Евангельская история в проповедях

Таланты – дары Бога

Да, это как если бы некто, удаляясь в другую страну, созвал рабов своих и оставил на них достояние свое; и вручил он кому пять талантов, кому два, кому один, каждому по силам его, и удалился. Тот, кто получил пять талантов, немедля пошел, вложил их в дело и нажил ещё пять; равным образом и тот, кто получил два, нажил ещё два. А тот, кто получил один, отошел и закопал деньги господина своего в землю. По прошествии долгого времени возвращается господин рабов тех и требует с них отчета. И тот, кто получил пять талантов, приблизясь, поднес другие пять со словами: «Господин, ты дал мне пять талантов; смотри, я нажил ещё пять талантов». Сказал ему господин: «Хорошо, раб добрый и верный! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; раздели радость господина своего!» И тот, кто получил два таланта, приблизясь, сказал: «Господин, ты дал мне два таланта; смотри, я нажил ещё два таланта». Сказал ему господин: «Хорошо, раб добрый и верный! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; раздели радость господина твоего!» И тот, кто принял один талант, приблизясь, сказал: «Господин, я знал, что ты человек суровый: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. Устрашась и отойдя, я зарыл талант твой в землю; вот тебе твое!» И ответил господин ему такими словами: «Раб злой и ленивый! Ты же знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал! Потому тебе надо было отдать мои деньги в ссуду, и тогда, возвратившись, я получил бы свое с лихвой. Так отберите у него талант и отдайте тому, у кого десять талантов. Ибо каждому имущему будет дано в преизбытке, а у неимущего отнято будет и то, что у него есть. И выбросьте этого негодного раба во тьму внешнюю! Там будет рыдание и скрежет зубовный. (Мт.25.14-30)

Перевод Сергея Авринцева

В Церкви мы молимся о рабах Божьих и сами себя именуем Божьими рабами. И если для людей не знакомых ни с Писанием, ни с церковным учением, словосочетание «раб Божий» зачастую является уничижительным, то для нас это высшее звание человека – мы призваны работать Богу Творцу Вселенной, а без Него все мы остаемся рабами греха и смерти. Только будучи соработниками Богу в преображении себя и мира мы можем обрести царственную свободу. Но свобода предполагает ответственность, каждый человек даст отчет за то как он распорядился своей жизнью и за то, как он реализовал дар веры. Этот ответ человек даст на страшном суде Христовым в конце жизни этого мира и этот ответ каждый из нас даст в конце своей жизни – покидая этот мир. И потому Господь предупреждает нас: «Бодрствуйте и молитесь потому что не знаете когда Сын Человеческий придет». После того как Господь рассказал ученикам о кончине мире и о Своем втором пришествии, Он еще согласно свидетельству Евангелия рассказал две притче объединенные темой Своего Второго Пришествия, Судом Божиим и ответом человека. Одна из них – притча о десяти девах из которых пять были умными, а пять дурами не подготовившимися к приходу жениха, другая притча – о талантах.

Сейчас словом «талант» мы называем тот или иной дар полученный человеком. Но во времена земной жизни Христа Спасителя талант обозначал денежную единицу – причем самую крупную, он составлял среднею заработную плату за пятнадцать лет. И вот Господин перед тем как уйти дает одному своему рабу один талан, другому три, и еще одному пять. Дары различные, ведь люди и приходят в этот мир разными… В день Вознесения Господь покинул землю что бы незримо пребывать с нами в Церкви и Ее Таинствах и Он оставляет нам свои дары, самые разные, но прежде всего – дар жизни и дар веры, ведь вера не от нас – она, по слову апостола – дар Божий (Еф. 2,8) Но в конце концов Господь спрашивает нас о том, что мы сделали с Его дарами. Те, кто не побоялись вложить полученные таланты в дело и приумножили их, названы добрыми и приглашаются разделить радость своего Господа. А тот, кто свой талант, свой дар закопал, назван и ленивым и лукавым. Он то и оправдывается: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь где не сеял, и собираешь, где не рассыпал…Вот тебе твое». Кого человек обычно обвиняет в своих бедах и неудачах? Обычно всех кроме себя. Такой человек зачастую и Бога представляет по своему образу – несправедливым. Так он и судится, согласно со своими представлениями: не зная что Бог есть милующая Любовь он претендует на рассмотрение дела по существу и ему, конечно же, нечего ответить. А что сможем ответить мы? Что мы принесем, или что должны были бы принести, чтобы не потратить жизнь в пустую и не закопать полученный от Господа талант?

Святитель Василий Великий говорит: «Думаю, что притча сказана о всяком даре Божьем, чтобы всякий, какую бы благодать от Бога получать не удостоился, приумножал ее, обращая в благодеяние и пользу многих; потому что никто не лишен Божией благодати». Если мы трудимся над тем что дал нам Господь, то дары в нас умножаются если же нет, только мечтаем что когда то для нас начнется жизнь добродетельная и духовная, тогда потеряем и то, что имеем «ибо всякому имеющему дано будет а у не имеющего отнимется и то что думает иметь». Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: