Евангельская история в проповедях

День Пресвятой Троицы – День Рождения Церкви

День Пресвятой Троицы – День Рождения Церкви При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. <Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян.2,1-11)

Господь Иисус Христос перед Своим Вознесением обещал ученикам, что Он не оставит их и что Он с нами во все дни до скончания века. И вот проходит десять дней по Вознесении, и тогда исполняется обетование Христово: на учеников в виде огненных языков сходит Дух Святой Господь Животворящий. Этот праздник называется еще днем Пресвятой Троицы, потому что именно в этот день человеку дарована полнота Богооткровения и полнота Богообщения. И полнота этого Откровения – догмат о Пресвятой Троице. Откровение имеет свою историю: если «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указание о Божестве Духа; то ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание» – говорит певец Пресвятой Троицы святитель Григорий Богослов. И в центре учения о Пресвятой Троице – Личность Иисуса Христа Сына Божия. Вся полнота Богопознания явлена нам Воплощением Сына Божьего: «Его же ради Отца познахом, Его же рад сниде Дух Святой».

«Бога невидел никто никогда, Единородный Сын сущий в лоне Отчем той исповеда» – вся полнота ведения Бога Невидимого и Непознаваемого явлена Воплощением Сына Божьего, на вопрос ученика «Покажи нам Отца и довольно нам» ответившего: «Видевший Меня видел и Отца Моего Небесного». Познание Сына есть познание Отца, и «невидимое Сына есть Отец и видимое Отца есть Сын» (священномученик Ириней Лионский).

Сын открывает нам Отца, а Сам открывается в Духе Святом. И так же как и Сын, превечно от Отца Рожденный, воплощается в конкретном историческом времени. Так и Дух Святой, превечно от Отца исходящий, ниспосылается миру в определенный момент времени – Пятидесятницу.

Воплотившись, Господь в Себе исцеляет и освящает человеческое естество, затем Он Своим Воскресением дарует человеческой природе бессмертие, а затем Своим Вознесением возводит человечество в Духовное Небо. И когда это свершается, то и мы, каждый человек, становимся способными стать причастниками Божественного естества. И это начинается в день Пятидесятницы, когда в видении огненных язык сходит на учеников Дух Святой Господь Животворящий, и это продолжается в жизни каждого человека.

Целых пятьдесят дней, с самой Пасхи мы не обращали молитву к Царю Небесному – Духу Святому, и не потому, конечно, что в этот период Его не было в Церкви, а потому что в Церкви, в соответствии с ее календарем, мы не просто вспоминаем события священной истории, но и сами становимся их участниками. И каждый раз, совершая Божественную Литургию, священник в молитве вспоминает то, что случилось в третий час Пятидесятого дня по Воскресении и что продолжается доныне: «Господи, иже пресвятого Твоего Духа в Третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихся». К этому тропарю добавлены стихи пятидесятого псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей».

Святой Дух действовал и в эпоху Ветхого Завета, именно Духом предвозвещали грядущие события пророки, но тогда благодать была внешней, человек не мог вместить ее, и только после того, как Господь прославил человеческое естество, мы обрели возможность приходить к Богу, обретать с Ним единство, становиться причастниками Его Благодати. И встречаем мы Христа Спасителя в Церкви и Ее Таинствах, и Пятидесятница является днем рождения Церкви. И в Церкви все начинается с призывания Святого Духа, и в Церкви все совершается Святым Духом: священник благословляет, крестит, читает чинопоследование Таинств: все совершает Дух Святой, Господь Животворящий. Святым Духом прилагаются хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, Святым Духом созидается собрание верующих в Таинственное Тело Господне – в Церковь. И «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Рим. 8:16). Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: