Евангельская история в проповедях

О тайне Креста

О тайне Креста

Если мы хоть немного осознаем, что наша связь с Богом крепче всех человеческих отношений, что Бог нам ближе, чем кто-либо или что-либо, потому что Царство Божие должно жить в наших сердцах – если это хоть немного нас да касается, то как же тогда тяжело слышать о страданиях и смерти Богочеловека.

Но только пройдя через ту ночь, через ту тьму, которая опустилась на землю в день Распятия, мы сможем понять, чем стало Воскресение для апостолов, когда «еще же неверующим им от радости и чудящимся» (Лк. 24,41) явился воскресший Господь.

А ведь казалось, жизнь иссякла, потеряла какой бы то ни было смысл, ведь Тот, Кого они исповедовали Христом – Сыном Живого Бога, Тот, Кто претворял воду в вино, пятью хлебами насыщал пять тысяч, Тот, Кто воскрешал мертвых, Тот, ради Которого апостолы оставили все, чтобы следовать за Ним, оказался арестован, казнен, погребен.

Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, Господь рождается человеком от Девы Марии. И вот Он еще не вышел на проповедь, еще не сотворил ни единого чуда, Он еще только младенец, а Его уже хотят убить. Пройдут годы, и Господь скажет людям, в которых не вмещалось Слово Его: «Вы ищете убить Меня, человека, Который сказал вам истину, которую слышал от Бога» (Ин. 8,40).

С Воплощением Сына Божьего «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму» (Ин. 3,19). И потому Воплощенного Бога изгоняют из мира на Голгофу, на Крест.

В этой истории много действующих лиц, и все они по-разному участвуют в происходящем: кто-то следует за Господом и стоит у Креста, кто-то в страхе бежит; кому-то просто все равно, его это не касается (так и сегодня большинство наших современников признают бытие Бога, но считают, что к ним это не имеет никакого отношения): кто-то демонстративно умывает руки, а кто-то с большим усердием участвует в делах тьмы: лжесвидетели, тупая и жаждущая крови толпа, скандирующая: «Распни, распни Его!»; подлая прислуга в архиерейском доме и грубые римские солдаты…

И кто-то не знает, не понимает, не ведает, что творит, а кто-то знает и даже комментирует все происходящее словами мессианского псалма: «Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его» (Пс. 21,9; Мф. 27,45).

Что ж, если Мессия таков: Он обвиняет законников и фарисеев, проповедует любовь; а Его заповеди ставят человека перед необходимостью самоотречения, и все, что Он может предложить Своим ученикам, – это следовать за Ним в этой маленькой и полунищей общине.

Такого Мессию можно подвинуть, вывести из истории, из Иерусалима, выгнать на Голгофу и на Крест. Как в Притче о злых виноградарях: «Пошлю к ним Сына Моего возлюбленного, может быть, увидев Его, постыдятся» (Лк. 20,13) – говорит Господин виноградника, а злые говорят: «Это наследник, пойдем, убьем Его, и наследство будет наше» (Лк. 20,4).

И человек убивает Возлюбленного Сына Божьего. Господь принимает смерть на Кресте. И Крест есть свидетельство о человеке, мире и о Боге. Крест говорит о том, как же ужасен может быть человек, придумавший крест как орудие пытки и казни для себе подобных, Крест говорит о том, что наш мир искажен настолько, что в нем не нашлось иного места для Бога, кроме Креста, но прежде всего Крест свидетель того, каков наш Бог. Крест говорит о том, что Бог есть Любовь Которая умирает за человека. Крест говорит о том, что Бог, будучи Бессмертным, умирает как человек, что Бог, будучи Бесстрастным страдает на Кресте, – и все это «нас ради человек и нашего ради спасения». Преподобный Максим Исповедник написал: «Познавший таинства Креста и Гроба Господня познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие».

Бог привел мир в бытие и сотворил человека для того, чтобы сделать его причастником Своей Жизни Вечной. И отпавшего от Бога человека соединяет с Богом Крестная Жертва Христа Спасителя, и покорившегося смерти человека исцеляет Крест Христов, на Котором, претерпев плотью смерть Господь смертью смерть разрушил – победил смерть Своим Воскресением.

В «Воскресении Христовом мы все участвуем и будем участвовать», – говорит святитель Григорий Палама. Уже участвуем, потому что залог вечной жизни уже дарован нам в Церкви в Ее Таинствах – в причастии Воскресшему Христу. А будем участвовать, потому что Отец, «воскресивший Господа Иисуса, воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собой с вами» (2 Кор. 4,14).

И, размышляя над Тайной смерти Богочеловека, предстоя Кресту Господню, осознаем, что Господь был предан лютой и мучительной смерти не потому, что тогда, тысячелетия назад, в Иерусалиме жили какие-то особо злые и подлые люди, – нет, Господа привели на Крест грехи всего мира, грехи всех людей, тех, кто жили до Воплощения Сына Божьего, тех, кто был современниками Его земного служения и всех тех, кто приходил и приходит в мир. Это за нас, за каждого умер Христос на Кресте. Это наши грехи и это мой грех привел Безгрешного и Святого на Крест. Мы прощены от грехов драгоценной Кровью Христа Бога и искуплены для вечности Его смертью. И если так возлюбил нас Бог, до Креста и Погребения, то и мы не можем жить, как прежде, жить только для себя, мы должны жить и для Него, Христа Бога нашего. Так и говорит апостол: «Никто из нас для себя не живет и для себя не умирает, но живем ли мы, для Христа живем, умираем – для Христа умираем, ибо, всегда Христовы!» (Рим.4,7-8) Аминь.


Православные книги

E-mail подписка: