Евангельская история в проповедях

Иерехон, исцеленный слепой и прощенный Закхей

Иерехон, исцеленный слепой и прощенный Закхей Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лук.19.1-10)

Синодальный перевод

Сейчас Иерехон, где происходили многие Библейские события, это небольшой городок Палестинской автономии. По его улицам бегают темнокожи арабские дети, говорят, что они появились здесь в начале в IXX века, когда Британия завезла сюда африканцев для строительства железной дороги. Дети просят у паломников милостыню, а паломники прибывают в Иерехон посмотреть на «дерево Закхея» и взойти на Гору искушений, где, по преданию постился Господь после Крещения и перед выходом на проповедь. На самом верху величественной горы видны стены русского монастыря, построить который помешала сначала первая мировая война, а затем революция. А где-то на середине находится небольшой, вырубленный в камнях, греческий монастырь с балкона которого открывается вид и на Иудейскую пустыню, вплоть до мертвого моря, и на сам город, одно из самых древних на Земле поселений, существующих и доныне.

Когда совершив Пасху Ветхого Завета вышедший из Египетского рабства народ, вошел в землю обетованную, то первым городом взятым штурмом стал Иерехон. Город был разрушен и предан огню, а затем, через какое-то время, вновь отстроен. Прошли тысячелетия и направляясь в Иерусалим, что бы там совершить Пасху Нового Завета – вывести человека из рабства греха и смерти Господь проходит через Иерехон. Это был последний путь Его земной жизни, а Иерехон, находящийся в двадцати километрах от столицы, последней остановкой перед предместьем Иерусалима – Вифанией. В Иерехоне Господь учит и совершает чудеса, являет Свою милость – исцеляет и прощает.

И каждое чудо совершенное Христом Богом, помимо реальной истории, есть также откровение о нашем спасении. Каждое чудо можно рассматривать и понимать еще как образ отношения Бога к человеку.

Вот, Господь входит в город, Его окружают ученики и множество народа, шум толпы доносится до слепого просящего милость у городских ворот.

«Что это? – взволнованно спрашивает он – что случилось?» И узнав, что рядом проходит Иисус, начинает громко взывать к Нему о помощи.

Но те люди, что отделяют нищего от Спасителя, пытаются заставить его замолчать, слишком мелкий он человек, что бы на него обратил внимание Учитель. Но слепой только громче молит: «Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя». Конечно, этот человек свидетельствует о своей вере, ведь Сын Давидов это Христос!

Остановившись, Господь подзывает нищего и спрашивает, чего он хочет, и в итоге исцеляет его.

Как символически можно прочесть эту историю?

Иерехон находится почти в самой нижней точке земной поверхности, он на 225 метров ниже уровня моря, и Господь снисходит в наш мир. Господь проходит мимо нас, и если мы слышим о Нем как Спасителе, мы можем обратиться – воззвать к Нему. При этом весь мир вокруг нас пытается сделать так что бы мы замолчали. Господь останавливается рядом с нами и спрашивает, чего же мы хотим. И каждый человек хочет счастья, каждый хочет что бы в его жизни был смысл и свет. И все это может дать нам Господь даровавший нищему и слепому прозрение. Ведь «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5.20).

В остальных синоптических, то есть согласных между собой, Евангелиях – от Матфея и Марка, тоже говорится об этом чуде. Только у Матфея сказано о двух исцеленных, Марк говорит об одном из них и даже называет его имя: Вартимей, то есть сын Тимея. Быть может этот человек, который «прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мк. 10,52) был знаком первохристианской общине, или же Петр познакомился с ним на той дороге, и потом часто рассказывал об этом упоминая его имя, так что это врезалось в память евангелиста Марка, писавшего со слов Петра. Интересно, что по Матфею и Марку, Господь сотворил это чудо на выходе из Иерехона, а по Луке – входя в город. Как это можно понять и чем объяснить? Тем, что у трех разных людей, описавших одно и то же событие, разное восприятие? Или же, как считали некоторые, было две разные истории произошедших на входе и выходе из города? Или же, здесь речь идет о богословском восприятии движения, (ведь даже в пространстве Литургии, то, что названо Входом, зрительно предстает перед нами как выход духовенства из Алтаря), и у Матфея и Марка, совершив исцеление, Господь устремляется в Иерусалим, что бы там исцелить уже смерть Своим Воскресением, а у Луки Он прежде совершает еще одно благодеяние.

Один из тех, кого коснулась милость Божия в Иерехоне был слеп, а прозрев увидел свет и Воплощенного Бога, а другой – мытарь Закхей мечтал увидеть Господа и получил не только исполнение желания, но и спасение.

Мытарь был самым последним грешником, и потому что собирал налоги для языческой римской власти и потому что обирал своих соотечественников, а Закхей, к тому же, был еще и начальником над другими мытарями. И вдруг он совершает несерьезный и несвойственный для руководителя поступок – лезет на дерево, потому что из-за толпы ему не увидеть Спасителя которой вот-вот пройдет рядом. И этот мальчишеский поступок спасает Закхея потому что Господь видит его. Евангелист отмечает, что Закхей мал ростом и потому за спинами других ему не узреть Христа. Но ведь Закхей занимается предосудительным делом и потому он еще совсем мал духовно и ему не дотянутся до Господа, так происходит и с нами. Но когда у человека появляется желание узнать о Христе, когда человек хочет подняться над обыденностью, если он как Закхей, который карабкался на дерево, устремляется ввысь, то Христос Бог обращает на него внимание и называет по имени, как тогда в Иерехоне, Господь заметил сидящего на смоковнице мытаря и сказал: «Закхей поторопись, сегодня Я буду у тебя».

И когда Христос входит в дом явного грешника, то все, конечно же, начинают роптать. Ведь люди обычно оценивают внешние обстоятельства событий и не видят тех перемен которые уже произошли с Закхеем и о которых знает Господь, Которому открыты помышления сердец. Делами Закхей подтверждает свою веру: «Господи, вот пол имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо». Каждый человек особенный в глазах Господа, потому и относится Он к каждому человеку по разному: богатому юноше в ответ на вопрос о совершенстве предлагает раздать все свое имение, о бедной вдове, вложившей в сокровищницу храма все, что она имела, Господь сказал что она дала больше чем те кто пожертвовали значительные суммы, кого то Господь призывает следовать за Ним, а кому то отказывает…

И вот от Закхея достаточно только половины имения, ведь уже ясно что от ныне он будет зависеть не от денег, а От того Кто даровал ему прощение и сказал: «Сегодня пришло спасение этому дому потому что и сей – сын Авраама есть»

Посмотрите, в Евангелии Господь приходит ко всем людям, к фарисеем, которые собирают обвинения на Него, приходит к явным грешникам – мытарям, более того, одного из них избирает для того, что бы сделать из него ученика – апостола и евангелиста. Господь приходит на свадьбу к совсем простым людям, у которых даже не хватает вина на свадебном пире, и помогает им – претворяет воду в вино. Это значит что Господь может придти и к нам, потому что дом для Бога – это Церковь, дом для Бога – это мы. И каждый раз когда в Церкви совершается Литургия Господь приходит к нам в Таинстве Причащения. Молитвы святителя Иоанна Златоуста из чина причащения так говорят об этом: «Господи Боже мой, вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити: но якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему; и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души, и во оскверненное мое тело внити. И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя»; и еще: «Несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея; но понеже хощеши Ты, яко Человеколюбец, жити во мне, дерзая приступаю; повелеваеши, да отверзу двери, яже Ты един создал еси, и внидеши со человеколюбием якоже еси, внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл».

Но как мы встречаем Бога, если в нашем сердце место «где Он может приклонить голову», что можем мы Ему сказать – это зависит только от нас. Можем ли мы изменить свою жизнь и можем ли мы отречься от того что нас разделяет с Богом, можем ли принять Бога в свою жизнь. Сможем ли мы как Закхей свидетельствовать что отныне наша жизнь станет совсем иной. И как прощенный грешник Закхей, мы можем надеяться на Божию милость, ведь также как и он, мы чада Авраама, потому что Авраам назван «отцом всех верующих» и если мы веруем в Бога, и верим Ему то и на нас исполняются обетования Божии, Его любовь, Его милость и Его прощение. Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: