Евангельская история в проповедях

Духов день

Духов день Смотрите, не пренебрегайте ни единым из малых сих! Ибо говорю вам, что их ангелы на небесах непрестанно лицезрят лик Отца Моего, Сущего на небесах. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вы думаете, если будет у некоего человека сто овец, и одна из них заблудится, разве не оставит он девяносто девять в горах и не пойдет искать ту, что заблудилась? И если удастся ему найти её, — воистину говорю вам: он радуется ей больше, нежели девяноста девяти, которые не заблудились.Так и нет на то воли Отца вашего, Сущего на небесах, чтобы погиб хоть один из малых сих. А когда согрешит брат твой пред тобою, иди к нему и обличи его наедине. Если он послушает тебя, ты вернул себе брата; а если не послушает, возьми с собой ещё одного или двух, дабы „устами двух или трех свидетелей подтверждено было каждое слово“. Если же он их ослушается, скажи Церкви; а если и Церкви ослушается, да будет он вам как язычник и как мытарь. Воистину говорю вам: что свяжете вы на земле, связано будет и на небе; и что разрешите на земле, разрешено будет и на небе. И ещё воистину говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им это дано от Отца Моего, Сущего на небесах. Ибо где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них». (Мф. 18.10-20)

Перевод Сергея Аверинцева

Афонский монах преподобный Силуан написал в своем дневнике: «Верьте, братья, что, если кому случится умирать при духовнике, скажет умирающий духовнику: Отче Святый, благослови меня видеть Господа в Царстве Небесном. И скажет духовник: “иди, чадо, и зри Господа”, то будет ему по благоволению духовника, потому что Дух Святой и на небе и на земле Тот же». Именно Святым Духом благословляет священник и действительно этот Дух – один и тот же на земле и небе. Об этом и говорил Господь Своим ученикам: «Примите Духа Святого, имже отпустите грехи, отпутятся им, и им же держате держатся». (Ин.20.22-23). Об этой связи земного и небесного Господь говорит еще и так: «Что будет связано на земле, будет связано и на небесах, и то, что будет разрешено на земле, будет разрешено и на небесах» (Мф. 16.19). Так после Воплощения Сына Божьего и схождения Духа Святого близко к человеку небо, близок к человеку Господь. И о нашей причастности Божественной благодати апостол пишет: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». В первые три века по Рождестве Христовом, в эпоху гонений на Церковь, в Римской Империи греческое слово «Кириос» – Господь – относилось к обожествляемому еще при жизни императору, а христиане, зная, что «идол в мире ничто» (1 Кор. 8.4), тем не менее не могли назвать человека словом, которым именовали они своего Воплотившегося Бога, ведь имя «Господь» в греческом переводе Писания заменяло Священное имя Бога, открытое еще Моисею – Сущий. И значит, это благодать Святого Духа давала человеку дар веры – признать Иисуса Господом, то есть Сущим Богом, и это благодать Святого Духа давала человеку силу исповедовать свою веру в Господа Иисуса вопреки страху смерти, которая следовала за отказ от божественного почитания императора. И значит, все мы, кто исповедует Иисуса Господом, тоже непостижимо причастны Святому Духу. Несмотря на свою духовную немощь и греховность, мы не чужие Богу. Преподобный Максим Исповедник написал такие удивительные слова: «Святой Дух пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, о всех промышляет и во всех возбуждает естественные семена добра, во всех, живущих по Христу, Он пребывает еще как и Усыновитель, а как Производитель Премудрости только в обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря Божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания». Именно Дух Святой Господь Животворящий, Который есть для нас Дух усыновления, прославляется на следующий по Пятидесятнице день. Литургийное чтение этого дня приводит нам слова Христа Спасителя, сказанные Им о Церкви.

В Евангелии Господь трижды произносит слово «Церковь», когда дает обетование об основании Церкви и о том, что «врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16.18). И еще дважды, и мы слышим это в сегодняшнем Евангельском чтении, когда на вопрос Петра о согрешающем и нераскаявшемся брате отвечает: «Скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Так же, как язычник-идолопоклонник, мытарь, собиравший для римской власти подати со своих сограждан, считался отлученным от израильского сообщества. Таким мытарем и был до своего призвания Матфей, ставший апостолом и евангелистом и запечатлевший слова Господа о Своей Церкви. Евангелие от Матфея часто называют «Церковным Евангелием» и потому, что именно здесь приведены слова Спасителя о Своей Церкви, и потому, что сам евангелист уделяет особое внимание общине учеников. И, зная по своему опыту, что Христос пришел «взыскать и спасти погибшее», Матфей вместе со словами о Церкви дает еще притчу Спасителя о том, что радость об одной обретенной заблудшей овце более нежели чем о девяносто девяти оставшихся и слова Господа о том что никогда нельзя презирать никого «из малых сих», потому что их Ангелы лицезреют Отца Небесного. В греческом тексте Евангелия от Матфея «церковь» – это «экклезия» – собрание. Собрание званых – призванных Самим Богом, собрание, которое освящается Господом и где мы, соединяясь с Господом в Таинствах и молитве, образуем место, где пребывает Господь, – Дом Божий. Так и говорит о нас апостол: «Дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр.3:6). И этот Дом – Церковь – созидается «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в Святой Храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»(Еф. 2.20-22).

Господь Иисус Христос открывается нам в Духе Святом, и в Духе Святом Господь действует, поэтому Церковь есть «Тело Его и полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1.23) – полнота Духа Святого. Святым Духом совершаются Таинства Церкви, и Святым Духом созидается Церковь как Тело Христово. И о тайне Церкви о Своем в Ней пребывании Господь говорит так: «Где двое или трое собраны ради имени Моего, там Я посреди их». Так непостижимо может быть близок к нам Господь, если мы объединены любовью и верою к Нему. Господь Иисус Христос есть образ Отца, образ Сына есть Дух Святой, а Сам Дух Святой остается неявленным. Владимир Лосский в XX веке высказал догадку о том, что, быть может, в жизни будущего века образом Святого Духа станут все святые. И это созвучно словам священномученика Иринея Лионского: «Господь придет, чтобы прославиться во святых Своих». Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: