Евангельская история в проповедях

«И Слово стало плотью…» Евангельское чтение на Пасху

В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. Оно было в начале с Богом. Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло. В Нем была жизнь, и жизнь была свет людям. И свет во тьме светит, и тьма его не объяла. Явился человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез него. Не был он Свет, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир. В мире Он был, и мир чрез Него возник, и мир Его не познал. К своим пришел, и свои Его не приняли. Всем же, кто принял Его, — дал им власть стать детьми Божиими, верующим во имя Его, которые не от крови, и не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога были рождены. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Иоанн свидетельствует о Нем и провозглашает: это был Тот, о Ком я сказал: Идущий за мною впереди меня стал, потому что прежде меня был. Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; потому что Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа. (Ин. 1, 1-17)

Перевод епископа Кассиана (Безобразова)

На исходе Страстной седмицы наступает Великая Суббота – день, в который снятое с Креста Тело Христа Спасителя покоилось во Гробе. На литургии этого дня священнослужители переоблачаются из темных в светлые одежды, и звучит Евангелие от Матфея, в котором уже говорится о воскресшем Господе. А в саму пасхальную ночь праздничное чтение, как это ни удивительно, говорит нам не о Воскресении.

В пасхальную ночь мы слышим пролог Евангелия от Иоанна Богослова – о начале начал.

Начало богословия

Конечно, не случайно Церковь избрала именно этот текст, именно это евангельское зачало для того, чтобы оно возвещалось на Пасху, в праздник праздников. Ведь именно в этих словах заключена вся суть православного учения о Боге – учения о Пресвятой Троице и учение о Христе, Боге и Человеке. И по всей вероятности, именно из-за пролога своего Евангелия, в котором сконцентрирована полнота знания Церкви о Боге, Иоанн и получил именование Богослов.

Богословие древней Церкви – это область вопросов о троичном Боге: учение о равенстве Отца и Сына, учение об их различии, а затем приложение найденных формул к Духу Святому. Все другие вопросы относились к области икономии – учению о том, как Бог управляет Своим домом – мирозданием. Свое начало троическое богословие Церкви берет именно в прологе четвертого Евангелия. Именно у Иоанна мы читаем, что Слово было у Бога и что Оно тоже было Богом; из этих положений и был впоследствии выведен догмат о единой сущности Отца и Сына и Святого Духа и об их различии в Ипостасях.

Заключено в прологе четвертого Евангелия и христологическое учение Церкви (учение о том, как сочетаются Бог и Человек в единой Личности Христа): Слово не только «было Богом», но и «стало плотью» – то есть Человеком. И святой Иоанн свидетельствует о Нем, чтобы мы веровали в Него и через эту веру имели жизнь вечную.

Смысл всех вещей

В прологе четвертого Евангелия наше внимание останавливается прежде всего на том имени, которым назван здесь Сын Божий, – Слово, или Логос.

Святой Иоанн стал учеником Христовым, когда был еще совсем молодым человеком, а благовестие Христа записал будучи уже старцем. Было это в малоазийском городе Эфесе – крупном центре эллинской культуры. Напомним, что именно в этом городе в свое время поселился Иоанн вместе с Девой Марией, порученной ему Христом на Голгофе, и там же в 431 году состоялся Третий Вселенский Собор, догматически подтвердивший термин «Богородица»; а за несколько веков до Иоанна там же жил греческий философ Гераклит, который и ввел в философию термин «логос», означавший общий закон гармонии мироздания. По Гераклиту, этот космический Логос обращается к людям, но люди не могут его расслышать и понять. Термином «логос» широко пользовались различные философские школы, в частности стоики: у них Логос есть смысл всего существующего, к которому направлены логосы – смыслы – всех вещей, то есть смысл существования каждой отдельной вещи сокрыт в едином мировом Логосе.

Между тем в совсем другой культуре, в культуре Ветхого Завета, тоже существовало понятие слова как обозначение действия Высшей силы. Так, например, в книге псалмов мы читаем, что Словом Господним утверждены Небеса, что Бог посылает Слово Свое на землю, и что Слово будет судить людей, и что Слово избавляет человека от могилы. И вот в чем здесь главное отличие: если для греческого мира, не знавшего Единого Бога, Логос был безличным законом, то в Ветхом Завете, где «Высшая сила» есть Бог, Слово Господне обладает отчетливым личным началом.

И святой Иоанн, принадлежавший традиции Писания, но писавший на греческом языке, для эллинов, боговдохновенно избирает именно это слово – укорененное в Писании и одновременно угаданное проницательной интуицией античной философии.

То Слово, свидетельствует Иоанн, о котором таинственно возвещало Писание и о котором размышляли философы и есть Иисус Христос – Бог Слово, через Которого сотворил Отец мир, и Который пришел в мир, и Который стоит в центре мироздания, и о Котором апостол Павел напишет, что «все Им и для Него создано» (Кол.,1.16).

Начало всех начал

Евангельское учение о Логосе получило свое развитие у церковных писателей-апологетов, утверждавших истинность христианства перед лицом языческого мира. В их произведениях и начинало формироваться богословское учение Церкви. Самым известным из апологетов стал святой мученик Иустин Философ, который в молодости в поисках истины прошел через различные философские школы, а обрел эту истину, поверив Христу. При этом он до конца своей жизни продолжал носить плащ философа и в историю тоже вошел с именем Философа – любителя «мудрости, сходящей свыше». О Логосе Христе, о Его близости к человеку святой Иустин написал совершенно удивительные вещи: о том, что Логос находится даже среди тех, кто Его не знает. Так, те философы, которые носили Логос в душе и жили согласно с Ним, по Иустину, «суть христиане, хотя и считались безбожниками». «Таковы, – пишет Иустин, – Сократ и Гераклит и им подобные» (I Апология, 46). И еще, говорит святой мученик, «все хорошее, что сказали люди, принадлежит нам, христианам» (II Апология, 13), потому что все семена добра, любви и правды – от Христа Логоса, Который, по евангелисту Иоанну, есть Свет, Путь, Истина и Жизнь для всякого человека, грядущего в мир.

О присутствии Логоса в истории и человеческой жизни говорит и другой апологет, святитель Мелитон Сардийский. Слово Отца «с иными было убито, с иными оно было на чужбине, с иными спасалось бегством, с иными перепиливалось и с иными находилось на корабле – пишет он и далее поясняет, что имеет в виду: Слово всегда сострадало человеку и было с праведными: с Авелем умерщвлялось, с Давидом спасалось бегством, с Авраамом странствовало, и Исаией перепиливалось, с Ноем было в потопе водном…»

Так Слово действовало еще в эпоху Ветхого Завета, а с Воплощением Оно пришло к нам и стало Плотью. Ветхий и Новый Завет объединяет одна надежда и одна вера, одно Слово Божие, один Господь Христос.

Пасхальное чтение открывается тем же словом, что и вся Библия: «В начале…» Но если в книге Бытия речь идет о начале мироздания, то в четвертом Евангелии – о начале Спасения: это возвращение к отправной точке Священной истории, в которой Превечный Бог определяет Спасение человека еще прежде его сотворения. И это Спасение, которое есть будущее человека, Бог совершил две тысячи лет назад – Своим воплощением, Своей Смертью и Своим Воскресением. Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: