Всего в "Чайке" действуют около 40 бригад "Скорой медицинской помощи", а по Киеву и области задействовано около 80 бригад "Скорой помощи", выделено 10 больниц для оказания медицинской помощи паломникам.

    По словам заместителя министра, сегодня к 13.00 по московсому времени в мобильный госпиталь МЧС за медицинской помощью обратились 40 человек.

    Страна.Ру


    Папа Римский не смог выйти к паломникам

    24.06.2001

    КИЕВ, 24 июня - Пришедшие в спорткомплекс "Чайка" паломники, присутствовавшие на литургии Папы Римского Иоанна Павла II, не дождались понтифика, который должен был, переодевшись, в "папамобиле" проехать между секторами, сообщает РИА-Новости.

    После 20-минутного ожидания на подиум вышел священнослужитель, сообщивший, что Папа Римский во время мессы (литургии) очень устал и уехал в резиденцию на автомашине.

    Глава Ватикана попросил за это прощение. На сегодняшней литургии, которая проводилась по латинскому обряду, по последним данным, присутствовали 100 тыс. человек.

    Страна.Ру


    Понтифик не увидит Софийский собор даже как частное лицо

    24.06.2001

    КИЕВ, 24 июня - Папа Римский Иоанн Павел II не будет посещать в Киеве Софийский собор, против чего особенно возражала Украинская Православная Церковь Московского Патриархата.

    Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в оргкомитете визита. Хотя официальной программой визита не предусматривалось посещение Софии Киевской, понтифик, прибыв в Киев, высказал намерение осмотреть собор как частное лицо. Между тем сегодня с утра у Софийского собора собралось около 300 противников визита Папы Римского.

    Софийский собор - всемирно известный памятник истории, архитектуры и монументальной живописи первой половины XI века. Этот храм времен Киевской Руси особо почитается православными. Собор является национальным музеем, однако в нем иногда проводятся богослужения.

    Страна.Ру


    Константинопольский Патриарх объединяет неканонические Православные Церкви

    24.06.2001

    КИЕВ, 24 июня - 20 июня в Тернополе состоялась встреча между лидерами неканонических Церквей Украины УАПЦ и УПЦ КП Филаретом Денисенко и Мефодием (Кудряковым).

    Встреча явилась следствием тех договоренностей, которые были достигнуты 13 июня на Фанаре. Цель которой - учреждение единой церковной организации этих структур, которая по их планам будет признана Константинополем как единая Православная Церковь. Филарет Денисенко и Мефодий Кудряков договорились о том, что будут проводить совместное богослужение и утвердили евхаристическое общение между этими церковными образованиями.

    19 июля состоялась встреча делегаций УАПЦ и УПЦ КП, на которой уже была достигнута договоренность о совместном служении священников обеих Церквей.

    13 июля делегации этих церковных организаций заручились личной поддержкой Патриарха Варфоломея, который благословил создание в Украине автокефального Украинского Патриархата, который, однако, не определил свою точку зрения по вопросу о том, кто должен ее возглавить.

    Следующая встреча лидеров УАПЦ и УПЦ КП, на которой планируется окончательно закрепить евхаристическое единство этих Церквей, должна состояться 6 июля.

    Согласно договоренности, достигнутой на Фанаре, была создана специальная комиссия, которая должна начать работу по скорейшему объединению УАПЦ и УПЦ КП. В состав этой комиссии вошли представители иерархии обеих церковных структур: митрополит Львовский Андрей, архиепископ Ровенский Даниил, епископ Переяслав-Хмельницкий Димитрий, митрополит Тернопольский Мефодий, митрополит Ивано-Франковский Андрей, епископ Львовский Макарий. Комиссия будет действовать под эгидой архиепископа Всеволода Скопельского (УПЦ в США, Константинопольский Патриархат), который должен систематически информировать Патриарха Варфоломея о ходе объединения Церквей.

    Очевидно, что Константинопольский Патриархат осознает всю одиозность Филарета Денисенко и пытается выдвинуть на роль главы объединившихся УАПЦ и УПЦ КП другое лицо. По всей видимости, Патриарх Варфоломей видит в качестве "такого лица" архиепископа Всеволода, хотя на встрече на Фанаре он уклонился от прямого ответа на этот вопрос, ответив, что в начале необходимо решить проблему с объединением Церкви, а затем уже решать вопрос о ее главе.

    Кандидатура архиепископа Всеволода является компромиссной для обеих сторон и УПЦ КП и УАПЦ. Архиепископ Всеволод известен своими симпатиями к униатам, он постоянный гость синодов УГКЦ и считает, что новая единая УПЦ должна находиться в церковном общении с Римом и Константинополем.

    Достигнутые соглашения между УАПЦ и УПЦ КП призваны, во-первых, продемонстрировать Папе Римскому на предстоящей встрече с представителями Всеукраинского совета Церквей, что именно они, а не УПЦ МП, являются истинной Православной Церковью в Украине, а во-вторых, позволит им предъявить ультиматум Московскому Патриархату на встрече в Цюрихе 15 июля, чтобы попытаться заставить Москву признать их параллельную юрисдикцию в Украине.

    Отвечая на вопрос Страны.Ru, управляющий делами УПЦ МП епископ Митрофан заметил: "К сожалению, Константинопольский Патриарх пошел на контакт с этими раскольническими группировками, пренебрегая мнением нашей Церкви. Наши епископы направили Константинопольскому Патриарху послание, в котором отображено мнение Патриарха Алексия II о том, что Константинопольская Церковь вмешивается в дела РПЦ и идет на прямые контакты с раскольниками.

    Если Вселенский Патриарх пожелает принять участие в наших внутренних делах в Украине, это может в несколько раз превзойти ту ситуацию, которая складывается в Эстонии".

    Епископ Митрофан считает, что соглашение с УАПЦ и УПЦ КП должно было подписываться при участии и в присутствии делегации Московского Патриархата. "Получается, что Константинополь, несмотря на все соглашения, ведет одностороннюю политику. Любое единоличное вмешательство Константинополя во внутренние дела Украинской Церкви, принесет вред православию не только в Украине, но и Вселенскому православию в целом", - подчеркнул владыка.

    Страна.Ру


    [ вернуться к списку новостей ] [ на главную страницу ]


    [ главная | библиотека | новости | родителям ]


  • Copyright © Zavet.Ru
    Православное чтение, 2001-18 г.

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU