Поиск по публикациям (нестрогое соответствие) :
Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 53 [показано 5]
  1. Чем неверующий Чехов интересен христианину? Степень соответствия запросу: 92,01%
    Фрагменты текста статьи :

    Чем неверующий Чехов интересен христианину

    ... Чем неверующий Чехов интересен христианину...
    ... Как великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову, который не раз говорил о том, что «он давно растерял всю веру», удавалось создавать произведения, созвучные духу и смыслу христианства... ... Чехов: быт или бытие... ... – Как Чехов относился к религии, менялось ли оно на протяжении его жизни, и если да, то как... ... – Оно менялось, потому что менялся сам Чехов как человек... ... По письмам Чехова и его разговорам с современниками видно, что он на протяжении всей жизни неоднократно твердил об отсутствии у себя веры... ... В 1892 году он пишет: «Религии у меня теперь нет»... ... Также об этом в мемуарах говорят люди, которые знали Чехова... ... – Чехов воспитывался в религиозной семье... ... Чехов, когда вспоминал годы детства, говорил, что когда он пел с братьями в церковном хоре в храме, то присутствующие умилялись и видели в них ангелов... ... Чехов позже говорил, что в таком религиозном воспитании всегда есть ширмочка: перед этой ширмочкой все кажется благообразным, а за ней – розги, наказания и так далее... ... Но при этом с самого раннего детства Чехов все равно воспитывался в лоне православной культуры... ... Брат его вспоминает, что не было ни одной Пасхи, чтобы Чехов пасхальную ночь провел дома: он обязательно шел слушать колокольный звон... ... Они у себя дома устраивали богослужения, и именно Чехов часто был инициатором этих богослужений с участием мужиков, жителей деревни... ... Так что можно уверенно сказать, что как минимум к обрядовой стороне Церкви Чехов сохранил интерес, он ее любил и хорошо знал... ... Я бы сказал, что в целом для Чехова характерно своего рода стилистическое согласие с христианством... ... – А как Чехова воспринимали его религиозные современники или исследователи его творчества... ... – Многие из поверхностно знавших Чехова считали, что его творчество лишено глубочайшего содержания, которое есть у Толстого, Достоевского... ... «Быт без бытия» – так Зинаида Гиппиус говорила о творчестве Чехова... ... То есть, Чехов прекрасно изображает земное, но бытийное ему не доступно... ... Или Солженицын говорил в разговоре с Варламом Шаламовым, что у Чехова нет устремления ввысь, поэтому он и не написал значительных, больших романов... ... Однако, несмотря на то, что многие глубоко верующие люди видели в Чехове чужого, в то же время многие столь же искренне верующие люди видели в Чехове христианина, находили у него недекларируемое христианство... ... Это отец Сергий Булгаков, Сергей Дурылин или Борис Зайцев, который в книге о Чехове дал свой портрет писателя... ... С Чеховым, который не раз говорил о своем безверии... ... – А как Чехов, например, относился к религиозным поискам Толстого, а также к религиозным взглядам и мотивам у Достоевского... ... И в зависимости от этого он выносит оценки своим героям... ... Чехов же так вопрос не ставит... ... Чехов описывает разные виды религиозности, погружения людей в религиозную веру... ... А «настоящая правда» в мире Чехова – это синоним понятия Бог... ... Так вот, по Чехову никто не знает настоящей правды... ... Можно сказать, что писатель всем своим творчеством изучает, как разные люди претендуют на знание настоящей правды... ... Это понятие настоящей правды у Чехова важно не только для его «Дуэли»... ... Перед самой смертью у Чехова была переписка по этому поводу... ... Чехова тоже пытались уговорить принять в этом участие, но он отказался... ... Итак, видно, что Чехов всю жизнь, как и Достоевский, и Толстой, был устремлен на проблемы веры, неверия, настоящей и ненастоящей веры, но те формы религиозности, с которыми он имел дело в своем окружении, казались ему незнанием настоящей правды... ... Однажды, когда у Чехова горлом пошла кровь и он лежал в клинике на Девичьем Поле, Толстой пришел навестить его... ... Толстой начал говорить о своем понимании божества, а Чехов потом рассказал, что понимание Бога как безличного начала, в котором растворено все живое, его тоже не удовлетворило... ... Самые знаменитые слова Чехова про веру: «Между "есть Бог" и "нет Бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец... ... Итак, Чехов пребывал в постоянном состоянии поиска, исканий настоящей правды... ... Нельзя представить Чехова как частицу, кружащуюся в броуновском движении между полюсами веры и атеизма... ... У Чехова были свои критерии соответствия или несоответствия настоящей правде... ... У Чехова были эти критерии, и он постоянно им сам следовал... ... Чехов построил три школы для крестьянских детей из своих не очень больших средств... ... – Но был ли у Чехова какой-то позитивный идеал... ... Во что верил сам Чехов... ... У Чехова же это все, связанное с человеческим пребыванием здесь, на земле... ... Во многом ситуация главного героя этого рассказа близка самому Чехову... ... Человек из низов, который достиг высот, которых он вообще максимально мог достичь в своей жизни... ... Чехов и сам был словно архиерей в русской литературе... ... Солженицын в своей статье о Чехове говорил, что он совсем не показал архиерея в деле, там нет архиерейской жизни... ... Но в том и была цель Чехова: увидеть в архиерее человека, не сан, не должность... ... – То есть, Чехов вложил в этот образ очень много личного... ... – Конечно, Чехов не изображал реального архиерея, хотя известен реальный прототип рассказа... ... Однако Чехов писал в первую очередь о себе, о своей ситуации... ... Он вложил в художественный образ то, чем сам жил в последние годы своей жизни... ... Так же было и у Чехова... ... И этого же Чехов ждал и по отношению к самому себе... ... Тема ухода у Чехова вообще часто присутствует в его последних произведениях... ... А еще раньше Николай Лесков написал «Мелочи архиерейской жизни», прямо-таки обличительные по отношению к епископату... ... А у Чехова совсем не было уклона в разоблачительство... ... Он издевательски изображает в романе Литургию, демонстрирует свое абсолютное неприятие церковных обрядов, но у Толстого антиклерикальное, антицерковное в то же время явно связано с религиозным... ... Чехов в отличие от Толстого изображает светлые чувства архиерея во время службы, но при этом он не говорит, как следует служить в церкви... ... Хотя у Чехова есть и отрицательные образы священнослужителей... ... То есть, вера по Чехову может сочетаться со злыми, греховными делами... ... – Скажите, чем Чехов вообще может быть интересен для христианина... ... – Хотя Чехов и говорил о своем неверии, тем не менее, его проблемы и поиски строились вокруг тех же вопросов, которые мучили Достоевского и Толстого... ... По-настоящему Бога никому не дано знать, думал Чехов: «Никто не знает настоящей правды»... ... И проблема веры для Чехова – не спокойное пребывание в состоянии веры, а ее постоянный и беспокойный поиск... ... Я думаю, что такое понимание веры, религии тоже может представлять для христианина определенный интерес... ... Кроме того, Чехов обладал колоссальным художественным даром, мог выразить в слове самые разные состояния человеческой души... ... Разве не интересно поэтому верующему человеку посмотреть, как Чехов изображал того же архиерея... ... Так что я думаю, что Чехов для христианина может быть интересен с разных точек зрения: и как гениальный художник и писатель, и как человек, который тоже размышлял над проблемами веры и неверия... ... – А правда, что своим любимым рассказом Чехов считал рассказ «Студент»... ... И в конце этого небольшого рассказа студент идет и думает о том, что если женщин так тронула эта история про Петра и Христа, значит, все это живо, и все это было по-настоящему: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра»... ... Вообще определяющими для поэтики Чехова являются два понятия – правда и красота... ... Но Чехов все равно ищет, как и в таком мире себя вдруг проявляет красота: чистый белый снег на грязной земле, красота вдруг промелькнувшего женского лица, закат солнца летом на море и т... ... Чехов и политика – Каково было отношение Чехова к русской интеллигенции того времени... ... С одной стороны, Чехов – эталон русской интеллигенции, он сам к ней принадлежал... ... И в то же время никто так не был строг и непримирим к современной интеллигенции, как Чехов... ... Чехова «Человек в футляре»... ... 1941 Еще Чехову был крайне неприятен такой недостаток русской интеллигенции, который он называл партийностью... ... Но Чехов говорил, что вся эта партийность, деление на наших и не наших – сухо и бездарно... ... Чехов в политику не углублялся, в отличие от Горького, который быстро выбрал себе политические ориентиры... ... Но это стремление к противопоставлению и абсолютизации своих взглядов, которое позже пышным цветом расцветет среди разных партий, Чехов предчувствовал, и оно казалось ему неприемлемым... ... Если бы Чехов прожил дольше, он показал бы неправду и той, и другой стороны... ... – Как Вы думаете, как бы Чехов встретил революцию 1905 года... ... Между прочим, покойный Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, что Чехов ошибся, когда сказал, что революции в России никогда не будет... ... Но Чехов это сказал в конце 80-х годов 19 века, когда он написал повесть «Степь»... ... Но зато поздние произведения Чехова скорее предвещают революцию... ... Чехов словно показал, что от всего подобного можно ждать только революции... ... – То есть, он не желал поражения своей стране, как радикальная интеллигенция того времени... ... – Если говорить об отношении Чехова к политическим радикалам, то, например, тот факт, что актриса Мария Ермолова считала себя социал-демократкой, у Чехова вызывал улыбку... ... Хотя Чехов ждал и желал конституции... ... Также, когда воцарился Николай Второй, Чехов подписал одно письмо царю, в котором просили об упразднении предварительной цензуры... ... Группа писателей и журналистов обратилась к царю с такой просьбой, и Чехов был в их числе... ... В целом Чехов придерживался скорее демократических взглядов, но от участия в политических акциях он всегда воздерживался...
    Подробнее: http://www.zavet.ru/a/post_1413872230.html



  2. Божественный дар веры и атеистические мировоззрение Степень соответствия запросу: 3,07%
    Фрагменты текста статьи :
    ... Из истории других религий подобные случаи даже и не припомню, уж слишком там всё происходило гладко... ... Принимая во внимание неоспоримость аргументов в пользу религии в сравнении с атеизмом, переходим к выбору, какое из вероисповеданий нас в наибольшей степени приближает к Богу, носит явно боговдохновенный характер... ... ПРЕДПОСЫЛКИ К ПРИЗНАНИЮ ИСТИННОСТИ ОДНОЙ ИЗ РЕЛИГИЙ Казалось бы, на первый взгляд перед нами большое количество религий, и все говорят о своей исключительности... ... Для ясности картины можно составить классификацию, по которой произойдёт сепарация, поскольку целые группы, десятки религиозных течений являются ответвлением от основных фундаментальных религий... ... Не вдаваясь в подробности и детали, привожу четыре общемировые религии: 1... ... Есть и другие религии, не входящие в эти группы, которые можно просто отнести к группе харизматических религий, т... ... Если уж мы задаёмся вопросом поиска религии с наибольшей степенью подтверждения ее истинности, сразу же начну с христианства как наиболее выделяющегося среди всех своими сильными аргументами и особенностями, ведущими к признанию немирского происхождения... ... Первое свидетельство уже было преподнесено — это беспрецедентные факты добровольного мученичества, когда переживание Бога затмевает все переживания земного характера и дает осознание того, что всё это «суета сует и томление духа»... ... Может, это хорошо переделанная, перетрансформированная версия более ранней религии... ... Ничего подобного ни в каких религиях не было... ... В те времена религии носили мифический характер... ... Христианство принципиально, в корне отличалось от ранее существовавшего отношения к Богу, если сказать проще — от «народных традиций»... ... Только в 313 году императором Константином был издан Миланский эдикт о признании христианства как государственной религии, до этого момента верующих жестоко наказывали, притесняли, а в отдельные периоды массово казнили... ... Или мы будем упорствовать и делать вид, что этого не было, или признаем: христианство как религия во всём истинно, во всём духовно, во всём боговдохновенно, иначе говоря — сверхъестественно... ... Ни в какой другой религии ничего подобного не было, по всем перечисленным пунктам... ... ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ И ХРИСТИАНСТВО В христианстве как религии достаточно много ответвлений... ... Все религии обращены к человеку, все предлагают спасение и все имеют в своём лексиконе понятие грех... ... Ну а если в корне заболело всё человечество в целом, назрела необходимость прийти на помощь Тому, Кто сотворил этот свет... ... Зачастую представители религий не работают со своей паствой в духовном смысле, не пытаются изменить свойства и состояние души, так как даже и не знают истинную потребность души иметь тягу к Богу... ... Нам это неприятно осознавать, но если посмотреть объективно со стороны на это глобальное падение, то мы вынуждены будем признать, что та религия права и близка к истине, которая это глубоко переживает, об этом вопиет и взывает... ... Так как именно эта симптоматика является ключевой, то, соответственно, эта религия имеет правильные средства лечения недуга, со своей многовековой историей и величайшим опытом... ... Исходя из отношения людей ко всему происходящему, их можно разделить на несколько групп... ... В общем они чаще всего выражали следующее: «Мы, дорогой отец наш, самый близкий и родной для нас человек, тебя одного любим больше всего на свете... ... Вторые — осознавшие никчёмность такого бытия, «суету сует», неудовлетворенные низменными потребностями, так как и наслаждения приедаются и становятся безвкусными...
    Подробнее: http://www.zavet.ru/a/post_1392014167.html



  3. Новые атеисты Степень соответствия запросу: 2,16%
    Фрагменты текста статьи :

    Майкл Руз

    ... Все эти авторы объединены убеждением в том, что религия не только ложна, но и является источником едва ли не всех человеческих зол и бед...
    ... Религия — «величайший источник ненависти в мире», «корень всего зла», «опасные и беззаконные верования», которые «угрожают самому существованию человечества»... ... В этом отношении «новые атеисты» похожи на другие идеологические группы, обнаружившие, наконец, источник всех невзгод: идет ли речь о терроризме, этнических конфликтах, войнах, бедности, вандализме, загрязнении окружающей среды, пропаже воды в кране — мы уже заранее знаем диагноз (во всем виновата религия) и способ лечения (от религии надо избавляться)... ... Например, Майкл Руз, известный философ-атеист, пишет: «Во-первых, хотя я и неверующий, я не думаю, (в отличие от „новых атеистов“), что религия — обязательно злая и пагубная вещь... ... Конечно, от имени религии совершались и злые дела — но очень часто в человеческих конфликтах религия не единственная и даже не основная причина... ... Другой известный атеист, Джулиан Баггини, пишет, что «новые атеисты» «неправильно понимают как атеизм, так и религию» (4)... ... Вред религии и польза водки Еще один упрек, предъявляемый «новым атеистам», — это неспособность следовать в отношении религии тем самым стандартам научности, которые они так превозносят... ... Например, по мнению британского теолога Алистера Макграта, их «критика религии основана на рассказах с чужих слов и анекдотических свидетельствах вместо серьезных исследований и отличается скорее риторикой, чем рациональностью» (5)... ... Антирелигиозная риторика «новых атеистов» (впрочем, как и старых) использует тот же прием: вот вам примеры религиозных злодеев, сумасшедших и разного рода чудаков, вот «каждому известные» ужасы инквизиции и крестовых походов и — готово, мы обосновали, что религия — зло... ... значит, религия должна приносить людям какую-то существенную пользу, что подрывает тезис об ее исключительном вреде... ... Однако главная проблема, с которой сталкивается тезис «все зло от религии», — это пример свирепых атеистических диктатур ХХ века... ... Вот что он пишет в своей книге «Ярость богоборцев» («Rage against God»): «Христиане должны признать то зло, которое творилось от имени религии... ... Это гораздо большая проблема для атеистов, чем для христиан, потому что атеисты используют этот аргумент [от исторических преступлений], чтобы показать, что религия делает положение хуже, чем оно было бы без нее... ... Однако, напротив, он показывает только то, что религия не может полностью сдержать человеческую способность творить зло...
    Подробнее: http://www.zavet.ru/a/post_1335391201.html



  4. Митр. Сурожский Антоний: “Скажи мне имя Твое” (Быт 32:29). Степень соответствия запросу: 1,63%
    Фрагменты текста статьи :

    Антоний Сурожский

    ... Из того, что я уже сказал, и постоянного фона предпосылок, ясно, что молитва есть отношения, встреча, средство и путь к взаимоотношениям с Живым Богом...
    ... А поскольку это вопрос взаимоотношений, я хочу начать с чего-то, что в равной мере касается и молитвы и человеческих отношений... ... Отношения становятся личными и живыми, когда начинаешь выделять человека из толпы... ... иначе говоря, когда этот человек становится единственным в своем роде, когда он перестает быть безликим анонимом... ... Мы говорим в третьем лице, когда чувствуем, что один человек легко может быть заменен другим, потому что отношения строятся функционально, а не лично, и данная функция может быть заполнена кем-то другим... ... Вы прекрасно знаете, я уверен, что можно иметь с кем-либо отношения "я и ты" или же "я и оно"... ... , начинаешь думать о Нем "на Ты", когда отношения из третьего лица переходят в первое и второе лицо... ... Есть и еще одно в теплых человеческих отношениях: это когда мы нащупываем, подыскиваем, как называть человека... ... Если вместо того, чтобы думать о фамилии, подумать о наследственности, о генеалогии – не это ли самое мы находим в двух Евангелиях по отношению ко Христу... ... В отличие от прозвища, выражающего неповторимость человека и неповторимость наших с ним отношений, фамилия – через этого неповторимого человека – нас вдруг связывает с целым миром людей... ... Это имя определяет нашу абсолютную и неповторимую единственность по отношению к Богу... ... Если мы называем людей Богу без осмысления данного имени, произнося его, как ярлык, не имеющий глубины, то отношения наши очень недорого стоят... ... Я не хочу сказать, что не следует разделять отношение, общее всем людям... ... Если в процессе поиска, где же именно ты стоишь по отношению к Богу, насколько ты отчужден и далек – настанет время стучаться, идти всё глубже и глубже внутрь себя, направляя молитву на себя, до точки, где есть дверь, куда постучаться, где она может быть открыта – то наступит минута, когда дверь будет открыта, – но у тебя должно быть для Бога имя... ... но останутся слова, имена, которые личны, принадлежат именно тебе и которые станут подлинным взаимоотношением и подлинным средством быть в отношениях с Живым Богом...
    Подробнее: http://www.zavet.ru/a/post_1361249121.html



  5. Обыденность подвига: Есфирь, Асенеф, святая Екатерина Степень соответствия запросу: 1,12%
    Фрагменты текста статьи :

    Есфирь Esther

    ... Обыденность подвига: Есфирь, Асенеф, святая Екатерина Автор: Бессонов Игорь , кандидат филологических наук В современной православной литературе и прессе мы часто можем встретить рассуждения о том, какой должна быть православная женщина, каким образом она должна строить отношения с окружающим миром...
    ... Все они, будучи разными, но в принципе обычными и понятными нам женщинами, благодаря своей вере совершают выдающиеся поступки, способные стать примером для других людей... ... Она героиня не по своему характеру, а в силу ситуации, в которой она оказалась... ... Мы доподлинно не знаем, как ей живется в царском дворце и каковы ее отношения с мужем, но текст книги Eсфири дает нам понять, что все обстоит далеко не так гладко и благополучно, как можно было бы подумать из упоминания о том, что «полюбил царь Есфирь более всех жен»... ... Она по совету Мардохея не говорит никому о «народе своем и о родстве своем» и не говорит об этом, даже выйдя замуж за Артаксеркса... ... Есфирь наверняка понимает, что в его отношении к ней наступило охлаждение... ... Это женщина, которая мирится со своей судьбой и с окружающей ее действительностью... ... Но она мирится с такой жизнью, по возможности старается найти какой-то компромисс между своим внутренним настроем и социальными требованиями... ... И в этом отношении Есфирь (как и ее дядя Мардохей) может быть примером, показывающим, что можно находиться в чужом тебе окружении, оставаясь верующим, сохраняя свою внутреннюю позицию – пусть даже не бросающуюся в глаза... ... В Египте, в то время когда Иосиф уже был назначен фараоном своим главным советником, в Гелиополе жил жрец и царский вельможа Пентефрий у которого была красавица-дочь Асенеф... ... Не сей ли сын пастуха из земли Ханаанской, оставленный отцом своим... ... Не сей ли возлег с госпожою своею, и господин вверг его в узилище... ... Своим резким ответом Асенеф приводит отца в смущение: «Услышав сие, Пентефрий стыдился говорить далее дочери своей об Иосифе, ибо с надмением и гневом отвечала ему»... ... После этого Асенеф ушла в свои покои «и пала на ложе свое без сил... ... Вечером Асенеф запирается в своей комнате и, облачившись в траурную одежду, семь дней плачет и кается в своих грехах... ... она раскаивается в своем поклонении языческим богам и в своей гордыне и надменности... ... Все ее недостатки были недостатками ее воспитания и ее среды: она следовала своей суеверной религии, любила дорогие одежды и драгоценности, была о себе высокого мнения, как всякая красивая девушка из богатой и знатной семьи – поэтому и к другим относилась свысока... ... Она вдруг осознает пустоту и греховность своей обычной жизни, ее отделенность от Бога... ... Она чувствует себя совершенно растерянной и одинокой, сравнивая себя с ребенком: «Избави меня от гонящих меня, ибо к Тебе прибегла я, как дитя к отцу своему и матери, и Ты Господи, простри руки Твои надо мной, как Отец чадолюбивый и многомилостивый»... ... Асенеф к концу своей молитвы готова ради веры отказаться от родительской семьи и своего социального статуса... ... В «блондинке» или, напротив, гордой интеллектуалке, вдруг осознавшей пустоту своей жизни, решившей прийти в Церковь, исповедоваться и причаститься, а затем создавшей православную семью мы вполне можем увидеть современную версию Асенеф... ... Она к своим 18 годам уже хорошо изучила греческую и римскую литературу и философию... ... Она говорит родителям: «Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености»... ... Озадаченная своим сном, она приходит к старцу и, получив от него знания о христианской вере, принимает крещение... ... Автор жития пишет: «Когда сие происходило, благочестивая и прекраснейшая Екатерина, при виде такого пагубного соблазна душ человеческих, жестоко была уязвлена в сердце своем, скорбя об их погибели... ... Она надеется убедить императора отказаться от язычества или хотя бы подействовать своим примером на его приближенных и народ... ... Тут выясняется, что для Максимина Екатерина интересна, в первую очередь, не как государственная преступница, исповедующая недозволенную религию, и, уж конечно, не как оппонент в религиозных спорах, - она привлекает известного своей сладострастностью императора как женщина... ... однако он не хочет оставить за ней интеллектуальную победу и поручает это своим ученым... ... Екатерина во время диспута озвучивает хорошо известные ей аргументы христианских апологетов и критиков языческой религии... ... Но думается, что в данном случае перед нами в своей основе один психологический тип верующей женщины, способной и на праведную и счастливую мирскую жизнь и на героическое исповедничество...
    Подробнее: http://www.zavet.ru/a/post_1351235894.html



История внешних поисковых запросов



E-mail подписка: