Евангельская история в проповедях

Две главные заповеди

И один законник из их числа спросил, искушая Его: «Учитель! Какая заповедь в Законе самая великая?» Он же ответил: „Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим“. Это самая великая и первая заповедь, а вторая подобна ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. На этих двух заповедях держится весь Закон и Пророки. (Мт.22.35-40)

Перевод Сергея Авринцева

Многие люди, не знакомые с Евангелием, полагают, что христианство представляет собой религию нравственных предписаний. Но, во-первых, некоторые христианские мыслители отказываются именовать нашу веру религией. Ведь само слово «религия» означает связь человека с божеством. А в христианстве мы видим единство Бога и человека в Личности Господа Иисуса Христа. И, во-вторых, нравственные заповеди, являются следствием самого главного в Евангельской вести – пришествия в мир Сына Божьего. Но в тоже время, церковные заповеди бесценны, потому что если для неверующих нравственные предписания являются следствием исторических и социальных процессов, то для нас их творцом является Господь Бог. И на вопрос о том, что является самым главным в нравственном законе вложенном в сердце человека и в том Законе который был открыт ветхозаветному человечеству однажды ответил Сам Господь.

Мы видим в Евангелии, что люди, не принимающие учение Спасителя неоднократно пытаются уловить Господа в слове, что бы затем обвинить Его. Фарисеи и иродиане подсылают своих учеников с вопросом позволительно или нет платить налог кесарю, саддукеи, которые не верят в воскресение из мертвых, спрашивают Господа о какой-то невероятной истории – вдове семи умерших братьев. И когда Господь Своим ответом посрамляет саддукеев как «незнающих ни Писания, ни Силы Божией» то фарисеи – идейные противники саддукеев собираются вместе и один из них – «законник» – то есть знаток и толкователь Закона, желая испытать Господа, «искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Конечно, законник не знает, что он обращается не просто к учителю, но к Тому, Кто и даровал человеку Божественный закон. В Ветхом Завете содержится множество правовых норм и определений, но в его основе, прежде всего те 10 заповедей которые Господь Бог даровал Моисею на Синае. Декалог говорит об отношении человека к Богу, и об отношении человека к человеку. И суть этих заповедей, суть всего закона и всего о чем возвещали пророки, кратко сформулирована в самом Писании, именно эти слова сейчас и произносит Господь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем помышлением твоим (Втор. 6,5): это первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя» (Лев. 19, 18). И конечно, невозможно исполнить лишь одну из этих заповедей, они тесно связанны между собой. Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что мы имеем заповедь, что бы любящий Бога любил и ближнего. «И тот, кто говорит, что он Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжец. Ибо, как ты можешь любить Бога, которого не видишь, ненавидя брата которого видишь?» (1Ин…)

Но и для того что бы научиться любить человека, надо прежде всего знать о том, что это Бог любит нас, что это Он, как с удивлением говорит о себе и о других Иоанн Богослов, возлюбил нас тогда, «когда мы были еще грешниками». Бог возлюбил нас так, что отдал Сына Своего, чтобы Он стал Человеком и Кровь Свою пролил для того, что бы мы имели жизнь вечную. И зная то, как Бог относится к человеку, мы и сами можем учиться любить ближнего.

Евангелист Матфей очень отрицательно настроен к фарисеям и это связанно, в том числе и с той общиной к которой он обращается – христианам, воспитанным на Ветхом Завете и живущим во враждебной среде. И поэтому Матфей, передавая учение Христа и рассказывая о Его деяниях, обращает внимание именно на то, что Ветхий Израиль, его духовные вожди будут отвергнуты. В отличие от Матфея Марк, который записывал евангелие для римской христианской общины со слов Петра, рассказывая об этом эпизоде, говорит также и о том, что книжник услышав ответ Господа горячо с ним согласился и был удостоен от Него похвалы: «не далеко ты от Царства Божия». Знать и всем сердцем принимать заповеди Божии значит уже быть в преддверии Царства Божия!

После такого ответа фарисеи уже ничего не смеют спрашивать у Господа и тогда Он Сам спрашивает их, спрашивает о Себе: «Что вы думаете о Христе, чей Он сын? Ему отвечают: «Давидов». Но как же тогда Давид в своем пророческом псалме говорит о Христе: «Сказал Господь Господу моем: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног твоих» (Пс 109, 1) Как же Он сын Давида если тот называет Его Господом? Конечно, фарисеи не могли ответить на этот вопрос, потому что все полнота ведения Бога принадлежит Его Сыну, и тому, кому хочет Сын открыть – Его Церкви. Христос Сын Давидов по Своей человеческой природе воспринятой Им от Девы Марии Богородицы. А как Сын Божий, Христос пребывает превечно, и поэтому Давид именует еще не пришедшего в мир Христа Господом, также как Господом в этом псалме называет он и Бога Отца. Имя Господь связанно с историей Ветхого Завета, с призванием Моисея, которому суждено было вывести еврейский народ из рабства и через которого Бог даровал 10 заповедей. Однажды, когда Моисей пас овец своего тестя он увидел необычайное явление – светящийся куст, горящий и не сгорающий. И когда Моисей приблизился, то услышал голос Божий призывающий его пойти в Египет к сыновьям Израиля, что бы вывести их на свободу. И на вопрос Моисея: «Как Имя Тебе?». Бог отвечал: «Я есть Сущий».

Купину неопалимую, ежевичный куст, у которого Моисею открылся Бог, до сего дня показывают на территории монастыря святой Екатерины у самого подножия горы Мориа, на вершине которой Моисей получил каменные скрижали с 10 заповедями. А священное имя Божие – Сущий, Яхве, Я тот Кто есть – можно понимать как указание полноты Бытия которой обладает Бог по Своей природе. Это имя было окружено таким почитанием, что его лишь однажды в год произносил первосвященник, входя с жертвенной кровью в святилище Иерусалимского храма. В остальных случаях, при чтении Писания это имя заменяли словом Адонаи – Господь. И когда в третьем веке до Рождества Христова Закон и Книги пророков в египетской Александрии стали переводить на самый распространенный в Римской империи язык – греческий, то тогда священное имя Бога – Сущий передали титулом Господь. Таким образом, именуя Иисуса Христа Господом, мы свидетельствуем, что Он есть истинный Бог Который открывал Себя в Ветхом Завете, выводил народ из египетского рабства и даровал на Синае закон. И этот Бог пришел в мир став человеком, и этот Бог учит нас, как нам надлежит жить. Конечно же, каждый человек хочет быть счастливым, и мы видим, что весь закон и пророки, вся мудрость и духовный опыт человечества свидетельствуют, что Бог отнесется к нам так, как мы отнесемся к другим и другие – окружающие нас люди, отнесутся к нам так же, как мы отнесемся к ним. И Сам Христос Бог говорит нам что прежде всего мы должны учиться любить Бога и любить ближнего ибо именно в этом смысл всего данного человеку Божественного закона!


Православные книги

E-mail подписка: