Евангельская история в проповедях

Сила Креста

Крест венчает наши храмы. Крест украшает священные книги и одежды священника. Крестным знамением мы осеняем себя, начиная и заканчивая молитву. И, наконец, все мы, православные христиане, носим образ Креста на своей груди. Крест – знак нашей веры, знак нашей принадлежности Христу. Но две тысячи лет назад почитание Креста как святыни стало неслыханным переворотом в сознании людей. Потому что тогда, когда Бог своим Воплощением посетил наш мир, крест был орудием страшной, мучительной и позорной казни. Не случайно апостол Павел сказал, что слово о Кресте было «безумием» для его неверующих современников.

Римляне перенимали у завоеванных народов не только достижения культуры: так у персов они позаимствовали чудовищную казнь на кресте. Распятие на кресте было настолько ужасным, что в Империи оно применялось только к рабам или бунтовщикам – политическим преступникам. Римских граждан так не казнили, и потому впоследствии апостол Павел – римский гражданин – за проповедь о Христе был, в отличие от остальных апостолов, не распят, а усечен мечом.

Напротив, когда в семидесятых годах до Рождества Христова римскими войсками с трудом было подавлено восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака, то шесть тысяч мятежников были распяты на крестах вдоль ведущей в Рим Аппиевой дороги. И вот именно в такой мир приходит Сын Божий. И именно такой смертью – смертью на кресте – умрет он как Человек. Умрет для того, чтобы победить смерть Воскресением, чтобы преобразить крест из орудия смерти в оружие нашей победы.

Крест есть откровения о мире, человеке и Боге. Крест говорит нам о том, как страшен может быть мир что когда Воплотившись его посетил Бог, то для Него не нашлось иного кроме Креста места. Крест говорит и о том, как уродлив может быть человек, создавший крест как орудие пытки и казни для себе подобных. Но Крест несет в себе и иной, высокий смысл: Крест говорит о Боге – о тайне божественной любви, о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Более того: в знаке Креста заключено откровение о нашем Господе: вертикаль – символ того, что Бог пришел на землю и в смерти сошел до самого ада, чтобы вывести оттуда всех, ожидавших Его пришествия, начиная с Адама и Евы. Вертикаль креста устремлена ввысь, в Небеса, в духовный космос, туда, откуда пришел Господь, куда Он взошел по Воскресении и откуда Он снова придет – судить живых и мертвых. Горизонталь же символ того, что Бог призывает к Себе всех людей – от Востока и до Запада, от начала мировой истории и до ее окончания. Крест соединяет прошлое и будущее, Крест соединяет земного и небесное и, наконец, Крест соединяет Бога и Человека. И в центре здесь – Богочеловек Иисус Христос, приносящий Себя в Жертву за жизнь мира. Крест заключает в себе все откровение о Боге и Его промысле. Бог привел мир в бытие и сотворил человека для того что бы сделать его причастником Своей Жизни Вечной. И отпавшего от Бога человека соединяет с Богом Крестная Жертва Христа Спасителя, и покорившегося смерти человека исцеляет Крест Христов на Котором претерпев плотью смерть Господь смертью смерть разрушил – победил смерть Своим Воскресением.

Когда-то, в начале IV века Константин Великий перед сражением с огромным войском гонителя христиан увидел на небесах знамение – Крест Господа – и слышал слова: «Сим победишь!» Константин возложил упование на Крест и победил, и стал первым христианским императором, и через него вся Римская империя стала поклоняться Кресту, преобразившись из языческой и богоборческой в христианскую. Именем Константина был назван город, новая столица империи, которую впоследствии историки назовут Византией. Именно от Византии восприняла христианство Россия, и так традиция поклонения Кресту как поклонения Христу воскресшему стала нашим достоянием, нашим участием в вечном Христовом Царстве.

Когда молимся мы перед иконами Спасителя, Его Пречистой Матери и святых, то икона для нас как окно в духовный мир, через созерцание иконы – образа, восходим мы к Первообразу.

А вот предстоя Кресту Господню, обращаемся мы и к силе самого Креста: «Радуйся, честный и животворящий Кресте Господень, помогает нам силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа во ад сшедшего и поправшего силу диавола».

Чудесная сила Креста – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, сделавшего орудие Своей смерти знамением победы и знамением нашего спасения. Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: