Евангельская история в проповедях

Крест и судьба человека

Крест и судьба человека Повествование о «Страстях» – страданиях и смерти Христа Спасителя, конечно же, зачастую является неким «камнем преткновения» для верующего сердца. Ведь Христос есть сама Жизнь! И как же тогда читать и слышать о том, что Жизнь так страдает и что Жизнь умирает?

С Воплощением Сына Божьего «Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму, потому что дела их были тьмой». И потому Единственный Святой и Безгрешный оказывается оклеветанным и осужденным на смерть. Но ни страдания, ни смерть Господа Иисуса Христа нельзя созерцать вне Его Воскресения. Потому что если бы не было Воскресения, то все, что тогда, 2000 лет назад, происходило со Христом, все, что Его окружало: предательство и трусость, ненависть и подлость, – было бы очередной травлей праведника, очередным неправедным судом, еще одним доказательством несправедливости и абсурдности нашей жизни, стало бы еще одной победой тьмы и того, кто делами тьмы заправляет и кого Господь назвал «отцом лжи» и «человекоубийцей от начала».

Но 2000 лет назад суд осудил не просто человека, но Самого Бога, ставшего человеком! И на Кресте люди казнили пришедшего к ним Бога. И все то, что происходило тогда, касается всех – и каждого человека, и всего человечества. Ведь в Господе, истинном Боге, заключено все мироздание, и в Нем, как в «Новом Адаме», заключено все человечество. История же человечества начинается тогда, когда согласно Библии, был сотворен человек – в шестой день и, согласно общему святоотеческому воззрению, в шестой час (то есть в середине дня). Именно в шестой день (неделя начиналась после дня седьмого – субботы) и в шестой час (иудейского исчисления) – в нашем, то есть римском времени – это период с 12 до 15 часов) Господь и взошел на Крест, чтобы воссоздать человека, искупить грех Адама и даровать человеку жизнь вечную. Церковь особо подчеркивает эту связь между Адамом земным и Адамом Небесным: в молитве – тропаре службы шестого часа – мы обращаемся ко Христу так: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех и согрещений наших рукописания раздери Христе Боже и спаси нас».

Когда на Кресте Господь произнес: «Свершилось» – это относилось не только к завершению Его земной жизни, но прежде всего к исполнению превечного Божественного замысла о мире. Согласно Священному Писанию и построенному на нем богословию Церкви, сотворению человека предшествует «совет» Пресвятой Троицы: всеведущий Бог знает, что, совершив грех, человек отпадет от Него, и, чтобы спасти человека, Самому Богу необходимо будет стать человеком. Но в падшем греховном мире Воплощение приведет к страданию и смерти – к Голгофе и Кресту. И Бог определяет спасение человека еще прежде его творения, определяет Воплощение, а значит, Смерть Сына Божьего и Его Воскресение.

Наш мир имеет свою предысторию, имеет начало и конец. Об этом говорит начало и конец Библии. Первая книга Библии говорит о том, что на самой заре человеческой истории, посреди рая, где жил Адам, помимо древа познания добра и зла росло и древо жизни, вкушая от него, Адам и Ева приобщались бы к вечности. Этот рай люди потеряли, когда послушали клеветника и поверили ему. Тогда и пришло в мир зло, и уже нельзя было позволить падшему человеку вкушать от древа жизни, чтобы зло, которое поселилось в нем, не получило протяжение вечности. Но в самой последней книге Писания Сам Господь говорит о том, что будет в Его вечном царстве: «Побеждающий наследует все. Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая» (Откр.2,7).

Между началом Библии и ее концом – вся человеческая история. И в ней Бог не оставляет нас – Он посылает в мир Своего Сына, Который побеждает смерть на Кресте. Подлинная жизнь для нас – это Сам Христос. И древо жизни – это Его Крест, «древо осуждения, из которого проросло древо жизни». Умерев на Кресте, Господь победил смерть Своим Воскресением! И потому Крест – символ спасения, знак вечной жизни и свидетельство любви Бога к нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Возлюбленного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: